Статья «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»
статья по русскому языку

Шнякина Людмила Анатольевна

В статье  рассматривается стратегия смыслового чтения, обосновывается необходимость поиска новых подходов к изучению текстовой информации.

    Автор раскрывает  цели и задачи смыслового чтения, знакомит с приемами работы с текстом до его чтения, во время чтения и после чтения.   Автор статьи опирается на собственный опыт, поэтому в статье приводятся примеры использования смыслового чтения  на уроках русского языка и литературы.

Ключевые слова:  стратегии, предтекстовая деятельность, антиципация, текстовая деятельность,  послетекстовая деятельность, ассоциации, эйдетика.

     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья89.23 КБ

Предварительный просмотр:

Шнякина Л.А.,

учитель русского языка и литературы,

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №90» р. п. Чунский

«Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»

В статье рассматривается стратегия смыслового чтения, обосновывается необходимость поиска новых подходов к изучению текстовой информации.

Автор раскрывает цели и задачи смыслового чтения, знакомит с приемами работы с текстом до его чтения, во время чтения и после чтения. Автор статьи опирается на собственный опыт, поэтому в статье приводятся примеры использования смыслового чтения на уроках русского языка и литературы.

Ключевые слова: стратегии, предтекстовая деятельность, антиципация, текстовая деятельность, послетекстовая деятельность, ассоциации, эйдетика.

Если спросить современного школьника, умеет ли он читать, то этот вопрос вызовет у него недоумение: кто не умеет читать?! Но читать можно по-разному. Можно механически воспроизвести содержание, пересказать факты, фабулу, но это не отвечает требованиям к метапредметным результатам, заложенным в новом стандарте. В концепции универсальных учебных действий четко выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста.

Сегодня каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость организации деятельности по формированию смыслового чтения в образовательных отношениях. Педагог сегодня должен стать творцом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.

По определению А. А. Леонтьева, смысловое чтение – это восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.[1]

Смысловое чтение должно рассматриваться не как вид чтения, а как характеристика уровня чтения. Оно нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, на вычитывание того смысла текста, который задан целью чтения. Владение навыками такого чтения позволят продуктивно учиться по книгам всегда.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром.

В понятие «смысловое чтение», на мой взгляд, входят все виды чтения:

ознакомительное чтение, направленное на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста и поисково - просмотровое чтение, предполагающее нахождение конкретной информации, изучающее чтение и вдумчивое (медленное, рефлексивное, художественное) чтение.

Если посмотреть на чтение как действие, то можно выделить в нем три основных этапа:

  1. Восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.
  2. Извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.
  3. Создание собственного нового смысла, то есть “присвоение” добытых новых знаний как собственных в результате размышления. Чтение включает в себя выдвижение гипотез и высказывание предположений, формулирование суждений, моделирование и обобщение, применение на практике в жизни, учёбе. В ответ на прочитанное у читателя возникают собственные чувства, мысли, образы.

Работа с любым текстом предполагает три этапа:

  • До чтения текста.
  • Во время чтения текста.
  • После чтения текста.

Для работы с тестом на каждом из этапов читатель выбирает свои стратегии.

Что же такое стратегии смыслового чтения? Термин «стратегии чтения» родился в 70-е годы, и основополагающим стало определение американского психолога и педагога, крупнейшего специалиста в области исследования когнитивных процессов Джорджа Брунера: «Стратегия – это некоторый способ приобретения, сохранения и использования информации, служащий достижению определенных целей в том смысле, что он должен привести к определенным результатам». [2]

Учебные стратегии – это набор действий, которые предпринимает обучающийся для того, чтобы облегчить обучение, сделать его эффективнее, результативнее, быстрее, приятнее, нацелить и приблизить деятельность учения к своим собственным целям. В случае успеха учащийся запоминает способы своего действия, операции, используемые ресурсы, переносит стратегию в другие ситуации, делает ее универсальной. Таким образом, стратегия в обучении – это в первую очередь систематизированный план, программа действий и операций, осознанно применяемая для управления обучением с целью его улучшения. Этому учеников нужно учить.[3]

Стратегий смыслового чтения огромное количество. Я систематизировала апробированные мною стратегии в 3 группы. В таблице представлены некоторые из них.

Стратегии предтекстовой

деятельности

Стратегии текстовой

деятельности

Стратегии послетекстовой

деятельности

Цель: постановка задач чтения, выбор вида чтения, актуализация предшествующих знаний и опыта, понятий и словаря текста, создание мотивации к чтению.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Цель: понимание текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации,

применение материала в самых различных ситуациях.

Стратегии

«Антиципация»

«Ассоциативный куст»

«Чтение с остановками».

«Тайм-аут»

«Алфавит за круглым столом»

«Чтение про себя с вопросами».

«Вопросы после текста»

«Соревнуемся с писателем».

«Чтение про себя с пометками».

Кубик Блума

«Ориентиры предвосхищения».

«Чтение в кружок»

Синквейн

«Рассечение вопроса».

Составление таблиц.

Опорный конспект Интеллект-карта

Стратегия – комбинация приемов. На уроке при организации смыслового чтения необходимо чувство меры. поэтому предлагаю несколько алгоритмов проведения урока литературы.

Фрагмент урока литературы по рассказу Л.С. Петрушевской «Страна». На этом уроке я выбрала такие стратегии:

1) до чтения рассказа 2) во время чтения 3) после чтения

«Антиципация» «Чтение про себя «Кубик Блума»

«Ассоциативный куст» с вопросами»

Остановлюсь подробнее на приемах:

Антиципация (лат. anticipatio) - это предвосхищение, предугадывание содержания:

а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу.

б) Восстановление текста с пропущенными элементами.

в) Составление вопросов до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.

г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор? [4]

Например, при чтении текста работаем над его заглавием. Рассказ Людмилы Петрушевской «Страна». Предлагается перед чтением рассказа ответить на вопрос: О чем рассказ? Версии могут быть самые разные. В данном случае достаточно трудно предугадать содержание рассказа, но тем интереснее интрига.

На помощь может прийти прием «Ассоциативный куст». Со словом «страна» записываются в виде «кустика» все возможные ассоциации, с обозначенными стрелочками смысловыми связи между понятиями. Воображение ребят работает, и в ассоциациях обязательно появится понятие «страна детства». Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, пробудить познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Прием "Чтение про себя с вопросами". Цель: формирование умений вдумчивого чтения. Ученики самостоятельно читают текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором». Затем учитель предлагает озвучить вопросы и идет обсуждение содержания произведения.

Прием «Кубик Блума»

На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».

Учитель бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. Так, вопрос, начинающийся со слова «Назови…» нацелен на простое воспроизведение знаний.

Вопросы, начинающиеся со слов «Почему…» позволяет установить причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определёнными героями. Отвечая на вопрос «Объясни…» ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

Задания «Предложи…», «Придумай…», «Поделись…» направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным.

Примерные вопросы для «Кубика Блума»: Назови героев рассказа, Почему мать и дочь оказались в такой ситуации? Объясните смысл названия рассказа. Предложите героям выход из ситуации. Придумайте продолжение рассказа. Поделитесь впечатлениями от прочитанного рассказа.

В конце урока нужно обратиться к заглавию рассказа и объяснить его смысл.

Фрагмент урока литературы по рассказу Евгения Носова «Тридцать зерен».

На данном уроке можно выбрать такую стратегию:

1) до чтения рассказа 2) во время чтения 3) после чтения

«Алфавит за круглым «Чтение вслух с «Работа с заголовком»

столом» остановками» «Синквейн»

Работа над содержанием рассказа начинается с приема «Алфавит за круглым столом». Класс делится на группы, каждой из которых выдается карта алфавита. Предлагается за определенное время вспомнить или авторов, или названия произведений, или героев книг, посвященных проблеме взаимоотношения человека и природы. Обсуждение результатов работы происходит по методике свободного обсуждения («круглый стол»). Время работы — 5 мин. Цель стратегии: мотивировать на прочтение рассказа.

а

б

Бианки

в

г

д

Дед Мазай и зайцы

е

ж

Житков

3

и

к

Киплинг

Кот- ворюга

л

м

«Маленький принц»

н

о

п

Пришвин

Паустовский

р

«Рассказы о животных»

с

Сладков

Скребицкий

т

у

ф

х

ц

ч

Чарушин

ш

щ

ы

э

ю я

Данная предтекстовая стратегия определяет будущие линии рассказа, готовит к восприятию его содержания.

На этапе текстовой деятельности уместно на этом уроке применить «Чтение вслух с остановками». Цели стратегии: управление процессом осмысления текста во время его чтения.

Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового. Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

Рекомендации по использованию приема «Чтение с остановками»:

  • Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.
  • При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.
  • После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»

В послетекстовой деятельности можно применить прием «Работа с заголовком», обсуждение заглавия рассказа и сравнение придуманного заголовка с авторским. Подвести итог работы над текстом можно с помощью «Синквейна»

Фрагмент урока литературы по рассказу Бориса Екимова «Ночь исцеления»

На данном уроке можно выбрать такую стратегию:

1) до чтения рассказа 2) во время чтения 3) после чтения

«Рассечение вопроса» «Чтение в кружок» «Тайм-аут»

«Соревнуемся с писателем».

Прием «Рассечение вопроса» до чтения текста способствует прогнозированию содержания текста на основе его заглавия. Учитель предлагает прочитать заглавие текста и разделить его на смысловые группы. Ученики должны ответить на вопрос : «О чем пойдет речь в тексте?»

С помощью приема «Соревнуемся с писателем» легко мотивировать ребят на прочтение книги. Предлагается спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации к ней. Один ученик предлагает по иллюстрациям свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.

Во время чтения текста желательно использовать стратегию "Чтение в кружок". Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Ученикам предлагается внимательно по очереди читать текст по абзацам. Задача читающего – уловить главную мысль, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. По ходу чтения текста идет обсуждение.

«Тайм-аут»- это послетекстовая стратегия, цель которой самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

Алгоритм реализации стратегии:

#1055;росмотрите еще раз текст. Дальше работайте в парах.

2. Задайте друг другу вопросы уточняющего характера. Ответьте на них. Если у вас нет уверенности в правильности ответа, вынесите свои вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

Особо хотелось бы остановиться на работе со стихотворными текстами.

Фрагмент урока литературы в 6 классе. Стихотворение А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Стратегия выбирается в соответствии с целями урока: осмыслить художественный текст, поработать над лексикой стихотворения и выучить его наизусть с помощью эйдетики.

1) до чтения стихотворения 2) во время чтения 3) после чтения

Прием «Нелепица» «Составление кластера» «Коллаж»

«Составь словарь» «Пиктограммы»

До чтения стихотворения с помощью приема «Нелепица» повторяются все известные изобразительно-выразительные средства, ученикам необходимо найти соответствия между понятием и ключевыми словами определения

На этапе текстовой деятельности предлагается преобразовать текстовую информацию по рядам в 3 кластера по количеству строф стихотворения:

1. Первая строфа:

Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело
,-
Я ничего не пойму.

Свет (мир) Звук

ель, тропинка, завывание ветра,

ветер, лес, шорохи

человек

Цвет Внутреннее состояние героя.

зеленый, мрачный жутко, грустно, весело

Какие изобразительные средства вы нашли?

По ходу анализа стихотворения вводится новое изобразительное средство: анжамбеман, т.е. перенос - перескок.

Послетекстовая деятельность организуется по группам: по предложенным иллюстрациям создать коллаж, нарисовать «стихотворение», переработать текст в пиктограммы.

Созданные обучающимися продукты афишируется, обсуждаются.

После такого погружения в текст, стихотворение переосмысливается и легко запоминается.

На уроках русского языка при изучении теоретического материала обучающиеся имеют дело с научным текстом. В 5 классе я провела анкетирование, чтобы выяснить уровень УУД. Вот что получилось.

Обработав результаты анкеты, я пришла к выводу, что у ребят имеются проблемы в чтении научного текста, понимании прочитанного и умении переосмысливать информацию. Поэтому для работы с научными текстами

разработала несколько стратегий смыслового чтения:

Предтекстовые стратегии

Текстовые стратегии

Послетекстовые стратегии

«Верю-не верю»

«Чтение с пометами (Инсерт)» «Глоссарий»

«Моделирование»

«Восстановление текста»

«Толстые и тонкие вопросы» или «Ромашка Блума»

«Интеллект-карта».

Таблица «Знаю – узнал»

"Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна"

«Опорный конспект»

На уроке русского языка в 5 классе по теме «Словосочетание» ученикам предлагается информационный текст:

«Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, бескрайнее озеро.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например: восхищаться (чем?) красотой, растут (где?) на берегу

3. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и существительное с предлогом

Например: наступила осень, около дома

4. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Модель словосочетания показывает, какое из двух слов является главным, а какое – зависимым и какими частями речи они выражены.

5. Если в словосочетании главное слово - имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным

6 Если оба слова в словосочетании главные, это сочинительное словосочетание»

Прием «Инсерт» позволяет промаркировать текст и выделить трудную информацию.

Приём «Восстановление текста» можно использовать при работе с новым материалом. Учащиеся получают формулировки правил, определений, положений с пропусками. В процессе анализа учебного материала недостающие элементы вставляются в заготовку.

"Чтение с составлением диаграммы Эйлера-Венна"

Цель: сформировать навыки сравнения и классификации, структурирования информации.

#1059;ченики читают текст, внимательно анализируя его.

#1059;читель ставит задачу – сравнить два или более объекта, данные сравнения записать в виде диаграммы Эйлера-Венна.

Интеллект-карты— это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления.

Приём «Верные и неверные утверждения» дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы. Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу.
Обучение стратегиям чтения развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о прочитанном; оно включает процедуры обучения пониманию, когда читатель анализирует то, как он понимает содержание текста, и способы работы с ним.

В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современные реалии требуют, чтобы он не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Все это может дать человеку Чтение.

Литература

1. Н. В. Нижегородцева, Т. В. Волкова Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности

Ярославский педагогический вестник – 2012 – № 2 – Том II (Психолого-педагогические науки)

2. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6-м классах (технология формирования правильного типа читательской деятельности / /school2100/nashi_tehnologii/

3. Сметанникова Н.Н. Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования // /files/File/smetannikova%281%

4. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. М.: Балласс, #1057;тратегии чтения // /strategii-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о  технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...

Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...

Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы

Обучение смысловому чтению в  5-6 классе на уроках русского языка ( практические примеры)...

Статья "Технология смыслового чтения на уроках русского языка и литературы"

Технология смыслового чтения на уроках русского языка и литературы...

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...

Статья «Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы»

                Чтение - один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.        ...