Приемы формирования смыслового чтения
презентация к уроку по русскому языку
Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priyomy_formirovaniya_smyslovogo_chteniya.pptx | 539.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить» В.А.Сухомлинский
Познавательные и коммуникативные задачи: Понимание Поиск конкретной информации Самоконтроль Интерпретация
Что такое чтение Чтение – важное базовое умение Чтение – это технология интеллектуального развития Способ обретения культуры Посредник в общении Средство для решения жизненных проблем
фазы чтения
Цель смыслового чтения Проникновение в смысл при помощи анализа текста Полное и точное понимание текста Извлечение из текста главной и второстепенной информации Воспроизведение и использование текстовой информации Установка на длительное запоминание в процессе чтения
Смысловое чтение Аналитическое Углублённое Критическое Творческое Изучающее
дифференциальный алгоритм чтения
Приёмы извлечения информации и трансформации текста Упражнения на реконструкцию текста: Составьте предложения из заданных ключевых слов по образцу Расположите разрозненные предложения в соответствии с предлагаемой схемой Составьте сокращённый вариант текста из 10 предложений на основе выбора их из предложенных 20
План в вопросной форме Тезис (ответ на вопрос) Конспект (тезис+ доказательство) Работа по таблице при составлении конспекта
ПОПС – формула П – позиция О – объяснение , обоснование П – пример С – следствие (или суждение)
Я считаю , что Алёша был неправ, когда он не сдержал обещание перед Чернушкой и пользовался зёрнышком, потому что теперь он ничего не будет знать. Я могу это доказать на примере: ему дали учить двадцать страниц, а он потерял зёрнышко и ничего не выучил. Исходя из этого, я делаю вывод о том, что нельзя делать, благодаря чему-то или кому- то. Рефлексия по формуле ПОПС на основе литературной сказки А. Погорельского «Черная курица»
антиципация М.М.Пришвин «Кладовая солнца» Что нам известно об авторе? Как вы понимаете заглавие произведения? В прямом или переносном значении употребил это выражение писатель? Если в переносном, то что это за троп? Метафора строится на скрытом сравнении. Как вы думаете, что здесь будут сравниваться? Можете ли вы предположить, о чем будет текст, кто его главные герои? Что дополнительно подскажет вам определение жанра своего произведения, данное Пришвиным? Какие события произойдут в сказке – были? Предположите, какими чувствами, настроением будет проникнуто это произведение? Что мы будем ждать от чтения? Цель: прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения?
Примеры заданий работы с текстом для отработки структуры текста Перед вами группа предложений. Является ли она текстом? Что нужно сделать, чтобы превратить эту группу предложений в текст? Чем будет определяться последовательность предложений? Перед вами начало сочинения. Содержится ли в нём основная мысль? Сколько абзацев следует построить, чтобы основная мысль была проведена? Продолжите сочинение. Недавно мне подарили котёнка. Он такой любопытный, трусливый и обидчивый.
Технология развития критического мышления Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни
Приёмы технологии Кластер Составление перепутанных логических цепочек Ассоциативный куст Составление «толстых» и «тонких» вопросов Составление синквейна (стихотворение по алгоритму) П рогнозирование «Верные и неверные утверждения», Ключевые термины Дневники двойных записей.
Кластеры (или «гроздь») - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Строение Что не является словосоч . Виды Глагольные Именные Связь Грамматич По смыслу Гл+зависи мое Граммат . основа
Синквейн Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным. Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными. Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами. Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме. Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне , повторяющее суть темы.
Герасим (Р. П.) Добрый, трудолюбивый Работает, ухаживает, защищает Хороший. Мне он нравится Богатырь Герасим (Ч.К.) Могучий, как дерево, гордый Работает, ухаживает, любит Хороший , потому что любит собачку Мужественный великан Герасим (С.Я.) Немой, сильный, важный Убирает, возит, ухаживает Несправедливо, жалко, грустно Заботливый Герасим (К.А.) Добрый, могучий, дюжий Работает, любит, страдает Поступил неправильно Крепостное право Образ автора «Два голубя» Одинокий, миролюбивый Надеется, сравнивает, размышляет Огромное проявление чувств и Талант Екатерина Трубецкая “ Русские женщины ” Смелая , отважная Решила, настояла, пожертвовала Она настояла на своем и не предала мужа Любовь
Толстые вопросы Тонкие вопросы Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Согласны ли Вы…? Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов
Дневник двойных записей Цель: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом. Цитаты Комментарий
Три стадии работы с текстом
Стадия Функция Вызов Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме). Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). Осмысление содержание Информационная (получение новой информацией по теме). Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний). Мотивационная (сохранение интереса к изученной теме). Рефлексия Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). Информационная (приобретение нового знания). Мотивационная (пробуждения к дальнейшему расширению информационного поля). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка соответственной позиции, оценка процесса).
Сотрудничество учителя и учащихся Деятельностное участие самого ученика
Творческих успехов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики
Буклет "Приемы формирования смыслового чтения на уроках математики" предназначен для помощи педагогическим работникам при подготовке к учебным занятиям.Работу по формированию умений и навыков самостоя...
Методическая разработка "ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
Систематическая и планомерная работа по формированию умений работы с текстом учебника включает разнообразные аспекты, пополняясь ими в разных возрастных группах. Формирование навыков самостоятельной р...
Приемы формирования смыслового чтения несплошных текстов на уроках истории и обществознания.
описание приемов работы с несплошными текстами на уроках истории и обществознания...
Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках географии
Современное общество является информационным и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является...
Статья "Приемы формирования смыслового чтения и работы с текстом на уроках биологии".
Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:1. поиск информации и понимание прочитанного;2. преобразование ...
Приемы формирования смыслового чтения
Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми....
Методический семинар«Приемы формирования смыслового чтения на уроках английского языка»
Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения. умения находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными. научно-популярными, официальны...