Марафон «Лингвистические загадки».
методическая разработка по русскому языку (10 класс)
Сценарий внеклассного занятия для 10-классников (в рамках проведения Недели русского языка и литературы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marshrutnyy_list.doc | 32 КБ |
programma_meropriyatiya.doc | 32 КБ |
stantsiya_analitik.doc | 23 КБ |
stantsiya_govori_gramotno.doc | 20.5 КБ |
stantsiya_gramotei.doc | 23.5 КБ |
stantsiya_odin_za_vseh.doc | 23 КБ |
stantsiya_redaktor.doc | 21.5 КБ |
stantsiya_sintaksiya.doc | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист
Станция | Задания | Баллы |
«Грамотеи» | Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, вставить пропущенные знаки препинания | |
«Один за всех, и все за одного» | Разноплановые задания к тексту | |
«Синтаксия» | Задания по синтаксису и по тексту | |
«Аналитик» | Комплексный анализ текста | |
«Редактор» | Редактирование текста | |
«Говори грамотно» | Расставить ударение в словах, выбрать правильный вариант произношения слова |
Маршрутный лист
Станция | Задания | Баллы |
«Грамотеи» | Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, вставить пропущенные знаки препинания | |
«Один за всех, и все за одного» | Разноплановые задания к тексту | |
«Синтаксия» | Задания по синтаксису и по тексту | |
«Аналитик» | Комплексный анализ текста | |
«Редактор» | Редактирование текста | |
«Говори грамотно» | Расставить ударение в словах, выбрать правильный вариант произношения слова |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного занятия для 10-классников (в рамках проведения Недели русского языка и литературы).
«Готовимся к ЕГЭ по русскому языку»
Цели:
- Познакомить с трудными моментами в ЕГЭ.
- Потренироваться в решении лингвистических задач в ходе марафона
План мероприятия:
Конференция «Структура ЕГЭ и опасные моменты работ».
Марафон «Лингвистические загадки»
Подведение итогов мероприятия, награждение победителей
В игре участвуют 6 команд по 6 человек (по 3 команды от класса)
Ход мероприятия:
Конференция «Структура ЕГЭ и опасные моменты работ».
Ведущий 1:
Сегодня мы собрались, чтобы познакомиться с форматом работы ЕГЭ по русскому языку, с трудными заданиями КИМов, попробовать себя в решении лингвистических задач. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
А следующий этап нашего мероприятия - марафон «Лингвистические загадки». Вашим командам предстоит посетить разные станции и справиться с разными лингвистическими заданиями. Каждая команда получает маршрутный лист, на котором написаны станции в той последовательности, в какой вы их должны посетить. На каждой станции вы должны пробыть 5 минут, перемещаться от станции к станции вы должны по сигналу руководителя станции, не раньше и не позже. На каждой станции вам в ваш маршрутный лист занесут баллы.
(Капитаны команд получают маршрутные листы)
А теперь в путь! Желаем успехов!
Типовой маршрутный лист
Станция
Задания
Баллы
«Грамотеи»
Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, вставить пропущенные знаки препинания
«Один за всех, и все за одного»
Разноплановые задания к тексту
«Синтаксия»
Задания по синтаксису и по тексту
«Аналитик»
Комплексный анализ текста
«Редактор»
Редактирование текста
«Говори грамотно»
Расставить ударение в словах, выбрать правильный вариант произношения слова
(на каждой «станции» находится эксперт (11-тиклассник), который объясняет задание и оценивает работу учащихся, знакомя с ошибками)
Подведение итогов, награждение.
Предварительный просмотр:
Станция «Аналитик»
1. Горького я впервые увидел в Петрограде зимой девятьсот пятнадцатого года. 2. Спускаясь по лестнице к выходу, я засмотрелся на детей, играющих в вестибюле. 3. В то же время в парадную легкой и властной походкой вошел насупленный мужчина. 4. Лицо у него было сердитое и даже как будто злое. 5. Длинные усы его обледенели, и от этого он казался еще более сердитым.
6. Детей звали спать. 7. Они расшалились, не шли. 8. Человек глянул на них и сказал, не замедляя шагов: «Даже кит ночью спит!». 9. В эту секунду вся его угрюмость пропала, и я увидел горячую синеву его глаз. 10. Взглянув на меня, он снова насупился и мрачно зашагал по ступеням.
11. Когда я познакомился с ним ближе, я заметил, что у него на лице чаще всего бывают эти два выражения. 12. Одно – хмурое, тоскливо-враждебное. 13. И другое выражение, всегда внезапное: празднично-застенчиво-умиленно-влюбленное. 14. Позже я заметил, что приливы влюбленности бывали у Горького, когда он говорил о детях, о замечательных людях и книгах. (По воспоминаниям К.И. Чуковского)
Задание
1. Выпишите из 1-го абзаца 2 слова, образованных путем перехода из одной части речи в другую. Определите, к какой части речи они относятся.
2. Выпишите из 1-го и 3-го абзацев слова в форме сравнительной и превосходной степени. Определите их начальную форму и часть речи:
3. Найдите простое предложение, осложненное обособленными обстоятельством и определением, выраженными деепричастным и причастным оборотами. Укажите его номер.
4. Сделайте морфемный разбор слов угрюмость, спускаясь, снова, засмотрелся.
5. Найдите СПП с параллельным подчинением придаточных. Укажите номер предложения и вид придаточных.
6. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в тексте:
1) градация;
2) развернутая метафора;
3) эпитеты;
4) речевая характеристика героя;
5) синекдоха.
Предварительный просмотр:
Станция «Говори грамотно»
1. Расставьте ударения в словах:
Ненадолго, проживший, прожитый, собрались, недуг, звонишь, дефис, клала, досуг, названа, звала, обеспечение, феномен, переведены, намерение, простыня, знамение, договор, оптовый, каталог, банты.
- В каком слове произносится ШН?
Брусничный, коричневый, нарочно, гречневая, беспомощный, помощник, уличный, суточный
- В каком слове произносится ТЭ?
Контейнер, протест, патент, контекст
- В каком слове произносится Ё?
Побл…кла, оп…ка, бытии…, аф…Ра
5. В каком слове пропущена буква Н?
Компроме…тировать, ко…форка, ко…фортный, инци…дент
Предварительный просмотр:
Станция «Грамотеи»
Задание Вставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Всякий распол_гает возможностью пофиглярствовать и изобр_зить на подмостках честного человека но быть порядочным изнутри и в сер_це своем где все дозволе(н,нн)о где все шито-крыто вот поистине вершина возможного. Бл_жайшая ступень к этому быть таким же у себя дома в своих обыденных делах и поступках в к_торых мы (не)обязаны д_вать кому(либо) отчет и где свободны от и(с,сс)ку(с,сс)твенности и от пр_творства.
Станция «Грамотеи»
Задание Вставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Всякий распол_гает возможностью пофиглярствовать и изобр_зить на подмостках честного человека но быть порядочным изнутри и в сер_це своем где все дозволе(н,нн)о где все шито-крыто вот поистине вершина возможного. Бл_жайшая ступень к этому быть таким же у себя дома в своих обыденных делах и поступках в к_торых мы (не)обязаны д_вать кому(либо) отчет и где свободны от и(с,сс)ку(с,сс)твенности и от пр_творства.
Станция «Грамотеи»
Задание Вставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Всякий распол_гает возможностью пофиглярствовать и изобр_зить на подмостках честного человека но быть порядочным изнутри и в сер_це своем где все дозволе(н,нн)о где все шито-крыто вот поистине вершина возможного. Бл_жайшая ступень к этому быть таким же у себя дома в своих обыденных делах и поступках в к_торых мы (не)обязаны д_вать кому(либо) отчет и где свободны от и(с,сс)ку(с,сс)твенности и от пр_творства.
Станция «Грамотеи»
Задание Вставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
Всякий располагает возможностью пофиглярствовать и изобразить на подмостках честного человек, но быть порядочным изнутри и в сердце своем, где все дозволено, где все шито-крыто - вот поистине вершина возможного. Ближайшая ступень к этому - быть таким же у себя дома, в своих обыденных делах и поступках, в которых мы не обязаны давать кому-либо отчет и где свободны от искусственности и от притворства.
Предварительный просмотр:
Станция «Один за всех и все за одного»
1) Всем известно, что разнобой в написании мешает чтению, тормозит понимание читаемого. 2) Но произвол в произношении почти так же недопустим, как и анархия в письме: язык как средство общения будет полностью удовлетворять своему назначению только в том случае, если все его элементы будут способствовать наиболее быстрому и легкому общению. 3) Дело в том, что отклонения от литературного произношения почти так же мешают языковому общению, как и неграмотное письмо. 4) Это объясняется тем, что при восприятии устной речи обычно мы не фиксируем внимание на ее звуковой стороне, а непосредственно воспринимаем смысл. 5) Между тем неправильности в произношении отвлекают слушающего от смысла, заставляя его обращать внимание на внешнюю, звуковую сторону речи, и тем самым являются помехами на пути общения. 6) Таким образом, единообразное произношение так же важно, как и единообразное письмо. 7) Орфоэпия, как и орфография, является неотъемлемой стороной литературного языка. 8) Задачи орфоэпии и орфографии заключаются в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.
(Р.И. Аванесов)
Задания (каждый ученик выполняет одно задание)
1. Из 1-го предложения выпишите все словосочетания, определите их способ связи.
2. Определите способ образования слов разнобой, единообразное.
3. Докажите, к какой части речи принадлежит слово полностью (предложение 2-е). Используйте морфологический разбор.
4. Найдите предложение, в котором оборот с союзом как имеет значение «в качестве». Запишите номер этого предложения.
5. Подберите по два однокоренных слова к словам местность, отклонения.
6. Определите тип речи. Дайте развернутый ответ на вопрос: какую роль в тексте играют сложноподчиненные предложения?
Предварительный просмотр:
Станция «Редактор»
Задание
Найдите неверное использование паронимов в предложении и исправьте ошибки.
- Написав автобиографию, нужно в конце поставить свою роспись. 2. За билетами у кассы стояли командировочные. 3. Олег одел плащ и поспешил на работу. 4. Через три года мы встретились с Петей, но он меня не признал. 5. Личность моего друга изменилась за эти годы до неузнаваемости. 6. Туристы блудили в лесу полдня. 7. Базаров отличался недюжим умом. 8. Книга – источник познания, её добротное содержание будет воспитывать нашу молодёжь, прививать ей душевность.
Станция «Редактор»
Задание
Найдите неверное использование паронимов в предложении и исправьте ошибки.
- Написав автобиографию, нужно в конце поставить свою роспись. 2. За билетами у кассы стояли командировочные. 3. Олег одел плащ и поспешил на работу. 4. Через три года мы встретились с Петей, но он меня не признал. 5. Личность моего друга изменилась за эти годы до неузнаваемости. 6. Туристы блудили в лесу полдня. 7. Базаров отличался недюжим умом. 8. Книга – источник познания, её добротное содержание будет воспитывать нашу молодёжь, прививать ей душевность.
Предварительный просмотр:
Станция «Синтаксия»
Прочитайте текст и выполните задания.
- В течение своей жизни Гоголь много путешествовал. (2) Однако где бы он ни странствовал, в дороге он чувствовал себя несравненно лучше, чем сидя на одном месте. (3) Он приспособился в дороге думать и работать, между тем одновременно и набираясь впечатлений, и отдыхая душой. (4) У него даже был план объехать все монастыри России, имея в виду, что они располагались, как правило, в красивейших местах. (5) Он собирал в душе своей как бы коллекцию истинно русских пейзажей.
- Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью согласование
- Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью управление
- Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью примыкание
- Какое сочетание слов из предложения 2 не является примером примыкания? Напишите номер правильного ответа.
- где бы ни странствовал
- чувствовал себя лучше
- сидя на месте
- несравненно лучше
- Определите способ связи в словосочетании НА ОДНОМ МЕСТЕ (предложение 2)
- Какое сочетание слов из предложения 4 является словосочетанием? Напишите номер правильного ответа.
- был план
- план объехать
- даже был
- располагались как правило
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Лингвистический марафон"
Игра "Лингвистический марафон" для 6-классников...
Лингвистический марафон "О языке - занимательно"
Внеклассное мероприятие "О языке - занимательно" предназначено для учащихся 5 - 7 классов. Мероприятие расчитано на игру двух команд, при этом без внимания не остаются и зрители: им также предлагается...
Биолого-лингвистический марафон "Русский язык и биология-мои друзья в рамках интегрированной декады биологии
Биолого - лингвистический марафон являлся одним из мероприятий интегрированной декады биологии. Марафон призван развивать интерес учащихся к предметам, углублять, расширять и закреплять ...
Командная игра по русскому языку «Лингвистический марафон» (5 КЛАСС)
Цель игры: систематизировать и обобщить знания учащихся по грамматике и орфографии, прививать интерес к русскому языку, развивать умение действовать в группе. Данная игра может использоваться ка...
Урок русского языка в 7 классе "Лингвистический марафон по стране "Деепричастие"
Урок русского языка в 7 классе "Лингвистический марафон по стране "Деепричастие"...
Урок русского языка в 6 классе по теме "Повторение изученного о глаголе. Лингвистический марафон".
Данный урок является заключительным по теме "Глагол". Занятие построено в форме лингвистического марафона....
Игра-марафон «Загадки русской словесности»
В рамках недели русского языка, литературы, истории и обществознания для учащихся 6 и 7 классов была проведена игра «Загадки русской словесности». Участникам команд нужно было пройти 6 станций, где их...