Сценическая речь. Дикция. «Скороговорки в образе»
план-конспект по русскому языку

Открытое занятие курса внеурочной деятельности «Моя речь – мое богатство»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие курса внеурочной деятельности

«Моя речь – мое богатство»

                                                                                                    Мулюкова А.А.

Сценическая речь. Дикция. «Скороговорки в образе»

Цели:

           Образовательная – выработать умения и навыки правильного четкого произношения; совершенствовать  умения и навыки выполнения речевого тренинга

Развивающая -          развить речевой аппарат;

Воспитательная - воспитывать навыки  коллективной работы, трудолюбие детей, упорство в достижении цели.

Оборудование и материалы: стулья, музыка, ноутбук, видеофрагменты, таблица «Звуковые упражнения»

Ход занятия

  1. Оргмомент. По команде: «Все – в круг!» - дети рассаживаются на стулья, поставленные кругом.

Учитель: «Здравствуйте! Устроим себе и окружающим салют из аплодисментов» - снизу вверх по возрастанию громкости звука: «Начинаем занятие!»

Добрый день, дорогие мои юные актеры, конкурсанты, дипломанты! Сегодня мы вновь отправимся в страну чудес, а называется она «Сценическая речь».

-Давайте вспомним, как человек на сцене, да и в жизни может выразить свои чувства, мысли, эмоции? Правильно!  Голос – это инструмент, с помощью которого мы можем добиваться своих целей. И прежде чем разбудить свое вдохновение, давайте разбудим свое тело.

“Чтоб жили звуки ярко, смело...
Подготовить нужно тело.”

РАЗОГРЕВАЮЩИЙ МАССАЖ.

   Массирование (1 – 1,5 минуты) Разогревающий массаж начинаем  с массирования лба от переносицы к вискам. Перед началом потрите ладони друг о друга, чтобы они стали теплыми, а затем с лёгким усилием проведите подушечками пальцев от переносицы к вискам. Делайте это достаточно быстро и энергично. Показатель того, что вы делаете правильно, - лбу стало тепло. После этого переходите к массированию нижнечелюстных мышц от носа к уху. Время  и методика массирования те же. Не давайте остывать лбу, время от времени возвращаясь к началу. Совершенно аналогично проводится массирование верхнечелюстных мышц от носа к уху и массирование носовых пазух  от начала бровей до верхней губы.

   Постукивание (1 – 1,5 минуты). Постукивание проводится по тем же местам, что и массирование, с той же интенсивностью и энергичностью. Постукивают одновременно обеими руками. Работают попеременно по три пальца на каждой руке: указательный, средний и безымянный. Постукивают для разогрева ещё и губы. Это постукивание проводится одной рукой, теми же тремя пальцами и со звуком «з – з – з».

 Упражнение “Пол - потолок”.

Задание: Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки над головой и представьте, что вас активно сжимает пол и потолок. Вы – пружина, которая стремиться разжаться.

 Упражнение “Метроном”

  Упражнение “Снять пиджак – надеть пиджак”.

Делаем движения плечами вниз – вперед – вверх – назад, фиксируя их, как будто сбрасываем пиджак рывками. Движения вниз – назад – вверх – вперед – вниз. По 8 движений.

                                                         Вибрационный массаж.

Учитель: “Чтоб родился яркий звук...
                  Массаж, конечно – лучший друг!”

 -  Вибрационный массаж делаем открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до плеч. Особое внимание обращаем на массаж грудной клетки и рёбер.

Массаж делается именно открытой ладонью, устанавливающей с телом открытый, позитивный, мягкий контакт. Массаж проводится в игровой форме – представляем себе, что наши руки подобны веникам в бане, и мы паримся ими, испытывая огромное удовольствие.

- Чтобы голос зазвучал красиво, как бы “растекался”, звучал объемно, актеры помимо различных упражнений выполняют массаж. Такой массаж называется вибрационным”.

 Упражнение “Рождение звука”.

- Постукиваем кончиками пальцев по лбу. Губы при этом сомкнуты и расслаблены, зубы разомкнуты. Произносим долгий звук “М”.

- Постукиваем по носу “Н”.

- Над верхней губой “В”.

- Под нижней губой “З”.

- Постукиваем пальцами по скулам и щекам произнося “ЛМН”.

- В области грудной клетки протяжный звук “Р”. Стараясь дотянуться до лопаток “Ж”.

                                                       Дыхательная гимнастика.

Учитель: “Чтоб звук активно подавать...
                 Нужно правильно дышать.”

“Свечка”. Участники ставят палец перед ртом. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы “пламя свечи” не колыхнулось.

“Погреем руки” (из упражнений Е. Ласкавой). Участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на ладошку.

 “Одуванчик” Сделайте вдох через нос. Задержите на секунду дыхание, и выдохните с силой Ф-Ф-Ф. Подуйте с силой на воображаемый одуванчик так, чтобы легкие пушистые зонтики разлетелись в разные стороны.

Учитель: Ребята, кто знает, что такое дикция и зачем она нужна.

Хорошая дикция означает чёткость, ясность произнесения слов, фраз, безукоризненность звучания каждого гласного и согласного. Чистота дикции помогает чтецу и актёру выразительно и точно доносить свои мысли до слушателя.

- Внимательно посмотрим видеоклип по теме «Четкость дикции»                                         (Наталья Козелкова)

Учитель: «Речи четкая организация -
                 Это правильная артикуляция!»

Артикуляционная гимнастика - это гимнастика для языка, губ, щек, нижней челюсти.

                       АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА:

(Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце)

Упражнение «Назойливый комар»

-Давайте представим, что у нас нет рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Главное – гримасничать как можно более активно.

 Упражнение «Хомячок»

-Задача жевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Следующий уровень: ребята разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

-Улыбка – хоботок

Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку.

- Кисточка

Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно, представляя что рисуем круг кистью.

- Лошадь

Чтобы снять напряжение, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадь.

- Шторки

Сначала поднимаем вверх только верхнюю губу, затем опускаем вниз только нижнюю.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА

(Упражнения выполняются 5-6 раз)

-Уколы в щеки

Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щеки. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты.

-Лягушка

 Высунуть язык как можно дальше и попытаться достать им до носа, а затем до подбородка, до правого и левого уха.

-Коктейль

Представляем, что наш язык – это трубка, через которую мы пьём вкусный коктейль. Упражнение выполняется на вдохе.

«Жало змеи». Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево.

«Конфетка». Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.

«Колокольчик». Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.

Упражнения для челюсти :

 «Удивленный бегемот»

 Отбрасываем резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.

«Горячая картошка»

Кладем в рот воображаемую горячую картофелину и  пытаемся ее остудить на дыхании, как у маленьких собачек.

-Теперь мы вполне готовы звучат , и делать это мы будем тоже не так как в повседневной жизни, а несколько преувеличенно, так как сцена этого от нас требует.

Упражнения на посыл 

   Упражнение на посыл звука и отработку отдельных звуков. Упражнение выполняется на материале стихотворного отрывка: «Дама сдавала в багаж - диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку».

   Упражнение выполняется в парах. Дети получают ракетки для игры в бадминтон и начинают «бросать» друг в друга слова из отрывка.

УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ

Работа по видефрагменту «Сценическая речь. Дикция. Урок 4» и таблицам:

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Радость (руки раскрываются как бы для объятия) –счастье (прыжок вверх, руки вверх) – жадность(кисти рук «гребут» к себе ) – скупость- четкость (кисти рук чертят полукруг)

    - А теперь  наши любимые  «Чистоговорки»

( Чистоговорки- это те же тексты, что и скороговорки, но внимание в работе с ними обращается не на скорость произношения, а на чистоту проговаривания.)

•        Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.

•          33 корабля лавировали да не вылавировали

•        Сшит колпак не по-колпаковски, отлит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, надо колокол перевыколоколовать.

--Сейчас мы с вами выполним некоторые упражнения с чистоговорками.  Давайте немножко посплетничаем.

«Сплетня». С помощью разных чистоговорок участники передают друг другу новость. Основной акцент сделан на чёткость произношения.

«Переброс».  (из упражнений Е. Ласкавой). Участники стоят в кругу, у одного из них в руках мячик. Тот, у кого в руках мяч, произносит чистоговорку и отправляет последнее слово и мячик партнеру через круг.(Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.)

«Страшилка» (таинственным голосом):

В четверг, четвертого числа,

В четыре с четвертью часа,

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

«Скороговорка на одном дыхании»: Ребята становятся в круг, один из участников двигается по кругу веревкой, произнося скороговорку: 33 корабля лавировали, лавировали ……да не вылавировали.

Задача: произнести скороговорку на одном дыхании, стараясь дойти до своего места в круге.

   

“Скороговорки в образе”. (из упражнений Е.В. Ласкавой). Участники по одному произносят одну и ту же скороговорку, но в разных, заранее заданных педагогом образах. Например, сказать: “От топота копыт пыль по полю летит»

  • как учительница русского языка, читающая диктант.
  • как обиженный ребенок
  • как скандальная бабка
  • как робот
  • как рассерженный человек
  • как ребенок спросонья
  • как мать и оправдывающийся ребенок
  • как судья
  • как хвастунишка.

Учитель: Ребята, я уверена, что повторив этот замечательный тренировочный комплекс, вы получили тот запас речевой свободы, который позволит вам решить сложные творческие речевые задачи.

“Мы докажем всем вокруг,
Творчество - наш лучший друг!”

                                Творческая работа учащихся.

                                       Показ творческих работ:

Стихотворения:

  • С, Михайлова – «Ветер войны» С. Кадашникова
  • О.Виноградова – «Блокада» Ю.Воронова
  • В. Нягина   –  «Летела с фронта похоронка» С.Кадашникова    
  • Кересев К., Горшкова А., Торговцев А. – Сценка допроса из повести «Сын полка» В.П.Катаева

Подведение итога. Заключение.

-Вот и закончилось наше сегодняшнее путешествие по чудесной стране “Сценическая речь”, но по окончании нашего путешествия мне хотелось бы узнать:

                     Вопросы учащимся.

1. С помощью чего можно добиться свободного, красивого звука?

2. Почему артисту и любому человеку необходима хорошая дикция?

3. Как добиться хорошей дикции?

4. Почему изучение сценической речи необходимо не только артисту, но и каждому образованному человеку?

Учитель: Сегодня вы прекрасно потрудились. Благодаря вашему упорству, старанию, желанию,  вы овладеете “сокровищами” волшебной страны - образной, выразительной, убедительной речью, и вы сможете найти себя на большой или малой сцене, в кругу коллег, когда станете взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие № 3 по Основам актёрского мастерства. Техника сценической речи. Ролевая игра «В гостях у Портняжки».

Занятие построено в форме ролевой игры. Участники занятия разыгрывают сценку прихода горожанок с заказами к Портняжке....

цикл из 4 занятий по сценической речи

Представленный материал является разработкой цикла  из 4 занятий по сценической речи. Занятия рассчитаны на возраст обучающихся 8-10 л...

Скороговорки для занятий по сценической речи

Набор скороговорок для занятий по сценической речи...

Мастер – класс по сценической речи: «Комплекс профессиональных упражнений "Сценические навыки учащихся»

Комплекс профессиональных упражнений "Сценические навыки учащихся в условиях досугового пространства образовательного учреждения"...

Основы сценической речи. Речь в движении.

Методическая разработка занятия по теме "Основы сценической речи. Речь в движении". Предлагаемый материал направлен на развитие речедвигательной функции  учащихся. Может быть использова...

Тренинг: Техника речи. Дикция. Чистоговорки и упражнения для хорошей дикции. (для всех возрастов)

Проведение занятия с подброр разных скороговорок для отработки четкой дикции....