Конспект урока "Возвратные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Алена Александровна Кулева

Конспект урока "Возвратные местоимения" 6 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozvrat_mestoim.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока: Возвратные местоимения  

Цели урока:1)познакомить учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимения СЕБЯ;

 2)выработать навыки, умения употреблять местоимение себя в устной и письменной речи учащихся

3) воспитывать познавательный интерес.        

Ход урока: Повторение пройденного  материала.

1 Прочитайте  отрывок из стиха Р.Рождественского

Я, ты, он, она,

Вместе- целая страна.

Вместе- дружная семья

В слове «мы»- сто тысяч «я»…

- Кто представляет дружную семью нашей Родины?

Какую часть речи представляют эти слова?

   2.Вопросы классу

-Что называется местоимением?

-Назовите личные местоимения.

-Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется н?

-    Как пишутся местоимения с предлогами?

3. Продолжите пословицу, найдите в ней личное местоимение.

Скажи мне, кто твой друг,
С кем поведешься, 
На друга надейся – 
Не хвали себя сам,

от того и наберешься.
пусть тебя другие похвалят.
и я скажу, кто ты.
сам не плошай.

 3.Отгадай загадки. О каких местоимениях идет речь ?

-В каком местоимении два звука, но буква одна?

        -Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?

       -Сколько личных местоимений в слове семья?

                           -Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, которое помогает судну удержаться на месте.

-Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ.

             Изучение нового материала. Слово учителя.

СЕГОДНЯ НАС ОЖИДАЕТ ЗНАКОМСТВО С ОДНИМ УНИКАЛЬНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ. Это себялюбивое местоимение живет в гордом одиночестве  в роскошном особняке на улице Местоимение. Одно одиношенько составляет целый разряд у этого местоимения нет никаких других родственников .Оно единственный представитель старинногоо аристократического  рода возвратных местоимений.

1.Запись на доске

Умываюсь            Извиняюсь                         СЕБЯ

Улыбаюсь             Стираюсь

 -Что общего и чем отличаются данные слова?

Вывод: В первый столбик записаны слова-глаголы возвратные- обозначают возврат действия. Во второй столбик  записаны слова-глаголы, употребление которых с возвратным суффиксом –сь, -ся невозможно.В третьем столбике возвратное местоимение .

  • В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола.

В русском языке одно возвратное местоимение – себя. Это местоимение-существительное. Оно обозначает, что действие, совершаемое кем-то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное).

2.Склонение местоимения СЕБЯ

https://lh6.googleusercontent.com/oVyDO_cZRemVj3vL4665yB_wAdT5BgazsGarvrgRnRGEvOBu3Ry0eQHWNBvnS_FOOQnx4HFXhyqutQE7hSJ2QttjcvOl7FP76FYILQE6UFwWd0fkvcz48lAgr3yYPCz-s-YaX3ZHV08

3. Слово учителя.

                       Запомните

  • Возвратное местоимение себя как самостоятельная часть речи не имеет рода, лица (относится к любому лицу), числа, формы И.п.

Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со словом самый

И.п. - - - 

Мужской род

Женский род

Множественное число

Р.п. (кого?) себя

самого себя 

самой себя 

самих себя

Д.п. (кому?) себе

самому себе

самой себе

самим себе

В.п. (кого?) себя

самого себя 

саму себя 

самих себя

Т.п. (кем?) собой                 (-ою)

самим собой 

самой собой 

самими собой (-ою)

П.п. (о ком?) о себе

о самом себе 

о самой себе 

о самих себе

3.Чтение правила по учебнику.

4. Выполнение упр.446 (доска)

-О чем пословицы

5 Релаксация. «На поляне»

Представьте себе лесную поляну, на которой растет мягкая травка. Вы лежите на ней, как на перине. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щечки, дотрагиваются  до рук…  Лучики гладят …(имя, и так каждого ребенка). Вам хорошо, приятно…  А теперь потянитесь и насчет «три» откройте глаза. Вы чудесно отдохнули.

ручейку.

6.Выполнение упр.448 (самостоятельная творческая работа)

 

-Что вы сегодня на уроке узнали нового?

-Чем отличается местоимение себя от личных местоимений?

2. Домашнее задание: упр. 449


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Местоимение и другие части речи.

Повторение  и систематизация полученных знания о местоимении; умение отличить местоимение от других частей речи; выделение параметров местоимения как самостоятельной части речи; формирование умен...

Конспект урока Местоимение

Тема «Повторение по теме «Местоимение».Цель:           Повторение и обобщение знаний о местоимении.Задачи:  1. Обобщить и систематиз...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока на тему «Определительные местоимения. Повторение разрядов местоимений»

Урок повторения, обобщения и закрепления знаний, умений и навыков....

Конспект урока "Местоимение. Повторение и обобщение знаний" 7 класс

Конспект урока "Местоимение. Повторение и обобщение знаний" 7 класс...