Практикумы
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Кирякина Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

Практическая работа по русскому языку «Виды сложных предложений» в 9 классе проводится с целью  формирования навыков разграничения сложносочинённых и сложноподчинённых  предложений. Обучающиеся заполняют разработанные рабочие листы.

  1. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.
  2. В каждом предложении подчеркните грамматические основы. Выделите союзы, которые соединяют предикативные части. Составьте схемы предложений, выделенных курсивом.  

(1) На склоне г…..ры  покоятся останки гиган……ского  дерева-великана. (2)Специалисты утверждают что оно пр…стояло около четырёхсот лет. _____________________________(3) Оно было подростком когда Колумб выс….дился в Южной Америке. ___________________________ (4)Дерево наполовину выр….сло когда английские колонисты создали свои первые поселения в северной Америке. ____________________ (5) В течени…. своей долгой жизни дерево четырнадцать раз подвергалось ударам молний бе…числе(н,нн)ые бури и лавины четырёх веков бушевали около него. (6) Но оно выст….яло. (7)Однако в конце концов полчища мелких жучков стали подтачивать его. (8)Насекомые погрызли кору и постепенно сокрушали внутреннюю силу дерева своими незначительными но непр…рывными укусами. _________________(9)Лесной великан которого не и…сушали века не сломили молнии и бури рухнул под натиском маленьких насекомых. (10)Не напоминаем ли мы этого сражающегося лесного великана? (11)Мы благополучно переживаем редко случающиеся бури которые посылает нам жизнь. ______________________ (12) При этом отдаём своё сердце на ра.....терзание мелким жучкам бе….покойства, таким мелким, что их можно ра…..давить двумя пальцами. _________________________

(13) Чтобы од….леть привычку бе….покоиться выполняйте правило: не позволяйте себе ра….страиваться из-за пустяков которые следует пр…зирать и забыть. (14) Помните что жизнь слишком коротка чтобы ра…трачивать её на пуст….ки._____________________________________

       3.    Укажите вид (ССП,СПП,БСП) указанных предложений: 2) _______________, 11) __________________

       4. Замените словосочетание английские колонисты (предложение 4), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание. ___________________________

       5. Замените словосочетание лесного великана (предложение 10), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание. _________________________

       6.  Укажите количество грамматических основ в предложении 9 _____________________

       7.  Укажите количество грамматических основ в предложении 13 _____________________

       8.  Укажите количество грамматических основ в предложении 5 _____________________

       9. Из предложений 5—10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом:
 «В суффиксах отымённых прилагательных         -ЕНН-, -ОНН-/-ЁНН- пишется НН». __________________

      10. Из предложений 9-11 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости          /глухости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой. ____________________

      11. Укажите тип сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное) в 7 предложении. ___________________________

      12. Выпишите сказуемые из 12 предложения, укажите типы сказуемых.

___________________________________________________________________________

      13. Определите типы односоставных предложений (определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное) в составе 12         предложения. ___________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Фамилия,имя __________________________________________________________

Практикум по синтаксису и пунктуации

8 класс

1 вариант

  1. Какое утверждение является неверным?
  1. Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения.
  2. Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой.
  3. Зависимое слово связывается в словосочетании только грамматически.

2. Выберите и запишите, какими бывают предложения по цели высказывания:

1) Повествовательными        2) Распространёнными         3) Побудительными      4) Восклицательными

3. К главным членам предложения относятся:

1)  Подлежащее            2)  Определение         3)  Дополнение                 4)  Сказуемое

4. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено существительным:

1) Над морем встаёт багровое солнце.                         2) Я слушаю прибой моря.

3) Ветер пробегает по верхушкам деревьев

5. Укажите предложения, в которых неправильно выделена основа:

1) Я с интересом рассматривал картины.                  2) Сонный малыш лёг в кровать.

        3) Приятную прохладу принёс ветер.

6. Укажите нераспространённые предложения:
1) Подул холодный ветер.     2) На небе сияла луна.    3) Наступила зима.    4) Кругом глубокая тишь.
5) Улетают птицы.          6) Сгущались сумерки.
7. Вставь пропущенные слова в определение.

Подлежащее – это _____________________ член предложения, который обозначает ________________, отвечает на вопросы __________________________. Чаще всего выражен _________________________.

Подчёркивается ____________________________________.

8. Вставь пропущенные слова в определение.

Определение – это ___________________________ член предложения, который отвечает на         вопросы ________________________________, обозначает ___________________________________________, подчёркивается  ___________________________________________________________.

9.  Вставь пропущенные слова в определение.

Обстоятельство – это ___________________________ член предложения, который отвечает на         вопросы ________________________________, обозначает ___________________________________________, подчёркивается  ___________________________________________________________.

10. Подчеркните в предложениях грамматические основы, расставьте знаки препинания.

1) Лягушки      хладнокровные животные. 2) Сова      житель полярных стран.

3) Рысь    свирепая лесная кошка.

11. В каком предложении есть определение? Подчеркните его.

1) Ветер раскачивает деревья.           2) Темнота заползает под кусты.

3) Светлый луч солнца пробежал по стволам деревьев.

12. В каком предложении есть дополнение? Подчеркните его.

1) В лесу прижилась ласковая осень.        2) С шелестом падали сухие листья на землю.

3) Горький запах дубовой коры заполнял лес.

13. В каком предложении есть обстоятельство? Подчеркните его.

1) В сентябре приходят жёлтые дожди.                 2) Золотая осень наряжает землю.

3) Шлют птицы прощальный привет родным местам.

14. В приведенных ниже предложениях подчеркните однородные члены предложения как  члены предложения. Постройте схемы предложений.

1) Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится._____________________

2) Опавшая листва устилает землю и громко шуршит при каждом прикосновении ___________________

3) Малиновка щебетала четко, весело, звонко. ___________________________

4) Ветер осенний в лесах поднимается, шумно по чащам идет. ______________________

5) По ночам в леса, в овраги заползает синий мрак. _______________________

Фамилия,имя __________________________________________________________

Практикум по синтаксису и пунктуации

8 класс

2 вариант

1. Какое утверждение является неверным?

1) Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

2) Зависимое слово уточняет главное слово, подчиняется ему.

3) Словосочетание менее точно, чем слово, называет предмет, действие, признак.

2. От чего зависит, распространённое предложение или нет:

1) От  интонации            2) От цели высказывания3) От наличия второстепенных членов

4) От наличия главных членов

3. Определение, обстоятельство, дополнение – это:

1) Главные члены предложения                              2)  Второстепенные члены предложения

4. Укажите предложения, в которых сказуемое выражено глаголом:

1) Вдалеке сверкнула молния.         2)  Мой брат – футболист.                    3) Я люблю летнюю грозу.

5. Укажите предложения, в которых неправильно выделена основа:

1) Я с интересом рассматривал картины.                  2) Сонный малыш лёг в кровать.

        3) Приятную прохладу принёс ветер.

6. Укажи распространённые предложения:
1) Бегут ручьи    2) Весело поют птицы.       3) На небе появились тучи.           4) Вечереет.
5) Олени живут на севере.                     6) Бушуют метели.
7. Вставь пропущенные слова в определение.

Сказуемое – это _____________________ член предложения, который отвечает на вопросы _________________________________________________________________________________________, обозначает _________________________________________________________________________, выражен

___________________________________________________________________________________________. Подчёркивается _______________________________.

8. Вставь пропущенные слова в определение.

Дополнение – это ___________________________ член предложения, который отвечает на         вопросы ________________________________, обозначает ___________________________________________, подчёркивается  ___________________________________________________________.

9.  Вставь пропущенные слова в определение.

Обстоятельство – это ___________________________ член предложения, который отвечает на         вопросы ________________________________, обозначает ___________________________________________, подчёркивается  ___________________________________________________________.

10. Подчеркните в предложениях грамматические основы, расставьте знаки препинания.

1) Зяблик     защитник садов, парков, лесов. 2) Лошадь    животное травоядное.

3) Конец зимы    самое голодное время в лесу.

11. В каком предложении есть определение? Подчеркните его.

1) Неожиданно мы услышали шорох в кустах.                        2) Рядом с ним я увидел тигра.

3) Смотрится в воду зелёный камыш.

12. В каком предложении есть дополнение? Подчеркните его.

1) В тусклом тумане встаёт солнце.                    2) Розовый клевер прячет в траве свою головку.

3) На колокольчике сидел шмель.

13. В каком предложении есть обстоятельство? Подчеркните его.

1) В лесу раздавался топор дровосека.                      2) Ель – символ вечной молодости.

3) Хороша степь ранним летним утром.

14. В приведенных ниже предложениях подчеркните однородные члены предложения как  члены предложения. Постройте схемы предложений.

1) Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал к мельнице. _________________________

2) Разбухшие лиловые ветки тополей трепались весело и бойко. ______________________________

3)  Опавшая листва устилает землю и громко шуршит при каждом прикосновении. __________________

  1. Кот воровал рыбу, мясо, сметану. ________________________
  2. Я увидел в воде у берега стаю плотиц и бросил в них маленький камушек. ______________________


Предварительный просмотр:

Фамилия, имя ____________________________________________________________

Практикум по фонетике, орфоэпии

5 класс

Вариант 1

1. Дайте определение понятия             орфоэпия ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Пользуясь орфоэпическим словарём учебника, поставьте ударение в словах.

Баловать, свёкла, форзац, щавель, яичница, начать, повторишь, кухонный, принял, звонишь

3. Объясните  смысл орфоэпических помет, используемых в орфоэпических словарях.

Машущий и доп. махающий ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Класть, нельзя ложить ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Узнайте по фонетической записи слова, восстановите их буквенный   облик., следуя орфографическим правилам  русского языка. [ш т о] [ р´и б´и н ы] , [м ч а ц а],  

[í´а б л а к а]

_______________________________________________________________________________________

5. Выберите группу слов, в каждом из которых есть мягкие согласные звуки.

а) чаща, шина, яма, точка, дело, тень;            б) яма, точка, дело, чаща, грач;

в) дело, тень, точка, шина;                               г) дело, тень, чаща, шина.

6. Укажите группу слов, в каждом из которых буквы е,ё,ю,я обозначают два звука:

а) яма, ёж, день, юла, семья;                          б) яма, ёж, юла, баян, жюри;

в) день, семья, баян, жюри, юла                    г) юла, семья, яма, ёж, баян.

7. Определите, сколько букв и звуков в слове съёмка:

а) 5б., 5зв.;            б) 5б., 6зв.;           в) 6б, 5зв.;              г) 6б., 6зв.

8. Выберите группу слов, которые правильно разделены для переноса:

а) вес-ти-бюль, под-смот-ре-ть;

б) вес-ти-бюль, подсм-от-реть;

в) вес-ти-бюль, под-смот-реть

9. Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием, и сделайте их транскрипцию:

Лодка, шоссе, скользкий,  старушка, торта, город, гром, просьба, глотка, яичница;                        

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Найдите звонкие согласные:

а) [в]    б) [д]     в) [ц ]     г)[ж]          д) [щ]      е)[ч]

11. Охарактеризуйте следующие звуки: [х], [д], [ж], [щ'], [j'],  [р'];                         

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Сделайте фонетический разбор слов: пятью, восторг, местный;

Фамилия, имя ____________________________________________________________

Практикум по фонетике, орфоэпии

5 класс

Вариант 2

1. Дайте определение понятия             фонетика ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Пользуясь орфоэпическим словарём учебника, поставьте ударение в словах.

Принять, звонить,  клала, включишь, балуешься, положишь, приняла, щавель, красивейший, медведей

3. Объясните  смысл орфоэпических помет, используемых в орфоэпических словарях.

И́скристый  и искри́стый

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Умести́мся,  не рек. уме́стимся

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Узнайте по фонетической записи слова, восстановите их буквенный   облик., следуя орфографическим правилам  русского языка. [з´и л´он ы í] , [т а в о], [í´о л к а] , [с´иí´а í´а] .

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Выберите группу слов, в каждом из которых есть твёрдые согласные

а) жир, весь, каша, цирк, щель;                       б) жир, каша, цирк, шар;

в) жир, каша, шар, щель;                                  г) каша, шар, щель, весь, жир

6. Укажите группу слов, в каждом из которых буквы е,ё,ю,я обозначают два звука:

а) юг, боец, съёмка, парашют, яд;                     б) юг, съёмка, парашют, яд, полёт

в) боец, съёмка, парашют, полёт                       г) съёмка, юг, яд, боец.

7. Определите, сколько букв и звуков в слове съесть:

а) 4б., 4зв.;            б) 6б., 4зв.;           в) 6б, 5зв.;              г) 6б., 6зв.

8. Выберите группу слов, которые правильно разделены для переноса:

а) мед-веж-ья, объ-яв-лять     б)  мед-ве-жья, объ-яв-ля-ть        в) мед-ве-жья, объ-яв-лять.        

9. Найдите слова, в которых произношение расходится с написанием, и сделайте их транскрипцию:

Сводка, стол, текст, пастбище,  ошибка, скот, указка, косьба,   конечно, торты.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Найдите глухие согласные:

а) [м]    б) [х]     в) [й ]     г)[р]          д) [з]      е)[б]

11. Охарактеризуйте следующие звуки:[б], [л], [ш], [ч'], [ц], [з'].

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________12. Сделайте фонетический разбор слов:   семью, полив, честный.



Предварительный просмотр:

Практикум по теме «Имя числительное»

6 класс

  1. Имя числительное обозначает

а) предмет               б) признак предмета                   в) количество предметов и их порядок при счёте

  1. Написать два разряда имён числительных.

а) ______________________________________  б) ________________________________________

  1. Написать рядом с числительным их разряд

Семь(   ), третий(   ), сорок восемь (   ), двадцать пятый (   ), триста восемьдесят четвёртый (   ), двадцать шесть (   ), двенадцать (   ), сто восемьдесят шестой(   ), четыре (   ), девятнадцатый (   ).

  1. Подчеркнуть числительные:

Тройник, три, тройка, тройной, третий, утроить, трое

  1. Подчеркнуть числительные как члены предложения.

Книга лежала на третьей полке сверху.  Три человека прошли мимо. Уроки заканчиваются в два часа. Прибавьте к трём восемь.

  1. Соотнести формы числительных с примерами

                                                   сорок три

                                                   двадцать

Простые числительные           тринадцать

                                                   двести тридцать шесть

Составные числительные        четыре

                                                   пятьсот

Сложные числительные          сто

  1. К какому разряду относятся  числительные, обозначающие целые числа, дробные и собирательные числительные?

а) к количественным  числительным                       б) к порядковым числительным

  1. Сколько форм склонения имеют числительные сорок, девяносто, сто?_________________
  2. У сложных слов  - числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются:

а) первая часть слова                        б) вторая часть слова                    в) обе части

10. Поставьте числительные в формы данных падежей:

                          восемь                        

                        полтора

                                                 двадцать шесть

Р.п.

Т.п.

Д.п.

  1. Записать данные количественные числительные  словами, употребляя их в нужной форме.

К (48)  ________________________________________________ попугаям;

С (600) _______________________________________________ страницами;

О (300) _______________________________________________ рублях.

      12.  Поставьте числительные в формы данных падежей:

                           шестьдесят

                                     семьсот

                                           триста

Р.п.

Т.п.

П.п.

  1. Исправьте там, где это необходимо ошибки в данных числительных:

В тринадцате книгах, в сороке случаях, о девяносто слонах, к пятьюдесяти морям, от три пятых, к восьмью целым две пятых.

      14. Вписать числительные оба  или  обе (правильно выбирая падежные формы)

__________ мальчика, __________ девочки, ____________ книжек,     ____________ морям, _____________ причинами, ______________ подруг.

  1. Вписать, где это необходимо мягкий знак.

Шест…., сорок…., четыр….надцат…., пят…десят…., восем….десят…., двадцат….., пят….деся…., шест…сот, трид…цат…, сем…сот, пятнадцат…., сем…десят.



Предварительный просмотр:

Представленные материалы используются на уроках русского языка в 9 классе при изучении темы «СПП с придаточными обстоятельственными». Работа направлена на отработку навыка правильного определения вида придаточного предложения, формирования умения постановки знаков препинания, повторение основных орфографических правил.

Практическая работа по теме «СПП с придаточным места»

Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, определите вид  придаточных.

  1. И (в)сюду где только лес был (по)реже л…тали на земл…  х…лсты лу(н,нн)ого света. _____________________
  2. На г…р…зонте где небо сходит(….)ся с з…млёй т…нулась синяя зубчатая п…лоска далёкого леса. ___________________
  3. Д…лину где р…стёт трава т…птать (н…)надо. ________________________
  4. Где нет труда  сады там (н…)р…стут. _____________________
  5. Там где сосны были уже реже и выше по осевш…му весе(н,нн)ему снегу кругами шли тропы и стёжки. ___________________
  6. Где х…р…ши цв…ты туда и пч…лы л…тят. ________________________
  7. И (через)силу скач…т конь туда   где св…тит(…)ся огонь.
  8. А час спустя там   где в…да сл…ва…т(…)ся с небом  п…казался белый дымок.
  9. Я (от)туда   где струит(…)ся Тихий Дон, краса ст…пей, и (от)туда  где клубит(….)ся бе…предельный Енисей. ______________________

Практическая работа по теме «СПП с придаточным времени»

Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, определите вид  придаточных, начертите схемы предложений.

  1. Ч…ловек именно т…гда пр…извод…т  исти(н,нн)ый э(ф,фф)ект  к…гда и (н…)дума…т об э(ф,фф)ектах. _________________________
  2. Всякий раз к…гда ум может сф…рмулир…вать истину он праз…ну…т п…беду. _________________
  3. К…гда я открывал окна  в комн…ту зал…тали сухие дубовые листья. ______________________
  4. Проза к…гда  она д…стига…т  с…в…ршенства  ….вля…т(…)ся по существу подли(н,нн)ой поэзией._________________________
  5. Этот настой круж…т г…лову и к…гда вдыха…ш(…) его всей грудью   ра…л…ва…т(…)ся по телу  и тайной рад….стью отд…ёт(…)ся в сер…це. _____________________
  6. Хв…лись ур…жаем  к…гда в амбар засыпл…ш(…). ______________________
  7. (Н…)пов…левай прежде чем науч…ш(…)ся п…в…новат(…)ся. ____________________
  8. П…ка тр…ва п…др…стёт много в…ды ут…ч…т. _______________________
  9. П…ка горя (н…)ув…д…л счастья (н…)п…ймёш(…). ________________________
  10. С ответ..м п..г..ди (п…)куда (н…)спр…сили. К с…седям (н…)х…ди п…ка (н…)пр…гл…сили. ____________________________________________________________________
  11. Едва кончился сн…г…пад  нас…ление Новинска вышло ра…чищать завале(н,нн)ые пути. __________________________
  12.  Тогда лиш(….) становит(…)ся город г…роем , к….гда стал г…роем с….лдат. __________________
  13.  Лиш(…) только мы в…ехали на самую высокую точку горы  лошади вдруг с…всем ост…новились.____________________
  14.  Пока со….нце (н…)об…гре….т землю на зеле(н,нн)ой л….стве д….ревьев  на п…никшей от х….лода траве л….жит нежный, лё….кий ин….й.______________________

2. Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, определите вид  придаточных, начертите схемы предложений.

  1. Днем  к…гда со…нце зал…вает школьный двор т…плом  он п…р…лива…т(…)ся разными оттенками. _________________________
  2. Пока закладывали л…шадей  Ибрагим вош….л в ямскую избу. _____________________
  3. Каждый раз  к…гда я пр….х…дил  Олеся встр…чала меня с своим пр…вычным сдержа(н,нн)ым д….стоинством._______________________
  4. Утр…м  к…гда Корчагин пр…снулся  на дв…ре уже было св…тло. ___________________
  5. А к…гда во…х…д…т со…нце  ночь становит(…)ся бледной и тёмной. _________________________
  6. Учитель и…чез из церкви  как только нач….лась служба._______________________
  7. П…ка ему заваривали крепкий чай он с…дел и м…лчал  пр…должая думать. ____________________
  8. Лиш(…) утро осв…тило пушки и леса синие в…рхушки  французы тут как тут. ________________________
  9.  В то время как на пр…горках уже з…л…нела трава   в лесных чащ….бах с…нел (не)тронутый снег.______________________________________
  10. По мере того как ра…г…рался к…стер ярче осв…щались выступавшие из т…мноты кусты и ств…лы д…р…вьев-г…гантов ._______________________________________

Практическая работа по теме «СПП с придаточным сравнения»

Спишите  предложения. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, определите вид  придаточных, начертите схемы предложений.

  1. Ряд…м гордые ели см…трели (с)верху на с…гнутую б…рёзу как смотрят люди р…ждё(н,нн)ые п…в…л…вать на св…их подчинё(н,нн)ых. _____________________
  2. Как летом ро…м м…шкара л…тит на пламя сл…тались хлопья со дв…ра к око(н,нн)ой раме. ____________________________
  3. В…сторг его гас  как гасн…т св…ча от сильного п…рыва ветра. ____________________________
  4. Мы связа(н,нн)ы со всей Вс…ле(н,нн)ой как капля в…ды   связа(н,нн)а с ок…аном._________________
  5. Мне ч…д…т(….)ся утре(н,нн)ий гом...ни отблеск отточе(н,нн)ых кос как(будто) тр…пою знакомой и сам я сп…шу на п…кос. ________________________
  6. Я с во…х…щением см…трела на клён огне(н,нн)о (рыжий) и з…л…той точ(…)но его кто(то) щедро ….блил самыми яркими красками._______________________________
  7. Закружилась л…ства з…л…тая в р…з…ватой в…де на пруду словно бабоч…к лё…кая стая с зам…раньем л…тит на зв…зду. __________________________
  8. Как (не)возвратная струя б…ж…т  бл…стит и и…чеза…т  так ж…знь и ю(н,нн)ость уб…га…т. ____________________
  9.  Песня тихая и заунывная  п…хожая на плач(…) и едва ул…вимая слухом  слышалась то (с)права. то (с)лева  то (с)верху  то (из)под з…мли  точно над степью н…сился (не)в…димый дух и пел. ____________________________________
  10. Трое других ране(н,нн)ых медле(н,нн)о и сп…койно  (н…)прячась  словно уже п…луче(н,нн)ые раны пр…дохр…няли их от пуль  шли по п…верхности земли. ____________________________
  11. В лесу что(то) страшно и сухо треснуло   будто сл…малась б…льшая с….сна. ___________________________
  12. Толпа п…дхватила её  как п…дхватыва…т ш…рокий, бурный ручей маленькую щепку  и п…несла  п…несла (не)известно куда по т…чению. ____________________
  13. К…р…бли заблудились в густом тумане и шли  д…ржась берега  как сл…пой держит(…)ся за стенку. ___________________________________

Практическая работа по теме «СПП с придаточным образа действия, меры и степени»

Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматические основы, определите вид  придаточных, начертите схемы предложений.

  1. Егорушка стал засыпать так  как об этом долгие годы м…чтала его мать.
  2. Трудился так кр…стьянин мой  что градом пот с н…го к…тился.
  3. Ж…ви в мол…дости так что(бы) быть сч…с…ливым в старости.
  4. Ч…л…век создан так что отдыха…т от одной работы лиш(…)  взявшись за другую.
  5. Уп…треби т…кущее время так что(бы) в стар…сти (н…)к…рить  себя за мол…дость пр…ж…тую зря.
  6. На в…йне с…лдаты п…ступали так  как в…лел им долг.
  7. Из груди так сильно била кровь  что с…нитарка (не)усп…вала м…нять марл…вые с…лфетки.
  8. Мина вз…рвалась так (не)ожида(н,нн)о что Сашка ок…зался в (не)глубокой в…ронке полной мутной в…дой.
  9. Вет…р дул так сильно что ст…ять на н…гах было (не)возможно.
  10. Где(то) рядом грянуло так что задр…(ж,жж)ала вся ул…ца.
  11. Сильный огонь буш…вал во дворе так что всякая п…пытка п…р…бежать в с…седнее п…мещение пр…вела(бы) только к (не)нужным п…терям.
  12. Белые акац(ии,ыи) п…хли так сильно что их сла…кий пр…торный к…нфетный зап…х ч…(?)ствовался (на)губах и (во)рту.
  13. Кр…сивая девушка должна быть одета так что(бы) выд…лят(?)ся из окружающ…й обст…новки.
  14. Всё это мал…нькое р…стение так св…ркало у наших ног буд(то)оно было действительно (с,з)дела(н,нн)о из хруст…ля.
  15. Виталий х…тел ответить так (как?) что(бы) ему (не)было стыдно.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Практическая работа по теме «СПП с придаточным цели»

  1. Я хату п…кинул  пош…л во…вать  чтоб землю в Гренаде кр…стьянам отдать.
  2. Мы работать в эти степи вых….дили до з…ри  чтоб р….сли на нашем хлебе с…лачи-б…г…тыри.
  3. Мне нужен мир  что(бы) выр…сти ск…рей и обл…теть (во)круг з…много шара.
  4. П…кидаем мы землю р…дную для того  что(бы) до звёзд и планет д…нести нашу правду з…мную и з…мной наш п…клон и пр…вет.
  5. П…стучи в семь дв…рей что(бы) одна открылась.
  6. Для того что(бы) выучит(…)ся г…ворить правду людям надо научит(…)ся г…ворить её самому с…бе.
  7. Я уп…минаю (об)этом и…ключительно для того что(бы) по(д,т)черкнуть б…зусловную подл…(н,нн)ость многих в…щей Куприна.
  8. Время п…садки было ра(с,сс)читано так  что(бы) к месту высадки п…пасть на ра(с,сс)вете.
  9. Мы обяза(н,нн)ы знать Пушкина (на)изусть для того  что(бы) знать р…дной язык (во)всём его из…били… .
  10. Надо вс…гда п…ступать что(бы) (н…)(перед)(кем) (н…)было стыдно.
  11. Что(бы) х…рошо г…ворить надо х…рошо знать свой язык.
  12. Язык  что(бы) ост…ват(?)ся средством общения   должен п…стоя(н,нн)о разв…ват(?)ся.
  13. Для того что(бы) выучит(?)ся г…ворить правду людям надо научит(?)ся г…ворить ее самому с…бе.
  14. Я р…шил п…днят(?)ся на гору что(бы) (от)туда ра(с,сс)мотреть окрес(?)ности.
  15. К…мандир бр…гады пр…нял р…шение пр…кратить пр…следование до ра(с,сс,з)вета с тем что(бы) к утру по…тянуть р…зервы.
  16. Я кл…нусь так ж…ть и так трудит(?)ся что(бы) (Р,р)одине цв…сти.
  17. Альп…нист (с,з)делал всё в…зможное лишь(бы) уд…ржат(?)ся на взятой выс…те.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Решение задач по генетике".

Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия за...

Практикум по развитию речи

Практикум по развитию речи для старшеклассников...

Методическая разработка урока - практикума по технологии МТО.Тема: «Решение экспериментальных задач» (9 класс).

В курсе по неорганической химии (9класс) изучается тема   «Электролитическая диссоциация».Урок - практикум направлен   на формирование умения у обучающихся использовать   качественные р...

Обществознание. Практикум для организации самостоятельной работы.

 Самостоятельная работа студентов – одна из важных форм организации учебного процесса при изучении курса “Обществознание”. Она играет особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь фо...

«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)

Цель урока:Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания о СПП ...

Подборка тестов и практикум по экономике (учебник под редацией А.Г.Грязновой)

Тесты и практикум  по экономике для учащихся социально-экономического класса ( учебник  под  редакцией А.Г.Грязновой и Н.Н. Думной). Имеются ключи....

Практикум по русскому языку "Причастие"

Данный практикум можно использовать на уроках русского языка в 7 классе (для обобщения) и в 8-9 классах (для повторения)...