Рабочая программа по русскому языку 10 кл
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
Рабочая программа «Русский язык 10-11 класс» предназначена для изучения русского языка в 10-11 классах на профильном уровне, составлена из расчета 3 часа в неделю. Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.
Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. 10-11 классы и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryaz.docx | 112.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования»
Рекомендована к утверждению протокол ШМО №__________ от «_____»______________2020 г. | Утверждена приказом ГБОУ «КШ-ИСОО» №______ от «____»____________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
для_10-11 _классов (ступени)
на период____2 года
Автор (составитель): Жанаева Бальжима Эрдэнеевна, учитель русского
языка и литературы , первой квалификационной категории
(ФИО, должность, квалификация)
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа изучения курса «Русский язык» в 10-11 классах разработана в соответствии с требованиями нормативных правовых актов:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. от 24.11.2015),
- Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з);
- программой Гольцовой Н.Г. «Русский язык. 10-11 классы»
- Уставом ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования»;
- Основной образовательной программой школы.
Рабочая программа реализует цели и задачи ООП ООО ГБОУ «Кижингинская школа-интернат среднего общего образования».
Рабочая программа «Русский язык 10-11 класс» предназначена для изучения русского языка в 10-11 классах на профильном уровне, составлена из расчета 3 часа в неделю. Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.
Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. 10-11 классы и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.
Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.
Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.
Содержание программы по русскому языку отобрано на основе компетентностного подхода.
Языковая и языковедческая компетенция – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых – русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально- культурной специфика русского языка; расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.
Данная программа отличается от примерной тем, что в рабочую программу внесены дополнительные темы, обеспечивающие подготовку обучающихся к ЕГЭ по русскому языку: «Основные этапы работы над сочинением-рецензией по русскому языку», «Классификация ошибок», «Самостоятельная оценка предложенного сочинения», «Повторение и обобщение изученного в начале и конце года»
Цели изучения русского языка в старшей школе
Обучение русскому языку в старшей школе должно преследовать комплексную реализацию прак-
тической, воспитательной, развивающей и общеобразовательной целей. Важно подчеркнуть, что воспитательная, развивающая и общеобразовательная цели достигаются в процессе практического овладения русским языком.
- Практическая цель
Изучение русского языка в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
2. Воспитательная цель подразумевает развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала учебного предмета «Русский язык», а именно:
— формирование у учащихся потребности изучения русского языка и овладение им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
—воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, более глубокое осознание своей собственной культуры;
формирование осознания старшеклассниками необходимости вести здоровый образ жизни путём информирования их об общественно- признанных формах поддержания здоровья и обсуждения необходимости отказа от вредных привычек.
2. Общеобразовательная цель заключается в повышении — посредством русского языка — общей культуры учащихся, расширении их кругозора в целом.
4. Развивающая цель — это развитие языковых способностей учащихся, культуры речевого пове-
дения, общеучебных умений, интереса к изучению русского языка, свойств личности (положи-
тельные эмоции, волевые качества, память, внимание, мышление и др.), а также содействие личност-
ному самоопределению старшеклассников в отношении их будущей профессии и их социальной
адаптации.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В ФЕДЕРАЛЬНОМ БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на профильном уровне в объеме 204 часов (в 10 классе – 102 часов, в 11 классе – 102 часов). Именно на такое число часов рассчитана данная программа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые результаты освоения учебного курса «Русский язык» для 10 и 11 классов являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к уровню обученности старшеклассников, освоивших программу среднего общего образования. Содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно - практические задачи. По своей сути планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию.
Личностные результаты освоения программы среднего (полного) общего образования подразумевают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.
Личностные результаты изучения курса «Русский язык» для 10 и 11 классов отражают:
1) Осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой науки и культуры через источники информации на русском языке, в том числе мультимедийные; понимание необходимости бережно хранить национальное культурно-языковое наследие России и ответственности людей за сохранение чистоты и богатства родного языка как культурного достояния нации.
2) Осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самопознания, самооценки, самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности.
3) Представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания.
4) Существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметные результаты отражают:
1) Владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
- разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;
- умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
- умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
- разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления её результатов в различных формах: приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать её; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
2) Способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки; совершенствовать умение активно применять полученные знания, умения и навыки в повседневной речевой практике, в процессе учебно-познавательной деятельности в школе, а также в различных условиях межличностного и межкультурного общения.
3) Готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе.
4) Овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметные результаты освоения выпускниками программы по русскому языку:
10 класс
Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
Предметные результаты 1) Представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; об основных функциях языка; о взаимосвязи языка и культуры, истории народа. 2) Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры. 3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
говорение и письмо:
4) Освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевые жанры, речевая деятельность и её основные виды, речевая ситуация и её компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культура речи; основные требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения. 5) Проведение различных видов анализа языковых единиц; установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка и к определённому жанру; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности, уместности и выразительности их употребления в речевом высказывании; 6) Анализ речевого высказывания с точки зрения основных условий эффективности речевого общения; оценка коммуникативной, этической и эстетической стороны речевого высказывания; исправление речевых недочётов, а также нарушений языковых, коммуникативных и этических норм современного литературного языка в чужой и собственной речи. | Предметные результаты Те же предметные результаты, что и на базовом уровне, а также: 1) Освоение основных сведений о лингвистике как науке; о роли старославянского языка в развитии русского языка; о формах существования русского национального языка; понимание современных тенденций в развитии норм русского литературного языка. 2) Способность объяснять роль лингвистики в формировании научного мировоззрения, её места в кругу научных филологических дисциплин; вклад выдающихся учёных в развитие русистики; характеризовать основные функции языка; аргументировать примерами факты взаимодействия и взаимообогащения языков, опираясь на знание русского и иностранного языков, а также на сведения, содержащиеся в учебном этимологическом словаре. 3) Понимание системного устройства языка, взаимосвязи его уровней и единиц; проведение различных видов анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию. 4) Анализ текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; аргументированный выбор языковых средств в текстах разных стилей и жанров; сопоставление текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности и формулировка выводов на основе сравнения; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания. 5) Анализ языковых единиц с точки зрения требования выразительности речи; осознание эстетического аспекта речевого высказывания; применение эстетических критериев при оценивании разнообразных речевых высказываний, оценка собственной коммуникативной деятельности с эстетических позиций. 6) Способность анализировать и оценивать состояние речевой культуры, проблемы экологии языка в современном обществе и объяснять пути их решения; характеризовать механизмы взаимообогащения языков в результате взаимодействия национальных культур. 7) Способность самостоятельно организовывать лингвистический эксперимент, объяснять и грамотно оформлять его результаты; участвовать в профессионально ориентированных проектах, конкурсах, олимпиадах. Выделение в качестве основных показателей усвоения курса личностных, метапредметных и предметных результатов обучения вызывает вопросы, связанные с проверкой и оцениванием выделенных показателей. Уже сложившаяся практика введения ФГОС в основную школу показывает, что уровень сформированности метапредметных и предметных умений оценивается в баллах в результате проведения текущего, тематического, итогового контроля, что предполагает выполнение учащимися разнообразной работы: заданий, определяющих уровень развития языковых и речевых умений и навыков; заданий творческого и поискового характера, выявляющих уровень овладения коммуникативными умениями и навыками; комплексных работ, выполняющихся на межпредметной основе и устанавливающих уровень овладения универсальными учебными действиями. Личностные результаты обучения оцениваются без выставления отметки – только на качественном уровне. |
Предметные результаты освоения выпускниками программы по русскому языку:
11 класс
Выпускник научится: | Выпускник на получит возможность научиться: |
Предметные результаты 1) Представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; об основных функциях языка; о взаимосвязи языка и культуры, истории народа. 2) Осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры. 3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
говорение и письмо:
4) Освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевые жанры, речевая деятельность и её основные виды, речевая ситуация и её компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культура речи; основные требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения. 5) Проведение различных видов анализа языковых единиц; установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка и к определённому жанру; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности, уместности и выразительности их употребления в речевом высказывании; 6) Анализ речевого высказывания с точки зрения основных условий эффективности речевого общения; оценка коммуникативной, этической и эстетической стороны речевого высказывания; исправление речевых недочётов, а также нарушений языковых, коммуникативных и этических норм современного литературного языка в чужой и собственной речи. | Предметные результаты Те же предметные результаты, что и на базовом уровне, а также: 1) Освоение основных сведений о лингвистике как науке; о роли старославянского языка в развитии русского языка; о формах существования русского национального языка; понимание современных тенденций в развитии норм русского литературного языка. 2) Способность объяснять роль лингвистики в формировании научного мировоззрения, её места в кругу научных филологических дисциплин; вклад выдающихся учёных в развитие русистики; характеризовать основные функции языка; аргументировать примерами факты взаимодействия и взаимообогащения языков, опираясь на знание русского и иностранного языков, а также на сведения, содержащиеся в учебном этимологическом словаре. 3) Понимание системного устройства языка, взаимосвязи его уровней и единиц; проведение различных видов анализа языковых единиц, а также языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию. 4) Анализ текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; аргументированный выбор языковых средств в текстах разных стилей и жанров; сопоставление текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности и формулировка выводов на основе сравнения; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания. 5) Анализ языковых единиц с точки зрения требования выразительности речи; осознание эстетического аспекта речевого высказывания; применение эстетических критериев при оценивании разнообразных речевых высказываний, оценка собственной коммуникативной деятельности с эстетических позиций. 6) Способность анализировать и оценивать состояние речевой культуры, проблемы экологии языка в современном обществе и объяснять пути их решения; характеризовать механизмы взаимообогащения языков в результате взаимодействия национальных культур. 7) Способность самостоятельно организовывать лингвистический эксперимент, объяснять и грамотно оформлять его результаты; участвовать в профессионально ориентированных проектах, конкурсах, олимпиадах. Выделение в качестве основных показателей усвоения курса личностных, метапредметных и предметных результатов обучения вызывает вопросы, связанные с проверкой и оцениванием выделенных показателей. Уже сложившаяся практика введения ФГОС в основную школу показывает, что уровень сформированности метапредметных и предметных умений оценивается в баллах в результате проведения текущего, тематического, итогового контроля, что предполагает выполнение учащимися разнообразной работы: заданий, определяющих уровень развития языковых и речевых умений и навыков; заданий творческого и поискового характера, выявляющих уровень овладения коммуникативными умениями и навыками; комплексных работ, выполняющихся на межпредметной основе и устанавливающих уровень овладения универсальными учебными действиями. Личностные результаты обучения оцениваются без выставления отметки – только на качественном уровне. |
Содержание программы
Профильный уровень
10 КЛАСС
Введение
Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения. Основные функции языка
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Основные этапы исторического развития русского языка. Исторический комментарий языковых явлений различных уровней. История русской письменности.
Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка.
Языковая норма, её функции и типы. Варианты норм. Динамика языковой нормы. Типичные ошибки, вызванные отклонениями от литературной нормы. Преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы.
Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы. Разговорная речь, её особенности. Литературный язык и язык художественной литературы.
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Лексикография1.
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ2
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.
Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования.
Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.
Основные способы формообразования в современном русском языке.
1 Одна из задач - научить учащихся пользоваться различными типами аспектных словарей и вырабатывать у них потребность постоянной работы со словарями. Работа со словарями должна быть обязательным элементом урока. Список наиболее популярных и доступных словарей дается в конце учебного пособия.
2 См. также раздел «Культура речи».
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Разделы и принципы русской орфографии. Основные орфографические нормы русского языка.
Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания. Трудные случаи орфографии.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.
Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.
Правописание двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
Гласные И и Ы после приставок.
Употребление Ъ и Ь.
Употребление прописных букв.
Правила переноса слов.
Части речи.
Имя существительное
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.
Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.
Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры.
Число имен существительных.
Падеж и склонение имен существительных.
Морфологический разбор имен существительных.
Правописание падежных окончаний имен существительных.
Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.
Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные.
Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Правописание окончаний имен прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий.
Правописание суффиксов имен прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
Имя числительное
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.
Морфологический разбор числительных.
Склонение имен числительных.
Правописание имен числительных.
Употребление имен числительных в речи.
Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение
Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений.
Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.
Глагол
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола.
Категория вида русского глагола.
Переходность/непереходность глагола.
Возвратные глаголы.
Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования.
Категория времени глагола.
Спряжение глаголов.
Две основы глаголов. Формообразование глагола.
Морфологический разбор глагола.
Правописание глаголов.
Причастие как особая глагольная форма.
Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.
Морфологический разбор причастий.
Образование причастий.
Правописание суффиксов причастий,
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.
Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.
Слова категории состояния
Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.
Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.
Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова
Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.
Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.
Частицы
Частицы как служебная часть речи.
Разряды частиц.
Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.
Междометие
Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.
Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления
междометий.
11 КЛАСС
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Основные пунктуационные нормы русского языка. Трудные случаи пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах
Употребление знаков препинания
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь.
Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной речи.
СТИЛИСТИКА
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства1.
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Русский язык как объект научного изучения. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов. Основные направления развития русистики в наши дни.
1 См. параграф «Изобразительно-выразительные средства русского языка».
РУССКИЙ ЯЗЫК. 10 КЛАСС.
Профильный уровень (102 часа)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Основные термины и понятия | Внутрипредметные связи | Практические навыки | Правописные навыки | Домаш- нее задание | |||
1 2 | Слово о русском языке. Слово и его значение. | 2 | РЛЯ, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, норма литературного языка, русский язык среди языков мира. Слово. Лексическое значение. Толковый словарь. | Лексическое богатство русского языка, культура речи, стилистика | Составление плана текста, виды планов, эпиграфы Работа с толковым словарём | Попутное повторение орфографии | ||||
3 | Однозначность и многозначность слов | 1 | Однозначные слова. Многозначные слова. | Лексическое и грамматическое значение | Работа с толковым словарём | Попутное повторение орфографии | ||||
4 | Изобразительно-выразительные средства | 1 | Тропы, метафора, сравнение. | Лексика: прямое и переносное значение слова, многозначность. | Анализ лексических средств выразительности в тексте. | Попутное повторение орфографии и пунктуации. | ||||
5 | Лингвистический анализ текста | 1 | Тема, главная мысль, выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста, звукописи. | |||||||
6 | Омонимы и их употребление. Работа со словарём омонимов. | 1 | Омонимы: омографы, омофоны, омоформы. | Морфология: части речи. Морфемика: грамматическая форма слова. | Работа со словарём. | Повторение орфографии и пунктуации. | ||||
7 | Паронимы, их употребление. Словари паронимов. | 1 | Паронимы. | Предупреждение речевых ошибок, связанных с неверным употреблением паронимов. | Работа со словарём. | Повторение орфографии и пунктуации. | ||||
8 9 | Синонимы. Их употребление. Словари синонимов. Антонимы. Их употребление. | 2 | Синонимы лексические, стилистические, контекстуальные, синонимический ряд. Антонимы. Типы антонимов. Антитеза. | Употребление синонимов в речи. Изобразительные возможности синонимов. Употребление антонимов в речи. Изобразительные возможности речи. | Работа со словарями синонимов. Анализ текста. Работа со словарём антонимов. Анализ текста. | Повторение орфографии и пунктуации. | ||||
10 11 | Изложение с творческим заданием. Анализ лексических особенностей текста. | 2 | Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова. | Стилистика: стиль речи, тип речи. | Составление плана текста. | Соблюдение правописных норм при создании связного высказывания. | ||||
12 | Происхождение лексики СРЯ | 1 | Исконно-русская лексика, старославянизмы, заимствованная лексика. | Роль старославянизмов в создании текста высокого стиля | Работа со словарём иностранных слов и этимологическим словарём. | Попутное повторение орфографии и пунктуации. | ||||
13 | Лингвистический анализ текста А. С. Пушкина «Пророк» | 1 | Тема, главная мысль. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста, звукописи. | |||||||
14 15 | Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Устаревшая лексика и неологизмы. | 2 | Диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы. Устаревшая лексика: историзмы, архаизмы. Неологизмы. Индивидуально-авторские неологизмы. | Стилистические особенности употребления лексики, имеющей ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов в языке художественной литературы. | Определение лексических особенностей текста. Анализ художественного текста (Н.В.Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин) | Попутное повторение орфографии. | ||||
16 | Готовимся к ЕГЭ | 1 | Работа с тестами. Проверка правописных и орфографических умений и навыков. Элементы анализа текста. | |||||||
17 | Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. | 1 | Фразеологизм, источники появления фразеологизмов. | Употребление фразеологизмов в речи. | Работа со словарём фразеологизмов | Попутное повторение орфографии и пунктуации. | ||||
18 | Обобщающий урок: лексикография. | 1 | Энциклопедические и лингвистические словари. Толковые словари и словари аспектные (специальные). | Сообщения учащихся о В. И. Дале, С.И. Оже-гове, Д.Н. Уша-кове. | Работа с вопросами и заданиями для повторения. | Попутное повторение орфографии и пунктуации. | ||||
19 | Диктант | 1 | Проверка знаний, умений и навыков по теме. | |||||||
20 21 22 23 | Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков. Орфоэпия. | 4 | Фонетика. Графика. Орфоэпия. Звук. Буква. Звуки гласные и согласные. Согласные звуки: сонорные, звонкие, глухие; твёрдые, мягкие; парные, непарные. Гласные: ударные. Безударные. Ударение. Орфоэпические нормы. | Из истории славянской письменности и алфавита (сообщения учащихся) Выразительное чтение произведений художественной литературы. | Фонетический анализ слова. Знакомство с орфоэпическими вариантами. | Повторение написаний, опирающихся на фонетические принципы орфографии. | ||||
24 | Готовимся к ЕГЭ. Тест. | 1 | Работа с тестами | Элементы анализа текста. | Соотношение количества букв и звуков в слове. Произносительные нормы. | Тест на правописную грамотность. | ||||
25 | Состав слова. Морфемы. Морфемный анализ слова. | 1 | Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова. Производная – непроизводная основа; простые, сложные, производящие основы. | Синонимия и антонимия аффиксов. | Морфемный анализ слов. | Правописание морфем. | ||||
26 | Словообразование. Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова. | 1 | Словообразование. Однокоренные слова. Морфологические и неморфологические способы словообразования. | Стилистические возможности частей слова. | Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор. | Морфологический принцип правописания. | ||||
27 | Формообразование. Понятие парадигмы. | 1 | Формообразующий аффикс. Супплетивизм основы. | Нормы формообразования. | Работа с грамматико-орфографическим словарём. | Правописание окончаний различных частей речи. | ||||
28 | Изложение с творческим заданием. | 1 | Тема. Главная мысль. Ключевые слова. | Стилистика: стиль речи, тип речи. | ||||||
29 | Принципы русской орфографии. | 1 | Морфология. Орфография. Орфограмма. | Работа с учебно-научным текстом («Из истории русского языкознания. Я.К.Грот»). | Соотнесение конкретного правописного затруднения с принципами орфографии. | Типы орфограмм. | ||||
30 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. | 1 | Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. | Фонетика: безударные гласные. Ударение. Повторение: морфемный анализ слова. | Закрепление навыков решения орфографических задач. Работа по алгоритму. | Безударные гласные в корне слова. | ||||
31 | Чередующиеся гласные в корне слова. | 1 | Безударные чередующиеся гласные в слове. | Фонетика: безударные гласные. Ударение. | Морфемный анализ слова. | Безударные гласные в корне слова. | ||||
32 | Обобщающие упражнения. Тест. | 1 | Орфограмма. | Морфемика: части слова. Фонетика: ударение. | Закрепление навыков решения орфографических задач. | |||||
33 | Употребление гласных после шипящих. | 1 | Безударные гласные, ударение. | Морфемика: части слова. Морфемный анализ слова. Фонетика: шипящие согласные, ударение. | Работа по алгоритму. Фонетический разбор слова. Морфемный анализ слова. | Правописание гласных после шипящих и Ц в разных частях слова. | ||||
34 | Употребление гласных после Ц. | 1 | Орфограмма. Гласные и согласные звуки, звук и буква. | Морфемика: части слова. | Морфемный анализ слова. Решение орфографических задач по алгоритму. | |||||
35 | Диктант | 1 | Проверка усвоения основных знаний по русскому языку. | |||||||
36 | Употребление букв Э, Е, Ё и сочетаний ЙО в различных морфемах | 1 | Звук и буква | Морфемика: части слова. Фонетика, орфоэпия | Морфемный анализ слова, фонетический разбор | Попутное повторение орфографии | ||||
37 38 | Правописание звонких и глухих согласных, правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. | 2 | Орфограмма, звук и буква. Согласные звуки, звонкие и глухие согласные. | Фонетика: звонкие и глухие согласные. | Морфемный разбор слова. Фонетический разбор слова. | Правописание согласных в слове. | ||||
39 | Правописание двойных согласных. | 1 | Орфограмма, правила правописания. | Фонетика: звуки речи, фонетическая транскрипция. | Орфографический анализ слова. | Правописание двойных согласных. | ||||
40 | Лингвистический анализ текста | 1 | Тема. Главная мысль. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста. | |||||||
41 42 43 | Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ-, ПРИ-. Гласные Ы – И после приставок. | 3 | Орфограмма, правила правописания, приставка. Принципы орфографии. | Морфемика: части слова – приставка, корень. Фонетика: гласные и согласные звуки, безударные гласные. | Орфографический разбор слова. Значение приставок, связь с правописанием. Орфографический анализ слова. | Правописание приставок. Фонетические написания. | ||||
44 | Урок обобщения и повторения | 1 | Повторение и обобщение основных понятий, закрепление правописных навыков | |||||||
45 | Готовимся к ЕГЭ | 1 | Проверка теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся | |||||||
46 47 48 49 | Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов. | 4 | Орфограмма, роль букв Ъ и Ь в слове. Графика и орфография, строчная и приписная буква. Слог, деление слова на слоги. | Морфемика: части слова. Фонетика и графика: буквы, не обозначающие звуки. Лексика: слово и его значение. Фонетика: слог, слогоделение. | Роль Ъ и Ь. Орфографический анализ слова. Морфемный разбор, фонетический разбор слова. | Правописание Ъ и Ь. Написание строчных и прописных букв. Правила переноса слов. | ||||
50 | Готовимся к ЕГЭ. Тест. | 1 | Проверка теоретических знаний и практических умений и навыков. | |||||||
51 | Имя существительное как часть речи. | 1 | Морфология: часть речи, имя существительное, лексико-грамматические разряды имён существительных. | Культура речи: лексико-грамматические разряды имён существительных и нормы формообразования. | Морфологический разбор имён существительных. | Обобщение и повторение орфографии. | ||||
52 53 | Правописание падежных окончаний имён существительных. Гласные в суффиксах имён существительных. | 2 | Имя существительное, падеж, число, окончание, склонение. Падеж, тип склонения. | Варианты падежных окончаний. Морфемика: части слова – окончание. Фонетика: безударные гласные. Морфемика: части слова – суффикс. Фонетика: безударные гласные. | Определение типа склонения, числа и падежа существительных. Решение орфографических задач по алгоритму. | Падежные окончания существительных. Гласные в суффиксах имён существительных. | ||||
54 | Изложение с творческим заданием. | 1 | Тема. Главная мысль. Ключевые слова. | Стилистика: стиль речи, тип речи. | ||||||
55 | Правописание сложных имён существительных. | 1 | Имя существительное. Слитные и дефисные написания. | Состав слова. | Орфографический анализ слов. | Слитные и дефисные написания. | ||||
56 | Контрольный диктант | 1 | Проверка знаний, умений и навыков по теме. | |||||||
57 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды прилагательных. | Стилистические особенности употребления полных и кратких форм имён прилагательных. | Морфологический разбор имён прилагательных. | Правописание падежных окончаний имён прилагательных. | ||||
58 | Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных. | 1 | Имя прилагательное. Суффиксы. Окончание. | Морфемный и словообразовательный разбор. | Написание суффиксов: -к-/-ск-; -ев-/-ив-; -чив-/-лив-; -ов-/-оват-/-овит-; -инск-; -оньк-/-еньк-. | Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных. | ||||
59 | Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. | 1 | Орфограмма. Имя прилагательное, суффикс. | Морфемный анализ слова, словообразовательный разбор. | Морфемный анализ слова. Словообразование имён прилагательных. | Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. | ||||
60 | Правописание сложных имён прилагательных. | 1 | Орфограмма. Сложное прилагательное, слитное и дефисное написание. | Правописание сложных имён существительных. Сочинительная, подчинительная связь. | Образование сложных имён прилагательных. | Правописание сложных имён прилагательных. | ||||
61 Р/Р | Изложение с дополнительным орфографическим и грамматическим заданием | 1 | ||||||||
62 63 64 | Имя числительное как часть речи | 3 | Имя числительное, количественные, порядковые, собирательные числительные; простые, сложные числительные. | Употребление имён числительных в речи. Морфемика: части слова – окончания. Сочетание числительных оба/обе с существительными. | Морфологический разбор числительных. | Правописание числительных; слитные, дефисные и раздельные написания; падежные окончания числительных. | ||||
65 | Готовимся к ЕГЭ | 1 | Проверка правописных, орфографических и грамматических навыков. | |||||||
66 | Местоимение как часть речи. | 1 | Местоимения. Разряды местоимений. | Употребление местоимений в речи | Морфологический разбор местоимений. | Правописание местоимений. | ||||
67 | Диктант | 1 | Проверка знаний, умений и навыков. | |||||||
68 69 | Глагол как часть речи. | 2 | Глагол, морфологические признаки глагола, две основы глаголов. | Употребление глаголов в речи. Формообразование. Синонимия глагольных форм. | Морфологический разбор глагола, образование разных форм глагола. | Правописание глаголов. | ||||
70 | Тест | 1 | Прверка знаний, умений и навыков по теме. | |||||||
71 72 | Причастие как часть речи. | 2 | Причастие. Морфологические признаки причастия, категория времени. | Функционирование причастий в речи. Правописание Н и НН в прилагательных, образованных от имён существительных. | Морфологический разбор причастий, образование причастий. | Правописание суффиксов причастий Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях. | ||||
73 | Лингвистический анализ текста | 1 | Упр. 299. Тема, главная мысль. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста. Стиль речи. Тип речи. | |||||||
74 | Деепричастие как часть речи. | 1 | Деепричастие: признаки глагола и наречия. Категория вида. | Употребление деепричастий в речи. | Морфологический разбор деепричастий, образование деепричастий. | Правописание деепричастий. | ||||
75 Р/Р | Изложение | 1 | Упр. 304. Тема, главная мысль. Ключевые слова. Микротема. | |||||||
76 77 78 | Наречие как часть речи. Правописание наречий. | 3 | Наречия, разряды наречий по значению, степени сравнения наречий. | Употребление наречий в речи, образование наречий. | Морфологический разбор наречий. | Правописание наречий. | ||||
79 | Диктант | 1 | Проверка знаний, умений и навыков. | |||||||
80 | Слова категории состояния. | 1 | Слова категории состояния. | Омонимичность слов категории состояния наречиям и кратким прилагательным. | Морфологический разбор слов категории состояния. | Попутное повторение орфографии. | ||||
81 | Готовимся к ЕГЭ | 1 | Тесты. Проверка правописных и орфоэпических умений и навыков. Элементы анализа текста. | |||||||
82 83 | Служебные части речи. Предлог. | 1 | Служебные части речи. Предлог. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные. | Особенности употребления предлогов в речи. | Морфологический разбор предлогов. | Правописание предлогов. | ||||
84 Р/Р | Изложение | 1 | Тема, проблема. Авторская позиция. | |||||||
85 86 | Союз как служебная часть речи. | 2 | Союз как служебная часть речи. Простые и составные, сочинительные и подчинительные союзы. Союзы и союзные слова. | Употребление союзов в речи. Выразительные возможности союзов. | Морфологический разбор союзов. | Правописание союзов. | ||||
87 | Тест | 1 | Проверка орфографических и грамматических навыков. | |||||||
88 89 | Частицы. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. | 2 | Служебные части речи. Частицы. Разряды частиц. | Употребление частиц в речи. Стилистические особенности употребления частиц. Отрицательные частицы и их значение. | Морфологический разбор частиц. Определение значения частицы НЕ, значения частицы НИ. | Правописание частиц. | ||||
90 91 | Слитное и раздельное написание частиц с разными частями речи. | 2 | Служебные части речи. Частицы. Отрицательные частицы. Морфемика: приставки. | Повторение: морфология – самостоятельные и служебные части речи. | Определение значения частицы НЕ, значения частицы НИ. | НЕ и НИ с различными частями речи. | ||||
92 | Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. | 1 | Междометия. Звукоподражательные слова. | Особенности употребления в речи междометий и звукоподражательных слов. | Морфологический разбор междометий. | Правописание междометий и звукоподражательных слов. | ||||
93 93 95 96 | Повторение и обобщение пройденного | 4 | Повторение и обобщение основных тем и разделов курса. | |||||||
97 98 | Контрольный диктант | 2 | Проверка знаний, умений и навыков. | |||||||
99 101 | Готовимся к ЕГЭ. Итоговый тест. | 3 | Орфография. Лексика. Фонетика. Морфемика. Морфология. Элементы анализа текста. | |||||||
102 | Работа над ошибками | 1 | Анализ ошибок и затруднений |
РУССКИЙ ЯЗЫК. 11 КЛАСС.
Профильный уровень (102 часа)
№ уро-ка | Тема урока | К-во часов | Основные термины и понятия | Практические навыки | Правописные навыки | Прим |
1 | Повторение и обобщение пройденного по фонетике, графике, орфоэпии и орфографии. | 1 | Звуки и буквы. Чередование звуков. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения | Развивать навыки связной монологической речи, совершенствовать артикуляционные умения. Фонетический разбор слова | Правописание чередующихся гласных и согласных | |
2-3 | Повторение по теме «Морфемика и словообразование» | 2 | Состав слова; аффиксы словообразующие и формообразующие; основа слова и окончание; сущность и порядок морфемного и словообразовательного разбора | Морфемный и словообразовательный анализ слова | Отработка орфографических навыков | |
4-6 | Обобщающее повторение частей речи | 3 | Самостоятельные и служебные части речи. Правописание прилагательных, причастий, наречий | Совершенствовать умение опознавать части речи | Совершенствовать навыки правописания некоторых частей речи | |
7-8 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи | 2 | Частицы, разряды частиц по значе-нию | Совершенствовать умение определять значение частиц | Правописание частиц | |
9 к/р | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | Подведение итогов уроков повторения и обобщения пройденного в 10 классе | |||
10 | Основные принципы русской пунктуации | 1 | Синтаксис, пунктуация, функции знаков препинания, принципы пунктуации | Пунктуационный анализ предложения | Основные функции знаков препинания | |
11 | Словосочетание | 1 | Словосочетание, типы словосочетаний | Морфологический разбор знаменательных частей речи | Правописание окончаний имен существительных и прилагательных | |
12 | Виды синтаксической связи | 1 | Словосочетание, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная), синтаксический разбор словосочетаний | Синтаксический разбор словосочетаний | Изменение имен числительных | |
13 Р/Р | Изложение | 1 | Тема, главная мысль, тип речи, стиль речи, план, микротема | Соблюдение правописных норм в тексте | ||
14 | Понятие о предложении. Классификация предложений | 1 | Предложение, предикативность, грамматическая основа, предложения простые и сложные | Характеристика предложений, пунктуационный разбор предложений | Знаки препинания в сложном предложении | |
15 | Простое предложение. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные | 1 | Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные | Характеристика предложений, пунктуационный разбор предложений | Повторение орфографии и пунктуации. Постановка знаков препинания в конце предложения | |
16 | Подготовка к ЕГЭ. Тест | 1 | Проверка правописных навыков и умений. Элементы анализа текста | |||
17-18 | Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения | 2 | Двусоставные предложения, односоставные предложения. Второстепенные члены предложения | Синтаксический разбор предложений | Повторение основных правил орфографии | |
19 | Полные и неполные предложения. Соединительное тире. Интонационное тире | 1 | Структурная неполнота предложения. Соединительное тире; интонационное тире | Пунктуационный разбор предложения | Тире в неполном предложении | |
20 | Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор простого предложения | 1 | ||||
21 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях | 1 | Предложение, однородные и неоднородные члены предложения | Пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания в предложении с однородными членами | |
22 | Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами
| 1 | Однородные члены предложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов | Пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при однородных определениях | |
23 | Обобщающие слова при однородных членах | 1 | Обобщающие слова, однородные члены предложения | Пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при обобщающих словах | |
24-25 | Подготовка к ЕГЭ. Тест | 2 | Проверка правописных навыков и умений. Акцентологические нормы. Элементы анализа текста | |||
26 | Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения | 1 | Обособление, функции знаков препинания. Обособление определения | Пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при обособленных членах предложения | |
27 | Обособленные приложения | 1 | Обособленные члены предложения: обособленные приложения | Пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при обособленных приложениях | |
28 | Обособленные обстоятельства | 1 | Обособленные члены предложения: обособленные обстоятельства | Пунктуационный анализ предложения 1 | Знаки препинания при обособленных обстоятельствах | |
29 | Обособленные дополнения | 1 | Обособленные члены предложения: обособленные дополнения | Пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при обособленных дополнениях | |
30 | Повторение и обобщение | 1 | Повторение и обобщение правописных умений и навыков | |||
31 Р/Р | Лингвистический анализ текста | 1 | Тема. Главная мысль. Особенности лексики, морфологии и синтаксиса. Звукопись | |||
32-33 | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения | 2 | Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения | Пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения | |
34 к/р | Диктант с грамматическим заданием | 1 | Проверка навыков правописания и грамматических разборов | |||
35 | Знаки препинания при сравнительных оборотах | 1 | Сравнительный оборот, способы присоединения сравнительного оборота | Синтаксический разбор предложения, синтаксический разбор словосочетания, работа с толковым словарем | Знаки препинания при сравнительных оборотах | |
36 | Знаки препинания при обращениях | 1 | Обращения, знаки препинания при обращениях | Синтаксический разбор предложения, морфологический разбор знаменательных частей речи | Знаки препинания при обращениях. Повторение правил орфографии | |
37 | Вводные слова | 1 | Вводные слова, группы вводных слов по значению, | Синтаксический разбор предложения, пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях | |
38 | Вставные конструкции | 1 | Вставные конструкции | Синтаксический разбор предложения, пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях | |
39-40 | Подготовка к ЕГЭ Тест | 2 | Проверка навыков правописания и грамматических разборов | |||
41 | Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова | 1 | Междометия, вопросительно-восклицательные, утвердительные и отрицательные слова | Пунктуационный анализ предложения. Морфологический разбор слов различных частей речи | Знаки препинания при междометиях, отрицательных, утвердительных, вопросительных, восклицательных словах | |
42-43 | Повторение и обобщение | 2 | Повторение теоретического материала по вопросам и заданиям для повторения; выполнение повторительных упражнений | |||
44 к/р | Диктант | 1 | Проверка правописных навыков и навыков грамматических разборов. | |||
45-46 | Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 2 | Сложное предложение, средства связи частей сложного предложения, союзные и бессоюзные сложные предложения | Определение типов сложного предложения. Синтаксический разбор сложного предложения | Правописание союзов. Знаки препинания в сложносочиненном предложении | |
47 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным | 1 | Сложноподчиненные предложения; главная и придаточная части, виды придаточных | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | |
48 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | 1 | Сложноподчиненные предложения; типы придаточных, последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, смешанное соподчинение | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | |
49-50 к/р | Итоговый тест за 1 полугодие. | 2 | Проверка навыков правописания и грамматических разборов | |||
51 | Анализ ошибок | 1 | ||||
52 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | 1 | Сложное бессоюзное предложение, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | |
53-54 | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи | 2 | Сложное предложение с разными видами связи; союзная и бессоюзная связь | Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения с разными видами связи | Знаки препинания в предложении с разными видами связи; при стечении сочинительных и подчинительных союзов | |
55 | Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац | 1 | Сложное предложение с разными видами связи. Период, знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое, микротема, абзац | Пунктуационный анализ предложения. Анализ микротемы, структуры ССЦ | Знаки препинания в периоде | |
56 к/р | Диктант | 1 | Проверка правописных умений и навыков, умений выполнять грамматические разборы | |||
57 | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи | 1 | Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь. Несобственно-прямая речь и слова автора | Составление схем предложений с прямой речью | Знаки препинания при прямой речи | |
58 | Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах | 1 | Диалог, реплики диалога. Цитата, способы оформления цитат | Синтаксический разбор сложного предложения; пунктуационный разбор | Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах | |
59 Р/Р | Сочинение-миниатюра | 1 | Создание связного монологического высказывания на заданную тему | |||
60 | Сочетание знаков препинания | 1 | Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания | Пунктуационный разбор различных синтаксических конструкций | Постановка знаков препинания при их стечении | |
61 | Факультативные знаки препинания | 1 | Функции знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные | Пунктуационный анализ предложения | Постановка факультативных знаков препинания | |
62 | Авторская пунктуация | 1 | Авторская пунктуация | Пунктуационный анализ предложения | Повторение орфографии | |
63-64 | Обобщающие уроки | 2 | Урок-семинар по теоретическому материалу. Урок-практикум (выполнение тренировочных упражнений). Урок-анализ текста | |||
65 к/р | Диктант с грамматическим заданием | 1 | Проверка правописных умений и навыков грамматических разборов | |||
66 67 68 | Культура речи. Язык и речь. Правильность русской речи. Типы норм литературного языка. О качествах хорошей речи. Культура публичной речи. Культура разговорной речи. | 3 | Язык и речь; культура речи; норма литературного языка, типы норм. Орфоэпические нормы, акцентологические нормы, словообразовательные нормы, лексические нормы, грамматические нормы | Составление тезисов, плана-конспекта. Осознанный выбор языкового варианта, соответствующего норме | Повторение орфографии и пунктуации | |
69 | Функциональные стили | 1 | Функциональные стили, стилистика; стиль, классификация стилей | Грамматические разборы разных видов | Повторение: написание терминов | |
70- 71 | Научный стиль. Информационная переработка текста (урок-практикум) | 2 | Научный стиль, жанры научного стиля | Правила составления реферата, конспекта, тезисов, плана | Повторение: написание терминов | |
72 | Официально-деловой стиль. Анализ текста (урок-практикум) | 1 | Официально-деловой стиль, признаки стиля, жанры | Правила написания деловых бумаг | Повторение: знаки препинания при обособлениях | |
73-74 | Публицистический стиль. Анализ текста (урок-прктикум) | 2 | Публицистический стиль, признаки стиля, жанры публицистического стиля | Работа со словарями, фонетический разбор слов | Повторение: знаки препинания при словах, грамматически не связанных с предложением | |
75-76 | Разговорный стиль. Особенности литературно-художественного стиля | 2 | Особенности разговорной речи. Литературно-художественная речь, особенности литературно-художественной речи | Морфологический разбор слов разных частей речи. Лексический анализ текста, словообразовательный и морфемный разбор слов | Правописание междометий. Правописание однородных членов предложения | |
77 Р/Р | Самостоятельный анализ предложенного текста | 1 | Определение стилистических особенностей представленного текста | |||
78 | Из истории русского языкознания. Урок-семинар | 1 | М. Ломоносов. А.Востоков. Ф.Буслаев. В.Даль. Я.Грот. А.Шахматов. Л.Щерба. Д.Ушаков. В.Виноградов. С.Ожегов | Развитие навыков связной монологической речи. Написание доклада. | ||
79-80 к/р | Подготовка к ЕГЭ. Тест | 2 | Проверка готовности школьников к итоговой аттестации в формате ЕГЭ | |||
81-82 | Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку | 2 | Проблема, комментарии к проблеме, позиция автора, аргументация своей позиции, композиция сочинения | Умение сформулировать проблему и прокомментировать её; выявить позицию автора и выразить собственное мнение. | Повторение орфографии и пунктуации | |
83-84 Р/Р | Сочинение-рецензия по тексту (часть С) | 2 | Проблема, комментарии к проблеме, позиция автора, аргументация своей позиции, композиция сочинения | Уметь понимать и интерпретировать содержание исходного текста, создавать связное высказывание, выражая собственное мнение по поводу прочитанного, последовательно излагать собственные мысли, оформлять речь в соответствии с нормами РЛЯ | Проверка орфографической и пунктуационной грамотности | |
85 | Классификация ошибок | 1 | Ошибки речевые, грамматические, фактические, логические, этические. Орфографические и пунктуационные ошибки | Развивать навыки правильной классификации ошибок | Проверка орфографической и пунктуационной грамотности | |
86-87 | Самостоятельная оценка предложенного сочинения (часть С) | 2 | ||||
88 | Повторение. Трудные случаи правописания: правописание приставок пре-/при- ; правописание о, ё после шипящих | 1 | Морфология. Орфография. Орфограмма. Принципы правописания | Повторение и закрепление навыков решения орфографических задач | Правописание приставок пре-/при- ; правописание о, ё после шипящих | |
89-90 | Трудные случаи правописания: правописание н и нн в прилагательных и причастиях | 2 | Орфограмма. Суффикс. Имя прилагательное. Причастие | Морфемный анализ слова. Словообразование имён прилагательных, причастий | Правописание н и нн в прилагательных и причастиях | |
91 | Трудные случаи правописания: правописание сложных прилагательных | 1 | Орфограмма. Сложное прилагательное. Слитное, раздельное и дефисное написание | Образование сложных имён прилагательных | Правописание сложных имён прилагательных | |
92 | Трудные случаи правописания: правописание наречий | 1 | Наречия, разряды наречий по значению, степени сравнения наречий | Морфемный разбор наречий | Правописание наречий | |
93 | Трудные случаи правописания: слова-исключения (гласные и согласные буквы) | 1 | Орфограмма, правила правописания | Орфографический анализ слова | Правописание двойных согласных, непроверяемых гласных | |
94-95 | Повторение. Трудные случаи пунктуации: обособленные члены предложения | 2 | Обособленные члены предложения | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения | Повторение орфографии и пунктуации | |
96 | Трудные случаи пунктуации: знаки препинания в сложном предложении | 1 | Сложное предложение, типы сложных предложений | Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений | Знаки препинания в сложном предложении | |
97-98 | Трудные случаи пунктуации: тире и двоеточие в бессоюзных сложных предложениях | 2 | Бессоюзное сложное предложение, значение частей сложного бессоюзного предложения | Анализ структуры сложного предложения | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | |
99 | Трудные случаи пунктуации: цитирование | 1 | Цитаты, способы оформления цитат | Анализ структуры сложного предложения | Знаки препинания при цитатах | |
100- 102 | Резервные уроки | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...