Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Омонимы".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Цели:
- дать определение омонимов;
- развить умение находить омонимы в тексте;
- формировать умение использовать омонимы в устной и письменной речи;
- способствовать развитию самостоятельности и активности на уроке, интереса к изучению русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 36.5 КБ |
slova-omonimy_perechen.doc | 24 КБ |
dopolnitelnye_zadaniya.doc | 34 КБ |
domashnee_zadanie.doc | 28.5 КБ |
illyustratsii.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шестакова Елена Ивановна
Конспект
Открытого урока по русскому языку
5 класс
Тема: Омонимы
Цели:
- дать определение омонимов;
- развить умение находить омонимы в тексте;
- формировать умение использовать омонимы в устной и письменной речи;
- способствовать развитию самостоятельности и активности на уроке, интереса к изучению русского языка.
Средства обучения: доска, учебник (Баранов, Ладыженская и др.), иллюстрации с изображением омонимов (дверной ключ, гаечный ключ, лук для стрельбы, лук-растение, лист тетради, лист растения) (см. приложение), карточки с домашним заданием (см. приложение).
Оформление доски: число, тема урока, предложение для устного синтаксического разбора, слова для правильного произношения, слово «я» для фонетического разбора, иллюстрации с изображением омонимов прикрепляются на доску по ходу урока, домашнее задание.
План:
- оргмомент (1 мин.);
- проверка домашнего задания (7 мин.);
- сообщение темы и цели урока (2 мин.);
- лингвистическая разминка (5 мин.);
- объяснение нового материала (5 мин.);
- формирование умений и навыков (15 мин.);
- домашнее задание (2 мин.);
- выставление оценок (1 мин.);
- подведение итогов урока (2 мин.).
Ход урока
- Оргмомент
- Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: ручка, карандаш, линейка, ластик, учебник, тетради, словарик. Кто готов к уроку – присаживайтесь.
- Проверка домашнего задания
1. Проверка устного домашнего задания.
- Какой раздел науки о языке мы начали изучать? (Лексику.)
- Что изучает лексика? (Лексическое и грамматическое значение слов.)
- В каком словаре мы можем найти лексическое значение слова? (В толковом словаре.)
- По количеству лексических значений, на какие две группы делятся слова? Приведите примеры. (На многозначные и однозначные.)
2. Проверка письменного домашнего задания.
- Сообщение темы и цели урока
- Откройте тетради, запишите число и тему урока «Омонимы». Сегодня на уроке мы должны дать определение омонимов и научиться находить омонимы в тексте.
- Лингвистическая разминка
1. Слова для правильного произношения:
2. Синтаксический и пунктуационный разборы предложения (устно):
В это время один из учащихся выполняет у доски фонетический разбор слова «я».
Я - [йа'], 1 слог, ударный.
[й] – согл., зв., сонорн., мягк.
я
[а'] – гласн., ударн.
1 б., 2 зв.
После выполнения всех видов разбора – коллективная проверка фонетического разбора слова «я», исправление ошибок и недочётов.
- Объяснение нового материала
Учитель по очереди показывает рисунки, прикрепляет их на доску и задаёт следующие вопросы:
- Что изображено на картинках?
- Как эти слова пишутся? (Одинаково.)
- Как эти слова произносятся? (Одинаково.)
- А значение слов одинаково? (Совершенно разное.)
- Эти слова – омонимы. Подумайте и скажите, какие слова мы называем омонимами? Учащиеся формулируют определение омонимов.
- Откройте учебник. Прочитаем определение омонимов вслух. Чтение определения.
- Правильно ли вы сформулировали определение?
- Выучите это определение, приведите примеры омонимов. На задание отводится 1-2 мин. Через указанное время учащиеся рассказывают определение с примерами омонимов.
- Формирование умений и навыков
- Молодцы! Вновь обратимся к картинкам-омонимам. Придумайте 1-2 предложения с этими словами. Задание устное.
- Домашнее задание
Правило; написать как можно больше слов-омонимов; карточка-задание (найти в стихотворении омонимы и подчеркнуть их).
- Выставление оценок
- Подведение итогов урока
- Что такое омонимы?
- Найдите омонимы в стихотворении:
Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меду кринку.
Вдруг на мишку – вот напасть! –
Осы вздумали напасть.
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Жалили куда попало,
Им за это и попало.
- В чём вы затруднялись на уроке?
- Что запомнилось из урока?
- Что понравилось на уроке?
Предварительный просмотр:
Лист – у тетради и у растения
Месяц – в календаре; на небе
Ключ – скрипичный; от двери; горный; гаечный
Горн – кузнечный; духовой инструмент
Конь – животное; шахматная фигура,
Лента – на бескозырке у моряка; бумажная; бант в косе; новостная в газете
Дробь – барабанная; математическая; ружейная
Мушка – насекомое; прицел в винтовке,
Ствол – у дерева; у винтовки,
Конек – морской; украшение на избе; на катке; на сцене
Вал – земляной; девятый; металлическая деталь
Рукав – у реки; у одежды
Тур – баран; в шахматах
Челнок – лодка; в швейной машине
Клетка – птичий домик; строение тела
Баланс – бухгалтерский; в гимнастике
Знак – дорожный; символ
Лук – оружие; растение
Фига – растение; кукиш
Дисциплина – воспитание; школьный предмет
Раздел – снял одежду; глава в книге
Надуть – обмануть; наполнить воздухом
Петрушка – занятная история; растение
Брак – некачественная работа; свадьба
Бродить – закисать (о жидкости); ходить без цели
Глава – самый главный; голова; раздел в книге
Ласка – доброта и нежность; животное
Норка – жилье животного; животное
Образование – усвоение знаний; организация чего-то нового
Охота – когда очень хочется; на животных
Норка в норке
Предварительный просмотр:
Задание 1. Вставить пропущенные буквы. Выразительно прочитать тексты стихотворений. Определить и указать при помощи условных обозначений (ом. – омоним, мн. – многозначное слово), в каком тексте используются омонимы, а в каком – многозначное слово.
ДВЕ СЕМ_И
Жила-была сем_я: Сп_шили, семеня, По следу мамы Утки Три радос_ных малютки. Жила-была сем_я: Весь день спала Свин_я, Л_жали с ней в закутке Три радос_ных малютки. | Вес_ло утята В речку заплывали, С визгом поросята Ж_ром заплывали. В реч(?)ке было ч_сто, А в закутке грязно: Каждый жил как хоч_т – Это так прекрасно! |
(М.Яснов)
СНЫ
П_тух, Во сне увидев ч_рвяч(?)ка, Сказал: «Не заморить ли ч_рвяч(?)ка?». | «Ужасный сон!» – Подумал ч_рвячок. И повернулся На другой бочок. |
(М.Яснов)
Задание 2. Вставить омонимы.
Не люблю запах_____ Туго натянуть тетиву _____ | Умыть _____ Определить _______ глагола | В саду поет ____ ____ на молоке |
_____ зайти в гости На – это ______ | Скорчить ___ Обезвредить вражескую _____ | ______ для попугайчиков Нервная ______ |
Подъемный _____ ____ с горячей водой | Детская _____ для песка Выступает на спине _____ | Забить в щель ___ Журавлиный ___ |
Серенький _____ Морской _____ | Заключить дружеский _____ Чтобы – это ______ | Красивый ____ из окна Совершенный ____ глагола |
Электрическая _____ _____ шоколада | Прикусить ____ Английский ____ | Ледяная ______ Старинная ____ из красного |
Травка для ____ Много белых _____ на воде | Кулачный бой – _____ Положить больного в ____ | Рассыпать _____ Сыграть ноту _____ |
Посеять _______ _______ на глазу | ______ для ружья Не целое число, а ______ Выбивать _______ | Почтовая _____ Новая ____ машины |
Предварительный просмотр:
Подчеркнуть омонимы. ...И снова, как будто в бреду, По жёлтым пескам я бреду. Шагам моим в такт-белый стих. Ну вот, наконец, ветер стих. И вот - горизонт. Брезжит свет... Я весь обошла белый свет. | Подчеркнуть омонимы. Бобёр в Лисе души не чая, К ней заглянул на чашку чая И вежливо спросил: “Не помешал?” Лиса в ответ: “Ах, что вы, друг, напротив!” И села в кресло мягкое напротив, И ложечкою чай он помешал. |
Подчеркнуть омонимы. Снег сказал: "Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечёт, качая стаю Отражённых голубей". | Подчеркнуть омонимы. Сев в такси Спросила такса: - За проезд Какая такса? А водитель: - Денег с такс не берём совсем, Вот так-с. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В
Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....
Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"
Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...