Презентация "Синтаксис. Пунктуация"
презентация к уроку по русскому языку

Фёдорова Елена Петровна

Презентация "Синтаксис. Пунктуация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sintaksis.ppt249.5 КБ
Microsoft Office document icon razrabotka_-sintaksis_punktuatsiya.doc41 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Синтаксис. Пунктуация.»

Слайд 2

Какие разделы науки о языке мы уже знаем? МОРФОЛОГИЯ – это раздел науки о языке, который изучает части речи. ОРФОГРАФИЯ – это раздел науки о языке, который изучает правильное написание слов.

Слайд 3

СИНТАКСИС Слово пришло из греческого языка обозначало « синтаксис» - составление, построение, порядок. СИНТАКСИС – это раздел науки о языке, который изучает построение словосочетаний, предложений, текста.

Слайд 4

Основные единицы синтаксиса: *словосочетание *предложение *текст Словосочетание – самая маленькая синтаксическая единица, текст – самая большая. В синтаксисе изучаются словосочетания, предложения и текст.

Слайд 5

Словосочетание Словосочетание – это сочетание двух /и более/ самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу. Предложение Предложение – это основная синтаксическая единица, служащая для общения людей, выражения их мыслей и чувств.

Слайд 6

Как объединены данные слова? Быстрый, ласточка, лететь, над, земля, низко. Скоро, полить, сильная, дождь. Наступить, гроза.

Слайд 7

Быстрая ласточка низко летит над землёй. Скоро польёт сильный дождь. Небо нахмурилось.

Слайд 8

Текст – это сочетание нескольких тесно взаимосвязанных по смыслу и синтаксически предложений

Слайд 9

Сконструируйте предложение из слов. Сделайте синтаксический разбор радостно день и начинается легко новый

Слайд 10

Что изменилось в наших предложениях? Быстрая ласточка летит над землей, лесом, рекой, полем. Небо нахмурилось, скоро польет сильный дождь.

Слайд 11

ПУНКТУАЦИЯ – это слово пришло из латинского языка. «Пунктум» - точка. ПУНКТУАЦИЯ – это раздел науки о языке, который , изучает знаки препинания и правила их постановки.

Слайд 12

Знаки препинания В школе изучается 10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки. . ? ! … , ; : - ( ) « »

Слайд 13

Быль «О том, как все зависело от запятой». Уже много веков рассказывают небольшую быль – небылицу о том, как от одной запятой зависела жизнь человека. Некий повелитель на смертном приговоре какому-то человеку написал окончательное решение, но забыл – или не знал как – поставить запятую: казнить нельзя помиловать. Как же понять это решение: то ли нельзя казнить и следует помиловать, то ли нельзя помиловать и следует казнить. Полную ясность внесла бы запятая: казнить нельзя, помиловать. – Казнить, нельзя помиловать. Так жизнь человека оказалась зависимой от запятой.

Слайд 14

Почему знаки препинания так важны? КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ Расставьте знаки препинания так, чтобы спасти жизнь человека.

Слайд 15

Самостоятельная работа Составьте текст. Разбейте слова на предложения. Пришёл золотой осень птицы полететь юг поля собирать урожай скоро наступить зима.

Слайд 16

Редактирование текста С каждым часом ночь холодеет к рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозом трава седеет от первого утренника пора вставать на востоке уже наливается тихим светом заря уже виднеются огромные очертания ив уже меркнут звезды.

Слайд 17

Проверим! Раннее утро. С каждым часом ночь холодеет. К рассвету воздух уже обжигает лицо лёгким морозом. Полотнища палатки чуть - чуть провисает, и трава седеет от первого утренника. Пора вставать. На востоке уже наливается тихим светом заря, уже виднеются огромные очертания ив, уже меркнут звёзды.

Слайд 18

Д.З: п. 24,25, упр.119(у), 123(п)

Слайд 19

Составь предложение, используя главные члены предложенных предложений. Парашютисты опустились в центре стадиона. (взять сказуемое) Вдруг послышались лёгкие шаги. (взять определение) На щеках тают снежинки. (взять подлежащее) Тропинки в саду засыпали листья. (взять дополнение, употребив сущ. в вин. п. с предлогом на)

Слайд 20

Самостоятельная работа. Составьте текст. Разбейте слова на предложения. Пришёл, золотой, осень, птицы, лететь, юг, поля, собирать, урожай, скоро, наступить, зима.

Слайд 21

Проверка Пришла золотая осень. Птицы полетели на юг. С полей собирают урожай. Скоро наступит зима.

Слайд 22

Марина Цв..таева ож..вила пис(?)менный стол, сравнил… с деревом весной – с его живой корой, со слезами см..лы, с игрой л..ствы. Живое дерево – сама жиз(?)нь, но и стихи о чу(?)ствах и мыслях поэта тоже жизнь. - Прочитаем выразительно текст. Обратим внимание на знаки препинания. - Сколько предложений в тексте? - Какое из предложений соответствует схеме: [ ], но [ ]. [- O,O,O,O,O,O] - Какой знак помогает нам понять, что предложение закончено? - Какие еще знаки конца предложения вы знаете? - Запишите текст, обозначая орфограммы и подчеркивая грамматические основы.

Слайд 23

Что нового узнали на уроке? Какова тема нашего урока? Чему учились?



Предварительный просмотр:

                                     Разработка урока по русскому языку.

Класс: 5 

 Тип урока: вводный урок по синтаксису и пунктуации.

Тема урока: Синтаксис. Пунктуация.

Цель урока:

* знать, что изучают синтаксис и пунктуация;

* познакомить учащихся с основными единицами синтаксиса – словосочетанием,

   предложением, текстом;

* познакомить учащихся с новым разделом науки о языке и основными понятиями,

   изучаемыми в разделе «Синтаксис. Пунктуация»;

* ввести понятие «синтаксис», «пунктуация», «синтаксическая единица»,

   «грамматическая связь».

Практические:

* учить редактировать текст;

* уметь составлять простые и сложные предложения изученных видов;

* самостоятельно подбирать примеры на изученные правила пунктуации;

*  конструировать предложения;

* находить словосочетания.

Оборудование: учебник, на партах раздаточный материал; проектор и экран для показа слайдов

                                              Ход урока                                                                                                                                                                                      

  1. Организационный момент.
  2. Орфоэпическая минутка.

Расставьте ударение в словах

Шофер, перезимовать, дорасти (до небес),  пляшущие (человечки), воспитанный,  словосочетание, синтаксис.

3.Сделайте морфемный разбор слов

Подъезд, бессердечный, звонок.

4.Фронтальный опрос.

Какие разделы науки о языке мы изучали? (Орфография, морфология)

Что изучает каждый из этих разделов?

(Морфология - это раздел науки о языке, который изучает части речи.

Орфография - это раздел науки о языке, который изучает правильное написание слов).

5.Слово учителя.

Сегодня мы приступаем к изучению новых разделов науки о языке. Наш урок вводный. Мы узнаем историю названия разделов, познакомимся с основными понятиями.

Начинаем с определения - синтаксис.

Синтаксис.Это слово заимствовано в XVIII веке из греческого языка. Буквально значит:  «построение», «сочетание», «порядок».

Словосочетание – это сочетание двух или нескольких слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание – это первая и  самая маленькая синтаксическая единица.

Предложение – это основная синтаксическая единица, служащая для общения людей, выражения их мыслей и чувств. Предложение – это вторая синтаксическая единица.

6.Работа  в  парах. Изучить  теоретический  материал  на  стр.56-57. Ответить друг  другу  на  вопросы ( вопросы  на  слайде)        

7.Работа  у  доски. Здесь представлены слова:

*быстрый, ласточка,лететь, над, земля, низко;

*скоро, польёт, сильная, дождь;

*небо, нахмуриться.

Скажите, эти слова объединены между собой? (Общий смысл есть, но нет формы выражения)

Что нужно сделать с этими словами, чтобы появился смысл у каждой из этой группы слов? (Изменить форму слова внутри каждой группы).

Что же у нас получилось? (Быстрая ласточка низко летит над землёй. Скоро польёт сильный дождь. Небо нахмурилось).

Скажите, что у нас получилось? (Связный текст).

Давайте попробуем  вспомнить,  что такое текст.

Текст – это третья и самая большая синтаксическая единица.                                                              

Учитель: Так что же изучает раздел науки о языке СИНТАКСИС.

Даем определение и записываем его в тетрадь. Синтаксис – греческое слово, оно значит

 «составление», «построение», «порядок».

Синтаксис  -  это раздел науки о языке,  который изучает построение словосочетаний, предложений и текста.Словосочетание, предложение, текст – основные единицы синтаксиса. Словосочетание – самая маленькая синтаксическая единица, текст – самая большая.

Из чего состоит текст? (Из предложений).

А предложения? (Из словосочетаний).

Запомните, что главные члены предложения (грамматическая основа) не являются словосочетанием.

8.закрепление

-Работа с карточками. Сконструируйте предложение из слов. Записать его на доске.    

радостно                 день        

                      и           начинается

легко                    новый

Ключ:   Новый день начинается легко и радостно.

Сделаем его синтаксический разбор.

- Работа  у доски. Составьте предложение:

1)      из предложения  С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в именительном падеже, мужском роде, единственном числе;

2) из предложения  За  вечер земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее;

3) добавить глагол из предложения   Наступила ночь, поставить  его в мужском роде, единственном  числе.                                             Наступил тихий вечер.

- Ребята, давайте вернёмся к нашим предложениям. Предложения заранее записаны на доске.

Быстрая ласточка летит над землёй, лесом, рекой, полем. Небо нахмурилось, скоро польёт сильный дождь.

Что изменилось в них?(Появились знаки препинания.В первом предложении появились однородные члены предложения, а из второго и третьего предложения создали сложное).

9. С синтаксисом тесно связана пунктуация.

Раздел лингвистики, который изучает правильную постановку знаков препинания, называется ПУНКТУАЦИЯ.

В школе изучается 10 знаков препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки.

.   ?   !   …   ,   ;   :   -   (  )   «   »  

Рассказ о происхождении некоторых знаков препинания. Из истории знаков препинания.

                     Пунктуация появилась намного позже,чем запись слов с помощью алфавита. До конца 15 века текст писался или вообще без промежутков между словами, или делился на нерасчлененные отрезки.

                     Раньше всех была введена точка (с 80-х годов XV века), затем запятая (к концу первой четверти 16 века). Появившаяся после них точка с запятой вначале употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.

                     Упорядочение знаков препинания произошло параллельно с книгопечатанием. В книгах первой половины XVI века уже использовалась запятая, точка с запятой, вопросительный знак. Чуть позже появился восклицательный знак.

                     В “Грамматике словенской” Метелия Смотрицкого (1619 год) появились круглые скобки, которые называли “вместным знаком”.

                                                                   

                   К концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многоточие. Тире (или “черту”) первым начал применять русский писатель и историк Н.М.Карамзин. А языковед А.Барсов, ученик М.Ломоносова, называл этот знак “молчанкой”.

                    Другие знаки препинания раньше тоже имели иные наименования: точку с запятой называли “полуточием”, восклицательный знак – “удивительным”, кавычки – “пресекательным” или “отменительным” знаком, а перенос – “единительным.

10.   Редактирование текста, который является самостоятельной работой. Прочитайте текст. Что затрудняет его понимание? /Текст не разбит на предложения/.

Пришел золотой осень птицы полететь юг поля собирают урожай скоро наступить зима.(Пришла золотая осень. Птицы полетели на юг. С полей собирают урожай. Скоро наступит зима.)

Работа с карточками. Самостоятельная работа в тетради.

Прочитайте текст. Что затрудняет его понимание? /Текст не разбит на предложения/.Озаглавьте текст.                                                            ( Раннее утро)

  С каждым часом ночь холодеет к рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозом трава седеет от первого утренника пора вставать на востоке уже наливается тихим светом заря уже виднеются огромные очертания ив уже меркнут звезды.

11.  итоги урока.

Мы сегодня  с вами начали изучение такого раздела как синтаксис и пунктуация.

- Итак, что такое синтаксис?   Что такое пунктуация?

- Какие грамматические конструкции называются словосочетаниями, предложениями?

- Что отличает словосочетание от предложения?

12.Домашнее задание:   $124,25 упр. 119(у), 123.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по теме "Трудные вопросы орфографии и пунктуации

Данный элективный курс способствует развитию орфографической грамотности учащихся, обобщает и систематизирует знания по орфографии и пунктуации...

Разработка урока в 9 классе "Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?»"

Одним из заданий Государственной итоговой аттестации в 9 классе является сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы позволяет проверить не только знание основных правил и терминов лингви...

Урок-зачет "Синтаксис и пунктуация" 5 класс

Урок в форме игры по станциям.Цель: обобщить и закрепить знания по теме;проверка сформированности знаний по теме (контроль за сформированностью умений и навыков)1 стол  Словосочетание. Слов...

Синтаксис и пунктуация сложного предложения

Презентация к урокам русского языка в 9 классе (УМК В.Бабайцевой)....

Учебный тренажёр и проверочный тест по теме "Пунктуация. Культура речи"

Данный ресурс проверяет знания  про теме "Пунктуация.Культура речи". (Подготовка к ЕГЭ.)...

Пунктуация в предложении с однородными членами и в сложносочинённом.

Данный ресурс представляет собой тренировочные упражнения  на тему "Пунктуация в предложении с однородными членами и в сложносочинённом".(Подготовка к ЕГЭ, выполнение задания А-19. Даны ответы к задан...

Пунктуация в предложении с обособленными членами.

Урок-практикум.Подготовка к ЕГЭ ( выполнение задания А-20)...