Методические средства внедрения и реализации онлайн-курсов по русскому языку
статья по русскому языку

Анна Сергеевна Майданова

В данной статье автором проводится обзор некоторых онлайн-ресурсов обучения студентов  русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maydanova_a.s._statya_leninogorsk.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВНЕДРЕНИЯ

И  РЕАЛИЗАЦИИ ОНЛАЙН-КУРСОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

А.С. Майданова

ГАПОУ «Лениногорский нефтяной техникум»

 Наш информационный век диктует свои требования ко всем областям жизнедеятельности людей,  всецело управляет всеми её процессами. Базовый фундамент социальной реализации каждого человека – образование  - всегда одно из первых шагает в ногу со временем, оказывается открытым для внедрения инноваций. Обучение высококвалифицированных специалистов в стенах любого образовательного учреждения всегда основывалось на традиционные методики вкупе с новшествами. Современный же процесс обучения немыслим без новейших разработок, информационно-педагогических технологий, приёмов и методов. Так, и преподаватели гуманитарных дисциплин сегодня уже не сомневаются в целесообразности, необходимости и эффективности применения информационных технологий на своих занятиях. Преподаватели русского языка  при удачном и правильном их сочетании  разнообразят, обогащают свои лекции, преследуя цель сделать их более интересными и для студента, и для себя, повышая свою профессиональную компетенцию и расширяя творческий потенциал. Занятия по русскому языку и литературе в основном носят комбинированный характер,  а это значит, что во время них реализуется комплексное обучение, разностороннее, с межпредметными связями, и информационно насыщенное благодаря использованию современных онлайн-методик с опорой на традиционные.

Сегодня информационно-коммуникативные технологии  на занятиях русского языка  - информационно-обучающие по своей функции (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы и др.): с текстовой, визуальной, аудио-, видео-, а также комбинированной информацией - по форме  взаимодействия с обучаемым становятся всё чаще и удобнее используемыми в  режиме онлайн. Они обладают достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы студента по осмыслению, контролю своих знаний орфографических  и пунктуационных правил, умений их применения на практике, самостоятельному усвоению учебного материала по данной дисциплине.

Современный образовательный процесс невозможно представить без системы тестового контроля. Тестовые задания эффективны и для самопроверки знаний. Использование тестов позволяет сэкономить массу времени, проверить широкий спектр знаний обучающихся по предмету, уровень сформированности основных и профессиональных навыков и умений [ 4 ].

В каких словах чаще всего люди допускают ошибки? Как правильно поставить ударение? Какие слова пишутся слитно, а какие раздельно? Где поставить запятую? Вспомнить правила русского языка и постараться с первого раза правильно ответить на вопросы предлагают сегодня разные Интернет-сайты, онлайн-курсы русского языка и даже сообщества в социальных сетях, без которых современный молодой человек просто не может обойтись ни минуты. Было бы желание учиться, а возможностей великое множество предлагают сегодня бескрайние просторы мировой паутины. Так, например, в своей работе мы используем и рекомендуем учить русский прямо «ВКонтакте» студентам в сообществе «Русский язык для лентяев» (https://vk.com/lazyrussian).

Приведём также для примера в данной статье  некоторые онлайн-ресурсы обучения студентов  русскому языку.

Методические материалы в сети

 На занятиях русского языка мы консультируемся с таким справочно-информационным порталом как «Грамота.ру» (http://gramota.ru/). Портал создан в 2000 г. при поддержке Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Его цель – информационная поддержка государственного языка России. На портале можно найти большое количество словарей (более 10), он содержит много полезной информации, касающейся русского языка: рубрики «Язык и закон», «Наука о языке», «Язык и образование», «Язык и творчество» и др. Есть программы лингвокультурологических курсов («Риторика», «Русский язык и культура речи» и др.), научные и методические статьи, электронная версия выпусков журнала «Мир русского слова», бесплатная справочная служба русского языка [2].

 Полезный Интернет-ресурс в работе педагога-словесника на протяжении многих лет предлагает издательский дом «Первое сентября», Русский язык – http://rus.1september.ru. Издательский дом «Первое сентября» поддерживает в Интернете два ресурса: электронную версию одноименной газеты и сайт для учителей «Я иду на урок русского языка» – http://www.rus.1september.ru/urok. Газета издаётся с 1995 г.

Самообразованием по культуре письменной речи студентам можно заниматься  по Интернет-адресу http://www.gramma.ru.

Как правило, в библиотеках учебных заведений  имеется ограниченное количество словарей и энциклопедий. Современные компьютерные технологии предлагают восполнить этот пробел. Причём в большинстве своём это не просто отсканированные печатные издания, а мультимедийные программы, в которых используются различные способы подачи материала: текст, звук, иллюстрация, анимация и др. [3, c. 116].

Студенты нашего учебного заведения активно пользуются онлайн-этимологическим словарём  https://lexicography.online/ и Толковым словарём В.И. Даля на сайте – онлайн-библиотеке словарей   http://www.slovorod.ru/dic-dal/, которая имеет встроенную справочную поисковую систему, позволяющую значительно сократить время поиска необходимых слов.

Информационные онлайн-технологии в обучении будущего грамотного специалиста любой образовательной организации  не только открывают возможности вариативности образовательной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют реализовать и активизировать процесс развивающего обучения, равномерно распределить объём внеаудиторной (самостоятельной) работы обучающихся.  Это, безусловно, приводит к повышению эффективности усвоения ими материала по каждой учебной дисциплине, в том числе и по русскому языку, а также активизации их мыслительной деятельности

Список используемой литературы:

1. О.И. Горбич. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. //Русский язык. Курсы повышения квалификации.  Педагогический университет "Первое сентября". -  №24, 2009.

2.  С.  Г. Никитенко. Интернет – учителю русского языка (Актуальная тема)//Русский язык. - №32, 2003.

3.  М. А. Ширинкина. Компьютерное обеспечение гуманитарного   образования: информационные технологии в обучении русскому языку: метод. пособие.  - Пермь: Пермский государственный университет,  2007.

 4. https://infourok.ru/povishenie-kachestva-znaniy-i-effektivnosti-urokov-russkogo-yazika-i-literaturi-cherez-primenenie-sovremennih-pedagogicheskih-te-925771.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология разноуровнего обучения как средство воспитания интереса к урокам русского языка.

Дифференцированное обучение на уроках русского языка -  актуальная проблема современной школы. В статье раскрываются практические вопросы дифференцированного обучения....

Статья на тему "Игра как средство повышения интереса к урокам русского языка"

В стаье на конкретных примерах показывается, насколько важны игровые технологии в преподавании русского языка, в повышении качества знаний учащихся по данному предмету....

Формы и средства контроля для 8 класса (русский язык)

Данный материал предназначен для уч-ся 8 класса по русскому языку....

Методическое описание "Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников"

Игровые техгнологии - это самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению....

Методические рекомендации СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ, 2017

Несмотря на множество исследований, на наш взгляд, проблема развития речи умственно отсталых школьников остается актуальной.Прогрессивные педагоги прошлого и настоящего основной задачей изучения русск...

Методический семинар "Формы внеклассной работы по русскому языку и литературе как средство развития творческой личности учащихся"

Влияние форм и видов внеклассной работы по русскому языку и литературе на развитие творческой активности учащихся в учебном процессе....