Основы сценической речи. Речь в движении.
методическая разработка

Мария Владимировна Кузнецова

Методическая разработка занятия по теме "Основы сценической речи. Речь в движении". Предлагаемый материал направлен на развитие речедвигательной функции  учащихся. Может быть использован на внеурочной деятельности, как интересное дополнительное занятие или же может помочь при подготовке к чтецкому конкурсу по предмету Литература. Занятие расчитано на 45 минут. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zanyatiya_rech_v_dvizhenii.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия

по теме «Основы сценической речи. Речь в движении»

                                        

Цель учебного занятия:

Скоординировать рече-двигательную моторику.

Задачи:

Обучающие:

  • Обучить правильно извлекать звуки
  • Обучить нижнереберному дыханию
  • Обучить контролировать излишнее мышечное напряжение (зажимы)

Развивающие:

  • Развить слуховое внимание
  • Сформировать навык слышать и контролировать свою речь и ее воспринимать
  • Развить умение координации звукоизвлечения и физического движения

Воспитательные:

  • Формировать нравственные и волевые качества (умение идти к цели)
  • Воспитывать общую коммуникативную культуру  

Форма учебного занятия: практическое занятие

Фома организации работы: индивидуально-групповая.

Образовательные технологии:

Приемы: беседа, тренинг на основе наработанных умений, практическая работа: отработка звуков, рече-двигательного материала, обсуждение, подведение итогов.

Формы организации деятельности учащихся на занятии: индивидуальные, групповые.

Тип занятия: комбинированный.

Технологии: игровой тренинг.

Методы и приемы: упражнения, творческие задания.

Материально-техническое оснащение занятия:

Помещение для занятий (зал), 15 стульев, ноутбук (музыкальная подборка разных ритмических композиций), проектор для показа презентации к уроку, теннисные мячи (15 штук), скакалки (15 штук), карточки с чистоговорками.

План занятия.

  1. Организационный момент – 5 минут
  2. Теоретическая часть – 5 минут
  3. Практическая часть – 25 минут
  4. Подведение итогов – 10 минут

Ход занятия.

Организационный момент.

Приветствие. Проведение инструктажа (охрана голоса, работа с предметом: скакалка, мяч), техника безопасности.

Теоретическая часть.

Повторение основных понятий сценической речи: устройство голосового аппарата, нижнереберное дыхание.

Тема нашего урока называется «Основы сценической речи. Речь в движении». Прежде чем мы приступим к заданиям, давайте разберемся в понятиях.

Наш речевой аппарат состоит из голосовых связок или складок, с помощью которых мы говорим. Они расположены где гортань. Связки смыкаются или размыкаются (колеблются), т.к. через них проходит  поток воздуха, когда мы выдыхаем, и получается звук. Нижнереберное дыхание  или нижнереберное диафрагменное дыхание – это дыхание осознанное, оно используется актерами и певцами, когда работают мышцы грудной клетки и брюшного пресса и, конечно, легкие. Диафрагма – это перегородка мышц, которая отделяет грудной отдел от брюшного.

Для актеров и певцов очень важно овладеть правильным дыханием, посылом, чтобы связки не уставали и голос был звучен. Конечно, никто не отменял правильного произношения звуков, а также совмещения движения и речи.

(При рассказе педагог использует презентацию, как наглядное пособие для учащихся).

Практическая часть.

Теперь давайте встанем в шахматном порядке, так, чтобы не мешать друг другу.

Начинаем с артикуляционной гимнастики.

Выполнение ряда упражнений на разминку для губ: хоботок-улыбка, круговые движение «пяточок», «заборчик» - показываем зубы, лошадиное «пр-пр-пр»; для языка: «жало змеи», «маятник», «горка», свернуть язык в трубочку, поставить на ребро, пожевать; для нижней челюсти: позевать, на «па-па-па» как ниже опустить челюсть, «лицо потекло» - расслабление мышц лица и нижней челюсти.

Разминка резонаторов: помычать на «м», «л», «р» - пальцами рук размять гайморовы пазухи, лоб, ладонью надавливать на макушку головы, кулачками небольшие постукивающие движения по груди, спине. Все выполняется на озвучении.

Нижнереберное дыхание.

Выполнение упражнений: шарик надувается и медленно сдувается (неозвученное дыхание), «колокол» на хам, хом, хум, хэм, хым (озвученное дыхание)

Ребята, теперь берем скакалки и прыгаем 20 раз, думая только о выдохе. (Вдох происходит рефлекторно).

Упражнение на скакалках: прыжки по 10-20 раз: на каждый звук «вс», «ф», «с». (Можно выполнять под ритмическую музыку).

После скакалок необходимо сделать с руками глубокий вдох и медленно выдохнуть при этом наклониться  вниз  и достать руками ступни. И так 3 раза.

А теперь попробуем представить, что мы закидываем лассо. Раскручиваем его и  при этом озвучиваем это гласными «А», потом «О», «У», «Э», «Ы». Далее тащим добычу к себе, тянем веревку и с каждым рывком озвучиваем «Ха», «Хо», «Ху», «Хэ», «Хы».

Теперь у нас появляются насекомые – комары (мухи, жуки) и мы их сперва рукой отслеживаем, а затем ловим на звуки: за, зо, зу, зэ, зы; зя, зё, зю, зе, зи.

Ну, а теперь пришло время встать в круг и взять один теннисный мяч.

Учащиеся должны перекидывать его визави в такт музыки на сильную долю или по хлопку педагога.

После этого перекидываем со словом «да», совмещая при этом замах рукой, бросок мяча и слово. Группа должна не ронять мяч, бросать его партнеру и адресовать свой голосовой посыл тоже партнёру.

Когда упражнение подводка отработано, начинаем перекидывать мяч с чистоговоркой «Дядя Федя съел медведя».

Дядя Федя съел медведя,

Здоровенного медведя,

За обедом сел и съел.

А потом у дяди Феди

Целый день живот болел,

Потому что дядя Федя

Перед тем, как съесть медведя,

Перед тем, как съесть медведя

Руки мыть не захотел.

После успешного завершения упражнения, можно его усложнить, добавив еще один мяч. Текст читается с отставанием на 2 строчки, второй мяч начинает синхронно двигаться с первым и третьим  учащимся. (Главное в упражнении партнерство, координация движений совмещенных с речью и внимательность на тексте, т.к. звучит канон).    

Задание учащимся по рефлексии их деятельности.

Отработка чистоговорки с мячиком, перекидывая его из одной руки в другую.

Подведение итогов занятия.

Анализ тех моментов урока, которые получились и разбор более подробно те, которые не удались.  Выяснение причины. Формулирование выводов.

Поощрение учащихся за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы нарушения письменной речи у младших школьников

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме нарушения письменной речи у младших школьников.Проанализировано развитие письменной речи в онтогенезе. Уточнили представления о дисг...

Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук.

Предлагаемый материал может быть использован учителями-логопедами в работе с детьми в специальных(коррекционных) учреждениях VIII вида по формированию первичных произносительных умений и навыков у без...

конспект открытого занятия "Действие - основа сценического движения"

«Движение – элемент действия. Условный характер классификации действия: мимические, словесные, внутренние и внешние психические действия».Цель занятия: Познакомить учащихся с условным характером класс...

Технология развивающего обучения на уроках предмета "Основы сценической речи"

О применении методов технологии развивающего обучения на своих уроках по предмету "Основы сценической речи" в Детской школе искусств на отделении искусство театра города Нефтеюганск....

Дополнительная общеобразовательная программа "Основы сценического движения"

Программа направлена на привитие подросткам навыков сценического движения и искусства дефиле при демонстрации моделей одежды на подиуме....

Методическая разработка занятия по теме: «Основы сценического движения и танца для старших школьников»

Разработка ознакомительного занятия в форме план-конспект для школьников старшего возраста, планирующих поступление в профильные учебные заведения....