Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Омонимы".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Елена Ивановна Овчинникова

Цели:

  1. дать определение омонимов;
  2. развить умение находить омонимы в тексте;
  3. формировать умение использовать омонимы в устной и письменной речи;
  4. способствовать развитию самостоятельности и активности на уроке, интереса к изучению русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шестакова Елена Ивановна

Конспект

Открытого урока по русскому языку

5 класс

Тема: Омонимы

Цели:

  1. дать определение омонимов;
  2. развить умение находить омонимы в тексте;
  3. формировать умение использовать омонимы в устной и письменной речи;
  4. способствовать развитию самостоятельности и активности на уроке, интереса к изучению русского языка.

Средства обучения: доска, учебник (Баранов, Ладыженская и др.), иллюстрации с изображением омонимов (дверной ключ, гаечный ключ, лук для стрельбы, лук-растение, лист тетради, лист растения) (см. приложение), карточки с домашним заданием (см. приложение).

Оформление доски: число, тема урока, предложение для устного синтаксического разбора, слова для правильного произношения, слово «я» для фонетического разбора, иллюстрации с изображением омонимов прикрепляются на доску по ходу урока, домашнее задание.

План:

  1. оргмомент (1 мин.);
  2. проверка домашнего задания (7 мин.);
  3. сообщение темы и цели урока (2 мин.);
  4. лингвистическая разминка (5 мин.);
  5. объяснение нового материала (5 мин.);
  6. формирование умений и навыков (15 мин.);
  7. домашнее задание (2 мин.);
  8. выставление оценок (1 мин.);
  9. подведение итогов урока (2 мин.).

Ход урока

  1. Оргмомент

 - Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: ручка, карандаш, линейка, ластик, учебник, тетради, словарик. Кто готов к уроку – присаживайтесь.

  1. Проверка домашнего задания

1. Проверка устного домашнего задания.

 - Какой раздел науки о языке мы начали изучать? (Лексику.)

 - Что изучает лексика? (Лексическое и грамматическое значение слов.)

 - В каком словаре мы можем найти лексическое значение слова? (В толковом словаре.)

 - По количеству лексических значений, на какие две группы делятся слова? Приведите примеры. (На многозначные и однозначные.)

2. Проверка письменного домашнего задания.

  1. Сообщение темы и цели урока

 - Откройте тетради, запишите число и тему урока «Омонимы». Сегодня на уроке мы должны дать определение омонимов и научиться находить омонимы в тексте.

  1. Лингвистическая разминка

1. Слова для правильного произношения:

2. Синтаксический и пунктуационный разборы предложения (устно):

В это время один из учащихся выполняет у доски фонетический разбор слова «я».

Я - [йа'], 1 слог, ударный.

       [й] – согл., зв., сонорн., мягк.

я    

       [а'] – гласн., ударн.

1 б., 2 зв.

После выполнения всех видов разбора – коллективная проверка фонетического разбора слова «я», исправление ошибок и недочётов.

  1. Объяснение нового материала

Учитель по очереди показывает рисунки, прикрепляет их на доску и задаёт следующие вопросы:

  - Что изображено на картинках?

  - Как эти слова пишутся? (Одинаково.)

 - Как эти слова произносятся? (Одинаково.)

 - А значение слов одинаково? (Совершенно разное.)

 - Эти слова – омонимы. Подумайте и скажите, какие слова мы называем омонимами? Учащиеся формулируют определение омонимов.

 - Откройте учебник. Прочитаем определение омонимов вслух. Чтение определения.

 - Правильно ли вы сформулировали определение?

 - Выучите это определение, приведите примеры омонимов. На задание отводится 1-2 мин. Через указанное время учащиеся рассказывают определение с примерами омонимов.

  1. Формирование умений и навыков

 - Молодцы! Вновь обратимся к картинкам-омонимам. Придумайте 1-2 предложения с этими словами. Задание устное.

  1. Домашнее задание

Правило; написать как можно больше слов-омонимов; карточка-задание (найти в стихотворении омонимы и подчеркнуть их).

  1. Выставление оценок

  1. Подведение итогов урока

 - Что такое омонимы?

 - Найдите омонимы в стихотворении:

Нес медведь, шагая к рынку,

На продажу меду кринку.

Вдруг на мишку – вот напасть! –

Осы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной

Дрался вырванной осиной.

Мог ли в ярость он не впасть,

Если осы лезли в пасть.

Жалили куда попало,

Им за это и попало.

 - В чём вы затруднялись на уроке?

 - Что запомнилось из урока?

 - Что понравилось на уроке?



Предварительный просмотр:

Лист – у тетради и у растения

Месяц – в календаре; на небе

Ключ – скрипичный; от двери; горный; гаечный

Горн – кузнечный; духовой инструмент

Конь – животное; шахматная фигура,

Лента – на бескозырке у моряка; бумажная; бант в косе; новостная в газете

Дробь – барабанная; математическая; ружейная

Мушка – насекомое; прицел в винтовке,

Ствол – у дерева; у винтовки,

Конек – морской; украшение на избе; на катке; на сцене

Вал – земляной; девятый; металлическая деталь

Рукав – у реки; у одежды

Тур – баран; в шахматах

Челнок – лодка; в швейной машине

Клетка – птичий домик; строение тела

Баланс – бухгалтерский; в гимнастике

Знак – дорожный; символ

Лук – оружие; растение

Фига – растение; кукиш

Дисциплина – воспитание; школьный предмет

Раздел – снял одежду; глава в книге

Надуть – обмануть; наполнить воздухом

Петрушка – занятная история; растение

Брак – некачественная работа; свадьба

Бродить – закисать (о жидкости); ходить без цели

Глава – самый главный; голова; раздел в книге

Ласка – доброта и нежность; животное

Норка – жилье животного; животное

Образование – усвоение знаний; организация чего-то нового

Охота – когда очень хочется; на животных

Норка в норке



Предварительный просмотр:

Задание 1. Вставить пропущенные буквы. Выразительно прочитать тексты стихотворений. Определить и указать при помощи условных обозначений (ом. – омоним, мн. – многозначное слово), в каком тексте используются омонимы, а в каком – многозначное слово.

ДВЕ СЕМ_И

Жила-была сем_я:

Сп_шили, семеня,

По следу мамы Утки

Три радос_ных малютки.

Жила-была сем_я:

Весь день спала Свин_я,

Л_жали с ней в закутке

Три радос_ных малютки.

Вес_ло утята

В речку заплывали,

С визгом поросята

Ж_ром заплывали.

В реч(?)ке было ч_сто,

А в закутке грязно:

Каждый жил как хоч_т –

Это так прекрасно!          

 (М.Яснов)

СНЫ

П_тух,

Во сне увидев ч_рвяч(?)ка,

Сказал:

«Не заморить ли ч_рвяч(?)ка?».

«Ужасный сон!» –

Подумал ч_рвячок.

И повернулся

На другой бочок.

(М.Яснов)

Задание 2. Вставить омонимы.

Не люблю запах_____

Туго натянуть тетиву _____

Умыть _____

Определить _______ глагола

В саду поет ____

____ на молоке

_____ зайти в гости

На – это ______

Скорчить ___

Обезвредить вражескую _____

______ для попугайчиков

Нервная ______

Подъемный _____

____ с горячей водой

Детская _____ для песка

Выступает на спине _____

Забить в щель ___

Журавлиный ___

Серенький _____

Морской _____

Заключить дружеский _____

Чтобы – это ______

Красивый ____ из окна

Совершенный ____ глагола

Электрическая _____

_____ шоколада

Прикусить ____

Английский ____

Ледяная ______

Старинная ____ из красного

Травка для ____

Много белых _____ на воде

Кулачный бой – _____

Положить больного в ____

Рассыпать _____

Сыграть ноту _____

Посеять _______

_______ на глазу

______ для ружья

Не целое число, а ______

Выбивать _______

Почтовая _____

Новая ____ машины



Предварительный просмотр:

Подчеркнуть омонимы.

...И снова, как будто в бреду,

По жёлтым пескам я бреду.

Шагам моим в такт-белый стих.

Ну вот, наконец, ветер стих.

И вот - горизонт. Брезжит свет...

Я весь обошла белый свет.

Подчеркнуть омонимы.

Бобёр в Лисе души не чая,

К ней заглянул на чашку чая

И вежливо спросил: “Не помешал?”

Лиса в ответ: “Ах, что вы, друг, напротив!”

И села в кресло мягкое напротив,

И ложечкою чай он помешал.

Подчеркнуть омонимы.

Снег сказал: "Когда я стаю,

Станет речка голубей,

Потечёт, качая стаю

Отражённых голубей".

Подчеркнуть омонимы.

Сев в такси

Спросила такса:

- За проезд

Какая такса?

А водитель:

- Денег с такс

не берём совсем,

Вот так-с.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...