Диагностическая работа для обучающихся 9 класса по русскому языку за 1 полугодие
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Дынник Юлия Сергеевна

Диагностическая работа включает задания для контроля освоения крупных содержательных разделов учебного предмета. Для классификации элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся общеобразовательных учреждений используется «Кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования по русскому языку», который составлен на базе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку  (Приказ  Минобрнауки РФ  от 17.12.2010 № 1897).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Спецификация

диагностической работы для обучающихся 9 класса по русскому языку  

за 1 полугодие 2018-2019 учебный год

 

1. Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку обучающихся 9 класса. Диагностическая работа включает задания для контроля освоения крупных содержательных разделов учебного предмета. Для классификации элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся общеобразовательных учреждений используется «Кодификатор требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования по русскому языку», который составлен на базе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования по русскому языку  (Приказ  Минобрнауки РФ  от 17.12.2010 № 1897).

2. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Намеченный в ФГОС основного общего образования компетентностный подход отражается в содержании работы. Работа проверяет лингвистическую компетенцию обучающихся (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом, а также опознавательные, классификационные, аналитические учебно-языковые умения и навыки). О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных). Коммуникативная компетенция проверяется в работе на уровне владения обучающимися продуктивными и рецептивными навыками речевой деятельности.

3. Структура КИМ

Диагностическая работа по русскому языку за 1 полугодие  включает 13 заданий. При этом работа состоит из двух частей. Первая часть представляет собой устную работу (задание 1). Вторая часть представляет собой письменную работу и состоит из 12 заданий (задания 2-13).

Устная и письменная части диагностической работы не зависят друг от друга и могут выполняться в разные дни в любой последовательности.

В диагностическую работу по русскому языку включены задания открытого типа, требующие краткого или развернутого ответа учащегося.

4. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности.

Распределение заданий диагностической работы по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык» представлено в таблице.

Содержательные разделы

Максимальный  балл

Речевая деятельность: выразительное чтение, осложнённое изложение, сочинение

20

Наука о языке: синтаксис

6

Анализ языковых единиц: слово, предложение, текст

4

Нормы языка: синтаксис, орфография, пунктуация

3

Итого

33

Распределение заданий КИМ по позициям кодификатора представлено в таблице.

Обобщенный код проверяемых результатов

Число заданий в варианте

I

3

IV

3

V

4

VII

3

5. Распределение заданий по уровням сложности

Задания диагностической работы проверяет усвоение учащимися учебного материала на базовом уровне сложности.

Распределение заданий диагностической работы по уровню сложности показано в таблице.

Уровень сложности

заданий

Количество

заданий

Максимальный балл

Базовый

10

27

Повышенный

2

3

Высокий

1

3

Итого

13

33

6. Время выполнения варианта КИМ

        Работы проводится в конце 2 четверти (1 полугодия).

        На выполнение диагностической работы отводится 2 часа 00 минут (120 минут). На выполнение части 1 (устной части) диагностической работы даётся не более 10 мин. На выполнение части 2 (письменной части) диагностической работы даётся 1 час 50 мин.

        Устная и письменная части диагностической работы не зависят друг от друга и  выполняются в разные дни в любой последовательности.

7. План варианта КИМ

Обозначение задания в работе

Проверяемые    элементы   содержания

Коды проверяемых элементов содержания по кодификатору

Уровень сложности задания

Макс. балл за выполнение задания

Примерное время выполнения  задания  (мин.)

1

Выразительное  чтение

I.2; VII

Б

4

10

2

Осложнённое изложение

I.1; I.3; I.6; VII

Б

10

30

3

Синтаксис

IV.13; IV.15; IV.18

Б

1

4

4

Синтаксис

IV.12; IV.13; IV.15; IV.18

В

3

7

5

Синтаксис

IV.12; IV.13; IV.15; IV.18

П

2

6

6

Соблюдение синтаксических норм

VII.7

Б

1

4

7

Соблюдение  орфографических  норм

VII.10

Б

1

4

8

Соблюдение  пунктуационных   норм

VII.11

Б

1

4

9

Пунктуационный анализ предложения

V.3

Б

1

4

10

Анализ слов, предложений, текста

V

Б

1

7

11

Анализ средств связи предложений в тексте

V.8

П

1

5

12

Анализ выразительных   средств

V.11

Б

1

5

13

Сочинение

I.12; VII

Б

6

30

Всего заданий - 13; из них по типу заданий: с кратким ответом - 8; с развернутым ответом - 5; по уровню сложности: Б - 10; П - 2; В - 1.  Максимальный первичный балл – 33.    Общее время выполнения работы - 2 часа 00 мин

8. Система оценивания выполнения заданий

Распределение заданий разных типов представлено в таблице.

Количество

заданий

Максимальный

балл

Тип заданий

Устная часть

1

4

Выразительное чтение

Письменная часть

4

21

С развернутым ответом

8

8

С кратким ответом

В диагностическую работу по русскому языку включено 13 заданий.

Задания 3 и 6-12 с кратким ответом в виде одной цифры, набора цифр, слова, словосочетания или предложения считаются выполненными, если записанные в ответе цифра, набор цифр или слово (словосочетание, предложение) совпадают с верным ответом. Каждое из таких заданий оценивается 1 баллом.

Задания 1, 2, 4, 5 и 13 являются заданиями с развернутым ответом и оцениваются экспертом (учителем) с учетом правильности и полноты ответа. Ниже для каждого задания приводится подробная инструкция, в которой указывается, за что выставляется каждый балл - от нуля до максимального балла.

Критерии оценивания заданий

Критерии оценивания чтения вслух

Баллы

Интонация соответствует пунктуационному оформлению текстов

1

Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текстов

0

Темп чтения соответствует коммуникативной задаче

1

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче

0

Максимальное количество баллов

2

Критерии оценивания правильности речи при чтении

Баллы

Грамматические, орфоэпические, речевые ошибки, искажения слов отсутствуют

2

Допущено не более трёх грамматических, орфоэпических, речевых ошибок, искажений слов

1

Допущено более трёх грамматических, орфоэпических, речевых ошибок, искажений слов

0

Максимальное количество баллов

2

         Максимальное количество баллов за чтение текстов - 4.

Оценивание задания № 1

Оценивание задания № 2

Критерии оценивания осложнённого изложения

Баллы

Содержание изложения

Обучающийся точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы

2

Обучающийся передал основное содержание прослушанного текста, но   упустил или добавил 1 микротему

1

Обучающийся передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы

0

Работа с высказыванием

Приведённое высказывание включено в текст изложения уместно, логично

1

Приведённое высказывание включено в текст изложения не уместно и/или не логично, или  приведённое высказывание не включено в текст изложения

0

Способы   цитирования

Ошибок нет

1

Допущены ошибки при цитировании (одна и более)

0

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или  в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста

1

В работе учащегося просматривается коммуникативный замысел,   но   допущено более 1 логической ошибки, и/или   имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста

0

Максимальное количество баллов

5

Критерии оценивания грамотности и фактической точности речи

осложнённого изложения

Баллы

Соблюдение орфографиических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки

1

Допущено 2 и более ошибки

0

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки

1

Допущено 2 и более ошибки

0

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет

1

Допущено 1 и более ошибок

0

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок

1

Допущено 3 и более ошибки

0

Фактическая точность письменной  речи

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет

1

Допущена 1 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов

0

Максимальное количество баллов

5

Максимальное количество баллов за осложненное изложение

10

Оценивание задания № 4

Критерии оценивания правильности ответа

Баллы

Составлено 3 предложения, соответствующих заданным характеристикам

3

Составлено 2 предложения, соответствующих заданным характеристикам

2

Составлено 1 предложение, соответствующее заданным характеристикам

1

Составленное(-ые) предложение(-я) не соответствует(-ют) заданным характеристикам,

или обучающийся не составил предложения

0

Примерный ответ:

Мы живём среди кристаллов, кроме того, мы широко используем их в нашей повседневной жизни.

Даже в живом организме существуют кристаллы, и они в своё время образовали особые молекулы.

Молекулы, которые дали начало жизни на планете.

Максимальное количество баллов

3

Оценивание задания № 5

Критерии оценивания правильности ответа

Баллы

Правильно составлено не менее 2 предложений, дана их характеристика

2

Правильно составлено 1 предложение, дана его характеристика

1

Неправильно составлено(-ы) предложение(-я), или

учащийся не составил предложения

0

Примерный ответ (достаточно двух примеров):

Осенью льют дожди и насыщают землю влагой. (Предл. простое с однор. членами.)

Когда осенью льют дожди, земля насыщается влагой. (Предл. сложноподч.)

Так как осенью льют дожди, земля насыщается влагой. (Предл. сложноподч.)

Если осенью льют дожди, земля насыщается влагой. (Предл. сложноподч.)

Осенью льют дожди, земля насыщается влагой. (Предл. сложное бессоюзное.)

Осенью льют дожди - земля насыщается влагой. (Предл. сложное бессоюзное.)

Максимальное количество баллов

2

Оценивание задания № 13

Критерии оценивания сочинения

Баллы

Толкование понятия

Обучающийся (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

2

Обучающийся (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его

1

Обучающийся  дал неверное определение, или толкование слова в работе обучающегося отсутствует

0

Наличие примера-аргумента

Обучающийся привёл не менее одного примера-аргумента из прочитанного текста или с опорой на картину

1

Обучающийся  не привёл ни одного примера-аргумента

0

Речевое оформление

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена

1

Изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна и более)

0

Грамотность речи

Орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые ошибки отсутствуют

2

Допущено не более трёх ошибок

1

Допущено более трёх ошибок

0

Максимальное количество баллов

6

Максимальное количество баллов за диагностическую работу - 33. Индивидуальная оценка определяется суммарным баллом, набранным обучающимся по результатам выполнения всей работы. На основании суммарного балла фиксируются результаты по трем уровням подготовки:

0-15 баллов - низкий уровень;

16-27 баллов - средний уровень;

28-33 баллов - высокий уровень.

9. Дополнительные материалы и оборудование

Дополнительные материалы для проведения диагностической работы не требуются.

10. Условия проведения (требования к специалистам).

        Данную диагностическую работу может проводить учитель, который преподает предмет в данном классе.

11. Рекомендации по подготовке к работе.

Специальной подготовки обучающихся к выполнению диагностической  работы не требуется. В процессе её выполнения обучающиеся должны продемонстрировать то, чему они научились за 1 полугодие в 9 классе. Обучающихся нужно проинформировать о дате проведения работы.

Рекомендации для учителя по проведению работы

В процессе выполнения работы следует соблюдать следующие основные правила:

  1. Проведение работы осуществляется в соответствии со сценарием, приведённым в Инструкции.
  2. Работа выполняется на специально подготовленных листах, которые раздаются обучающимся. Не следует предлагать обучающимся сначала выполнить работу на черновике, а потом переписать её в бланк. Если по ходу работы необходимо сделать какие-либо пометки в тексте, то можно это сделать в самой работе: в тексте, на полях или на черновике.
  3. В процессе работы никто не должен помогать обучающимся. Если ученик затрудняется в выполнении того или иного задания, необходимо посоветовать ему перейти к следующему заданию.

КИМ

диагностической работы для обучающихся 9 класса по русскому языку  

за 1 полугодие 2018-2019 учебный год

  1. Инструкция для обучающихся

Эта инструкция поможет Вам правильно организовать своё время и успешно выполнить работу.

На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 2 часа (120 минут).

Работа состоит из двух частей. Первая часть представляет собой устную работу (задание 1). Вы должны выразительно прочитать тексты. На выполнение данной части диагностической работы даётся не более 10 мин.

Вторая часть представляет собой письменную работу и состоит из 12 заданий (задания 2-13). На выполнение данной части диагностической работы даётся 1 час 50 мин.

Внимательно читайте каждое задание. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

  1. Содержание итоговой работы

Вариант № 1

Часть 1

1. Выразительно и правильно прочитайте два текста вслух. (На подготовку даётся 3 минуты.)

Текст 1

Штурм Измаила был поистине торжеством русского военного искусства. Крепость считалась неприступной. Сами участники штурма, глядя при дневном свете, куда им приходилось ночью взбираться, сами себе не верили. Турки, никак не ожидавшие взятия Измаила, впали в неописуемый ужас. Сама императрица писала, что подобного штурма она не знала. И такой победе мы во многом обязаны полководцу Александру Васильевичу Суворову.

Свидетели той эпохи отмечают, что войско не только любило, но почти боготворило своего великого полководца. Всё, что он ни скажет, было свято.

Но не на одном поле сражения приобрёл он высшую степень любви. Старики солдаты любили его в лагере и на квартирах, рассказывали о прежних его подвигах молодым, рассказывали о нём забавные случаи. Они почитали его каким-то существом высшего рода.

Знал он, что солдат не любит в начальнике своём пышность, и потому жил и он солдатом. Враг роскоши - обедал по-солдатски рано, хлебал солдатские щи и кашицу. Единообразие жизни с жизнью солдат сближало его с их сердцами, и они видели в нём героя, начальника, отца и первого своего брата-солдата.

На всё войско смотрел Суворов строго беспристрастно. Все перед ним равны. Не хотел он знать никаких связей. Только истинное достоинство обращало на себя всё его внимание и покровительство, а потому никто не опасался, что другой заслонит ему дорогу к счастью.

(По М.Г. Жуковой)

Текст 2

Граф Александр Васильевич Суворов (1730-1800 гг.) - русский полководец, основоположник отечественной военной теории, национальный герой России. Генералиссимус, генерал-фельдмаршал, генерал-фельдмаршал Священной Римской империи, великий маршал войск пьемонтских, кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также 7 иностранных.

За всю свою карьеру полководца не проиграл ни одного сражения, неоднократно полностью разбивал значительно превосходящие по численности силы противника. Всего дал более 60 крупных сражений. Известен своей заботой о солдатах, в том числе участием в разработке новой практичной полевой униформы.

Часть 2

2. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение, включив в него слова Константина Георгиевича Жукова, Маршала Советского Союза, о самом себе:

«Мне пришлось быть непосредственным участником многих наступательных операций Великой Отечественной войны».

Исходный текст для изложения прослушивается 2 раза. Объём изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

3. Кирилл распределял предложения в ячейки таблицы. Какие предложения необходимо записать в пустые ячейки таблицы? Укажите номера этих предложений (сначала того предложения, которое должно быть на месте цифры 1 в таблице, затем того предложения, которое должно быть на месте цифры 2 в таблице). Номера предложений запишите в таблице рядом с цифрами 1 и 2

Простые

Сложные

односоставные

двусоставные

союзные

бессоюзные

сложносочинённые

сложноподчинённые

1 (____)

День был

пасмурный,

дождливый.

Все разошлись, и воцарилась грозная тишина.

2 (______)

Никто не хочет войны: все хотят спокойно жить.

      1) С деревьев беспрерывно падали листья и устилали пёстрым ковром землю.

     2) Он сразу понял, в каком тяжёлом положении оказалась группа.

     3) Помогать инвалидам - наш долг.

     4) Несмотря на поздний час, на улице не тушили огня.

     5)  Домик, покрытый соломой, стоял на самом краю деревушки, утопающей в зелени.

     6) И всё-таки я люблю эти горные вершины: их красота неповторима, дух загадочен.

4. Прочитайте текст. Найдите в нём соответствующие предложения и на их основе сконструируйте синонимичные им предложения заданного типа.
Запишите получившиеся предложения в третьей колонке таблицы.

Мы живём среди кристаллов и широко используем их в нашей повседневной
жизни. Земная кора на 95% состоит из кристаллов. Человек добывает
кристаллы из земных недр, исследует в лаборатории, обрабатывает на
фабриках, создаёт изделия из кристаллических материалов. Кристаллы
служат человеку хорошую службу (соль, сахар), кроме того, драгоценные
камни приносят ещё и наслаждение своим видом. Лёд и снег, глина и песок,
мрамор и гранит, сапфир и бриллиант, соль и сахар - всё это кристаллы.
Даже в живом организме существуют кристаллы, образовав в своё время
особые молекулы. Молекулы, давшие начало жизни на планете.

(По энциклопедии «Я познаю мир: География»)

Предложения текста

Заданные  типы  предложений

Сконструированные  предложения

Простое предложение, имеющее два однородных члена

Сложное бессоюзное предложение

Простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом

Сложносочинённое

предложение

Простое предложение, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом

Сложноподчинённое

предложение

5. Составьте не менее 2 разных типов предложений из двух простых: Осенью льют дожди. Земля насыщается влагой. Запишите составленные предложения, кратко охарактеризовав их тип. (Типы предложений из образца не использовать.)

Образец: Осенью льют дожди, насыщая землю влагой. (Предл. простое с обособл. обст.) Осенью льют дожди, и земля насыщается влагой. (Предл. сложносоч.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Найдите сложноподчинённое предложение с ошибкой в построении. Исправьте ошибку. В ответе запишите предложение в исправленном виде.

Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.

Дождь, который лил с утра и который уже успел напоить землю, очень выручил хлеборобов.

Весной вернулись в село юноши, которыми служили в армии.

Те, кто придёт позже, займут свободные места.

Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов и запятых.

Вскинешь (К)ВЕРХУ тяжёлую, как лом, одностволку и (С)МАХУ выстрелишь.

Травка охотилась (ПО)ВОЛЧЬЕМУ способу: как волк (НА)ГОНУ молча становится на круг и, подождав ревущую по зайцу собаку, ловит её, так и она, затаиваясь, из-под гона лисицы зайца ловила.

Митраша узнал голос сестры, ответил, и она (В)МИГ к нему прибежала; (В)СКОРЕ и Травка принесла русака своему новому, молодому Антипычу. Небо не обрывалось (С)РАЗУ, как это бывает в горах, а тянулось ДАЛЕКО(ДАЛЕКО), всё ближе прижимаясь к вершинам леса.

Ответ:_______________________________________________________________________________

8. В каких предложениях допущены ошибки в постановке знаков препинания? В ответ запишите номера этих предложений.

  1. Плохо, если у человека нет чего-то такого, за что он готов умереть.
  2. Весною иволга появляется поздно, когда рощи уже одеты листвою, и все певчие птицы давно прилетели.
  3. Когда дорога обогнула холм, показалась деревушка, в которой жила наша бабушка.
  4. Известен сучок на стволе, на который ставишь ногу когда хочешь залезть на яблоню.
  5. Трудно перечислить всё то, чему я научился и что узнал в университете.

Ответ:_______________________________________________________________________________

9. Найдите бессоюзное сложное предложение, в котором необходимо поставить двоеточие. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Выпишите данное предложение, правильно расставив знаки препинания.

Время путешествия истекло хотя мы не успели пройти и половины пути. Трудно в снегу увидеть зайца он первый замечает человека и убегает.

Всё отнято и счастье и любовь.

Время красит безвременье старит.

Льётся тёплый воздух в комнаты шумят воробьи на сирени.

Прочитайте текст и выполните задания 10-13.

(1)На корабле «Азов» Павел Степанович Нахимов, в последующем известный русский адмирал, сражался в Наваринском бою 1827 года. (2)Это морское сражение многим знакомо по картине Ивана Константиновича Айвазовского: художник, разумеется, изобразил там и 74-пушечный «Азов», которым командовал Михаил Петрович Лазарев. (З)Лазаревский корабль сыграл в той битве решающую роль, а Нахимов показал удивительную для молодого офицера выдержку. (4)В сражении он командовал батареей, вёл огонь прицельно, экономно, за что и получил Георгия Четвёртого класса.

  1. О        событиях того дня писал полковник Е.В. Богданович, всю жизнь собиравший свидетельства о Наваринском сражении: «Невзирая на сильный огонь.. , «Азов» продолжал свой путь, не сделав ни одного пушечного выстрела, и стал на якорь на месте, для него назначенном».
  2. Обыкновенный        подвиг в духе русского флота тех лет: Нахимов и его соратники даже помыслить не могли о поражении, это для них было подобно гибели. (7)К тому времени уже вполне сложился служебный стиль Нахимова, основанный на трудолюбии и умении управлять матросами, которые смотрели на командира с искренним уважением. (8)Русский матрос, если уж кого полюбит, то навсегда. (9)Нахимов проявлял лютую ненависть к галломании, будто видел в ней опасного врага для России. (Ю)Особенно его возмущало презрение некоторых людей к простонародью. (11)Как истинный патриот, адмирал был убеждён в том, что XIX век должен принадлежать Российской империи - нужно только служить, не щадя живота своего.

(По А.А. Замостьянову)

10. Установите соответствие между ответами и заданиями к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Задание

Ответ

1) Укажите номер сложного предложения с бессоюзной и подчинительной связью.

1

2) Укажите номер предложения с прямой речью.

2

3) Укажите номер сложноподчинённого предложения.

3

4) Укажите номер сложносочинённого предложения.

4

5) Укажите номер простого предложения, осложнённого обособленным приложением.

5

Запишите в таблицу выбранные цифры ответов под соответствующими цифрами заданий.

Ответ:

1)

2)

3)

4)

5)

11. Какие предложения текста связаны с предыдущим с помощью синонима и личного местоимения? Выпишите номера этих предложений.

Ответ:_______________________________________________________________________________

12. Назовите средство выразительности, которое помогает автору в предложении 6 подчеркнуть мысль о том, что П.С. Нахимов и его соратники готовы стоять до конца и не сдаваться, а в предложении 9 - зримей показать объект, на который была направлена ненависть адмирала. В ответ запишите только термин.

Ответ:_______________________________________________________________________________

13. Напишите небольшое сочинение (не менее 70 слов) на тему: «Что такое героическое сражение?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение понятию героического сражения. Аргументируя свой тезис, приведите не менее одного примера-аргумента, подтверждающего Ваши рассуждения. Вы можете аргументироваться с опорой на прочитанный текст или с опорой на картину И.А. Айвазовского «Наваринский бой». Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

C:\Users\1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image3.jpeg

И.А. Айвазовский. Наваринский бой (1846 г.)

Вариант № 2

Часть 1

1. Выразительно и правильно прочитайте два текста вслух. (На подготовку даётся 3 минуты.)

Текст 1

Александр Грин (настоящая фамилия - Гриневский; 1880-1932 гг.) - русский писатель-прозаик и поэт, представитель неоромантизма, автор философско-психологических, с элементами символической фантастики, произведений. Начал печататься в 1906 году, всего опубликовал около 400 произведений.

Создатель вымышленной страны, которая благодаря критику К. Зелинскому получила название «Гринландия». В этой стране происходит действие многих его произведений, в том числе самых известных романтических книг: романа «Бегущая по волнам» и феерии «Алые паруса».

Грин занимает в русской и мировой литературе совершенно особое место. У него не было ни предшественников, ни прямых продолжателей. Критики пытались сравнивать его с близкими по стилю Эрнстом Гофманом, Эдгаром По, Робертом Стивенсоном и др. - но каждый раз выяснялось, что это сходство поверхностно и ограниченно. Неслучайно поэт Леонид Мартынов, почитавший творчество Александра Грина, в конце 1960-х годов обращал внимание современников на то, что «Грин был не только прекрасным романтиком, но одним из блестящих критических реалистов».

Текст 2

Склоняю низко голову пред Александром Грином,

Безмолвно и восторженно гляжу ему вослед.

А он в костюме стареньком идёт, худой и длинный,

Осенним южным городом, где прожил много лет.

Шагает он - и плещется волна в беспечном взоре,

- Поэт и путешественник, бродяга и матрос.

В его глазах распахнутых вовсю синеет море,

В его руках плетёная корзина белых роз.

По Набережной улице, голодный и небритый,

К жене, к любимой женщине, с цветами он спешит,

Лишь только ею признанный, ещё не знаменитый,

Создавший то, чем будет он в России знаменит.

Довольный и ликующий, - сегодня он в ударе,

 - Идёт сквозь ветер северный, не замечая слёз.

Пальто демисезонное он продал на базаре,

Чтоб в день её рождения купить корзину роз.

(М.С. Лисянский)

Часть 2

2. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение, включив в него слова Константина Георгиевича Жукова, Маршала Советского Союза, о самом себе:

«Мне пришлось быть непосредственным участником многих наступательных операций Великой Отечественной войны».

Исходный текст для изложения прослушивается 2 раза. Объём изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

3. Ольга распределяла предложения в ячейки таблицы. Какие предложения необходимо записать в пустые ячейки таблицы? Укажите номера этих предложений (сначала того предложения, которое должно быть на месте цифры 1 в таблице, затем того предложения, которое должно быть на месте цифры 2 в таблице).

Простые

Сложные

односоставные

двусоставные

союзные

бессоюзные

сложносочинённые

сложноподчинённые

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

1 (____)

Наступил октябрь, и заметно похолодало.

Проснувшись поздно, я увидел, что буря утихла.

2 (          )

  1. Покраснела рябина, посинела вода.
  2. Встречающие поезд из Казани, пройдите на вторую платформу!
  3. Вхожу я в лес, как в храм, и останавливаюсь, заворожённый чудесным видом.

4) Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.

5) Как только наступил рассвет, туристы двинулись в путь.

4. Прочитайте текст. Найдите в нём соответствующие предложения и на их основе сконструируйте синонимичные им предложения заданного типа. Запишите получившиеся предложения в третьей колонке таблицы.

1895 год оказался богатым на эпохальные события. 7 мая 1895 года Александр Попов, русский учёный, прочитал доклад о методе беспроводной передачи электрических сигналов. Сигналы, зашифрованные особым образом, могли нести полезную информацию. Александр Попов не только прочитал доклад, но и продемонстрировал своё изобретение. Это изобретение позволяло на расстоянии получать сигналы от излучателя электромагнитных волн.

(По книге «Великие открытия и изобретения»)

Предложения текста

Заданные  типы  предложений

Сконструированные  предложения

Простое предложение, осложнённое однородными членами

Сложносочинённое

предложение 

Простое предложение, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом

Сложноподчинённое

предложение

Простое предложение, осложнённое обособленным приложением 

Сложное бессоюзное предложение

5. Составьте не менее 2 разных типов предложений из двух простых: Юрия Никулина любили все зрители. Он был добрым и отзывчивым человеком. Запишите составленные предложения, кратко охарактеризовав их тип. (Типы предложений из образца не использовать.) Образец: Будучи добрым и отзывчивым человеком, Юрий Никулин полюбился всем зрителям. (Предл. простое с обособл. обст.) Юрий Никулин был добрым и отзывчивым человеком, и за это его любили все зрители. (Предл. сложносоч.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Найдите предложение с ошибкой в построении сложноподчинённого предложения. Исправьте ошибку. В ответе запишите предложение в исправленном виде.

Вопрос безопасности обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение.

Лучше переоценить риск, чем не заметить его.

Те, кто приехал позже, не успел сообщить персональные данные.

Доктор, который назначил мне лечение и к которому я должен был прийти на этой неделе, внезапно заболел.

Ответ:_______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

7. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов и запятых.

(МАЛО)ПОМАЛУ, по мере того как Митраша продвигался (В)ПЕРЁД по указанию стрелки и тропы, кочки под его ногами становились мягкими. Митраша (ПО)ОТЦОВСКИ обернул вокруг ног портянки, вправил в сапоги, картузик надел такой старый, что козырёк его разделился (НА)ДВОЕ.

Травка стала на задние лапы (ПО)ЗАЯЧЬИ и уверилась: хлеб или картошка были в той стороне, (ОТ)КУДА ветер летел.

Солнце в это время проходило (В)НИЗ через толстое облако и выбросило (ОТ)ТУДА на землю золотые ножки своего трона.

Ответ:_______________________________________________________________________________

8. В каких предложениях допущены ошибки в постановке знаков препинания? В ответ запишите номера этих предложений.

  1. Я вижу, что вы честный человек, и думаю, что должен вам помочь.
  2. Когда хлынул дождь, мы бросились к сараю, который стоял на краю деревни.
  3. Чтобы не обеднять свою жизнь, и чтобы быть счастливым, человек должен уметь понимать другого.
  4. Ему показалось, что никогда он ещё не слышал, чтобы ветер свистел и выл так злобно.
  5. Отец почувствовал, что, если теперь он сядет, то ему уже больше не подняться.

Ответ:_______________________________________________________________________________

9. Определите, в каком предложении в бессоюзном сложном предложении необходимо поставить двоеточие. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Выпишите данное предложение, правильно расставив знаки препинания.

Грязь лежала повсюду на дороге на обочине на тротуаре.

Дом стоял на косогоре так что окна в сад были очень низко от земли.

Пётр оглянулся и обнаружил котёнок бежал за ним.

Скрипят клёсты звенят синицы смеётся кукушка.

Настали холода мы уже не гуляли целыми днями на улице.

Прочитайте текст и выполните задания 10-13.

  1.  На        берегу моряк Владимир Иванович Даль переоденется, сунет в карман заветные тетрадки, отправится в своё плавание.
  2. Пройдёт        по бульвару, пыльной улицей спустится к окраине - туда, где, дымя, чадя смолою, ухая балками и громыхая железом, теснятся бесконечные мастерские: блоковые, канатные, парусные, столярные, конопатные, фонарные, токарные, котельные, шлюпочные, компасные. (3)Он любит этот мир ремёсел, царство умелых рук, точных, как слова, движений; любит золотые россыпи опилок, русые кудри стружки, мачтовые сосны, прямые, пламенеющие, похожие на срубленные солнечные лучи; любит густой запах чёрной смолы, важно пускающей пузыри в котлах; любит косматые, вспушенные усы пеньки, гулкие удары молота, скрежетанье станков, треск вспоротой парусины.

(4)Даль присматривается к ремёслам, в уме примеряет их к своим рукам - у него дар «зацеплять» знания. (5)Но «зацеплять» слова у него тоже дар, потому он и приходит, не может сюда не приходить (ремесло и слово накрепко связаны даже звучанием своим): ремесло, дело, рождает слова; человек творит слова, действуя. (6)Слова, прибаутки, пословицы будто мечутся по мастерской, прорываясь сквозь гул, треск, скрежет.

(7)Читаем со вниманием Далев словарь. (8)И вот мы видим: подобно ископаемому жуку какому-нибудь, встывшему в миллионолетний кусок янтаря, подобно культурному слою, чётко проложенному в разрезе археологических раскопок, сохранились в «Толковом словаре» следы, слой «морской» жизни Даля в городе Николаеве.

(По М.А. Булатову и В.И. Порудоминскому)

C:\Users\1\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image4.jpeg

Н.А. Генкина. Портрет В.И. Даля (2000 г.)

10. Ознакомьтесь с ответами на предполагаемые задания. Соотнесите ответы с заданиями. К каждому номеру задания подберите подходящий ответ. Ответ запишите в виде последовательности цифр первой колонки.

Задание

Ответ

1) Укажите номер предложения, в котором есть вставная конструкция.

1

2) Укажите номер сложноподчинённого предложения.

2

3) Укажите номер простого предложения с тремя однородными сказуемыми.

3

4) Укажите номер предложения, в котором есть обособленные определения.

4

5) Укажите номер предложения, в котором тире ставится при бессоюзной связи.

5

Запишите в таблицу выбранные цифры ответов под соответствующими цифрами заданий.

Ответ:

1)

2)

3)

4)

5)

11. Какие предложения текста связаны с предыдущим в том числе с помощью союза(-ов)? Выпишите номера этих предложений.

Ответ:_______________________________________________________________________________

12. Назовите средство выразительности, которое помогает автору в предложении 3 «движения» и «слова» поставить в один ряд, в предложении 6 - всё словесное уподобить живым процессам, наконец, в предложении 8 - при обращении к «Толковому словарю» сослаться на ископаемого жука и культурный слой. В ответ запишите только термин

Ответ:_______________________________________________________________________________

13. Напишите небольшое сочинение (не менее 70 слов) на тему: «Что такое наблюдательность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение понятию наблюдательности. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - с опорой на портрет В.И. Даля. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Критерии оценивания

Вариант №1

Задание 1. Выразительное чтение (см. Спецификация п. 8).

Задание 2. Изложение (см. Спецификация п. 8).

Задание 3 и 6-12 оценивается в 1 балл, если ответ ученика совпадает с правильным.

Задание

Правильный ответ

3

42<или>42

6

Весной вернулись в село юноши, которые служили в армии.

7

вмигвскоре

8

24<или>42

9

Трудно в снегу увидеть зайца: он первый замечает человека и убегает.

10

25431

11

410<или>104

12

сравнение<или>сравнительный оборот

Задание 4. Примерный ответ.

Мы живём среди кристаллов, кроме того, мы широко используем их в нашей повседневной жизни.

Даже в живом организме существуют кристаллы, и они в своё время образовали особые молекулы.

Молекулы, которые дали начало жизни на планете.

 Задание 5. Примерный ответ.

Осенью льют дожди и насыщают землю влагой. (Предл. простое с однор. членами.)

Когда осенью льют дожди, земля насыщается влагой. (Предл. сложноподч.)

Так как осенью льют дожди, земля насыщается влагой. (Предл. сложноподч.)

Если осенью льют дожди, земля насыщается влагой. (Предл. сложноподч.)

Осенью льют дожди, земля насыщается влагой. (Предл. сложное бессоюзное.)

Осенью льют дожди - земля насыщается влагой. (Предл. сложное бессоюзное.)

Задание 13. Сочинение (см. Спецификация п. 8).

Вариант №2

Задание 1. Выразительное чтение (см. Спецификация п. 8).

Задание 2. Изложение (см. Спецификация п. 8).

Задание 3 и 6-12 оценивается в 1 балл, если ответ ученика совпадает с правильным.

Задание

Правильный ответ

3

31<или>31

6

Те, кто приехал позже, не успели сообщить персональные данные.

7

внизоттуда

8

35<или>53

9

Пётр оглянулся и обнаружил: котёнок бежал за ним.

10

52134

11

58<или>85

12

сравнение<или>сравнительный оборот

Задание 4. Примерный ответ.

Александр Попов не только прочитал доклад, он также продемонстрировал своё изобретение.

Сигналы, которые были зашифрованы особым образом, могли нести полезную  информацию.

Александр Попов - русский учёный; 7 мая 1895 года он прочитал доклад о методе беспроводной передачи электрических сигналов.

 Задание 5. Примерный ответ.

Юрий Никулин был добрым и отзывчивым, любимым всеми зрителями. (Предл. простое с однор. членами.)

Юрий Никулин был добрым и отзывчивым человеком, любимым всеми зрителями. (Предл. простое с обособл. опред.)

Юрий Никулин полюбился всем зрителям, так как был добрым и отзывчивым человеком.

(Предл. сложноподч.)

Юрий Никулин был добрым и отзывчивым человеком, так что он полюбился всем зрителям. (Предл. сложноподч.)

Юрий Никулин полюбился всем зрителям, он был добрым и отзывчивым человеком.

(Предл. сложное бессоюзное.)

Юрий Никулин полюбился всем зрителям: он был добрым и отзывчивым человеком.

( Предл. сложное бессоюзное.)

Юрий Никулин был добрым и отзывчивым человеком - он полю бился всем зрителям. (Предл. сложное бессоюзное.)

Задание 13. Сочинение (см. Спецификация п. 8).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа для 5 класса, русский язык, первое полугодие.

Самостоятельная работа для 5 класса. Очень удобно давать ребятам на уроке в качестве индивидуального задания....

Внеклассное мероприятие по русскому языку для обучающихся 7 класса «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Внеклассное мероприятие по русскому языку  «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА» предназначено для обучающихся  7 класса.Цели:способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся; развивать и...

Анализ контрольной работы 5 класс по русскому языку за 1 полугодие 2017-2018 учебного года.

Анализ контрольной работы за 1 полугодие 2017-2018 учебного года....

Анализ контрольной работы 6 класс по русскому языку за 1 полугодие 2017-2018 учебного года.

Анализ контрольной работы 6 класс по русскому языку за 1 полугодие 2017-2018 учебного года....

Контрольная работа за 1 полугодие 8 класса по русскому языку

Материал предназначен для использования в конце полугодия с целью проверки знаний, полученных учащимися 8  класса. УМК: Тростенцова-Ладыженская...

Диагностическая работа для обучающихся 10 класса по русскому языку за 1 полугодие 2019-2020 учебный год

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 11 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.Часть 1 содержит 10 заданий с кратким ответом.В диагностической...