"Слово и его значение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Разработка урока русского языка для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_slovo_i_ego_znachenie.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК 12.СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧНИЕ.
Тип урока : урок (открытия) новых знаний
Задачи урока:
1) совершенствования умение понимать роль слова в формировании и выражении мысли и чувств
2) формирование представления о способах определения лексического значения слова
3 )развитие умение работать с толковым словарем
Планируемые результаты:
Личностные: формирование мировоззренческих понятий, ценностное отношение к совместной познавательной деятельности, развитие творческих навыков .
Предметные: вспомнить, что такое лексикология, лексическое значение слова ;узнать ,что такое грамматическое значение слова ;уметь определять лексическое значение слова самостоятельно при помощи толкового словаря
Метапредметные: навыки целеполагания и самоконтроля ,навыки точного выражения своих мыслей ,навыки сотрудничества с учителем и сверстником ,умение аргументировать свою точку зрения, умение сопоставлять и анализировать информацию.
Межпредметные связи : история, литература.
Ресурсы урока
Учебно-методические: Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов,Л.А.Тростенцова,Л.Т.Григорян,И.И.Кулибаба,Н.В.Ладыженская.Русский язык .5класс.Учебник .В 2 ч.-М.: Просвещение ,2015.
Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов,Л.А.Тростенцова,Л.Т.Григорян,И.И.Кулибаба,Н.В.Ладыженская.Русский язык .Методические рекоминдации.5класс:пособие для учителей общеобразовательных организаций -2-е изд.-М.: Просвещение ,2014.-144с.;С.И.Ожегов,Н.Ю.Шведова Словарь русского языка. -М.; 1994, таблицы, карточки
Ход урока
I Этап мотивации
Учитель: Добрый день, ребята!
Часто, почти всегда для того чтобы открыть для себя что - то новое и важное, мы должны вспомнить и повторить то, что мы уже знаем.
Я приглашаю всех вас вновь
Перелистать истории страницы
И сквозь века промчавшись унести
Под грохот быстрой колесницы.
Согласны ли проверить знания свои
Которые на уроках получали?
Тогда скорее в путь , друзья"
Недавно на уроках истории вы узнали, как проходило обучение в Древней Греции.
Сейчас мы с вами отправимся в Древнюю Грецию. Предоставим слово некоторым ученикам из нашего класса, которые получили индивидуальное домашнее задание подготовить сообщение о том, как проходило обучение в школах Древней Греции. Остальные внимательно слушают и выписывают в тетрадь слова, которые показались незнакомыми.
Знали ли вы, что слово школа по- гречески значит "досуг"? Не правда ли странно: школа - и вдруг досуг?
- дело в том, что греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные, на досуге, беседы мудрецов- философов со своими учениками о разных науках. Вначале проводились только беседы, но позднее появились самые настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счёт, гимнастику, музыку, поэзию, совсем как сейчас у нас в школе!
- Любовь к красивому слову. пышной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, сравнениями, заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы - в "Илиаде" и "Одиссее". В речах, произносимых героями Гомера, заметно любование словом, его волшебной силой.
- В 5 в. до н.э. зародилась наука риторика - наука о красноречии. В Греции с ее древних времен всегда ценилась красивая, убедительная и яркая речь. Обучение мастерству ораторства отдавали десятки лет. Умения эти приветствовались, а люди, обладающие необходимыми навыками - были достойны уважения и почтения.
Учитель: Спасибо ребятам за интересное сообщение. Теперь назовите слова, которые вы выписали.
Красноречие, риторика, ораторство, навыки
Учитель: Если вы выписали данные слова, значит, вы не знаете, что они обозначают?
Да.
Учитель: Как же нам быть?
Нужно посмотреть в словаре
Учитель: В каком?
Толковом.
Учитель: О каких авторах толковых словарей вы слышали?
Сергей Иванович Ожегов, Владимир Иванович Даль, Дмитрий Николаевич Ушаков.
Учитель: А почему словарь называется "толковый"? Что значит слово толковать?
Разъяснять, объяснять, выяснить смысл слова. В толковых словарях толкуется значение слова.
I I Формулирование темы и цели урока
Учитель: Постарайтесь определить тему нашего урока. Первая подсказка.
Один ученик читает афоризмы Марка Туллия Цицерона, остальные учащиеся определяют его тему.
Карточка №1
Не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать к себе толпу слушателей, привлекать их расположение, направлять их волю, куда хочешь, и отвращать ее, откуда хочешь
Учитель: Вторая подсказка. Решите лингвистическую задачу. Прочитайте пары слов.
Посветить, посвятить
Примерить. примирить
Поласкать, полоскать
Почему в корне они имеют разные буквы? От чего зависит выбор гласной?
От лексического значения слова.
Учитель: Сформулируйте тему урока и запишите ее в тетрадь.
Слово и его лексическое значение.
Учитель: А кто может сказать, чему вам следует сегодня научиться?
Мы должны вспомнить, что такое лексика, учиться определять лексическое значение, уметь работать со словарной статьей, пользоваться толковым словарем.
Учитель: Совершенно верно. Сегодня перед нами стоит важная задача: нам предстоит вспомнить из курса начальной школы, что такое слово, его лексическое значение. Мы должны усвоить, какими особенностями обладает слово как единица языка и узнать, как выражается его грамматическое значение. Мы ответим на вопрос, в чем заключается различие лексического и грамматического значения слова и научимся определять лексическое значение слова, используя толковый словарь.
I I I Актуализация знаний учащихся
Учитель: Итак, используя "Толковый словарь" С.И Ожегова, попробуем дать толкование выписанным вами словам.
КРАСНОРЕЧИЕ - я, ср. 1. Дар хорошо и красиво говорить. Искусство красноречия. 2. То же, что риторика (в 1 знач.).
РИТОРИКА - и, ж. 1. Теория ораторского искусства. 2. перен. Напыщенная и бессодержательная речь. Пустая р. Впасть в риторику. | прил. риторический, ая, ое. Р. вопрос (приём ораторской речи утверждение в форме вопроса).
ОРАТОР - а, м. Тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия. Прирождённый о. | прил. ораторский, ая, ое. Ораторское искусство.
Учитель: А кто мне может сказать, когда и где появились первые словари?
Не знаем.
Учитель: Учебника истории у вас с собой нет, другой справочной литературы у меня тоже нет. Как же быть?
Посмотреть в Интернете.
Учитель: Найдите эту информацию и коротко перескажите.
Первые подобия словарей появились в XXV веке до н.э. у шумеров. Это были так называемые глоссы: на полях рукописей выписывались значения незнакомых слов. Ну а первый известный нам полноценный словарь, представляющий собой отдельную книгу, появился в Китае в ХХ веке до н.э. Называется он Erya и состоит из 2094 словарных статей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Употребление слов в переносном значении"
Конспект урока в 5 классе....
Урок в 10 классе по теме "Лексика. Слово и его значение" (презентация)
Мультимедийная презентация к уроку русского языка по теме "Лексика"; дан материал для подготовки к ЕГЭ в разделе "Повторим орфографию"...
Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»
Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...
Использование слов в переносном значении как средства художественной выразительности. Урок в 5 классе
Данный урок был представлен на 5 Конкурс профессионального мастерства на сайт "Мой университет". Занятие можно провести в 5 классе после изучения темы "Прямое и переносное значение с...
Группы слов по лексическому значению.
Конспект учебного занятия с использованием ИКТ ( информационно - коммуникативной технологии) . 5б,в класс...
Вводные слова и их значения.
Данная презентация содержит материал для изучения вводных слов по значению в 8 классе....
Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько лексических значений имеет слово?)"
Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) Тема: "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько ...