Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе
рабочая программа по русскому языку (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_9_kl.doc | 345 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат»
«Рассмотрено» на МО учителей естественно-математического и гуманитарного цикла Протокол № 1 От Руководитель МО ………….(Т.В.Медведева) | «Согласовано» на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 29.08.2020 г. | «Утверждаю» Директор СОГБОУ «Демидовская школа-интернат» Приказ
…………(А.В.Шевандин) |
Рабочая программа
по письму и развитию речи
в 9 классе
Шпаковой Е.А.
(первая категория)
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы для обучающихся с УО (ИН) вариант 1 по письму и развитию речи для 5 – 9 классов под редакцией В.В. Воронковой М. Гуманитарный Издательский центр «Владос», 2019 г., допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» реализуется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
-требованиями статьи 14,32 Закона РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в РФ»;
-приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказом Министерства Просвещения РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
--постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
-постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- учебным планом СОГБОУ «Демидовская школа-интернат» на 2020-2021 учебный год;
-учебником, рекомендованном Министерством образования и науки Российской Федерации: Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская.-6-е изд.- М.:Просвещение,2019
Рабочая программа рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год. При ухудшении эпидемиологической ситуации данная программа может быть реализована дистанционно.
Цель: Овладение детьми с ограниченными возможностями здоровья навыками коммуникации и дальнейшая подготовка обучающихся к жизни.
Задачи:
1) Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
2) Формирование орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
3) Обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
4) Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
5) Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка»;
6) Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав слова), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
7) Овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.
Особенности освоения детьми с ограниченными возможностями грамматики и правописания заключаются в следующем:
1. Механическое заучивание грамматических определений или орфографических правил. В результате школьники, запоминая формулировку, совершенно не понимают ее сути. Нередко можно наблюдать, как дети, четко запомнив грамматическое определение или орфографическое правило, оказываются не в состоянии справиться с выполнением практического задания, связанного с данным материалом;
2. Фрагментарное усвоение правила. При определении грамматических категорий или в процессе письма дети используют правило частично, не учитывая его многоплановости. Например, они относят слово конь к существительным 3-го склонения, ориентируясь только на мягкий согласный в конце слова и забывая определить род существительного. Или: проверяя слова с глухим и звонким согласным, дети заботятся только об изменении этих слов, не учитывая второго необходимого при этом условия — постановки гласной после проверяемой согласной;
3. Замена сложного правила более простым на основе случайных, несущественных признаков. Так, выполнение упражнений, где в примерах подлежащее оказывается на первом месте, вырабатывает косный стереотип в определении подлежащего как слова, которое стоит в начале предложения. В результате сложное понятие об одном из главных членов предложения оказывается упрощенным;
4. Смешение грамматических понятий и орфографических правил, которое происходит или на основе неточного знания правила (что менее типично), или в силу свойственной умственно отсталым учащимся тенденции к уподоблению сходных понятий. Эта. особенность выступает в таких, например, случаях, когда безударную гласную они проверяют путем замены слова другим, в котором после согласной стоит гласная, или когда глагол ученик определяет с помощью вопроса что? И т.п.
Смешение правил может происходить и при их полном различии на основе случайных сходных признаков. Так, в именах существительных 1-го склонения (типа Маша, Саша) в предложном падеже школьники пишут окончание -и, мотивируя это тем, что после ж и ш пишется и;
5. Быстрое забывание грамматического и орфографического материала. Знания и умения у умственно отсталых детей чаще всего очень непрочны и без постоянного повторения или при изменении системы работы утрачиваются;
6. Неумение применять полученные знания из области грамматики и орфографии на практике. Эта особенность связана не только с теми факторами, о которых говорилось выше, но и с недостаточной сформированностью умения переносить полученные знания из одних условий в другие. В результате правило, применяемое учениками в процессе упражнений, не используется ими в диктантах и тем более в самостоятельных творческих работах.
Несмотря на указанные трудности, изучение грамматики и правописания при надлежащем отборе материала и правильной системе работы становится доступным для школьников. Оно способствует коррекции недостатков мышления и речи детей, а также развитию их познавательных возможностей.
Материал по грамматике и правописанию располагается концентрически. В 9-м классе вводятся для изучения новые грамматические категории — имя числительное и наречие. Так же концентрически, с постепенным наращиванием сведений, располагается материал и по теме «Предложение».
Сообщение обучающимся такого большого для них количества грамматического материала направлено на достижение основных целей обучения — совершенствования речи детей, подготовки их к жизни. Грамматические знания нужны этим школьникам постольку, поскольку помогут им овладеть грамотным письмом и будут способствовать развитию речи и мышления. Поэтому все, что ведет к излишнему теоретизированию, следует исключить из процесса преподавания грамматики в специальной (коррекционной) школе.
Во время подготовки учитываются индивидуальные особенности и возможности каждого ученика, предусмотрена вариативность практических заданий, время их выполнения, а так же различные формы общения с ребёнком.
В процессе изучения русского языка на уроках ведётся коррекционная работа по развитию психических функций обучающихся, такие как память, внимание, мышление и др.
Содержание тем учебного курса
-Повторение
- Звуки и буквы
-Слово
-Части речи
-Предложение
Повторение
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение.
Сложные предложения с союзами и, а, но со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Звуки и буквы
Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные
ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Разделительные ъ и ь знаки. Количество звуков и букв в слове.
Слово
Состав слова. Разбор слова по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без-(бес), воз(вос), из(ис), рас(раз).
Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические
категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен
существительных. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени
прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных
местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов.
Правописание личных окончаний глаголов Iи II спряжения, глаголовс -ться и -тся.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы
единственного и множественного числа.
Частица не с глаголами.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные порядковые и
количественные.
Правописание числительных от5 до 20; 30; от 50 до 80и от 500 до 900; 200,300, 400, 90.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
Правописание наречий с о и а на конце.
Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, наречие , предлог. Употребление в речи.
Предложение
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение.
Сложное предложение. Предложения с союзами и, а и без союзов, предложения со
словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в
предложениях.
Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.
Связная речь.
Изложение.
Сочинения творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений,
практической деятельности, прочитанных книг.
Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.
Повторение пройденного в год.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны уметь:
- писать небольшие по объему изложения и сочинения творческого характера;
- оформлять все виды деловых бумаг;
- Пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
- части речи, использовании их в речи;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
Критерии оценок
- Грамматика, правописание и развитие речи
Оценка устных ответов.
Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков учащихся вспомогательной школы по русскому языку. При оценке устных ответов учащихся принимаются во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически принимать свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованием оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наибольшей существенной части изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатом повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся является обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам. По заданием на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл. Если это не связано с нарушением моторики у детей.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работа (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.). Основные виды контрольных работ - диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определении частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст для диктанта может быть связан или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятным учащимся вспомогательной школы.
Контрольные диктанты должны содержать 2-3 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
Примерный объем текстов контрольных работ: 75 - 80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
Контрольные работы оцениваются с учетом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым, каким учеником.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6 -8 ошибок.
В письменных работах не учитывается 1-2 исправления или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на не пройденные правило правописания не учитывается. За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки: повторение одной и той же буквы (например, посуда); не дописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелым нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками является ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи - искажение Звуко - буквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, не дописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет принимать свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материал, умеет применить свои знания, хотя и допускает 3-4 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
- Изложения и сочинения.
Изложения и сочинения во вспомогательной школе могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. Для изложения даются тексты повествовательного характера объёмом 70 - 100 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в 9 классе допускается самостоятельное составление планов учащимися.
При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.
Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений, допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение) написанное с отступлением от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.
Оценка «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употребление слов, более 6 орфографических ошибок.
Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения.
Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.
Перечень учебно-методического обеспечения
Литература для учителя:
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида. 5 – 9 классы под ред. В.В.Воронковой \Сборник 1 .- М.: ВЛАДОС, 2019
- Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе: Учеб. пособие для студентов дефектологов \Аксенова А.К . – М.: Просвещение, 1994
Литература для обучающихся:
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык 9 класс 6-е издание, - М. «Просвещение» -, 2019
Дополнительная литература
- Дидактические карточки-задания по русскому языку: 4 класс / О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова. -М.: Астрель: АСТ, 2007. – 158 с.
- Коррекция письменной речи в начальной школе:разработки занятий. 1-4 классы/ авт.сост. Н.П. Мещерякова, Е.В. Зубович, С.В. Леонтьева. – Волгоград: Учитель, 2009.- 235 с.
- Русский язык и чтение. 5 -7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения \ М.Е.Прокопьенко. – Волгоград: Учитель, 2009 . – серия «Коррекционное обучение»
- Русский язык 3 класс:разноуровневые задания, тесты, проверочные работы и творческие работы/ сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: учитель, 2009. – 283 с.
- Рабочие тетради по русскому языку 5 – 9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида \ Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская.- М.: Просвещение, 2019г.
(№1 (Состав слова), №2 (Имя существительное), №3(Имя прилагательное), №4 (Глагол))
- Словарь русского языка \ под ред. С.И.Ожегова.- М., 2009 г.
Календарно — тематическое планирование занятий по письму и развитию речи в 9 классе
№ | Темы | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту | Учащиеся должны знать | Учащиеся должны уметь | Коррекционная цель |
1 | Повторение. Предложение. Однородные члены предложения. | 1 | 01.09 | Однородные члены предложения | Составлять предложения. Находить в них однородные члены предложения | Развитие умения пользоваться изученным | |
2 | Обращение. | 1 | 02.09 | Что такое обращение | Находить его в тексте | Развитие внимания | |
3-4 | Сложное предложение. | 2 | 03.09 07.09 | Сложное предложение. | Определять его в тексте, расставлять знаки препинания | Умение анализировать, сравнивать и делать выводы | |
5 | Повторение по теме: «Предложение». Работа с деформированным текстом. | 1 | 08.09 | Изученное | Применять при выполнении заданий | Развитие концентрации внимания | |
6 | Обобщающие упражнения по теме: «Предложения». Подготовка к самостоятельной работе. | 1 | 09.09 | Изученное | Применять при выполнении заданий | Развитие умения пользоваться изученным | |
7 | Самостоятельная работа по теме: «Предложение». | 1 | 10.09 | Изученный материал | Писать на слух | Умение использовать изученное | |
8 | Звуки и буквы Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. | 1 | 14.09 | Отличие звуков от букв. Различать гласные и согласные звуки | Определять количество букв и звуков в слове | Развитие устойчивого внимания | |
9 | Разделительные Ъ и Ь. Составление пословиц по данным частям. | 1 | 15.09 | Разделительные Ъ и Ь | Различать случаи написания Ъ и Ь | Формирование умения делать выводы на основе анализа | |
10 | Ударные и безударные гласные в словах. | 1 | 16.09 | Написание ударных и безударных гласных | Пользоваться правилом при письме | Умение использовать полученные знания | |
11 | Звонкие и глухие согласные. | 1 | 17.09 | Звонкие и глухие согласные | Проверять написание согласных | Использовать приобретённые знания | |
12 | Непроизносимые согласные. Работа с деформированным текстом. Подготовка к диктанту. | 1 | 21.09 | Правило | Применять на письме | Развитие орфографической зоркости | |
13 | Диктант по теме: «Повторение». | 1 | 22.09 | Изученный материал | Писать на слух | Умение использовать изученное | |
14 | Работа над ошибками. Обобщающие упражнения по теме «Звуки и буквы». Деловое письмо: объявление. | 1 | 23.09 | Изученное | Использовать при выполнении различных заданий, оформлять деловое письмо | Развитие умения доводить начатое до конца | |
15 | Состав слова. Состав слова. | 1 | 24.09 | Из чего состоит слово | Приводить примеры | Работа над пониманием смысла правила | |
16 | Разбор слова по составу. Работа с деформированным текстом. | 1 | 28.09 | Порядок разбора слова по составу | Разбирать слова по составу | Применение новых знаний | |
17 | Орфограммы в корне слова. Работа с иллюстрацией. | 1 | 29.09 | Безударные гласные, звонкие согласные, непроизносимые согласные | Определять орфограммы в корне слова | Использовать приобретённые знания | |
18 | Правописание приставок. | 1 | 30.09 | Правило | Применять на письме | Использовать приобретенные знания | |
19 | Правописание приставок раз- (рас-), без- (бес-), из- (ис-), воз- (вос-). | 1 | 01.10 | Правило | Пользоваться им на письме | Умение использовать полученные знания | |
20 | Тренировочные упражнения по теме: «Состав слова». | 1 | 05.10 | Изученное | Выполнять различные виды заданий | Воспитание устойчивого внимания | |
21 | Сложные слова. | 1 | 06.10 | Что такое сложные слова | Подбирать примеры к схемам | Развитие умения комментировать свои действия | |
22-23 | Сложносокращённые слова. | 2 | 07.10 08.10 | Способ образования сложносокращённых слов | Расшифровывать и образовывать данные слова | Развитие умения комментировать свои действия | |
24 | Обобщающие упражнения по теме: «Состав слова». Деловое письмо: расписка. | 1 | 12.10 | Деловые бумаги | Писать расписку | Умение использовать полученные знания | |
25 | Контрольные вопросы и задания по теме: «Состав слова». | 1 | 13.10 | Изученный материал | Применять изученный материал при выполнении заданий | Обучение применению изученных правил | |
26 | Имя существительное. Значение имени существительного. | 1 | 14.10 | Что обозначает существительное | Определять значение существительных | Формирование умения делать выводы на основе анализа | |
27-28 | Грамматические признаки имени существительного. Подготовка к диктанту. | 2 | 15.10 19.10 | Грамматические признаки имени существительного | Определять их | Развитие умения комментировать свои действия | |
29 | Контрольный диктант за I четверть. | 1 | 20.10 | Изученный материал | Писать на слух | Развитие концентрации внимания | |
30 | Работа над ошибками. Существительные собственные и нарицательные. | 1 | 21.10 | Различие собственных и нарицательных существительных | Различать собственные и нарицательные существительные | Развитие устойчивого внимания | |
31 | Склонение имён существительных. | 1 | 22.10 | Склонение существительных | Определять склонение | Развитие умения использовать признаки | |
32 | Безударные падежные окончания существительных. | 1 | 26.10 | Правило | Применять на письме | Развитие умения комментировать свои действия | |
33 | Проверка безударных падежных окончаний существительных во множественном числе. | 1 | 27.10 | Правило | Применять на письме | Использование полученных знаний | |
34 | Существительные с шипящей на конце. | 1 | 28.10 | Правило | Объяснять правописание таких существительных | Воспитание устойчивого интереса к занятиям | |
35 | Несклоняемые существительные | 1 | 29.10 | Какие существительные являются несклоняемыми | Применять изученное | Развитие умения воспользоваться изученным | |
36 | Обобщающие упражнения по теме имя существительное. Деловое письмо: заметка в стенгазету. | 1 | 02.11 | Изученное. Правила написания заметки | Выполнять различные виды заданий, писать заметку в стенгазету | Развитие устойчивого внимания | |
37 | Контрольные вопросы и задания. Подготовка к диктанту. | 1 | 10.11 | Изученное | Выполнять различные виды заданий | Развитие долговременной памяти | |
38 | Диктант по теме «Имя существительное». | 1 | 11.11 | Изученное | Писать на слух | Развитие концентрации внимания | |
39- 40 | Работа над ошибками. Имя прилагательное Значение прилагательного в речи. | 2 | 12.11 16.11 | Для чего служит прилагательное в речи | Находить прилагательные в тексте | Развитие умения использовать отличительные признаки | |
41 | Род, число, падеж имён прилагательных. Согласование существительных с прилагательными. | 1 | 17.11 | Род, число, падеж имён прилагательных | Определять род, число, падеж имён прилагательных | Развитие умения определять эти признаки прилагательного | |
42-43 | Безударные окончания имён прилагательных. | 2 | 18.11 19.11 | Правило | Проверять безударные окончания прилагательных | Умение применять изученное | |
44 | Прилагательные на –ий, -ья, -ье, -ьи. | 1 | 23.11 | Правило | Объяснять правописание прилагательных | Совершенствование грамматического строя речи | |
45-46 | Обобщающие упражнения по теме «Имя прилагательное». | 2 | 24.11 25.11 | Изученное | Выполнять различные виды заданий | Развитие устойчивости внимания | |
47 | Контрольные вопросы и задания по теме «Имя прилагательное» | 1 | 26.11 | Изученное | Выполнять различные виды заданий | Развитие долговременной памяти | |
48-49 | Личные местоимения. Роль местоимений в речи. | 2 | 30.11 01.12 | Для чего служат местоимения | Находить местоимения в предложении | Развитие умения комментировать свои действия | |
50 | Лицо и число местоимений. | 1 | 02.12 | Лицо и число местоимений | Определять лицо и число местоимений | Умение понимать изученное | |
51 | Склонение личных местоимений. | 1 | 03.12 | Склонение личных местоимений | Склонять личные местоимения | Использование полученных знаний | |
52 | Повторение изученного. Работа с деформированным текстом. | 1 | 07.12 | Изученный материал | Выполнять различные виды заданий | Умение доводить начатое до конца | |
53 | Личные местоимения с предлогами. | 1 | 08.12 | Правописание личных местоимений с предлогами | Применять изученное | Установка на осмысленное запоминание | |
54 | Правописание личных местоимений 3-го лица. Определение основной мысли текста. | 1 | 09.12 | Правописание личных местоимений 3-го лица | Определять основную мысль текста | Умение делать выводы на основе анализа | |
55 | Обобщающие упражнения по теме «Личные местоимения». | 1 | 10.12 | Изученное | Применять на письме | Управление вниманием | |
56 | Повторение по теме: «Личные местоимения». Деловое письмо: письмо бабушке. | 1 | 14.12 | Как писать письмо | Уметь использовать общепринятую форму письма | Развитие умения письменно излагать свои мысли | |
57 | Контрольные вопросы и задания. Подготовка к диктанту. | 1 | 15.12 | Изученное | Применять на письме | Развитие умения воспользоваться полученными знаниями | |
58 | Диктант по теме: «Личные местоимения» | 1 | 16.12 | Изученные правила | Писать на слух | Использовать изученное | |
59- 60 | Работа над ошибками. Глагол Различие глаголов по значению. | 2 | 17.12 21.12 | Значение глаголов | Определять значение глаголов | Умение делать выводы на основе анализа | |
61 | Различие глаголов по значению. Работа с репродукцией по картине В. Поленова «Московский дворик». | 1 | 22.12 | Значение глаголов | Подобрать глаголы разного значения | Управление вниманием | |
62 | Грамматические признаки глагола. Подготовка к диктанту. | 1 | 23.12 | Грамматические признаки глагола | Назвать грамматические признаки глагола | Использование полученных знаний | |
63 | Контрольный диктант за 2 четверть. | 1 | 24.12 | Изученный материал | Писать на слух | Развитие концентрации внимания | |
64 | Работа над ошибками. Глаголы прошедшего времени. | 1 | 28.12 | Признаки глаголов прошедшего времени | Находить их в тексте | Развитие устойчивого внимания | |
65 | Неопределённая форма глагола. | 1 | 11.01 | Неопределённую форму глагола | Ставить глаголы в неопределённую форму | умение пользоваться изученным | |
66 | Написание частицы НЕ с глаголом. | 1 | 12.01 | Правило | Применять на письме | Умение понимать изученное | |
67 | Изменение глагола по лицам и числам. Составление таблицы. | 1 | 13.01 | Что такое спряжение | Определять лицо и число | Сознательное усвоение изученного | |
68 | Правописание глаголов 2 лица единственного числа. | 1 | 14.01 | Правило | Объяснять правописание глаголов 2 лица ед. ч. | Развитие мыслительной деятельности | |
69 | Правописание глаголов неопределённой формы и глаголов 3 лица единственного числа. | 1 | 18.01 | Изученное | Применять на письме | Сознательное усвоение изученного | |
70 | Ударные и безударные личные окончания глаголов. | 1 | 19.01 | Правило | Назвать ударные и безударные окончания глаголов | Умение проводить сравнительный анализ | |
71 | I и II спряжение глаголов. Письмо по памяти. | 1 | 20.01 | I и II спряжение глаголов | Определять спряжение глаголов | Умении е пользоваться изученным | |
72 | Окончания глаголов II спряжения (в неопределённой форме на -ить). | 1 | 21.01 | Окончание глаголов II спряжения | Объяснять правописание личных окончаний | Умение анализировать | |
73 | Личные окончания глаголов I спряжения. | 1 | 25.01 | Окончания глаголов I спряжения | Объяснять правописание безударных окончаний | Использовать изученное | |
74 | Различение личных окончаний глаголов I и II спряжения. Составление таблицы. | 1 | 26.01 | Окончания глаголов I и II спряжения | Различать глаголы I и II спряжения | Развитие умения использовать отличительные признаки | |
75 | Повторение лица и спряжения глаголов. Подготовка к самостоятельной работе по теме «Спряжение глаголов». | 1 | 27.01 | Изученное | Выполнять различные виды заданий | Умение доводить начатое дело до конца | |
76 | Самостоятельная работа по теме «Спряжение глаголов». Глаголы в повелительной форме. | 1 | 28.01 | Повелительную форму глагола | Находить в тексте глаголы в повелительной форме | Использовать изученное | |
77 | Работа над ошибками. Написание глаголов в повелительной форме в ед.ч. и мн.ч. | 1 | 01.02 | Правило | Применять на письме | Развитие умения использовать изученное | |
78 | Написание глаголов в повелительной форме на –ся и на –те. Составление памятки. | 1 | 02.02 | Изученное | Объяснять написание Ь в глаголах | Использование полученных знаний | |
79 | Ь в глаголах. | 1 | 03.02 | Правило | Применять изученное | Сознательное усвоение изученного | |
80-81 | Обобщающие упражнения по теме «Глагол». | 2 | 04.02 08.02 | Изученное | Выполнять различные виды заданий | Доводить дело до конца | |
82 | Повторение по теме «Глагол». Деловое письмо: анкета. | 1 | 09.02 | Правила заполнения анкеты | Уметь заполнять анкету орфографического содержания | Умение применять полученные знания | |
83 | Контрольные вопросы и задания. Подготовка к диктанту. | 1 | 10.02 | Изученное | Применять на письме | Управление вниманием | |
84 | Контрольный диктант за III четверть. | 1 | 11.02 | Правила | Писать на слух | Развитие умения анализировать ход выполнения работы | |
85 | Работа над ошибками. Наречие Наречие как часть речи. | 1 | 15.02 | Что такое наречие | Находить их в предложении | поСознательное усвоение изученного | |
86 | Значение наречия в речи. | 1 | 16.02 | Значение наречия | Объяснять значение наречия | Развитие умения анализировать | |
87 | Наречия времени, места и способа действия. | 1 | 17.02 | На какие вопросы отвечают данные наречия | Определять наречия времени, места и способа действия | Сознательное усвоение изученного | |
88 | Наречия времени, места и способа действия. | 1 | 18.02 | Правило | Назвать значение наречий | Умение понимать изученное | |
89-90 | Правописание наречий с А и О на конце. Составление текста упражнений для утренней гимнастики. | 2 | 22.02 24.02 | Правило | Применять на письме | Умение понимать изученное | |
91 | Повторение по теме: «Наречие». | 1 | 25.02 | Изученное | Выполнять различные виды заданий | Умение доводить начатое дело до конца | |
92 | Контрольные вопросы и задания по теме «Наречие». Подготовка к диктанту. | 1 | 01.03 | Изученное по теме «Наречие» | Применять полученные знания на письме | Развитие орфографической зоркости | |
93 | Диктант по теме «Наречие». | 1 | 02.03 | Изученный материал | Писать на слух | Развитие навыков самоконтроля | |
94 | Работа над ошибками. Имя числительное. Числительное как часть речи. Работа над ошибками. | 1 | 03.03 | Числительное | Находить числительное в предложении | Умение применять полученные знания | |
95 | Числительные 2, 3, 4 и другие. Деловое письмо: заявление о приёме на работу. | 1 | 04.03 | Правило | Использовать на письме | Установка сознательного усвоения правила | |
96 | Правописание числительных от 5 до 20 и 30: от 50 до 80; от 500 до 9000. | 1 | 09.03 | Правило | Правильно писать числительные | Умение воспользоваться изученным | |
97 | Правописание числительных с Ь. | 1 | 10.03 | Правило | Объяснять правописание числительных с Ь | Развитие умения комментировать свои действия | |
98 | Правописание числительных 90, 200, 300, 400. деловое письмо: телеграмма. | 1 | 11.03 | Правописание числительных | Правильно писать | Умение понимать изученное | |
99 | Обобщающие упражнения по теме «Имя числительное». | 1 | 15.03 | Изученное | Использовать на письме. Писать доверенность | Концентрация внимания | |
100 | Деловое письмо: доверенность. Подготовка к диктанту. | 1 | 16.03 | Правила написания телеграммы | Уметь писать телеграмму | Умение применять полученные знания | |
101 | Контрольные вопросы и задания. Подготовка к диктанту. | 1 | 17.03 | Изученное по теме «Наречие» | Применять полученные знания на письме | Развитие орфографической зоркости | |
102 | Проверочный диктант по теме: «Имя числительное». | 1 | 18.03 | Изученный материал | Писать на слух | Развитие навыков самоконтроля | |
103 | Работа над ошибками. Части речи Части речи. Значение частей речи. | 1 | 22.03 | Части речи | Назвать их отличительные признаки | Умение воспользоваться изученным | |
104-105 | Различие частей речи. | 2 | 23.03 24.03 | Отличительные признаки | Применять на письме | Развитие концентрации внимания | |
106 | Обобщающие упражнения. Составление краткого пересказа. | 1 | 25.03 | Изученное | Выполнять различные виды заданий | Развитие устойчивости внимания | |
107 | Контрольные вопросы и задания. Самостоятельная работа по теме «Части речи». | 1 | 05.04 | Изученный материал | Применять на письме | Развитие навыка самоконтроля | |
108 | Предложение. Роль предложения в речи. Простое предложение. | 1 | 06.04 | Что такое предложение | Составить предложения по схемам | Применять полученные знания | |
109 | Подлежащее и сказуемое. Предложения нераспространённые и распространённые | 1 | 07.04 | Правила | Определять подлежащее и сказуемое. Предложения нераспространён-ные и распространённые | Умение делать выводы на основе анализа | |
110 | Однородные члены предложения. | 1 | 08.04 | Правила разбора простого предложения | Умение разобрать простое предложение | Умение применять полученные знания | |
111-112 | Нераспространённые и распространённые однородные члены предложения. | 2 | 12.04 13.04 | Однородные члены предложения | Определять их | Использование изученного | |
113 | Знаки препинания при обращении. Составление диалога. Подготовка к диктанту. | 1 | 14.04 | Правило | Выделять обращение запятыми на письме | Использование изученного | |
114 | Контрольный диктант за IV четверть. | 1 | 15.04 | Изученный материал | Писать на слух | Развитие навыка самоконтроля | |
115 | Работа над ошибками. | 1 | 19.04 | Виды орфограмм | Делать работу над ошибками | Развитие орфографической зоркости | |
116 | Обращение | 1 | 20.04 | Что такое обращение | Находить в предложении | Умение понимать изученное | |
117 | Подготовка к диктанту. | 1 | 21.04 | Изученное | Применять при выполнении заданий | Развитие концентрации внимания | |
118 | Контрольный диктант за год. | 1 | 22.04 | Изученное | Писать на слух | Использование изученного | |
119 | Работа над ошибками. | 1 | 26.04 | Виды орфограмм | Делать работу над ошибками | Развитие орфографической зоркости | |
120 | Повторение «Текст» | 1 | 27.04 | Изученное | Применять изученное | Развитие умения комментировать свои действия | |
121-122 | Сложное предложение. | 2 | 28.04 29.04 | Отличия сложных предложений от простых | Находить в тексте сложные предложения | Развитие концентрации внимания | |
123-124 | Прямая речь. | 2 | 04.05 05.05 | Правило | Находить прямую речь в предложении | Использовать приобретённые знания | |
125-126 | Обобщающие упражнения. | 2 | 06.05 11.05 | Изученное | Применять изученное при выполнении заданий | Формирование навыков самоконтроля | |
127-136 | Повторение. | 10 | Изученное | Применять изученное на письме | Развитие долговременной памяти |
Контрольные диктанты, 9 класс.
Входящий контрольный диктант
Проверяемые орфограммы:
- разделительный ь знак;
- ь – показатель мягкости согласных;
- безударные гласные в корне слова;
- звонкие и глухие согласные;
- слова с непроверяемыми написаниями;
- предложение.
Лес
Трудно себе представить землю без деревьев. С детства мы любим осинки, которые трепещут на ветру, берёзовые рощи, сосновые боры. Посмотри внимательно на деревья, когда будешь в лесу. У всех деревьев разные листья, стволы, кора. Одни деревья растут на сухих песках, другие – среди болот или по берегам рек и озёр. И все деревья красивы: и корявые берёзки на болоте, и стройные сосны на песчаном косогоре, и плакучие ивушки на берегу пруда.
По лесу ходи тихо, тогда ты многое увидишь и узнаешь о жизни..
(86 слов)
(По Г. Снегирёву)
Грамматическое задание.
1. Разобрать предложение (С детства мы любим осинки, которые трепещут на ветру, берёзовые рощи, сосновые боры.) по членам предложения. Составь схему однородных членов.
2. Разобрать слова по составу: берёзовые, ивушка.
3. Подобрать проверочные слова к словам с безударными гласными:
без д_ревьев– _____________
тр_пещут – ____________
4. Подобрать проверочные слова к словам со звонкими и глухими согласными.
берё_ки – ______________
доро_ки – ______________
5. Найти и подчеркнуть слова с разделительным ь одной чертой, а слова с ь – показателем мягкости согласных – двумя чертами.
Контрольный диктант за I четверть
Проверяемые орфограммы:
- ь – показатель мягкости согласных
- разделительный ь;
- безударные гласные в корне слова;
- звонкие и глухие согласные;
- непроизносимые согласные;
- приставка и предлог;
- слова с непроверяемыми написаниями;
- падежные окончания имён существительных.
Белки
В еловом лесу с утра до вечера мелькают проворные белки. Вот они забрались на вершину ели, перемахнули с ветки на ветку и спустились на землю за орехами.
На дереве белочка развесила сушить крепкие подосиновики, тонкие опёнки. В лесных кладовых спрятала вкусные орехи.
Поздней осенью переменит белка своё рыженькое платье на серую зимнюю шубку. В самой вершине густой ёлки устроила белочка тёплое гнездо. В этом гнезде она растит своих бельчат.
Шустрая белка – самый весёлый и проворный зверёк в наших лесах.
(80 слов)
Грамматическое задание.
1. Разобрать предложение (В еловом лесу с утра до позднего вечера мелькают проворные белки.) по членам предложения. Определить части речи.
2. Подобрать проверочные слова к словам с безударными гласными:
- на дер_ве –___________
- в _ловом – ____________
3. Подобрать проверочные слова к словам со звонкими и глухими согласными:
- кре_кие – _____________
- шу_ку – _____________
4. Найти и выписать слово с непроизносимой согласной.
5. Определить падеж существительных: на дереве, за орехами, с ветки.
Контрольный диктант за II четверть
Проверяемые орфограммы:
- разделительный ь;
- ь – показатель мягкости согласных;
- безударные гласные в корне слова;
- звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные;
- приставка и предлог;
- безударные падежные окончания имён существительных, прилагательных;
- местоимение.
Зимний лес
Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен. Ясная берёза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежной берестой.
Глубок зимний сон природы, но идёт жизнь под сугробом. Попробуй, разгреби в лесу снег до земли. На том месте, которое расчистил, увидишь кустики брусники, веточки черники.
Пороша рассказывает о событиях в зимнем лесу. На лесной поляне вьётся след лисицы. Парочки следов испятнали снег. Это пробежала куница, она искала белок.
Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры. Хорош лес в зимнем уборе!
(82 слова)
Грамматическое задание.
1. Найти предложение (Вьюга посеребрила пышную причёску стройных сосен.). Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Определить части речи.
2. Разобрать имена существительные по схеме: на солнце, до земли.
3. Разобрать имена прилагательные по схеме: нежной берестой, в зимнем лесу.
4. Найти и подчеркнуть местоимение. Определить лицо, число, род.
Контрольный диктант за III четверть
Проверяемые орфограммы:
- ь – показатель мягкости согласных;
- разделительный ъ;
- безударные гласные в корне слова;
- приставка и предлог;
- слова с непроверяемыми написаниями;
- неопределённая форма глагола;
- изменение глаголов по временам, в прошедшем времени – по родам и числам;
- спряжение глаголов;
- повелительная форма глаголов;
- правописание глаголов на -тся и -ться;
- предложение (главные и второстепенные члены предложения).
Урок здоровья
На уроках физкультуры вы учитесь управлять своим телом. В спортивном зале ты научишься лазать по шесту. В походе тебе легко будет забираться на высокие деревья. На уроках гимнастики ты будешь прыгать через кожаного коня. Это поможет тебе вскакивать на живую лошадь.
Сильным, ловким, выносливым должен быть каждый человек. Сядь за руль мощного самосвала. Ты убедишься, что управлять могучей машиной может только сильный человек. Какой труд ты выберешь? С любой работой тебе легче будет справиться, если ты с юности разовьёшь своё тело, закалишь волю.
(82 слова)
Грамматическое задание.
1. Найти предложение (На уроках физкультуры вы учитесь управлять своим телом.). Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.
2. Найти и подчеркнуть глаголы неопределённой формы.
3. Найди и подчеркни глагол повелительной формы.
4. Подчеркнуть глаголы: научишься, убедишься, выберешь. Объясни их правописание.
Контрольный диктант за IV четверть
Проверяемые орфограммы:
- ь – показатель мягкости согласных;
- разделительный ъ;
- безударные гласные в корне слова;
- звонкие и глухие согласные;
- приставка и предлог;
- слова с непроверяемыми написаниями;
- правописание числительных;
- предложение (главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения).
Сказочный город Кижи
Сходим с теплохода на берег острова и попадаем в сказку. Стоит перед нами удивительной красоты деревянный храм. Купола похожи на шлем русского воина. Это памятник в честь победы русских над шведами. Без единого гвоздя, одним топором создано это чудо русского зодчества и стоит уже 270 лет. Не дошли до нас имена искусных рукодельцев.
Пройдёмся по всему островку. На каждом шагу нас встретят строительные диковинки: деревянная колоколенка, редкой красоты часовня, которой 600 лет. Тут и ветряная мельница, и старинные дома в узорном убранстве.
(81 слово)
(По Г. Гроденскому)
Грамматическое задание.
1. Найти предложение (Купола похожи на шлем русского воина.). Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Определить части речи.
2. Найти в тексте и подчеркнуть числительные.
3. Найти предложение с однородными членами. Подчеркнуть однородные члены, составить схему.
Контрольный диктант за учебный год
Проверяемые орфограммы:
- ь – показатель мягкости согласных;
- разделительный ь;
- безударные гласные в корне слова;
- звонкие и глухие согласные;
- приставка и предлог;
- части речи, падежные окончания имён существительных и прилагательных;
- глаголы на -тся и -ться, глаголы I и II спряжения;
- предложение (главные и второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, сложные предложения).
Черёмуха
На опушках лесов, по берегам ручьёв рано распускается и цветёт черёмуха.
Это приятное и весёлое деревцо. Любуешься на цветущую черёмуху и сам невольно начинаешь улыбаться.
Весной я всегда приглядываюсь к черёмухе. Если на ней раскрылись почки, весна вошла в полную силу. Комар в лесу появится, когда на черёмухе забелеют пышные кисти цветов.
Даже в самых глухих лесах можно увидеть черёмуху. Ребята лакомятся ягодами лесной черёмухи там, где не растут сладкие вишни и нет хороших садов. А хозяйки пекут пироги со сладкой черёмуховой начинкой.
(83 слова)
(По И. Соколову-Микитову)
Грамматическое задание.
1. Найти предложение (А хозяйки пекут пироги со сладкой черёмуховой начинкой.). Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения. Определить части речи.
2. В последнем предложении второго абзаца подчеркнуть главные члены. Какое это предложение: простое или сложное? Составить его схему.
3. Подчеркнуть глаголы на -тся или -ться. Объяснить их правописание.
4. В первом абзаце найти и подчеркнуть наречия. Определить, какое это наречие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида
Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида...
Урок письма и развития речи. Тема: "Развитие речи. «Открытка - поздравление к празднику - День Матери». 6 класс. (Ребёнок с ОВЗ )
Конспект интегрированного урока«Письма, развития речи» и « изобразительного искусства» в 6 классе для ...
Рабочая программа учебного предмета «Письмо и развитие речи» Класс 7
Рабочая программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (учебный предмет «Письмо и развитие речи»7 класс)...
Урок письма и развития речи в 9 классе по теме "Деловое письмо:заявление"
Тема. «Деловое письмо:заявление»I.Огр.момент-Здравствуйте, ребята!-Садитесь!- Сегодня у нас немного необычный урок.- Кто скажет, чем он необычен? (гости)- Верно.- Но за годы обучения в шко...
Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 5 класс
Название курсаПисьмо и развитие речи Класс5 Количество часов175 ч (5 часов в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель курсаЦели программы: Развитие речи, мышления, воо...
Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 7 класс
Название курсаПисьмо и развитие речи Класс7 «б» Количество часов140 ч (4 часа в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель ку...
Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 8 класс
Название курса«Язык и речь» (письмо и развитие речи)Класс8Количество часов136 ч (4 часа в неделю)СоставительЕремина Е.В.Цель курсаРазвитие речи, мышления, воображения школьников, способнос...