ОТ ИМЕНИ К ДУХОВНОСТИ
тест по русскому языку
Путь «от имени к духовности» – один из вариантов спасения детей от безнравственности. Зная свои корни, человек никогда не нарушит связи с народом, родиной. Не потеряет своё «лицо», правильно будет воспитывать своих детей (на примерах родителей, бабушек и дедушек, художественной литературы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_imeni_k_duhovnosti.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТ ИМЕНИ К ДУХОВНОСТИ
«Сам человек меняется медленнее, чем он меняет мир. Именно здесь центр трагедии», – констатировал русский писатель Андрей Платонов. В наше переходное «сейсмоопасное время» рушатся установленные веками обычаи и традиции русского народа, воздвигаются новые идолы. Общество всё чаще задаётся вопросами: «Что с нами происходит?», «Кто виноват?», «Что делать?».
Деформация русской души – болезнь, которая уносит сегодня сотни и тысячи молодых. Вирус разрушения. Живём не так, говорим не то (опошляются мышление и поведение людей, снижается общий уровень владения языком). А ведь именно язык должен оставаться опорой для каждого мыслящего гражданина. Язык – это средство связи поколений. Нет любви к родине, если нет любви к родному языку.
Что же делать, чтобы спасти молодое поколение от разрушения, полной деградации? Большая миссия возлагается на школьных учителей русского языка и литературы. Возрождение духовности, души нужно начинать с самого, на первый взгляд, простого, но вместе с тем и необходимого – имени человека – ребёнка. Именно в имени проявляется «Я» личности. «Имя человека – самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке», – утверждал Дейл Карнеги. Одним словом, имя – это наше второе «Я».
На уроках русского языка, начиная с пятого класса, учитель должен начать работу над именем. Целесообразнее начать эту работу с вводного разговора «Что в имени тебе моём?» Учитель рассказывает учащимся, с которыми встретился впервые, о себе и своём имени. Так учащиеся пятого класса на вводном уроке узнают не только имя учителя, но и то, что оно обозначает и как оно накладывает свой отпечаток на характер человека. На следующем этапе учащиеся рассказывают о своём имени, получив предварительное задание: «Расскажу о своём имени». Ученики по вопроснику составляют связный рассказ по плану: 1. Почему меня так назвали? 2.Откуда пришло моё имя? 3. Как меня называют родители, друзья, знакомые? 4. Как я отношусь к своему имени? 5. Как моё имя связано с моим родом, семьёй, родиной? Учащимся для подготовки данного задания можно предложить следующую литературу: Л.В. Успенский «Ты и твое имя», А.В. Суслова, А.В. Суперанская «О русских именах», Н.А. Петровский «Словарь личных имен» и др.
В шестом классе учитель развивает эту тему и предлагает учащимся маленькое исследование: «Имя, которое мне дорого», «Имя моей бабушки (тёти, дедушки). Учитель обращает внимание учащихся на такие имена, как: Захар, Илья, Акулина, Еремей, Евдокия, Матрёна и др.; приводит учащихся к выводу, что имя должно быть привычно, созвучно с основной массой имён, находящихся в живом употреблении. Обращается внимание учащихся на то, что большинство русских личных имён по своему происхождению не исконно русские. Но это как раз те имена, которые наиболее близкие русскому народу, хорошо освоенные русским языком. Учащиеся получают задание на тему: «Имена, нашедшие отражение в пословицах и поговорках русского народа». Задача учащихся – найти как можно больше пословиц и поговорок, содержащих личные имена, например: «У всякого Гришки свои делишки», «В людях Илья, а дома – порося», «Кобылка бежит, а Ивашка лежит», «Наша Варвара не любит ухи без навара», «Каждый Никитка хлопочет о своих пожитках», «И рад Филипп, что пирог велик», «Молилась Фёкла, да Бог не вставил стёкла», «Каждая Алёнка хвалит свою бурёнку», «На всякого Егорку есть поговорка», «Наша Марья вашей Дарье двоюродная Парасковья», «По бедному Захару всякая щепа бьёт», «Не хвастай, Настя: немного напряла, да и то потеряла», «Грелся Максим возле осин», «Люди как люди, а Фома как бес», «Дмитрий и Борис за огородом подрались» и т.п. [1]. Посредством вопросов «Как в пословице имя раскрывает характер человека?», «В какой ситуации употребимы эти пословицы?», «Относятся ли они ко всем носителям этого имени?» учитель приводит учащихся к мысли, что «не имя красит человека, а человек – имя».
В 7 – 8 классах у учащихся начинается переходный период. Учащиеся по-разному «проживают» это время. Многие начинают сквернословить, включать в речь жаргоны и площадную ругань, придумывают обидные прозвища, подчас коверкая имя. Задача учителя – помочь учащимся избежать этого. Получив имя, мы должны оберегать его от позора. Просьбы и желания, упрёки или капризы, призывы и ласки – везде звучит имя. На данном этапе учитель проводит работу, взяв за основу слова Марины Ивановны Цветаевой: «Можно шутить с человеком, но нельзя шутить с его именем». Учитель проверяет, понятны ли всем ученикам слова известного поэта; знакомит с историей русских имён, отражающих различные свойства и качества людей, их физические недостатки, особенности речи, отношение к ним родителей (Волк, Кот, Воробей, Буян и др.) В качестве упражнения предлагается каждой группе учащихся поработать с именем и его производными и ответить на вопрос: «К каким выводам они пришли в ходе наблюдений?» (имена Мария и производные от имени: Маруся, Муля, Муся, Манюша, Машутка, Маша, Манюха, Масята, Мара, Маняша; Евдокия (народная форма Авдотья): Дуня, Дуся, Дося, Евдоша, Евдоха, Евдуша, Авдуся; Захар: Захарка, Захарчик, Захарушка, Захарочка, Захаронька.) Учитель ненавязчиво на данных примерах выделяет с учащимися уменьшительно-ласкательные формы имени. Обращение в такой форме с первой минуты разговора располагает к себе другого. Самостоятельно учащиеся находят производные сначала своего имени, а затем своих одноклассников, товарищей и подруг.
Начиная с девятого класса, учащиеся знакомятся с наукой, изучающей имена и фамилии людей. Учитель планомерно продолжает работу над именем.
Старшеклассники исследуют имена в художественной литературе. Данный вид работы «След имени в литературе», «Говорящие имена» помогает учащимся глубже понять произведение и правильно проанализировать тот или иной художественный образ. (Имя Захар. След имени в литературе: А.И. Солженицын «Захар – калита», имя Матрёна – А.И. Солженицын «Матрёнин двор»; Маруся – В.Г. Короленко «Дети подземелья»; имя Акулина – А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка» («Повести Белкина»); Пелагея – Ф. Абрамов «Пелагея»; Катерина – А.Н.Островский «Гроза», Л.Н. Толстой «Воскресение»; Варвара – русская народная сказка «Варвара – краса, длинная коса», А.Н. Островский «Гроза», И.А. Гончаров «Обрыв»; Лиза – Н.М. Карамзин «Бедная Лиза», А.С. Грибоедов «Горе от ума», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»; Дарья – Н.А. Некрасов «Мороз, красный нос»».
Следующий вид заданий – согласитесь или опровергните точку зрения автора. Актуально ли звучат сегодня эти строчки: «Гляжу в озёра синие, в полях ромашки рву, зову тебя Россиею, единственной зову. Спроси – переспроси меня, милее нет земли, меня здесь русским именем когда-то нарекли. Красу твою не старили ни годы, ни беда, Иванами да Марьями гордилась ты всегда».
На завершающем этапе старшеклассники выходят на самостоятельное исследование имени, получая, например, такую тему, как: «Имя Иван в сознании народа 21 века ».
Путь «от имени к духовности» – один из вариантов спасения детей от безнравственности. Зная свои корни, человек никогда не нарушит связи с народом, родиной. Не потеряет своё «лицо», правильно будет воспитывать своих детей (на примерах родителей, бабушек и дедушек, художественной литературы).
Список литературы
1. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа / В.И. Даль. – М. : Эксмо, 2006. – 384 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении
Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак,в русском, татарском и английском языках...
Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе.Учебник Э.М. Береговская "Синяя птица"
В данной работе содержатся задания на отработку грамматического материала по теме "Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе"....
Конспект урока Тема: «Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имен прилагательных в тексте»
Для учащихся 3 класса...
XIX Юношеские чтения имени В.И. Вернадского Методическая секция учителей.Тема: «Духовно – нравственное развитие школьников средствами учебно – исследовательской и проектной деятельности»
Духовно – нравственному воспитанию подрастающего поколения придавалось большое значение во все времена.В ситуации кризиса духовного мира граждан Р...
РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБУ «ЛИЦЕЯ № 76 ИМЕНИ В.Н.ПОЛЯКОВА» Г.О.ТОЛЬЯТТИ
Статья о работе по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Обеспечение условий для духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи, как одной из главных стратегических задач развити...
Духовно-нравственное воспитание школьников через возрождение традиций казачьей культуры на примерах Казачьей кадетской школы имени графа И.И. Воронцова-Дашкова
Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения, готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Отсутствие цели в жизни среди молодого поколе...
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных....