УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
план-конспект по русскому языку
Учить различать однокоренные слова при помощи сопоставительного анализа, расширять словарный запас детей, учить точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Предметная неделя русского языка | 736.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа №8 для детей с ограниченными возможностями здоровья городско округа Лыткарино Московской области
Предметная неделя русского языка
«Обобщение изученных разделов – ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА...»
ШМО начальных классов
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Соколкова Валентина Николаевна
28 Ноября, 2018год
Цель: Организовать деятельность обучающихся по обобщению и
систематизации знаний.
Задачи:
- Образовательная: совершенствовать умение находить корень в словах через подбор родственных слов.
- Развивающая: способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности и орфографической зоркости.
- Коррекционная: учить различать однокоренные слова при помощи сопоставительного анализа, расширять словарный запас детей, учить точному употреблению слов в словосочетаниях и предложениях.
- Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку, прививать навыки дружеского общения.
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
- осознают свои возможности в учении, формирование мотивации к обучению;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Предметные:
- умение применять знания в жизненных ситуациях;
- умение самостоятельно определять и дифференцировать различные формы слова;
Метапредметные:
- умение принимать и сохранять цель урока;
- умение находить способы решения поставленной цели;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник «Русский язык 2 класс», раздаточный дидактический материал, доска, смайлики, лесенка достижений.
I. Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент)
Фронтальная. Словесный. Слово учителя.
Задача: подготовить обучающихся к работе, создать благоприятную атмосферу.
Чтобы хорошо учиться,
Надо очень много знать.
Каждый день копилку знаний
Непременно пополнять.
1) Сядет тот, кто отгадает загадку: картинку с отгадкой вешаю на доске, скрыв слово-отгадку…
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик – чирик! Не робей!
Я бывалый … Воробей
Верещунья, белобока,
И зовут её … Сорока
Окраской сероватая,
Повадкой – вороватая.
Крикунья хрипловатая –
Известная персона
Это … Ворона
Заводы, фабрики стоят,
И магазинов много,
И люди разные снуют,
Так это же ведь … Город
По ней не только люди ходят,
По ней детей автобус в школу возит,
На ней разметка есть,
А знаков вдоль нее не счесть!
Не может быть тут вариантов много,
Ведь ответ один - … Дорога
В холодильнике живёт.
Превращает воду в лёд.
Щиплет пальчики и нос
Это дедушка… Мороз!
Осенью вскапывают,
Весною засаживают,
Летом поливают,
С грядок овощи снимают! Огород
Голодная мычит,
Сытая жуёт,
Малым детям
Молоко даёт. Корова
2) Минутка чистописания.
Задача: подготовить обучающихся к письму, отработать каллиграфические навыки письма определённых элементов соединения букв.
Я тетрадь свою открою,
Под наклоном положу,
И от вас, друзья, не скрою,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Минутка чистописания
- Откройте тетради. (Число записано в тетрадях дома). Урок начнем с минутки чистописания. Я показываю на доске, вы за мной в воздухе, а потом записываете в тетрадях. – оро -
II. Актуализация опорных знаний. Словарная работа.
Задача: обеспечить мотивацию и готовность уч-ся к активной учебно-познавательной деятельности.
Индивидуальная. Практический. Письмо.
- Какие словарные слова с таким сочетанием вы знаете? ЗАПИШИТЕ.
Воробей, город, дорога, мороз, огород, сорока, ворона, корова.
- Подчеркните опасные места в словах, поставьте ударение.
- Придумайте предложение с одним из этих слов (каждый своё придумывает) и запишите в тетрадь.
Мокрый воробей сидел у дороги. (у доски)
- Выделите основу предложения.
- Какой предлог встретился в этом предложении?
- Что мы знаем о предлогах?
- Подчеркните пробел между предлогом и словом.
- При помощи стрелок покажите связь слов в предложении.
III. Постановка учебной задачи
Фронтальная. Словесный. Слово учителя, беседа
Знаете, ребята, сегодня со мной произошел интересный случай. Иду я в школу и слышу шум во дворе. Кругом никого нет. Оказывается, это птички на заборе такой шум подняли.
И решила я узнать, из-за чего спор у птиц вышел. И оказывается, они тоже ходят в лесную школу. А учитель у них – Мудрая Сова, дала им домашнее задание.
IV. Усвоение знаний и способов действий.
1. Работа в группах
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа.
- У каждой пары есть лист, на котором «зашифровано» правило.
(Приложение 1)
План работы такой:
1. Прочитай слова.
2. Обрати внимание на выделенные буквы.
3. Посмотри, где стоит знак переноса.
4. Сформулируй правило переноса слов.
(Приложение 2)
1 гр. Ка-ран-даш, то-пор, мо-роз.
Стол, крот, класс. Улей, змея
- Переносим по слогам
- 1 букву не оставляют и не переносят
2 гр. Зай-ка, Конь-ки
Ван-на, кас-са
- Слог, состоящий из 1 гласной Й и Ь не отделяются.
- Знак переноса ставится между удвоенными согласными
Физминутка
* Релаксация для глаз или гимнастика для глаз.
* Кинезиологические упражнения.
* Игра «Карлики-великаны»
V. Включение в систему знаний и повторений
Развитие умений – применение знания.
1). Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
- Что такое корень? (Подземная часть растения.)
- Какое ещё значение слова корень вам известно? (Часть слова, есть и ещё значение слова корень, например, корень зуба, волоса, ногтя – внутренняя, находящаяся в теле часть чего-либо.)
- Оказывается, у слова корень несколько значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.)
- Как вы думаете, какое значение слова корень нам больше всего интересно? (Корень слова.)
Работа на доске.
Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом. (Е. Измайлов)
- Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными.)
- Что такое однокоренные слова? (Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.)
- Выделите корень значком.
- Проведём маленький эксперимент (опыт).
- Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?
Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова, от него «растут» другие слова.
- Такие словесные «деревья» называются словообразовательными гнездами.
Для этого объясните значение слов.
2) А теперь давайте поиграем… Игра “Помогите мальчику найти пары родственных слов”
- Найдите среди слов слово, в котором букв больше, чем звуков. (СОЛЬ)
Выполните звукобуквенный разбор слова.
Работает ученик у доски с комментированием
Соль – [с о л`] - 1 слог, 4 буквы, 3 звука.
С - [с] – согласный, глухой, твердый.
О - [о]- гласный, ударный.
Л - [л`]- согласный, звонкий, мягкий.
Ь - ----
VI. Домашнее задание.
Фронтальная. Словесный. Слово учителя.
Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения.
Приложение 2
У яшы кошка мурка. У мурки родился катёнок. Он рыжый и пушыстый. Катёнок пьёт малако из чяшки. Яша и катёнок чясто играют.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Фронтальная. Словесный. Беседа.
«Лестница успеха»
Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:
5 - уверен в своих знаниях
4 - в основном уверен, нужно ещё повторить
3 - нуждаюсь в помощи
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились!
Самоанализ урока русского языка Соколковой В.Н.
Класс: 2 - Б
Дата проведения: 28 ноября 2018 года.
Программа: УМК «ШКОЛА РОССИИ». Учебник «Русский язык» I часть, авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.
Тип урока: Урок обобщения изученных разделов и систематизации знаний.
Тема урока: «Предложение. Слова, слова, слова...».
Цели урока направлены на формирование всех групп УУД:
Предметных: умение применять знания в жизненных ситуациях;
умение самостоятельно определять и дифференцировать различные формы слова;
Метапредметных: развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление, наблюдательность, умение анализировать, рассуждать, строить умозаключения; умение находить способы решения поставленной цели; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Личностных: воспитывать любовь к родному языку, чувство товарищества, взаимопомощи; осознавать свои возможности в учении, формирование мотивации к обучению.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, учебник «Русский язык 2 класс», раздаточный дидактический материал, доска, смайлики, лесенка достижений.
Задачи: Дети научатся совершенствовать умение находить корень в словах через подбор родственных слов, делить слова на части для переноса, переносить слова с учётом их особенностей, работать в парах, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, содействовать в ходе урока формированию умения слушать, понимать друг друга, договариваться и сотрудничать.
Данный урок проводится при закреплении разделов «Предложение». «Слова, слова, слова…». Тема урока неразрывно связана с предыдущей темой «Слог. Ударение». Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими уроками.
Структура построения урока соответствует его целям и дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления изученных знаний. На данном уроке соблюдалась логичность, научность, доступность передачи материала, опора на отработанные знания. Сначала урока постаралась создать эмоциональный и деловой настрой - мотивацию.
Учебные возможности обучающихся класса находятся на среднем уровне. Поэтому я планировала задания так, чтобы на этапе закрепления создать у детей ситуацию успеха для повышения интереса к русскому языку.
На уроке применены технологии: здоровьесберегающая, ИКТ, групповая, индивидуальная.
Были использованы следующие методы:
- словесные;
- наглядные (ИКТ, карточки);
- практические (работа в тетрадях);
- игровые.
Показателем усвоения обучающимися знаний и умений является правильность их ответов в процессе беседы, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы.
Комфортная психологическая обстановка на уроке поддерживалась за счет того, что я не навязывала правильные выводы детям, а старалась выслушать мнение каждого, старалась, чтобы все обучающиеся слышали друг друга и могли самостоятельно прийти к нужному выводу, отстоять свою точку зрения. Критических ситуаций на уроке не возникло, так как все были заинтересованы в успехе этого урока, помогали друг другу и мне.
Время, отведённое на все этапы урока, было распределено рационально. Поэтому каждый этап был спланирован четко, я давала детям конкретное время на выполнение задания, предусматривала на каждом этапе определенную наглядность и контроль над выполнением задания. Поддерживался высокий темп работы.
Во время урока следила за здоровьесберегающими технологиями: старалась организовать целесообразное чередование учебной нагрузки, смену видов деятельности, при необходимости корректировала осанку детей, провела физкультминутки.
На момент проведения урока дети готовы к восприятию данной темы и имеют достаточный запас знаний. Для каждого ребёнка была создана ситуация успеха, что способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса. На всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.
Большое внимание на уроке уделялось речевому развитию обучающихся с целью побуждения детей к правильному лексическому, грамматическому, орфографическому оформлению речи. Проводилась работа по уточнению, расширению и обогащению словарного запаса обучающихся.
В итоге обучающиеся справились со всеми заданиями в полном объёме. Я считаю, что мне удалось реализовать поставленные цели и задачи.
Выбранные формы и методы позволили организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...