Статья "Как развивать орфографическую зоркость"
статья по русскому языку (5 класс)

Об устранении ошибок в правописании безударных гласных в корне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kak_razvivat_orfograficheskuyu_zorkost.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Как развивать орфографическую зоркость

Для учителя русского языка основной задачей является научить учащихся писать грамотно, т.е. без ошибок. В первую очередь надо развить в детях орфографическую зоркость – умение различать букву-орфограмму, орфограмму-пробел или орфограмму-дефис и видеть сложное, неоднозначное место в слове – букву, которая заставляет сомневаться в выборе верного варианта.

Одной из самых распространенных ошибок у учащихся является правописание безударных гласных в корне слова. Для устранения данной ошибки подходит алгоритм «Как писать слова с безударной гласной в корне слова».

В упражнениях повторяется алгоритм безошибочного написания слов:

1) найди корень слова (подбери родственные слова);

2) поставь ударение;

3) если ударение падает на гласную в корне, то слово пиши с этой гласной (когда в корне одна гласная буква);

4) если в корне безударная гласная, подбери проверочное слово (измени форму слова или подбери родственное слово);

5) если проверочное слово подобрать нельзя, посмотри в словарь (словарное слово).

Таким образом, ученик должен овладеть следующими умениями:

  • правильно ставить в словах ударение;
  • безошибочно разбирать слова по составу;
  • выбирать способ проверки.

Отработка орфографического правила проводится в орфографической тетради «Пишем грамотно». В этой тетради представлены разнообразные виды упражнений, которые требуются для закрепления изученного правила, проводится орфографический тренинг. Особое место в комплекте занимает коррекционная тетрадь «Учусь писать без ошибок», в которой представлены упражнения, помогающие слабоуспевающим ученикам понять и закрепить орфографическое правило.

Именно при таком подходе к отработке орфографического правила заложен успех работы по формированию навыков грамотного письма: тренинг, основанный на сознательном применении правила, - это в первую очередь регулярное подтверждение учеником собственной правоты в совершении действий, связанных с выбором правильного написания.

Для правильного списывания текста предлагается следующий алгоритм:

1. Прочитай предложение.

2. Повтори предложение, проверь, запомнил ли ты его.

3. Выдели в предложении слова с орфограммой.

4. Прочитай вслух предложение так, как оно написано.

5. Проговори предложение орфографически.

6. Запиши предложение, диктуя себе орфографически.

7. Проверь себя! Читай записанное предложение и сверяй с печатным текстом.

Очень важно в начале освоения алгоритма действовать коллективно: со всем классом или с группой учеников, тренируя их в применении данной последовательности действий. Для самостоятельной работы каждому ученику дается карточка с памяткой - алгоритмом списывания. В зависимости от того, какие ошибки при списывании делает ученик, в памятку могут быть внесены те или иные коррективы.

Детям очень нравится работать с алгоритмами, так как возможность допустить ошибку очень невелика, да и сама работа выполняется с интересом.

Таким образом, применение алгоритмов способствует формированию навыков грамотного письма и орфографической зоркости у школьников и помогает учителю осуществлять дифференцированный подход на уроках русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование орфографической зоркости на уроках русского языка.

Данная методическая разработка помогает формировать орфографическую зоркость на уроках русского чязыка....

Формирование орфографической зоркости

Данная статья помогает определиться с этапами формирования и проверки знаний по теме "Орфография"...

Формирование орфографической зоркости

Данная статья помогает определиться с этапами формирования и проверки знаний по теме "Орфография"...

Формирование орфографической зоркости учащихся 5-9 классов

Практическая цель обучения русскому языку предполагает овладение учащимися двумя видами коммуникации – устной речью и письменной, чтобы научиться правильно писать, ученик должен овладеть правила...

Программно-методический комплекс "Компьютерный практикум для начальной школы" как средство формирования орфографической зоркости и развития орфографических умений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье предлагается использовать ПМК " Компьютерный практикум для начальной школы", распространяемый бесплатно на сайте ЕК ЦОР, в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые наруше...

Формирование орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка и литературы зоркости

В последние годы всё сложнее складываются отношения школьников с родной речью, родным языком. Увлечь их, заставить полюбить русский язык учителю бывает непросто. Поэтому, работая с обучающимися, как м...

Орфографическая копилка.Дидактический материал для формирования орфографической зоркости в системе ФГОС,

Орфографическая грамотность, являясь составной частью языковой культуры, свидетельствует об уровне образованности человека, поэтому в числе задач, стоящих перед школьным образованием, надо признать ва...