Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе: поиск новых форм, методов и средств.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
УМК Шамшина, Хлебинской и Драбкина помогает мне на уроках систематизировать знания по русскому языку, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ. Работая по предлагаемой методике интенсивной подготовки к экзамену, учащиеся приобретают уверенность в собственных силах и избавляются от страха и лишнего волнения перед предстоящим испытанием (итоговой аттестацией по русскому языку).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_ege_po_russkomu_yazyku_i_literature_poisk_novyh_form_metodov_i_sredstv._.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку и литературе: поиск новых форм, методов и средств.
Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция-учитель-помощник, учитель-партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.
Единый государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя –словесника. С помощью ЕГЭ выпускники могут оценить собственные возможности и выбрать дальнейший жизненный путь. Один из существенных факторов успеха Единого государственного экзамена -обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в школе, а также серьезная подготовка к сдаче ЕГЭ. Отсюда и актуальность подготовки учащихся к экзамену, ведь на ЕГЭ по русскому языку даже отличники выполняют правильно (в среднем) 80% заданий. Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку - это не одно и то же!
Каждый учитель русского языка на сегодняшний день имеет свою методику, которая позволяет его учащимся справиться с заданиями на экзамене. Хочется поделиться своими наблюдениями по данной теме.
Курс русского языка считается завершенным (пройденным) в 9 классе. Но в 10-11 классах встает проблема повторения правил русского языка, т.к. впереди ЕГЭ. При довольно небольшом количестве уроков русского языка в неделю (1-2ч.), повторение их на практике бывает крайне сложно, т.к. просто не хватает на это времени: ведь еще необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и другие аспекты языка. По программе мы занимаемся ао УМК Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшина, но дополнительно к этому учебнику я использую еще на уроках в 10-11 классах учебник Галины Федоровны Хлебинской. К сожалению, этот учебник не входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в школах ЕГЭ. Эта книга завершает линию учебников, предназначенных для изучения русского языка в 10-11-м классах на базовом и профильном уровнях. Учебник содержит теоретический и практический материал по морфологии, синтаксису, орфографии и пунктуации, имеет электронную версию. Самое главное, что данная линия учебников ориентирована на поэтапную подготовку учащихся к ЕГЭ по русскому языку.
Содержание курса позволяет выпускникам освоить весь необходимый объём теоретических знаний, а также выработать и закрепить навыки практического использования языка. Структура ЕГЭ требует от выпускников умения анализировать и классифицировать языковые явления, оценивать их с точки зрения правильности. Тестовая форма предполагает способность давать оценку различным вариантам решения учебной задачи, разграничивать верные и неверные интерпретации.
Для развития этих умений в учебниках, обеспечивающих данный курс, представлены упражнения, структурно повторяющие экзаменационные задания, после изучения каждой темы, ребята решают задания из ЕГЭ. Так, например, итоговые контрольные работы, завершающие изучение каждого крупного раздела, также ориентированы на формат единого государственного экзамена.
Еще мне нравится использовать на уроках пособие русского языка Драбкина С.В., в котором представлена пошаговая система подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому язык. В основе учебника лежит знакомство с содержанием экзаменационных заданий, алгоритмами и образцами рассуждения для их правильного выполнения. Излагается необходимый теоретический материал, представленный в сжатой и оптимально структурированной форме. Предлагается логически выстроенная последовательность действий, необходимых для выбора правильного ответа, данная в виде алгоритмов. Рассматриваются типичные ошибки, которые абитуриенты допускают при выполнении заданий части 1 и 2. Содержатся методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения, приводятся образцы сочинений. Набор типовых тренировочных заданий с методическими указаниями и ответами позволяет закрепить полученные знания и подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
В основной части книги представлена пошаговая методика подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку. В её основе лежит не просто знакомство с содержанием экзаменационных заданий, но и даётся комментарий к выполнению каждого из них:
• излагается необходимый теоретический материал, представленный в сжатой и оптимально структурированной форме, что способствует его самостоятельному освоению и позволяет в дальнейшем найти верный ответ на данный вопрос;
• предлагается логически выстроенная последовательность действий, необходимых для выбора правильного ответа, данная в виде алгоритмов;
• рассматриваются типичные ошибки, которые абитуриенты допускают при выполнении заданий;
• в целях отработки теоретических навыков предлагается выполнить 10 вариантов каждого задания, а затем проверить себя по ответам (ключам), помещённым в конце пособия.
Учебники Шамшина, Хлебинской и Драбкина помогает мне на уроках систематизировать знания по русскому языку, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ. Работая по предлагаемой методике интенсивной подготовки к экзамену, учащиеся приобретают уверенность в собственных силах и избавляются от страха и лишнего волнения перед предстоящим испытанием (итоговой аттестацией по русскому языку).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »
Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....
Технологии развития критического мышления в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чт...
Методический семинар "Формирование навыков выразительного чтения на уроках русского языка и литературы в 5- 9 классах как средства развития творческого потенциала учащихся"
Конкурсное задание "Методический семинар" Конкурс "Учитель года Сочи-2015"...
Доклад. "Мотивация на уроках русского языка и литературы – этап новой парадигмы образования»
Выступление на школьном семинаре учителей гуманитарного цикла....
Доклад на ГМО учителей русского языка и литературы на тему: «Формы и методы выработки у учащихся навыков грамотного, осознанного письма»
Начальный этап формирования оррфографического навыка - ознакомление с орфограммой и обучение школьников применению орфограчиского правила на письме....
Педагогический проект «Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время как средство повышения мотивационных интересов обучающихся».
Педагогический проект посвящен использованию исследовательской технологии на урокахрусского языка и во внеурочной деятельности, как средства раск...
Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»
Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...