Урок русского языка в 5 классе "Три склонения имён существительных"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Зубкова Татьяна Николаевна

Урок русского языка в 5 классе "Три склонения имён существительных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Три склонения имён существительных.

Тип урока: Комбинированный урок.

Методы и приемы: метод проекта, проблемная задача, словесный метод, наглядно-иллюстративный.

Применяемые технологии: игровая технология, проектная.

Оборудование: компьютер, презентация в программе PowerPoint, интерактивная доска, карточки для индивидуальной и групповой работы, сигнальные карточки.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная работа  под руководством учителя, работа в парах и группах, фронтальная работа,  индивидуальная работа.

Формирование УУД:

Личностных:

формирование основ социальных компетенций;

формирование объективной позитивной самооценки самосознания;

формирование готовности перехода к самообразованию на основе устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Познавательных:

работа с учебником, выделение необходимой существенной информации;

практическое освоение основ исследовательской деятельности;

приобретение потребности поиска дополнительной информации.

Регулятивных:

способность ставить новые учебные цели и задачи;

выбор путей и средств решения проблемы;

контроль и оценивание своих действий.

Коммуникативных:

организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

развитие речевой деятельности;

аргументирование своей точки зрения, отстаивание своей позиции.

Цель: формирование у обучающихся умений распознавать склонения имён существительных по окончанию и по  роду.

Задачи:

Образовательные: обучить определять склонения имен существительных, опираясь на содержание таблиц и схем; уточнить понятия “склонение имен существительных”.

Развивающие: научить систематизировать материал, обобщать, делать выводы, формировать лингвистическую зоркость; отрабатывать орфографическую грамотность.

Воспитательные: обучение самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности; воспитывать потребность в овладении грамотным письмом, умение работать в паре и группе; повысить мотивацию учебной деятельности за счёт нестандартных форм, используемых на уроке.

Планируемый результат: обучающиеся должны уметь определять склонение имен существительных, объяснять языковые явления.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо, - под рукой!

СЛАЙД 1

- Садитесь, ребята!

Оформление тетрадей (число, классная работа)  

- Начать наш урок я хотела бы с мудрого изречения:

СЛАЙД 2:

Каждый день существовани.

прибавляет частицу мудрост.

Обратите внимание, что в двух словах пропущены окончания.

Запишите эпиграф, попробовав вставить соответствующие буквы.

- Записали? А как вы понимаете это изречение?

- Наши знания – это богатства, которые мы накапливаем в течение всей жизни. И когда нужно, знания помогают нам справиться со многими проблемами.

II.      Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

СЛАЙД 3:

- Проверьте себя по слайду.

 - Все ли правильно вставили буквы?

- Вижу, что некоторые из вас ошиблись. Разберёмся, почему.

- От чего зависит правописание гласной в окончании?

(От падежа, в котором стоит слово)

- Определите падеж  существительных.

(Родительный падеж)

- Почему в одном и том же падеже окончания разные?

(Существительные относятся к разным типам склонения)

Достаточно ли определить падеж существительного, чтобы не ошибиться в написании окончания?

(Надо знать падеж, в котором стоит слово и определить склонение, к которому оно относится)

О чём же нам необходимо поговорить на уроке, чтобы не повторять допущенных ошибок?

(Вспомнить склонения существительных. Определение  падежей  имён существительных)

- ПРАВИЛЬНО! Склонение и падеж имён существительных – это темы двух ближайших уроков русского языка. Сегодня мы поговорим о склонении существительных, а на следующем уроке – о падежах.

СЛАЙД 4:

- Запишите в тетради тему нашего урока: «Три склонения имен существительных».

III. Актуализация знаний.

- Вспомните, ребята, ОБЗОРНО вы уже знакомились со склонениями в начальной школе.

 - Какие задачи мы можем поставить перед собой на текущем уроке

( Повторение и закрепление  знаний об основных видах склонений сущ).СЛАЙД 5

- Правильно, это основная цель нашего урока. Но (вспомним эпиграф) каждый урок дополняет наши знания чем-то новым. Так будет и сегодня. Чтобы не пропустить новое, разобраться в нём, мы с вами будем в течение урока заполнять таблицу:

Информация

Знаю

Новое

Вопросы

Что такое склонение?

Сколько типов склонения различается в русском языке?

Как определить склонение существительных?

У любого ли существительного можно определить склонение?

 

 

 

IV. Первичное усвоение (открытие) новых знаний.

  1. Работа с теоретическим материалом  учебника.
  • Откроем наш учебник на стр.62.
  • Пользуясь учебником, скажите: что называется склонением? /Изменение существительных по падежам/
  • Сколько склонений мы знаем?
  • По какой форме мы определяем склонение?

(Отвечает один ученик по всем вопросам – на оценку) СЛАЙД 6

  1.  Самостоятельная работа учащихся в группах  по учебнику.

- Обратимся к упражнению 521.

Составьте таблицу «Три склонения имён существительных» 

(раздать на карточках каждому ученику)

Склонение

Род

В Им. п. ед.ч. оканчивается

Примеры

1

ж, м. р.

на –а, -я

Машина, империя, дядя, Валера

2

м, ср. р.

на согласный;

на –о, -е

Вечер, окно,

 поле

3

ж. р.

на согласный с мягким знаком на конце

Рожь, степь

- Опираясь на знания, полученные в начальных классах, используя материал таблицы, расскажите о типах склонения существительных (Рассказывает один ученик на оценку) СЛАЙД 7

3. Работа в группах постоянного состава. Составление памятки  Как определить склонение существительного?

- Как определить склонение существительных, если они стоят не в именительном падеже?

(Надо их поставить в И. п., ед.ч.)

- Работая в группах, составьте памятку   Как определить склонение существительного?

Обязанности членов группы.

  • Чтец – читает вслух.
  • Секретарь – записывает.
  • Оратор – рассказывает, что решила группа.
  • Оператор – выполняет действия

- Повторим правила работы в группе СЛАЙД 8:

“Секреты” плодотворной совместной работы:

ПОМНИТЕ: работа в группах - это не соревнование, а совместное продвижение к знаниям, основанное на взаимопомощи и взаимовыручке;

БУДЬТЕ: 

  • взаимно вежливыми,
  • доброжелательными,
  • организованными,
  • дисциплинированными,
  • тактичными и терпимыми к “промахам” одноклассников;

HE: 

  • ссорьтесь,
  • перебивайте друг друга,
  • радуйтесь ошибкам товарищей,
  • смотрите раньше времени в “ключи”,
  • переговаривайтесь друг с другом громко (ведь Вы в классе не одни);

Алгоритм определения склонения имени существительного.

1 вариант

  1. Прочитай слово.
  2. Поставь его в начальную форму.
  3. Определи род.
  4. Найди и выдели окончание.
  5. Вспомни правило.
  6. Определи склонение имени существительного

2 вариант

V. Первичная проверка понимания.

http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=sklonenie_imen_sush (ссылка на интерактивный тренажёр – закрепление)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

VI. Первичное закрепление.

Работа в группах постоянного состава. Игра  ″Собери корзинку″ СЛАЙД 9

Задание 1.

Мышка принесла с собой овощи, фрукты и ягоды. Она просит, чтобы вы помогли ей положить в корзину овощи, фрукты и ягоды   1 склонения.

Задание 2.

Мышка принесла с собой овощи, фрукты и ягоды. Она просит, чтобы вы помогли ей положить в корзину овощи, фрукты и ягоды   2 склонения.

(Работа учащихся в группах 5 мин.)

- Давайте проверим, что в первой корзинке (взаимопроверка).

- А теперь посмотрим, что во второй корзинке (взаимопроверка).

- Оценка работы в группе (учитель).

Оценка-комплимент (произносится участниками отставшей команды хором):

В этот день и в этот час
Комплимент звучит для вас!
Вы умны и хороши,
Говорим  мы от души!


VII. Выполнение упражнения из учебника

520. К какому склонению относятся следующие существительные? Как вы

это определили? (У доски 2 человека: по строчке, на оценку)

Ветка - ветвь; яблоко - яблоня; заяц - зайчишка;

соловей - соловушка; площадь - площадка; сетка - сеть.

Творческая практическая деятельность

- У всех ли существительных можно определить склонение?

- Ребята, а в любите кататься на санках? СЛАЙД 10

- Попробуйте определить склонение существительного ″САНКИ″

- Получилось? Почему? Какой пункт плана не работает?

(не получается поставить существительное в начальную форму, т.к. существительное ″САНКИ″ употребляется только в форме множественного числа)

- Так у любого ли существительного можно определить склонение)

(Нет, только у тех, которые могут употребляться в форме единственного числа)

- В склонении существительных, ребята, есть и другие трудности. О них мы поговорим в 6 классе.

VIII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 Тест (самостоятельно, проверка по ключу)

- А теперь проверим, как мы усвоили тему сегодняшнего урока. Выполним тестовые задания.

1.Что называют  склонением?

а) Изменение  имен существительных по падежам;

б)  Изменением имен существительных по родам?

2.   Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?

а) с помощью рода и окончания.

б) с помощью проверочного слова  

3. Какая группа слов относится к 1 склонению?

а) яблоко, лимон, помидор

б) слива, дядя, вишня.

4. Какая группа слов относится ко 2 склонению?

а)  окно, автомобиль, товарищ

б) зима, весна, суббота

5. Какая группа слов относится к 3 склонению?

а)  морковь, печь, степь

б) снегирь, день, пень

 (Взаимооценка .СЛАЙД 11. Оцениваются все работы, но оценка выставляется по желанию: плохие можно в журнал не выставлять ) 

 Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги.

Какими знаниями, умениями пополнилась ваша копилка мудрости на сегодняшнем уроке?

– Зачем мы учились определять тип склонения имен существительных?
( Чтобы грамотно писать безударные падежные окончания существительных).
– Учиться писать окончания мы будем позже, а сегодня мы хорошо к этому подготовились: научились определять склонение существительных в косвенном падеже.

Домашнее задание  СЛАЙД 12.

  1. § 95 (знать таблицу склонений).
  2. Лингвистическая сказка (для сильных учащихся) «Склонение имен существительных»  ИЛИ:  Упр. 519.

Выставление оценок.

  1. Ответ по теоретическому материалу учебника.
  2. За упр. 521 (заполнение таблицы и устный ответ по таблице).
  3. За упр. 520 (2-ум ученикам).
  4. За самостоятельную работу по тестам (по желанию).

- А теперь оцените своё настроение: выберите рисунок, который соответствует вашему настроению и прикрепите его на доску.                                                                                                                              

(Учитель показывает  учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе Семнадцатое февраля. Классная работа.

Слайд 2

Кажд ый день существовани . прибавляет частицу мудрост .

Слайд 3

Каждый день существовани я прибавляет частицу мудрост и Род. п. Род. п.

Слайд 4

Три склонения имён существительных

Слайд 5

Задачи урока: 1)повторить знания об основных типах склонения существительных; 2)закрепить умение определять тип склонения существительных; 3)дополнить свои знания о склонениях новой информацией

Слайд 6

Ч то называется склонением? Сколько склонений мы знаем? По какой форме мы определяем склонение?

Слайд 7

Склонение Род В Им. п. ед.ч. оканчивается Примеры 1 ж, м. р. на –а, -я Машина, империя, дядя, Валера 2 3 м, р. ср. р на согласный; на –о, -е Вечер, окно, поле ж. р. на согласный с мягким знаком на конце Рожь, степь

Слайд 8

“Секреты” плодотворной совместной работы. ПОМНИТЕ: работа в группах - это не соревнование, а совместное продвижение к знаниям, основанное на взаимопомощи и взаимовыручке. БУДЬТЕ: взаимно вежливыми, доброжелательными, организованными, дисциплинированными, тактичными и терпимыми к “промахам” одноклассников. HE: ссорьтесь, перебивайте друг друга, радуйтесь ошибкам товарищей, переговаривайтесь друг с другом громко (ведь Вы в классе не одни).

Слайд 10

?

Слайд 11

Проверь себя: 1 2 3 4 5 а а б а а

Слайд 12

Домашнее задание § 95 (знать таблицу склонений). Лингвистическая сказка «Склонение имен существительных» ИЛИ: Упр. 519.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 5 класс "Род имён существительных"

Цели: Обучающие: 1. Умение   определять  род  имени  существительного.2. Согласование  прилагательного  и глагола  прошедшего времени с именами существите...

Урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 5 класс

Урок обобщения по теме "Склонение имен существительных".  Работа по теме идет с опорой на понятия "положительные " и "отрицательные" качества характера человека...

Открытый урок по русскому языку по теме « Падежи имён существительных» 5 класс

Урок русского языкакласс 5тема "Падежи имён существительных"...

Презентация к уроку русского языка по теме "Род имён существительных"

Презентация к уроку русского языка по теме "Род имён существительных". Автор - учитель русского языка и литературы - Осипова Марина Станиславовна....

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Презентация для урока по русскому языку на тему "Склонение имён существительных"

Презентация для урока по русскому языку на тему "Склонение имён существительных" .  По программе УМК "Школа России"...

Открытый урок русского языка , по теме склонение имён существительных множественного числа» 4 класс

Знакомство учащихся с именами существительными в форме множественного  числа, знакомство со склонением имён существительных во множественном числе....