Что скрывает слово?
календарно-тематическое планирование (5 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_skryvaet_slovo.docx34.93 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20» Г.АЛЬМЕТЬЕВСКА РТ

«Рассмотрено»

Руководитель МО

МБОУ «СОШ № 20»

_________ /Захарова Е.В../

Протокол №1

от « 28__» августа  2019 г.

«Согласовано»

Заместитель

директора по ВР

МБОУ «СОШ № 20»

________ /_Вафина Г.А../

«__28__  » августа  2019 г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «СОШ №20»

_________/ Галанина С.Л./

Приказ № 205

от «_2__» сентября 2019 г.

Рабочая программа  внеурочной деятельности

Нуруллиной Рузили Вадутовны,

учителя первой квалификационной категории

 «Что скрывает слово?»

Духовно-нравственное направление.

Возраст обучающихся: 11-12 лет.

Срок реализации:  1 год.

                                                                                                                                   «Принято»                                                                                                            

                                                                                                             педагогическим советом

                                                                                                             Протокол №  1

                                                                                                           от « _29  » августа 2019 г.

г. Альметьевск   2019 г.

Планируемые результаты внеурочной  деятельности

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Обучающие:

  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

Воспитывающие:

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
  • воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.
  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Содержание

Содержание программы «Что скрывает слово». 5 класс.   (35ч) 

Организационное занятие.(1ч)

Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.

Раздел1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (6 ч)

Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Тема 1.2. Что такое фонография или звукозапись?

Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи

Тема1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.  Дети  знакомятся с  понятиями «фонография» и «звукозапись»,  с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией, с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции.  Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Раздел 2

Загадки русского словообразования. ( Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)

Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Тема 2.4Этимология слов. Работа со словарями

Тема 2.5 Сказочные превращения.

Тема 2.6 Презентация творческой работы.

Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

Раздел3.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит

Тема3.2. В чём секрет правописания морфем

Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Тема3.5. Бенефис знаний.

Проводятся исследования данных тем. Учащиеся, используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Раздел 4

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (11 ч)

Тема 4.1.  В царстве смыслов много дорог.

Тема 4.2. В « Друг мой, не говори красиво…» , или в чём особенность употребления слова в художественном тексте.

Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов  в речи. Нахождение фразеологизмов  в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема 4.4.  Какие бывают имена? 

Знакомство с наукой «ономастика», С  традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема 4.5.  Древнерусские имена. (1ч.)

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Тема 4.6.   Отчество и фамилия. (1ч.)

Беседа об истории появления  отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Тема 4.7.   Времена года. (1ч.)

Выяснить, откуда пришли названия месяцев, дать представление о том, как назывались месяцы в Древней Руси.

Тема 4.8.  О том, что мы носим (1ч.)

Выяснить, что означают названия некоторых предметов одежды.

Тема 4.9.   Растения, птицы и звери – почему их так называют?(1ч.)

Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений и животных.

Тема 4.10.  Происхождение русского слова(1 час)

Тема 4.11.  Слова – лекари (1 час)

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Раздел 5

Речевой этикет.(3 ч)

Тема 5.1 Правила речевого этикета.

Тема 5.2 Формулы речевого этикета.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Раздел 6

Обобщающие занятия. (2ч)

Тема 6.1 Аукцион знаний.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник занятий,  проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности ФГОС

№п/п

Название разделов

Тема занятий

Кол-во часов

Основные формы  организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата проведения

план

факт

Организационное занятие (1 час)

2-3

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация)

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

2

Групповая

Овладевать основными понятиями орфоэпии и фонетики.

Осознавать смыслоразличительную функцию звука.

Распознавать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твёрдые, парные и непарные по мягкости/твёрдости, звонкости/глухости звуки.

Характеризовать отдельные звуки речи, слово с точки зрения деления его на слоги, возможность переноса слова с одной строки на другую.

Проводить фонетический анализ слова.

Выразительно читать прозаические и поэтические тексты.

Использовать орфоэпический словарь.

Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения.

Осознать важность нормативного произношения для культурного человека.

2.09

9.09

4

Что такое фонография или звукозапись?

1

Групповая, индивидуальная

16.09

5

Какова роль интонации в устной речи

1

Групповая, индивидуальная

23.09

6-7

Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

2

Парная, индивидуальная

30.09

7.10

8

Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология)

О чём рассказывает словообразовательная модель слова?

1

Групповая, индивидуальная

Овладеть основными понятиям лексикологии.

Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и использовать ее в различных видах деятельности.

Создавать письменные монологические высказывания (тексты-описания) в соответствии с коммуникативной установкой

Проводить лексический анализ слова.

Использовать в собственной речи синонимы, антонимы и т.д.

Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и использовать ее в различных видах деятельности.

Создавать письменные монологические высказывания (тексты-описания) в соответствии с коммуникативной установкой

14.10

9

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов?

1

Групповая, индивидуальная

21.10

10

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова?

1

Групповая

28.10

11

Этимология слов. Работа со словарями.

2

Парная, индивидуальная

11.11

12

Сказочные превращения.

1

Парная, индивидуальная

18.11

13

Презентация творческой работы

1

Парная, индивидуальная

25.11

14

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация)

Зачем нужно знать алфавит?

1

Групповая, индивидуальная

Овладеть основными понятиям письменной речи. Объяснять функцию пунктуационного знака.

Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

2.12

15

В чём секрет правописания морфем

1

Групповая, индивидуальная

9.12

16

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Групповая, индивидуальная

16.12

17

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Групповая, индивидуальная

23.12

18

Бенефис знаний.

Парная, индивидуальная

13.01

19

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология)  

В царстве смыслов много дорог.

1

Групповая, индивидуальная

Овладеть основными понятиями ономастики.

Объяснять историю появления нарицательных слов, обозначающих предметы и их свойства, явления природы . 

Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексикон.

20.01

20

« Друг мой, не говори красиво…» , или в чём особенность употребления слова в художественном тексте.

1

Парная, индивидуальная

27.01

21

О чём рассказывают фразеологизмы

1

Групповая

3.02

22

Какие бывают имена?

1

Групповая, индивидуальная

10.02

23

Древнерусские имена.

1

Групповая, индивидуальная

17.02

24

Отчество и фамилия.

1

Групповая, индивидуальная

24.02

25

Времена года.

1

Групповая, индивидуальная

2.03

26

Отчество и фамилия.

1

Групповая, индивидуальная

9.03

27

Времена года.

1

Групповая, индивидуальная

16.03

28

О том, что мы носим

1

Групповая, индивидуальная

6.04

29

Растения,  птицы и звери  – почему их так называют?

1

Групповая, индивидуальная

13.04

30

Происхождение русского слова

Групповая, индивидуальная

20.04

31

Слова - лекари

Групповая, индивидуальная

27.04

32

Речевой этикет

Правила речевого этикета.

1

Групповая, индивидуальная

Овладеть правилами речевого этикета

4.05

33

Формулы речевого этикета.

2

Групповая, индивидуальная

11.05

18.05

34-35

Обобщающие занятия.

Аукцион знаний.

2

Групповая

25.05

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект "Что скрывают числа?"

В учебном проекте охватываются следующие учебные темы:1. Что такое электронная таблица.2. Правила заполнения таблицы.3. Работа с фрагментами, относительная адресация, деловая графика.Изучив эти темы у...

Презентация "Что скрывается в яркой баночке"

Данная презентация является дополнением к исследовательской работе "Что скрывается в яркой баночке", посвященном выявлению  вредных составляющих в популярных косметических средствах...

Исследовательская работа "Что скрывает капля молока?"

Исследовательская работа "Что скрывает капля молока?", выполненная учащимися 10х классов под руководством Беляевой Н.Г....

план работы над проектом "что скрывает игра?"

Это описание работы над проекто в 5-6 классах среднего звена школы в рамках кружковой работы....

"Кто и зачем скрывается под маской"

Презентация предназначена для просмотра на  уроках литературы. В презентации представлены писатели школьной программы, творящие под псевдонимами....

"Что скрывает в себе слово "глаз".( лингвистический портрет слова "глаз") Исследовательская работа ученицы.

Каждое слово уникально и требует к себе самого внимательного отношения. Слова имеют множество значений и оттенков. В обыденной жизни мы не задумываемся над каждым отдельно взятым словом, а воспринимае...

Мероприятие - "Что скрывает QR - код"

Мероприятие - "Что скрывает QR- код. \' Внеклассное мероприятие с применением квест технологии для учащихся 1-11 классы. Можно применять как занятие. ...