"Слово и его значение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Разработка урока русского языка для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_slovo_i_ego_znachenie.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

                УРОК 12.СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧНИЕ.

Тип урока : урок (открытия) новых знаний

Задачи урока:

1) совершенствования умение понимать роль слова в формировании и выражении мысли и чувств

2) формирование  представления о способах определения лексического значения слова

3 )развитие умение работать с толковым словарем

Планируемые результаты:

Личностные: формирование мировоззренческих понятий, ценностное отношение к совместной познавательной деятельности, развитие творческих навыков .

Предметные: вспомнить, что такое лексикология, лексическое значение слова ;узнать ,что такое грамматическое значение слова ;уметь определять лексическое значение слова самостоятельно при помощи толкового словаря

Метапредметные: навыки целеполагания и самоконтроля ,навыки точного выражения своих мыслей ,навыки сотрудничества с учителем и сверстником ,умение аргументировать свою точку зрения, умение сопоставлять и анализировать информацию.

Межпредметные связи : история, литература.

Ресурсы урока

Учебно-методические: Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов,Л.А.Тростенцова,Л.Т.Григорян,И.И.Кулибаба,Н.В.Ладыженская.Русский язык .5класс.Учебник .В 2 ч.-М.: Просвещение ,2015.

Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов,Л.А.Тростенцова,Л.Т.Григорян,И.И.Кулибаба,Н.В.Ладыженская.Русский язык .Методические рекоминдации.5класс:пособие для учителей общеобразовательных организаций -2-е изд.-М.: Просвещение ,2014.-144с.;С.И.Ожегов,Н.Ю.Шведова Словарь русского языка. -М.; 1994, таблицы, карточки

Ход урока

I Этап мотивации

Учитель: Добрый день, ребята!

Часто, почти всегда для того чтобы открыть для себя что - то новое и важное, мы должны вспомнить и повторить то, что мы уже знаем.

Я приглашаю всех вас вновь

Перелистать истории страницы

И сквозь века промчавшись унести

 Под грохот быстрой колесницы.

Согласны ли проверить знания свои

Которые на уроках получали?

Тогда скорее в путь , друзья"

Недавно на уроках истории вы  узнали, как проходило обучение в Древней Греции.

 Сейчас мы с вами отправимся в Древнюю Грецию. Предоставим слово некоторым ученикам из нашего класса, которые получили индивидуальное домашнее задание подготовить сообщение о том,  как проходило обучение в школах Древней Греции. Остальные внимательно слушают и выписывают в тетрадь слова, которые показались незнакомыми.

Знали ли вы, что слово школа по- гречески значит "досуг"? Не правда ли странно: школа - и вдруг  досуг?

- дело в том, что греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные, на досуге, беседы мудрецов- философов со своими учениками о разных науках. Вначале проводились только беседы, но позднее появились самые настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счёт, гимнастику, музыку, поэзию, совсем как  сейчас у нас в школе!

- Любовь к красивому слову. пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы - в "Илиаде" и "Одиссее". В речах, произносимых героями Гомера, заметно любование словом, его волшебной силой.

- В 5 в. до н.э. зародилась наука риторика - наука о красноречии. В Греции с ее древних времен всегда ценилась красивая, убедительная и яркая речь. Обучение мастерству ораторства отдавали десятки лет. Умения эти приветствовались, а люди, обладающие необходимыми навыками - были достойны уважения и почтения.

Учитель: Спасибо ребятам за интересное сообщение. Теперь назовите слова, которые вы выписали.

Красноречие, риторика, ораторство, навыки

Учитель: Если вы выписали данные слова, значит, вы не знаете, что они обозначают?

Да.

 Учитель: Как же нам быть?

Нужно посмотреть в словаре

Учитель: В каком?

Толковом.

Учитель: О каких авторах толковых словарей вы слышали?

Сергей Иванович Ожегов, Владимир Иванович Даль, Дмитрий Николаевич Ушаков.

Учитель:  А почему словарь называется "толковый"? Что значит слово толковать?

 Разъяснять, объяснять, выяснить смысл слова. В толковых словарях толкуется значение слова.

I I Формулирование темы и цели урока

Учитель:  Постарайтесь определить тему нашего урока. Первая подсказка.

Один ученик читает афоризмы Марка Туллия Цицерона, остальные учащиеся определяют его тему.

Карточка №1

Не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать к себе толпу слушателей, привлекать их расположение, направлять их волю, куда хочешь, и отвращать ее, откуда хочешь

Учитель:  Вторая подсказка. Решите лингвистическую задачу. Прочитайте пары слов.

Посветить,  посвятить

Примерить. примирить

Поласкать, полоскать

Почему в корне они имеют разные буквы? От чего зависит выбор гласной?

От лексического значения слова.

Учитель:  Сформулируйте тему урока и запишите ее в тетрадь.

Слово и его лексическое значение.

Учитель:  А кто может сказать, чему вам следует сегодня научиться?

Мы должны вспомнить, что такое лексика, учиться определять лексическое значение, уметь работать со словарной статьей, пользоваться толковым словарем.

Учитель:  Совершенно верно. Сегодня перед нами стоит важная задача: нам предстоит вспомнить из курса начальной школы, что такое слово, его лексическое значение. Мы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка и узнать, как выражается его грамматическое значение. Мы ответим на вопрос, в чем заключается различие лексического и грамматического значения слова и научимся определять лексическое значение слова, используя толковый словарь.

I I I Актуализация знаний учащихся

Учитель:  Итак, используя  "Толковый словарь" С.И Ожегова, попробуем дать толкование выписанным вами словам.

КРАСНОРЕЧИЕ -  я, ср. 1. Дар хорошо и красиво говорить. Искусство красноречия. 2. То же, что риторика (в 1 знач.).

РИТОРИКА -  и, ж. 1. Теория ораторского искусства. 2. перен. Напыщенная и бессодержательная речь. Пустая р. Впасть в риторику. | прил. риторический, ая, ое. Р. вопрос (приём ораторской речи утверждение в форме вопроса).

ОРАТОР -  а, м. Тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия. Прирождённый о. | прил. ораторский, ая, ое. Ораторское искусство.

Учитель:  А кто мне может сказать, когда и где появились первые словари?

Не знаем.

Учитель:  Учебника истории у вас с собой нет, другой справочной литературы у меня тоже нет. Как  же быть?

Посмотреть в Интернете.

Учитель:  Найдите эту информацию и коротко перескажите.

Первые подобия словарей появились в XXV  веке до н.э. у шумеров. Это были так называемые глоссы: на полях рукописей выписывались значения незнакомых слов. Ну а первый известный нам полноценный словарь, представляющий собой отдельную книгу, появился в Китае в ХХ веке до н.э. Называется он Erya и состоит из 2094 словарных статей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 10 классе по теме "Лексика. Слово и его значение" (презентация)

Мультимедийная презентация к уроку русского языка  по теме "Лексика"; дан материал для подготовки к ЕГЭ в разделе "Повторим орфографию"...

Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»

Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...

Использование слов в переносном значении как средства художественной выразительности. Урок в 5 классе

Данный урок был представлен на 5 Конкурс профессионального мастерства на сайт "Мой университет".  Занятие  можно провести в 5 классе  после изучения темы "Прямое и переносное значение с...

Группы слов по лексическому значению.

Конспект учебного занятия с использованием ИКТ ( информационно - коммуникативной технологии) . 5б,в класс...

Вводные слова и их значения.

Данная презентация содержит материал для изучения вводных слов по значению в 8 классе....

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько лексических значений имеет слово?)"

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) Тема: "Подумайте только, как много            Значений у слова…            (Сколько ...