Сценическая речь. Дикция. «Скороговорки в образе»
план-конспект по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие курса внеурочной деятельности
«Моя речь – мое богатство»
Мулюкова А.А.
Сценическая речь. Дикция. «Скороговорки в образе»
Цели:
Образовательная – выработать умения и навыки правильного четкого произношения; совершенствовать умения и навыки выполнения речевого тренинга
Развивающая - развить речевой аппарат;
Воспитательная - воспитывать навыки коллективной работы, трудолюбие детей, упорство в достижении цели.
Оборудование и материалы: стулья, музыка, ноутбук, видеофрагменты, таблица «Звуковые упражнения»
Ход занятия
- Оргмомент. По команде: «Все – в круг!» - дети рассаживаются на стулья, поставленные кругом.
Учитель: «Здравствуйте! Устроим себе и окружающим салют из аплодисментов» - снизу вверх по возрастанию громкости звука: «Начинаем занятие!»
Добрый день, дорогие мои юные актеры, конкурсанты, дипломанты! Сегодня мы вновь отправимся в страну чудес, а называется она «Сценическая речь».
-Давайте вспомним, как человек на сцене, да и в жизни может выразить свои чувства, мысли, эмоции? Правильно! Голос – это инструмент, с помощью которого мы можем добиваться своих целей. И прежде чем разбудить свое вдохновение, давайте разбудим свое тело.
“Чтоб жили звуки ярко, смело...
Подготовить нужно тело.”
РАЗОГРЕВАЮЩИЙ МАССАЖ.
Массирование (1 – 1,5 минуты) Разогревающий массаж начинаем с массирования лба от переносицы к вискам. Перед началом потрите ладони друг о друга, чтобы они стали теплыми, а затем с лёгким усилием проведите подушечками пальцев от переносицы к вискам. Делайте это достаточно быстро и энергично. Показатель того, что вы делаете правильно, - лбу стало тепло. После этого переходите к массированию нижнечелюстных мышц от носа к уху. Время и методика массирования те же. Не давайте остывать лбу, время от времени возвращаясь к началу. Совершенно аналогично проводится массирование верхнечелюстных мышц от носа к уху и массирование носовых пазух от начала бровей до верхней губы.
Постукивание (1 – 1,5 минуты). Постукивание проводится по тем же местам, что и массирование, с той же интенсивностью и энергичностью. Постукивают одновременно обеими руками. Работают попеременно по три пальца на каждой руке: указательный, средний и безымянный. Постукивают для разогрева ещё и губы. Это постукивание проводится одной рукой, теми же тремя пальцами и со звуком «з – з – з».
Упражнение “Пол - потолок”.
Задание: Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки над головой и представьте, что вас активно сжимает пол и потолок. Вы – пружина, которая стремиться разжаться.
Упражнение “Метроном”
Упражнение “Снять пиджак – надеть пиджак”.
Делаем движения плечами вниз – вперед – вверх – назад, фиксируя их, как будто сбрасываем пиджак рывками. Движения вниз – назад – вверх – вперед – вниз. По 8 движений.
Вибрационный массаж.
Учитель: “Чтоб родился яркий звук...
Массаж, конечно – лучший друг!”
- Вибрационный массаж делаем открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до плеч. Особое внимание обращаем на массаж грудной клетки и рёбер.
Массаж делается именно открытой ладонью, устанавливающей с телом открытый, позитивный, мягкий контакт. Массаж проводится в игровой форме – представляем себе, что наши руки подобны веникам в бане, и мы паримся ими, испытывая огромное удовольствие.
- Чтобы голос зазвучал красиво, как бы “растекался”, звучал объемно, актеры помимо различных упражнений выполняют массаж. Такой массаж называется вибрационным”.
Упражнение “Рождение звука”.
- Постукиваем кончиками пальцев по лбу. Губы при этом сомкнуты и расслаблены, зубы разомкнуты. Произносим долгий звук “М”.
- Постукиваем по носу “Н”.
- Над верхней губой “В”.
- Под нижней губой “З”.
- Постукиваем пальцами по скулам и щекам произнося “ЛМН”.
- В области грудной клетки протяжный звук “Р”. Стараясь дотянуться до лопаток “Ж”.
Дыхательная гимнастика.
Учитель: “Чтоб звук активно подавать...
Нужно правильно дышать.”
“Свечка”. Участники ставят палец перед ртом. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы “пламя свечи” не колыхнулось.
“Погреем руки” (из упражнений Е. Ласкавой). Участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на ладошку.
“Одуванчик” Сделайте вдох через нос. Задержите на секунду дыхание, и выдохните с силой Ф-Ф-Ф. Подуйте с силой на воображаемый одуванчик так, чтобы легкие пушистые зонтики разлетелись в разные стороны.
Учитель: Ребята, кто знает, что такое дикция и зачем она нужна.
Хорошая дикция означает чёткость, ясность произнесения слов, фраз, безукоризненность звучания каждого гласного и согласного. Чистота дикции помогает чтецу и актёру выразительно и точно доносить свои мысли до слушателя.
- Внимательно посмотрим видеоклип по теме «Четкость дикции» (Наталья Козелкова)
Учитель: «Речи четкая организация -
Это правильная артикуляция!»
Артикуляционная гимнастика - это гимнастика для языка, губ, щек, нижней челюсти.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА:
(Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце)
Упражнение «Назойливый комар»
-Давайте представим, что у нас нет рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Главное – гримасничать как можно более активно.
Упражнение «Хомячок»
-Задача жевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Следующий уровень: ребята разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.
-Улыбка – хоботок
Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку.
- Кисточка
Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно, представляя что рисуем круг кистью.
- Лошадь
Чтобы снять напряжение, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадь.
- Шторки
Сначала поднимаем вверх только верхнюю губу, затем опускаем вниз только нижнюю.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА
(Упражнения выполняются 5-6 раз)
-Уколы в щеки
Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щеки. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты.
-Лягушка
Высунуть язык как можно дальше и попытаться достать им до носа, а затем до подбородка, до правого и левого уха.
-Коктейль
Представляем, что наш язык – это трубка, через которую мы пьём вкусный коктейль. Упражнение выполняется на вдохе.
«Жало змеи». Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево.
«Конфетка». Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.
«Колокольчик». Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.
Упражнения для челюсти :
«Удивленный бегемот»
Отбрасываем резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
«Горячая картошка»
Кладем в рот воображаемую горячую картофелину и пытаемся ее остудить на дыхании, как у маленьких собачек.
-Теперь мы вполне готовы звучат , и делать это мы будем тоже не так как в повседневной жизни, а несколько преувеличенно, так как сцена этого от нас требует.
Упражнения на посыл
Упражнение на посыл звука и отработку отдельных звуков. Упражнение выполняется на материале стихотворного отрывка: «Дама сдавала в багаж - диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку».
Упражнение выполняется в парах. Дети получают ракетки для игры в бадминтон и начинают «бросать» друг в друга слова из отрывка.
УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ
Работа по видефрагменту «Сценическая речь. Дикция. Урок 4» и таблицам:
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Радость (руки раскрываются как бы для объятия) –счастье (прыжок вверх, руки вверх) – жадность(кисти рук «гребут» к себе ) – скупость- четкость (кисти рук чертят полукруг)
- А теперь наши любимые «Чистоговорки»
( Чистоговорки- это те же тексты, что и скороговорки, но внимание в работе с ними обращается не на скорость произношения, а на чистоту проговаривания.)
• Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.
• 33 корабля лавировали да не вылавировали
• Сшит колпак не по-колпаковски, отлит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, надо колокол перевыколоколовать.
--Сейчас мы с вами выполним некоторые упражнения с чистоговорками. Давайте немножко посплетничаем.
«Сплетня». С помощью разных чистоговорок участники передают друг другу новость. Основной акцент сделан на чёткость произношения.
«Переброс». (из упражнений Е. Ласкавой). Участники стоят в кругу, у одного из них в руках мячик. Тот, у кого в руках мяч, произносит чистоговорку и отправляет последнее слово и мячик партнеру через круг.(Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.)
«Страшилка» (таинственным голосом):
В четверг, четвертого числа,
В четыре с четвертью часа,
Четыре черненьких чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
«Скороговорка на одном дыхании»: Ребята становятся в круг, один из участников двигается по кругу веревкой, произнося скороговорку: 33 корабля лавировали, лавировали ……да не вылавировали.
Задача: произнести скороговорку на одном дыхании, стараясь дойти до своего места в круге.
“Скороговорки в образе”. (из упражнений Е.В. Ласкавой). Участники по одному произносят одну и ту же скороговорку, но в разных, заранее заданных педагогом образах. Например, сказать: “От топота копыт пыль по полю летит»
- как учительница русского языка, читающая диктант.
- как обиженный ребенок
- как скандальная бабка
- как робот
- как рассерженный человек
- как ребенок спросонья
- как мать и оправдывающийся ребенок
- как судья
- как хвастунишка.
Учитель: Ребята, я уверена, что повторив этот замечательный тренировочный комплекс, вы получили тот запас речевой свободы, который позволит вам решить сложные творческие речевые задачи.
“Мы докажем всем вокруг,
Творчество - наш лучший друг!”
Творческая работа учащихся.
Показ творческих работ:
Стихотворения:
- С, Михайлова – «Ветер войны» С. Кадашникова
- О.Виноградова – «Блокада» Ю.Воронова
- В. Нягина – «Летела с фронта похоронка» С.Кадашникова
- Кересев К., Горшкова А., Торговцев А. – Сценка допроса из повести «Сын полка» В.П.Катаева
Подведение итога. Заключение.
-Вот и закончилось наше сегодняшнее путешествие по чудесной стране “Сценическая речь”, но по окончании нашего путешествия мне хотелось бы узнать:
Вопросы учащимся.
1. С помощью чего можно добиться свободного, красивого звука?
2. Почему артисту и любому человеку необходима хорошая дикция?
3. Как добиться хорошей дикции?
4. Почему изучение сценической речи необходимо не только артисту, но и каждому образованному человеку?
Учитель: Сегодня вы прекрасно потрудились. Благодаря вашему упорству, старанию, желанию, вы овладеете “сокровищами” волшебной страны - образной, выразительной, убедительной речью, и вы сможете найти себя на большой или малой сцене, в кругу коллег, когда станете взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие № 3 по Основам актёрского мастерства. Техника сценической речи. Ролевая игра «В гостях у Портняжки».
Занятие построено в форме ролевой игры. Участники занятия разыгрывают сценку прихода горожанок с заказами к Портняжке....
цикл из 4 занятий по сценической речи
Представленный материал является разработкой цикла из 4 занятий по сценической речи. Занятия рассчитаны на возраст обучающихся 8-10 л...
Скороговорки для занятий по сценической речи
Набор скороговорок для занятий по сценической речи...
Мастер – класс по сценической речи: «Комплекс профессиональных упражнений "Сценические навыки учащихся»
Комплекс профессиональных упражнений "Сценические навыки учащихся в условиях досугового пространства образовательного учреждения"...
Разработка занятий по сценической речи и сценическому движению
Разработка занятий...
Основы сценической речи. Речь в движении.
Методическая разработка занятия по теме "Основы сценической речи. Речь в движении". Предлагаемый материал направлен на развитие речедвигательной функции учащихся. Может быть использова...
Тренинг: Техника речи. Дикция. Чистоговорки и упражнения для хорошей дикции. (для всех возрастов)
Проведение занятия с подброр разных скороговорок для отработки четкой дикции....