Стоит ли в старших классах использовать стратегии продуктивного чтения на уроках русского языка?
статья по русскому языку (11 класс)
Некоторые учителя считают, что на уроках русского языка в старших классах не надо уделять много времени на изучение приемов работы с текстом, так как ребята обучены этому в среднем звене в полной мере. Но по своему опыту знаю, что школьники не владеют даже такими элементарными приемами , как ,например, работа с ключевыми словами . Отсутствие навыков работы с текстом приводит к неправильному пониманию предложенного материала либо вообще к его непониманию. Постоянная и кропотливая работа с текстом с использованием особых приемов позволит ребятам проникать в замысел автора, не допускать ошибок при определении проблемы текста, выявлении авторской позиции. Владение рядом приемов позволит ребятам спокойно и уверенно работать даже со сложнейшими многоаспектными текстами .
На своих уроках русского языка в старших классах я использую несколько стратегий продуктивного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Стоит ли в старших классах использовать стратегии продуктивного чтения на уроках русского языка?
Некоторые учителя считают, что на уроках русского языка в старших классах не надо уделять много времени на изучение приемов работы с текстом, так как ребята обучены этому в среднем звене в полной мере. Но по своему опыту знаю, что школьники не владеют даже такими элементарными приемами , как ,например, работа с ключевыми словами . Умение правильно воспринимать и истолковывать текст в старшей школе важно, как никогда, так как на предстоящем в 11 классе экзамене ребятам предстоит написать сочинение, за которое они получат заветные баллы. Закономерным будет тот факт, что отсутствие навыков работы с текстом приведет к неправильному пониманию предложенного материала либо вообще к его непониманию. Поэтому я считаю, что учитель на уроках и русского языка, и на уроках литературы должен организовывать работу с текстом. Постоянная и кропотливая, правильно организованная работа с текстом с использованием особых приемов позволит ребятам проникать в замысел автора, не допускать ошибок при определении проблемы текста, выявлении авторской позиции. Владение рядом приемов позволит ребятам спокойно и уверенно работать даже со сложнейшими многоаспектными текстами .
На своих уроках русского языка в старших классах я использую несколько стратегий продуктивного чтения.
Цель продуктивного чтения - формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое. Результатом будет умение у учащихся точно и полно понимать содержание текста и практически осмысливать извлеченную информацию. Главное преимущество использования стратегий продуктивного чтения в том, что ученик занимает активную позицию. по отношению к содержанию текста: для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий.
Что следует понимать под словом стратегия ? Это ряд операций, направленных на достижение цели. Принципиальным является то, что стратегия выбирается каждым читателем под конкретную цель чтения и конкретный текст. Все стратегии чтения можно разделить на три группы:
- стратегии предтекстовой деятельности;
- стратегии текстовой деятельности
- стратегии послетекстовой деятельности
На каждом этапе работы с текстом применяются разные стратегии продуктивного чтения.
Рассмотрим подробнее стратегии предтекстовой деятельности. Целью предтекстовых стратегий является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний, диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов и ли заданий, повышение скорости чтения и количества прочтений, мотивирование читателя, включение механизма антиципации -прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности, формирование умения и привычки думать над текстом до чтения. На данном этапе применяются следующие стратегии продуктивного чтения:
- «Ориентиры предвосхищения содержания».
- «Мозговой штурм».
- «Глоссарий». (Актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.)
- «Предваряющие вопросы». (Придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте)
- «Рассечение вопроса». (Смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.)
- «Прогноз и впечатления».
В работе именно со старшими классами использую всегда «Глоссарий»(словарная работа, ключевые слова(понятия).
Цель данной стратегии - актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
Каждый текст опирается на группу понятий. Термин «ключевое» введен для объяснения особой роли названного понятия по отношению к тексту, это понятие раскрывает смысл текста. Ключевых понятий не может быть много, то есть текст не должен содержать больше ключевых понятий, чем способен одновременно воспринять человек (5-9 единиц).
Как может быть организована работа с ключевыми понятиями?
1) До прочтения текста предложить учащимся перечень ключевых понятий темы и попросить составить собственный текст, в котором бы фигурировали данные понятия. После прочтения текста полезно сопоставить собственную версию с полученной информацией.
2) Выделить ключевые слова в названии текста, объяснить их, предположить, о чем пойдет речь. Затем при беглом чтении выделить ключевые слова в тексте
3) Предложить две трактовки одного и того же понятия и попросить обосновать – какая из трактовок будет ближе содержанию текста (после чтения вернуться).
4) Предложить ключевые слова темы и попросить связать данные слова в определенную схему.
Пример использования стратегии «Глоссарий» на уроке.
Задания: 1)списать, вставить буквы, графически объяснить написания; 2)объяснить лексическое значение слов: патриотизм,герой, ополченец; 3)предположите , каково будет содержание текста с такими ключевыми словами.
- П…триотизм
- Г…рой
- (Взаим…)действие
- …рудие
- …ружие
- Оп…лченец
- (по)разному относились , (по)особому
- отчаяН/ННо
- Зат…мнение
Обратимся к стратегиям продуктивного чтения на текстовом этапе. Их цель - понимание текста и создание его читательской интерпретации .Текстовый этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. На этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, он самый продолжительный по времени и может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного. Личностное восприятие текста осуществляется учащимися индивидуально, без помощи учителя и других учеников, самостоятельно. К стратегиям текстового этапа относятся:
- «Диалог с текстом»
- «Чтение в кружок» (попеременное чтение).
- «Чтение про себя с вопросами» (Ответить на поставленные вопросы, соотнести тексты и иллюстрации, определить верно или неверно, заполнить пропуски в тексте).
- «Распиленное чтение» (обмен информацией).
- «Чтение про себя с пометками».
- « Подбери заголовок».
- «Кластер».
- «Преобразование текста в таблицу».
- «Компрессия текста».
Но у данного этапа есть основное направление чтения – «диалог с текстом».Это прием работы с текстом во время его чтения. Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читатель совершает разнообразную работу: находит в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задает свои вопросы, обдумывает предположения о дальнейшем содержании текста, проверяет, совпадают ли они с замыслом автора.
Таким образом, во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль.
Основа всей работы по осмыслению текста – рождение в сознании вопросов к тексту и поиск ответа на них.
В неявной, скрытой форме вопросы и ответы на них содержатся в любом тексте. С возникновения вопроса начинается работа самостоятельной мысли, ведущая к ответу. Именно такая работа с текстом помогает ученику выявлять проблемы в текстах, грамотно их формулировать в виде вопроса, находить авторскую позицию.
Со старшеклассниками часто использую стратегию «Составление таблиц». Цель данной стратегии – обучение навыкам выборочного чтения и преобразование текстовой информации в другой вид.
Умение составлять аннотацию, давать краткий и полный пересказ текста является одним из наиболее востребованных умений и навыков работы с информацией, составляющей содержание текста.
Данная стратегия может быть использована и на этапе после чтения текста, носит пошаговый характер, интегрирует умения чтения и ведения записей, учит всем трём видам пересказа текста одновременно, демонстрируя разницу между ними (то есть является стратегией сжатия текста).
Её освоение требует совместной работы учащихся и учителя с текстами различного характера. Учащиеся начинают применять стратегию самостоятельно после одного учебного года.
Цель данной стратегии — научить свёртывать информацию текста и представлять её с разной степенью свёрнутости и развёрнутости.
Ход работы:
- Ознакомительное чтение текста и деление его на смысловые отрывки (как правило, смысловой отрывок будет совпадать с абзацем текста)
- Постановка 1-2 (обобщающих) вопроса к каждому смысловому отрывку.
- Заполнение таблицы: в первую колонку надо записывать обобщающие вопросы, во вторую — ключевые слова из текста, в третью — индивидуальные слова, необходимые каждому для полного ответа на вопрос из первой колонки. Ключевым называется слово, необходимое для ответа на поставленный вопрос.
План в вопросах | Ключевые слова (основные мысли) | Индивидуальные слова (детали) |
1. 2. 3. 4. | ||
Аннотация (о чем?) | Краткий пересказ / реферат (что говорится?) | Пересказ |
4. Составление трех вариантов текста.
Запись таблицы обязательна.
Использование данной стратегии помогает в работе с многоаспектными текстами, в которых автор затрагивает несколько проблем. Учащиеся в ходе такой работы учатся разграничивать материал внутри одного текста: к каждой проблеме отбирают нужные языковые факты и определяют авторскую позицию.
Остановимся на стратегиях послетекстового этапа. Их основная цель - достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.
- «Отношения между вопросом и ответом»
- «Верно, неверно, нет информации»
- Вопросы после текста «Множественный выбор»
- Что к чему подходит?
- «Люкентекст» (текст с пропусками)
- Восстановление деформированного текста
- Ромашка Блума
- Синквейн
Рассмотрим более подробно те из них, которые особенно эффективны в работе над сочинением в формате ЕГЭ.
1. Отношения между вопросом и ответом
Данная стратегия является одной из самых эффективных послетекстовых стратегий. От всех остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не понял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.
Цель данной стратегии – обучение пониманию текста.
Суть стратегии: учащимся предлагается схема (Где ответ?) и говорится о том, что ответ на вопрос может содержаться в тексте или в голове у читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении текста (1) или в нескольких его частях (2).
В случае 1, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста. Если он содержится в нескольких частях текста (2), такой ответ надо формулировать, соединяя их.
Если ответ находится в голове читателя, то в одном случае (3) читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае (4) ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях.
Далее учащимся предлагается список вопросов, которые они должны отнести к одной из групп. После этого предлагается дать ответ на поставленный вопрос.
2. Работа с выводами.
- - Раскрыть один из выводов.
- - Сформулировать собственную систему выводов?
- - Дополнить имеющиеся выводы собственными заключениями?
- - В качестве выводов сформулировать вопросы, которые возникают при прочтении текста, но - на которые прямых ответов в тексте не содержится.
Это только некоторые из стратегий работы с текстом на разных этапах.
Использовать или нет стратегии продуктивного чтения на уроках русского языка в старших классах решать будет, конечно, каждый учитель сам, но можно с уверенностью утверждать, что они дают хорошие результаты и помогают в подготовке к написанию сочинений в формате ЕГЭ.
Опираясь на свой опыт, а также на изученную мною литературу по данной теме, я хотела бы дать учителям следующие советы:
- Изучите научную литературу по данному вопросу
- Выберите те приемы работы с текстом, которые будут соответствовать целям вашего урока, а также возрасту учащихся
- Формируйте у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;
- Повышайте уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;
- Обучайте самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология продуктивного чтения на уроках математики
«Как научить школьников самостоятельно работать с текстом учебника». Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома по трем эт...
Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы
Обучение смысловому чтению в 5-6 классе на уроках русского языка ( практические примеры)...
Методическое занятие для преподавателей ОД "Русский язык и литература" - Использование стратегий смыслового чтения на уроках
Материалы методического занятия для перподавтелей русского языка и литературы по использованию стратегий смыслового чтения на уроках....
Доклад на тему : " Стратегии продуктивного чтения "
Кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпрети...
презентация к уроку русского языка6 класс
презентация урока...
Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературы
Технология продуктивного чтения позволяет учителю более глубоко и серьезно работать с текстом. В выступлении отражаются три этапа работы с текстом, даются комментарии, какие приемы можно использовать ...
Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»
laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...