Планирование, 8 класс, русский язык
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе Государственного стандарта, Примерной программы (основного) общего образования по русскому языку, программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов М. Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского.
Количество учебных часов
В год -105 часов, в неделю – 3 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_8_klass_russkiy_yazyk.doc | 252 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Тип урока | Количество часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, вид самостоятельной работы | Домашнее задание | Дата | |
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ | |||||||||
1 | Русский язык в современном мире | Урок усвоения новых знаний | 1 | Понятие «государственный язык». Особый политико - правовой статус русского языка как государственного языка РФ | Понимать статус русского языка как государственного. Знать, что русский язык используется в среде официального общения внутри РФ, причины потребности в общении на русском языке | Письменно ответить на вопрос «Какие вы знаете слова, пришедшие в русский язык из языков народов, населяющих Россию?» | Стр. 3, № 2. | ||
РАЗДЕЛ II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V - VII КЛАССАХ | |||||||||
2 | Пунктуация и орфография | Повторительно - обобщающий урок | 1 | Функции языка. Формы речи. Нормы русского литературного языка | Повторить основные разделы науки о языке | Графический объяснительный диктант, составление схем, конструирование по схемам | § 1, составить словарный диктант «Проверяемые безударные гласные» | ||
3 | Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | Повторительно - обобщающий урок | 1 | Назначение знаков препинания. Синтаксические условия употребления знаков препинания | Повторить условия употребления знаков препинания | Заполнить таблицу, ответить на вопросы | § 2, упр. № 10. | ||
4 - 5 | Знаки препинания в сложном предложении | Повторительно - обобщающий урок | 2 | Языковые средства связи простых предложений в сложном предложении | Знать определение простых и сложных предложений, правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, в простых предложениях с обобщающим словом, с однородными членами. Уметь производить синтаксический разбор. | Составление схем, конструирование по схемам | § 3, упр. №16, № 17. | ||
6 | Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий | Повторительно - обобщающий урок | 1 | Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, сопоставляя изученные части речи, употребляя их в речи | Объяснительный диктант, анализ текста | § 4, упр. № 24. По опорным словам составить предложения, определить синтаксическую роль слов с Н и НН | ||
7 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи | Повторительно - обобщающий урок | 1 | НЕ с глаголами, деепричастиями, именами существительными, именами прилагательными, наречиями на - О | Уметь безошибочно писать НЕ с глаголами, деепричастиями, именами существительными, именами прилагательными, наречиями на - О | Диктант «Проверь себя» | § 5, упр. № 36. Из художественных произведений выписать предложения со словами с НЕ, указать части речи, условия выбора орфограмм | ||
8 - 9 | Подробное изложение с грамматическим заданием | Урок развития речи | 2 | Стили и типы речи, анализ содержания и языковых средств, использование просмотрового чтения по ключевым словам | Уметь пересказывать текст, отражать своё понимание проблемы и позиции автора исходного текста, производить частичный языковой анализ текста, применяя знания о частях речи, структуре предложения, синтаксических функциях частей речи в тексте | Изложение | стр. 17, упр. № 27. | ||
РАЗДЕЛ III. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | |||||||||
10 | Основные единицы синтаксиса | Урок усвоения новых знаний | 1 | Основные единицы синтаксиса. Синтаксис как раздел науки о языке | Знать основные единицы синтаксиса. Уметь различать основные единицы синтаксиса | Заполнить таблицу, ответить на вопросы | § 6, стр.21, упр. № 40. | ||
11 | Текст как единица синтаксиса | Урок развития речи | 1 | Понятие текста. Композиция текста. Смысловая связь частей текста | Уметь определить смысловую связь частей текста, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов | Из слов составить предложения с указанным коммуникативным заданием, включить эти предложения в текст | § 7, упр. № 47. Проанализировать своё сочинение, определить, какие признаки текста в нём присутствуют | ||
12 | Предложение как единица синтаксиса | Урок усвоения новых знаний | 1 | Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение. Виды и средства синтаксической связи: интонация, окончание, предлоги, союзы | Знать интонационные средства синтаксиса (логическое ударение, пауза, темп, тон, мелодичный рисунок), понимать их грамматическую и смыслоразличительную роль, использовать синтаксические средства в составлении словосочетаний и предложений | Выразительное чтение поэтических и прозаических текстов, создание собственных текстов с использованием средств синтаксической связи | § 8, упр. 51. | ||
13 | Словосочетание как единица синтаксиса | Урок усвоения новых знаний | 1 | Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение. Виды и средства синтаксической связи: интонация, окончание, предлоги, союзы | Знать интонационные средства синтаксиса (логическое ударение, пауза, темп, тон, мелодичный рисунок), понимать их грамматическую и смыслоразличительную роль, использовать синтаксические средства в составлении словосочетаний и предложений | Выразительное чтение поэтических и прозаических текстов, создание собственных текстов с использованием средств синтаксической связи | § 9, упр. № 55. | ||
14 | Виды словосочетаний | Урок усвоения новых знаний | 1 | Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Основные признаки словосочетаний | Знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные. Уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов | Составление словосочетаний по схемам, распределение по группам в зависимости от главного слова | § 10, упр. № 58. | ||
15 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях | Урок усвоения новых знаний | 1 | Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание | Знать типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания. Уметь моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи | Распространить словосочетания, согласовать зависимое слово с главным, поставить существительное в нужном падеже, заменить словосочетание синонимичным | § 11, упр. № 70. | ||
16 | Синтаксический разбор словосочетаний | Урок усвоения новых знаний | 1 | Синтаксический разбор словосочетаний | Уметь производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания | Распространить словосочетания, согласовать зависимое слово с главным, поставить существительное в нужном падеже, заменить словосочетание синонимичным | § 12, упр. № 71. | ||
17 | Повторение по теме «Словосочетание» | Урок закрепления изученного | 1 | Синтаксический разбор словосочетаний | Уметь производить синтаксический разбор словосочетаний | Составление словосочетаний по схемам,распределе-ние по группам в зависимости от главного слова | § 12, упр. № 73. | ||
18 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Урок контроля | 1 | Уметь производить синтаксический разбор словосочетаний | Контрольный диктант | ||||
РАЗДЕЛ IV. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ | |||||||||
19 | Грамматическая (предикативная) основа предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Структура простого предложения. Главные члены двусоставного предложения. Основные типы грамматических основ | Уметь производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, использовать служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении | Комментированное письмо, разбор предложений по членам, конструирование предложений с заданной грамматической основой | § 13, упр. № 75. | ||
20 | Порядок слов в предложении. Интонация | Урок закрепления изученного | 1 | Прямой и обратный порядок слов в предложении. Интонационные средства, основные элементы интонации (изменение тона, громкость, темп произношения, паузы, логическое ударение) | Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов | Выразительное чтение текстов. Ответить на вопросы «Как порядок слов влияет на смысловые оттенки каждого предложения?», «С какой целью используется инверсия?» | § 14, § 15, упр. № 87. | ||
21 - 22 | Сочинение – описание памятника культуры
| Урок развития речи | 2 | Сопоставительный анализ репродукций картин А. Баулина и С.В. Герасимова с изображением одного и того же памятника архитектуры. Жанровое разнообразие сочинений (дневниковая запись, письмо, рассказ). План сочинения | Знать структуру текст – описания, его языковые особенности. Уметь делать сравнительный анализ картин, сопоставлять собственный текст на основе увиденного, выбирать жанры, уместно использовать изобразительно – выразительные средства языка, соблюдать нормы русского литературного языка на письме | Сочинение | стр. 45, упр. № 89. | ||
РАЗДЕЛ V. ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ | |||||||||
23 | Главные члены двусоставного предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Главные члены двусоставного предложения, способы выражения подлежащего. Особые случаи согласования подлежащего со сказуемым | Знать и пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращённы словом | Составить предложение, использовать в качестве подлежащих неделимые словосочетания. Предупредительный диктант | § 17, упр. № 93. | ||
24 | Сказуемое. Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения | Знать виды сказуемого. Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующее правило, учитывая в ряде случаев сосуществующие в речи варианты согласования, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого | Составить план теоретического материала параграфа, подготовить устное высказывание «Способы выражения простого глагольного сказуемого». Составить предложения с глагольными фразеологизмами в роли сказуемых | § 18, §19, упр. № 97. | ||
25 | Публицистическое сочинение о памятнике культуры
| Урок развития речи | 1 | Публицистическое сочинение о памятнике культуры (на основе упражнения № 101, № 102) | Уметь создавать текст публицистического характера, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчленённое предложение, риторические вопросы и восклицания, вопросно - ответная форма изложения) | Подготовка рабочих материалов | Сочинение | ||
26 | Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Составное глагольное сказуемое, способы его выражения | Знать структуру составного глагольного сказуемого, опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и составное глагольное сказуемое | Заменить составные глагольные сказуемые со вспомогательным глаголом на составные глагольные с кратким прилагательным. Составить план §20, проиллюстрировать каждый пункт плана своими примерами | § 20, упр. № 106. | ||
27 | Составное именное сказуемое, способы его выражения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Составное именное сказуемое, способы его выражения | Знать структуру составного именного сказуемого, различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов | Комментированное письмо. Устный связный ответ «Составное именное сказуемое и способы его выражения» | § 21, упр. № 108. | ||
28 | Тире между подлежащим и сказуемым | Урок усвоения новых знаний | 1 | Особенности связи подлежащих и сказуемых, постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым | Определять способы выражения подлежащих и сказуемых, знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения | Объяснительный диктант | § 22, упр. № 120. | ||
29 | Виды сказуемых. Тире между подлежащими и сказуемыми | Урок закрепления изученного | 1 | Виды сказуемых. Тире между подлежащими и сказуемыми | Уметь определять морфологические способы выражения главных членов предложения, различать виды сказуемых, ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимическую замену разных видов сказуемого | Конструирование и реконструкция предложений по определённым моделям, осложнённое списывание | Составить устное высказывание «Тире между подлежащим и сказуемым» | ||
РАЗДЕЛ VI. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||||||||
30 | Роль второстепенных членов в предложении | Урок усвоения новых знаний | 1 | Второстепенные члены предложения. Группы второстепенных членов по характеру значения и синтаксической роли в предложении | Знать отличие главных и второстепенных членов предложения. | Конструирование и реконструкция предложений по определённым моделям, осложнённое списывание | § 23, составить устное высказывание «Роль второстепенных членов в предложении» | ||
31 | Дополнение. Способы выражения дополнения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Дополнение прямое и косвенное. Способы выражения дополнения | Знать определение дополнения, различать прямое и косвенное дополнение, способы их выражения, уметь опознавать их в предложении, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и прямое дополнение | Разбор предложений по членам. Осложнённое списывание. | § 24, упр. № 130. | ||
32 | Определение согласованное и несогласованное. Способы выражения определения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Согласованные и несогласованные определения, Способы выражения определения | Уметь различать определения согласованные и несогласованные, определять способы их выражения, уметь использовать определения для характеристики предмета, явления, а определения – эпитеты - как средства выразительности | Творческое списывание. Найти в тексте согласованные и несогласованные определения, указать, какие определения обозначают устойчивые признаки предметов, а какие указывают лишь на отношения между предметами | § 25, упр. № 135. | ||
33 | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении | Урок усвоения новых знаний | 1 | Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении | Уметь распознавать приложения среди других второстепенных членов, использовать приложения в качестве средства выразительности речи, правильно ставить знаки препинания при приложении | Составить план к теоретическому материалу параграфа, каждый пункт плана проиллюстрировать своими примерами | § 26, упр. № 141. | ||
34 | Обстоятельство. Способы его выражения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Виды обстоятельств по значению. Способы выражения обстоятельств | Уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности, использовать как средство связи предложений в повествовательных текстах | Конструирование предложений, Заполнить таблицу «Виды обстоятельств по значению» | § 27, упр. № 159. | ||
35 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Синтаксический разбор двусоставного предложения | Уметь производить синтаксический разбор простого двусоставного предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, использовать служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении | Комментированное письмо, разбор предложений по членам, конструирование предложений с заданной грамматической основой | § 28, упр. № 161. | ||
36 - 37 | Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности | Урок развития речи | 2 | Характеристика человека как вид строения текста, языковые особенности | Понимать особенности такого вида текста как характеристика человека, уметь использовать текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы | Сочинение - характеристика | стр. 82, контрольные вопросы и задания | ||
38 | Контрольный диктант | Урок контроля | 1 | Главные и второстепенные члены предложения. Способы выражения | Уметь определять грамматические основы, способы выражения главных и второстепенных членов предложения, производить синонимическую замену разных видов сказуемого. Согласованных и несогласованных определений, правильно ставить знаки препинания между подлежащими и сказуемыми, при приложении | Контрольный диктант | |||
РАЗДЕЛ VII.ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||||||||
39 | Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений | Урок усвоения новых знаний | 1 | Односоставные предложения, их основные группы. Главный член односоставного предложения | Знать структурные различия односоставных предложений, уметь различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения | § 30, упр. № 172. | |||
40 | Назывные переложения, их структурные и смысловые особенности | Урок усвоения новых знаний | 1 | Назывные переложения. Их структурные и смысловые особенности | Знать структурные особенности и особенности употребления назывных предложений, уметь опознавать их в тексте, употреблять в собственных высказываниях как средство лаконичного изображения фактов окружающей действительности, характеризовать сферу употребления назывных предложений | Анализ фрагментов из художественной литературы (стихотворения А.Фета, А.Твардовский «Василий Тёркин»). Определить роль назывных предложений | § 31, упр. № 180. | ||
41 | Определённо - личные предложения. Их структурные и смысловые особенности | Урок усвоения новых знаний | 1 | Определённо - личные предложения. Их структурные и смысловые особенности | Знать структурные и грамматические особенности определённо - личных предложений. Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить определённо - личные предложения по их значению, структурным особенностям, использовать определённо - личные предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и определённо - личными предложениями как синтаксическими синонимами, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определённо - личные предложения | § 32, упр. № 185. | |||
42 | Неопределённо - личные предложения. Их структурные и смысловые особенности | Урок усвоения новых знаний | 1 | Неопределённо - личные предложения, их структурные и смысловые особенности | Знать структурные и грамматические особенности неопределённо - личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях, опознавать их в тексте и в структуре сложного предложения, уметь их использовать в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными | Сопоставительный анализ определённо - личных и неопределённо - личных предложений как семантически противоположных друг другу. Конструирование предложений | § 33, упр. № 191. § 34, упр. № 197. | ||
43 - 44 | Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности | Урок усвоения новых знаний | 2 | Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности | Знать структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи, уметь опознавать безличные предложения в тексте и умело употреблять в собственной речи | Составить предложения по схемам | § 35, упр. № 205, № 204. | ||
45 | Сочинение - рассуждение на свободную тему | Урок развития речи | 2 | Сочинение - рассуждение: тезис, аргументы, вывод. Информативность аргументов. Размышление об ответственности человека за свои слова с опорой на личный опыт | Уметь создавать собственные высказывания, соблюдая типологические особенности рассуждения, отбирать нужные аргументы, высказывать своё мнение, соблюдать на письме нормы русского литературного языка | Сочинение - рассуждение | |||
46 | Неполные предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Неполные предложения. Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении | Знать общее понятие неполных предложений, понимать назначение неполных предложений в общем, опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях, наблюдать за употреблением неполных предложений в разговорной речи в письменном тексте | Преобразовать полные двусоставные предложения в неполные | § 37, упр. № 215. | ||
47 | Синтаксический разбор односоставного предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Синтаксический разбор односоставного предложения | Уметь производить синтаксический разбор простого односоставного предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, использовать служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении | Комментированное письмо, разбор предложений по членам, конструирование предложений с заданной грамматической основой | § 38, упр. № 216. | ||
48 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» | Повторительно - обобщающий урок | 1 | Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений, Морфологические средства выражения главного члена | Уметь пользоваться двусоставными предложениями как синтаксическими синонимами, анализировать в сопоставлениях разновидности односоставных предложений, составлять диалоги с употреблением определённо - личных предложений, включать неопределённо - личные предложения в составляемые сюжетные тексты, употреблять безличные предложения в миниатюрных зарисовках явлений природы | Сочинение - миниатюра | |||
49 | Контрольный диктант | Урок контроля | 1 | Виды односоставных предложений. Употребление односоставных и неполных предложений | Уметь различать виды односоставных предложений, определять способы выражения главных членов в них, различать разные типы сказуемых, правильно расставлять знаки препинания, выразительно читать | Контрольный диктант | |||
РАЗДЕЛ VIII. ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ | |||||||||
50 | Понятие об осложнённом предложении | Урок усвоения новых знаний | 1 | Осложнённые и неосложнённые предложения | Уметь находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать их выбор и расставлять знаки препинания в соответствии с изученными правилами | Конструирование предложений, разбор их по членам, составление схем, графический диктант | § 39, упр. № 222. | ||
РАЗДЕЛ IX. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||||||||
51 | Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами | Уметь опознавать однородные члены (распространённые, нераспространённые, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов | Сопоставить конструкции с распространёнными и нераспространёнными однородными членами, определить функции сочинительных союзов | § 40, упр. № 226. | ||
52 | Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них | Урок усвоения новых знаний | 1 | Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами | Уметь опознавать однородные члены (распространённые, нераспространённые, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов | Сопоставить конструкции с распространёнными и нераспространёнными однородными членами, определить функции сочинительных союзов | § 41, упр. № 241. | ||
53 | Однородные и неоднородные определения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Однородные и неоднородные определения | Уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными членами | Составить конспект текста правила | § 42, упр. № 244, I. | ||
54 | Однородные и неоднородные определения | Урок закрепления изученного | 1 | Однородные и неоднородные определения | Уметь различать однородные и неоднородные определения, употреблять слова в прямом и переносном значении в качестве однородных (неоднородных) определений | Предупредительный диктант | § 42, упр. № 244, II. | ||
55 | Изложение. Сравнительная характеристика | Урок развития речи | 1 | Изложение - сравнительная характеристика | Уметь дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию прослушанного теста, фиксировать информацию прослушанного текста в виде полного пересказа, использовать изученные синтаксические конструкции при описании внешности человека | Изложение | |||
56 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | Урок усвоения новых знаний | 1 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуации при них | Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных сочинительными союзами, составлять схемы предложений с однородными членами, определять оттенки противопоставления, контрастности, уступительности, несоответствия, выражаемые противительными союзами, чередования или неопределённости оценки явления, выражаемые разделительными союзами, расставлять знаки препинания | Комментированное письмо. Составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам | § 43, упр. № 252. | ||
57 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуации при них | Урок закрепления изученного | 1 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуации при них | Уметь пользоваться предложениями с однородными членами в речи, различать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, и сложносочинённые предложения, производить возможную синонимическую замену союзов при однородных членах | Графический диктант | § 43. Составить устное высказывание на тему «Однородные члены предложения и пунктуация при них». | ||
58 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Урок усвоения новых знаний | 1 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Уметь находить обобщающие слова при однородных членах предложения, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах | Составить алгоритм применения правила | § 44, упр. № 272. | ||
59 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Урок закрепления изученного | 1 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них | Уметь различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с составным именным сказуемым, распознавать логические категории рода и вида, общего и частного. Правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах разных стилей | Составить связное высказывание, включить изученные синтаксические конструкции | § 44, упр. № 273. | ||
60 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с однородными членами, использовать разные типы сочетаний однородных членов(парное соединение, с повторяющимися союзами, с составными союзами) как средство выразительности, выбирать форму сказуемого при однородных подлежащих, соблюдать нормы сочетания однородных членов | Сочинение - миниатюра | § 45, § 46, упр. № 277. | ||
61 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены» | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Средства связи однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами | Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений | Объяснительный диктант | П. § 40 - § 46, Подготовить сообщение «Пунктуация в предложении с обобщающими словами при однородных членах» | ||
62 | Контрольный диктант | Урок контроля | 1 | Однородные члены предложения | Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений | Контрольный диктант | |||
РАЗДЕЛ X. ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | |||||||||
63 | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Понятие об обособлении второстепенных членов предложения | Иметь представление об обособлении как способе придать второстепенным членам предложения относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании, уметь характеризовать разные признаки обособления оборотов: смысловые, грамматические, интонационные, пунктуационные | Комментированное письмо | § 47, упр. № 289. | ||
64 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них | Урок усвоения новых знаний | 1 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них | Уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, а также согласованные одиночные определения, относящиеся к существительным, интонационно правильно их произносить, ставить знаки препинания при пунктуационном оформлении письменного текста | Конструирование предложений | § 48, упр. № 299. | ||
65 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них | Урок закрепления изученного | 1 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них | Уметь опознавать условия обособления определений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями, при пунктуационном оформлении письменного текста правильно ставить знаки препинания, использовать обособленные определения в текстах разных стилей | Выразительное чтение примеров | § 48, упр. № 300. | ||
66 | Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений | Урок закрепления изученного | 1 | Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений | Уметь выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком значения, несогласованных определений, интонационно читать предложения с обособленными определениями, понимать и определять изобразительно - выразительные функции обособленных определений в художественной речи | Составить план ответа « Обособление несогласованных определений» | |||
67 - 68 | Рассуждение на дискуссионную тему | Урок развития речи | 2 | Рассуждение на основе литературного произведения | Уметь создавать текст - рассуждение, сохраняя его композиционные элементы(тезис, аргументы, вывод), ориентируясь на определённого читателя, умело вплетать цитаты из художественного текста, обосновывать своё мнение | Сочинение | |||
69 | Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них | Урок усвоения новых знаний | 1 | Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них | Знать основные условия обособления приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений | Конструирование предложений | § 50, упр. № 307. | ||
70 | Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них | Урок закрепления изученного | 1 | Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них | Уметь опознавать приложения в тексте на слух, правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, использовать обособленные приложения в разных стилях и текстах речи | Разбор примеров из произведений художественной литературы | § 50, упр. № 311. | ||
71 | Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Выделительные знаки препинания при них | Урок усвоения новых знаний | 1 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | Уметь определять условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием, находить деепричастный оборот, определять его границы, ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, использовать в речи деепричастный оборот, правильно строить предложения с ними, уметь заменять их синонимичными конструкциями | Составить схемы предложений | § 51, упр. № 320. | ||
72 | Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом и одиночным деепричастием. Выделительные знаки препинания при них | Урок закрепления изученного | 1 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием | Уметь определять границы деепричастного оборота, правильно ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с деепричастным оборотом, исправлять ощибки в предложении, интонационно правильно произносить, опознавать обособленные обстоятельства как изобразительно – выразительные средства в художественной речи | Составить схемы предложений | § 51, упр. № 322. | ||
73 | Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК. Сравнительный оборот | Уметь опознавать синтаксические конструкции с союзом КАК, правильно ставить знаки препинания в предложениях со сравнительным оборотом и синтаксическими конструкциями с КАК, использовать сравнительный оборот в текстах разных стилей и типов речи | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений | Из текстов изученных произведений выписать предложения с союзом КАК, объяснить знаки препинания | ||
74 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | Урок усвоения новых знаний | 1 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных именами существительными с предлогами в косвенных падежах, интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами, правильно расставлять знаки препинания | Диктант «Проверяю себя» | Составить схемы предложений | ||
75 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них | Урок усвоения новых знаний | 1 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них | Иметь преставление об уточняющих членах предложения и о свойствах, отличающих их от обособленных оборотов, уметь опознавать уточняющие члены предложения на основе семантико – интонационного анализа высказывания | Синтаксический разбор предложений | § 52, упр. № 326. | ||
76 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами | Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами, правильно ставить знаки препинания при обособленных членах предложения | Предупредительный диктант | § 53 - § 54 | ||
77 | Контрольный диктант | Урок контроля | 1 | Обособленные члены предложения, знаки препинания при них | Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы | Контрольный диктант | |||
РАЗДЕЛ XI. СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕСВЯЗАННЫЕ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ | |||||||||
78 | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении | Урок усвоения новых знаний | 1 | Обращение, его функции и способы выражения. Выделительные знаки препинания при обращении | Иметь представление об обращении за счёт осмысления основного назначения обращения в речи( звательная, оценочная, изобразительная функция обращения), уметь характеризовать синтаксические и пунктуационные особенности предложений с обращениями | Составить таблицу «Запятая при обращении» | § 55, § 56, упр. № 346. | ||
79 | Выделительные знаки препинания при обращении. Употребление обращений | Урок закрепления изученного | 1 | Обращение, знаки препинания при нём. Интонация предложения с обращениями. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, в языке художественной литературы и официально - деловом стиле | Уметь интонационно правильно произносить предложения, употреблять обращения в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения | § 57, § 58, упр. № 356, № 360. | |||
80 | Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных слов и вводных сочетаний по значению | Урок усвоения новых знаний | 1 | Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных слов и вводных сочетаний по значению | Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания, уметь выражать определённые отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения | Заполнить таблицу «Значения вводных слов» | § 59 - § 60, упр. № 366. | ||
81 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | Урок закрепления изученного | 1 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | Уметь употреблять в речи вводные слова с учётом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, соблюдать интонацию при чтении предложений, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, производить синонимическую замену вводных слов | Конструирование предложений | § 61, упр. № 375. | ||
82 | Вставные слова, словосочетания и предложения | Урок усвоения новых знаний | 1 | Вставные слова, словосочетания и предложения | Иметь представление о вставных конструкциях, их смысловых отличиях от вводных слов и предложений, уметь опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания | Диктант «Проверяю себя» | § 62, упр. № 387, § 63, упр. № 391. | ||
83 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных слов и выражений по значению. Вводные предложения и вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Знаки препинания | Уметь производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимичную замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, различные формы обращений в речевом этикете | Составить памятку «Как готовиться к уроку русского языка», используя вводные слова | § 64, упр. № 398, стр. 189, контрольные вопросы и задания | ||
84 | Контрольный диктант | Урок контроля | 1 | Вводные конструкции как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных слов и выражений по значению. Вводные предложения и вставные конструкции. Обращение и способы его выражения. Знаки препинания | Уметь производить синтаксический разбор предложений с вводными конструкциями, обращениями и междометиями, правильно ставить знаки препинания, производить синонимичную замену вводных слов, различать вводные слова и созвучные члены предложения, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей текста, различные формы обращений в речевом этикете | Контрольный диктант | |||
РАЗДЕЛ XII. СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ | |||||||||
85 | Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь | Урок усвоения новых знаний | 1 | Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью, Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью | Знать основные способы передачи чужой речи, уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку | Составление схем, конструирование предложений с прямой речью по схемам | § 65 - § 67, упр. № 404. | ||
86 | Косвенная речь. Прямая речь. Диалог | Урок усвоения новых знаний | 1 | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной | Знать понятие «косвенная речь», различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь косвенной и наоборот, обосновывать постановку знаков препинания при косвенной речи | Конструирование предложений с разными способами передачи чужой речи | § 68 - § 70, упр. № 412. | ||
87 | Цитата | Урок усвоения новых знаний | 1 | Цитаты и знаки препинания при них | Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании | Записать текст под диктовку | § 68 - § 70, упр. № 424. | ||
88 | Систематизация и обобщение изученного. Синтаксический разбор предложений с чужой речью | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Использование разных способов цитирования в собственных высказываниях | Уметь производить синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с прямой речью, производить синонимичную замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно оформлять предложения с прямой речью, с косвенной речью, выразительно читать предложения | Объяснительный диктант | Стр. 209, контрольные вопросы | ||
89 - 90 | Рассказ | Урок развития речи | 2 | Композиция рассказа, использование диалога в рассказе как текстообразующего элемента | Уметь создавать текст повествовательного характера, сохраняя типологические особенности, включать в свой рассказ диалог, соблюдать на письме литературные нормы | Сочинение – рассказ по данному началу с включением диалога | |||
РАЗДЕЛ XIII. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В VIII КЛАССЕ | |||||||||
91 - 92 | Синтаксис и морфология | Повторительно – обобщающий урок | 2 | Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Разнообразие синтаксических конструкций. Первичные и вторичные функции различных частей речи | Уметь опознавать части речи по их грамматическим признакам, определять синтаксическую роль в предложении, использовать в речи разные виды омонимов, виды и средства синтаксической связи | Анализ текста | § 73, упр. № 436. | ||
93 - 96 | Синтаксис и пунктуация | Повторительно – обобщающий урок | 4 | Пунктуация как система правил правописания предложений. Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении | Понимать смыслоразличительную роль знаков препинания, уметь пунктуационно грамотно оформлять предложения с однородными и обособленными членами предложения, с прямой и косвенной речью, обращениями, вводными словами, обосновывать выбор знаков препинания | Взаимодиктант | § 74. Составить инструкцию о выборе знаков препинания в разных синтаксических конструкциях | ||
97 - 98 | Контрольное изложение | Урок развития речи | 2 | Текст как речевое произведение | Уметь пересказать фрагмент прослушанного текста, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, соблюдая нормы литературного языка на письме | Изложение | стр. 216, упр. № 443. | ||
99 | Синтаксис и культура речи | Повторительно – обобщающий урок | 1 | Нормы русского литературного языка в построении словосочетаний и предложений | Уметь соблюдать орфографические , грамматические и лексические нормы при построении словосочетаний разных видов, синтаксические нормы - при построении предложений, исправлять нарушения синтаксических норм, владеть языковыми средствами в соответствии с целями общения | Тест | § 75, упр. № 448. | ||
100 | Контрольная работа | Урок контроля | 1 | Синтаксис и пунктуация простого предложения, синтаксические нормы, текст, типы и стили речи | Уметь анализировать текст: производить композиционно - содержательный, стилистический, типологический анализ текста, языковой анализ отдельных элементов текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложения | Комплексный анализ текста | |||
101 -105 | Синтаксис и орфография | Повторительно – обобщающий урок | 5 | Синтаксис и орфография как разделы грамматики | Уметь обнаруживать орфограммы, группировать их, объединять их правописание в виде рассуждения, письменно объяснять с помощью графических символов, правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций, определяя функции знаков препинания | Объяснительный диктант | § 76, упр. № 452. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе Учебник: Ладыженская Т. А. Русский язык в 2 ч. 5 класс, М., Просвещение, 2014г.
Тематическое планирование уроков русского языка в 5 «Б» и 5 «Г» классах 2015-2016 уч. год...
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса. Составлено на основе программы "Русский язык", 5-9 класс (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.) в соответствии с ФГОС ООО
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса составлено на основе программы "Русский язык", 5-9 классы (предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Т...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе, 136 ч. ( "Русский язык. 7 класс: учебник" Авторы: Разумовская М. М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С.)
Календарно-тематическое планирование (Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. «Русский язык. 7 класс»)...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе, 204 ч. ("Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч.". Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын.)
Календарно-тематическое планирование в 6 класс (170 ч. ) Учебник "Русский язык, 6 класс" (Л.М.Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын) (204 ч.)...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе, 170 ч. ("Русский язык, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын)
Календарно-тематический план по русскому языку, 5 класс, 170 часов (Учебник "Русский язык", 5 класс. Авторы: . Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, А. В. Глазков, А. Г. Лисицын)...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе, 68 ч. ("Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений". Авторы: М. М. Разумовская, В. И. Львова, В. И. Капинос и др.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе, 68 ч. (Учебник "Русский язык, 9 класс". Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Львова, В. И. Капинос и др.)...
Календарно- тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе, 102 ч. ("Русский язык. 8 класс: учебник". Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов)
Календарно- тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе, 102 ч. ("Русский язык. 8 класс: учебник". Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов)...