Урок русского языка в 5 классе "Три склонения имён существительных"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе "Три склонения имён существительных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tri_skloneniya_imyon_sushchestvitelnyh.docx | 67.04 КБ |
tri_skloneniya_imyon_sushchestvitelnyh.pptx | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Три склонения имён существительных.
Тип урока: Комбинированный урок.
Методы и приемы: метод проекта, проблемная задача, словесный метод, наглядно-иллюстративный.
Применяемые технологии: игровая технология, проектная.
Оборудование: компьютер, презентация в программе PowerPoint, интерактивная доска, карточки для индивидуальной и групповой работы, сигнальные карточки.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная работа под руководством учителя, работа в парах и группах, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Формирование УУД:
Личностных:
формирование основ социальных компетенций;
формирование объективной позитивной самооценки самосознания;
формирование готовности перехода к самообразованию на основе устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Познавательных:
работа с учебником, выделение необходимой существенной информации;
практическое освоение основ исследовательской деятельности;
приобретение потребности поиска дополнительной информации.
Регулятивных:
способность ставить новые учебные цели и задачи;
выбор путей и средств решения проблемы;
контроль и оценивание своих действий.
Коммуникативных:
организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
развитие речевой деятельности;
аргументирование своей точки зрения, отстаивание своей позиции.
Цель: формирование у обучающихся умений распознавать склонения имён существительных по окончанию и по роду.
Задачи:
Образовательные: обучить определять склонения имен существительных, опираясь на содержание таблиц и схем; уточнить понятия “склонение имен существительных”.
Развивающие: научить систематизировать материал, обобщать, делать выводы, формировать лингвистическую зоркость; отрабатывать орфографическую грамотность.
Воспитательные: обучение самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности; воспитывать потребность в овладении грамотным письмом, умение работать в паре и группе; повысить мотивацию учебной деятельности за счёт нестандартных форм, используемых на уроке.
Планируемый результат: обучающиеся должны уметь определять склонение имен существительных, объяснять языковые явления.
Ход урока
- Организационный этап.
Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ли на месте? Всё ли в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо, - под рукой! |
СЛАЙД 1
- Садитесь, ребята!
Оформление тетрадей (число, классная работа)
- Начать наш урок я хотела бы с мудрого изречения:
СЛАЙД 2:
Каждый день существовани. прибавляет частицу мудрост. |
Обратите внимание, что в двух словах пропущены окончания.
Запишите эпиграф, попробовав вставить соответствующие буквы.
- Записали? А как вы понимаете это изречение?
- Наши знания – это богатства, которые мы накапливаем в течение всей жизни. И когда нужно, знания помогают нам справиться со многими проблемами.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
СЛАЙД 3:
- Проверьте себя по слайду.
- Все ли правильно вставили буквы?
- Вижу, что некоторые из вас ошиблись. Разберёмся, почему.
- От чего зависит правописание гласной в окончании?
(От падежа, в котором стоит слово)
- Определите падеж существительных.
(Родительный падеж)
- Почему в одном и том же падеже окончания разные?
(Существительные относятся к разным типам склонения)
Достаточно ли определить падеж существительного, чтобы не ошибиться в написании окончания?
(Надо знать падеж, в котором стоит слово и определить склонение, к которому оно относится)
О чём же нам необходимо поговорить на уроке, чтобы не повторять допущенных ошибок?
(Вспомнить склонения существительных. Определение падежей имён существительных)
- ПРАВИЛЬНО! Склонение и падеж имён существительных – это темы двух ближайших уроков русского языка. Сегодня мы поговорим о склонении существительных, а на следующем уроке – о падежах.
СЛАЙД 4:
- Запишите в тетради тему нашего урока: «Три склонения имен существительных».
III. Актуализация знаний.
- Вспомните, ребята, ОБЗОРНО вы уже знакомились со склонениями в начальной школе.
- Какие задачи мы можем поставить перед собой на текущем уроке
( Повторение и закрепление знаний об основных видах склонений сущ).СЛАЙД 5
- Правильно, это основная цель нашего урока. Но (вспомним эпиграф) каждый урок дополняет наши знания чем-то новым. Так будет и сегодня. Чтобы не пропустить новое, разобраться в нём, мы с вами будем в течение урока заполнять таблицу:
Информация | Знаю | Новое | Вопросы |
Что такое склонение? Сколько типов склонения различается в русском языке? Как определить склонение существительных? У любого ли существительного можно определить склонение? |
|
|
|
IV. Первичное усвоение (открытие) новых знаний.
- Работа с теоретическим материалом учебника.
- Откроем наш учебник на стр.62.
- Пользуясь учебником, скажите: что называется склонением? /Изменение существительных по падежам/
- Сколько склонений мы знаем?
- По какой форме мы определяем склонение?
(Отвечает один ученик по всем вопросам – на оценку) СЛАЙД 6
- Самостоятельная работа учащихся в группах по учебнику.
- Обратимся к упражнению 521.
Составьте таблицу «Три склонения имён существительных»
(раздать на карточках каждому ученику)
Склонение | Род | В Им. п. ед.ч. оканчивается | Примеры |
1 | ж, м. р. | на –а, -я | Машина, империя, дядя, Валера |
2 | м, ср. р. | на согласный; на –о, -е | Вечер, окно, поле |
3 | ж. р. | на согласный с мягким знаком на конце | Рожь, степь |
- Опираясь на знания, полученные в начальных классах, используя материал таблицы, расскажите о типах склонения существительных (Рассказывает один ученик на оценку) СЛАЙД 7
3. Работа в группах постоянного состава. Составление памятки ″Как определить склонение существительного?″
- Как определить склонение существительных, если они стоят не в именительном падеже?
(Надо их поставить в И. п., ед.ч.)
- Работая в группах, составьте памятку ″Как определить склонение существительного?″
Обязанности членов группы.
- Чтец – читает вслух.
- Секретарь – записывает.
- Оратор – рассказывает, что решила группа.
- Оператор – выполняет действия
- Повторим правила работы в группе СЛАЙД 8:
“Секреты” плодотворной совместной работы:
ПОМНИТЕ: работа в группах - это не соревнование, а совместное продвижение к знаниям, основанное на взаимопомощи и взаимовыручке;
БУДЬТЕ:
- взаимно вежливыми,
- доброжелательными,
- организованными,
- дисциплинированными,
- тактичными и терпимыми к “промахам” одноклассников;
HE:
- ссорьтесь,
- перебивайте друг друга,
- радуйтесь ошибкам товарищей,
- смотрите раньше времени в “ключи”,
- переговаривайтесь друг с другом громко (ведь Вы в классе не одни);
Алгоритм определения склонения имени существительного.
1 вариант
- Прочитай слово.
- Поставь его в начальную форму.
- Определи род.
- Найди и выдели окончание.
- Вспомни правило.
- Определи склонение имени существительного
2 вариант
V. Первичная проверка понимания.
http://school-assistant.ru/?predmet=russian&theme=sklonenie_imen_sush (ссылка на интерактивный тренажёр – закрепление)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
VI. Первичное закрепление.
Работа в группах постоянного состава. Игра ″Собери корзинку″ СЛАЙД 9
Задание 1.
Мышка принесла с собой овощи, фрукты и ягоды. Она просит, чтобы вы помогли ей положить в корзину овощи, фрукты и ягоды 1 склонения.
Задание 2.
Мышка принесла с собой овощи, фрукты и ягоды. Она просит, чтобы вы помогли ей положить в корзину овощи, фрукты и ягоды 2 склонения.
(Работа учащихся в группах 5 мин.)
- Давайте проверим, что в первой корзинке (взаимопроверка).
- А теперь посмотрим, что во второй корзинке (взаимопроверка).
- Оценка работы в группе (учитель).
Оценка-комплимент (произносится участниками отставшей команды хором):
В этот день и в этот час
Комплимент звучит для вас!
Вы умны и хороши,
Говорим мы от души!
VII. Выполнение упражнения из учебника
520. К какому склонению относятся следующие существительные? Как вы
это определили? (У доски 2 человека: по строчке, на оценку)
Ветка - ветвь; яблоко - яблоня; заяц - зайчишка;
соловей - соловушка; площадь - площадка; сетка - сеть.
Творческая практическая деятельность
- У всех ли существительных можно определить склонение?
- Ребята, а в любите кататься на санках? СЛАЙД 10
- Попробуйте определить склонение существительного ″САНКИ″
- Получилось? Почему? Какой пункт плана не работает?
(не получается поставить существительное в начальную форму, т.к. существительное ″САНКИ″ употребляется только в форме множественного числа)
- Так у любого ли существительного можно определить склонение)
(Нет, только у тех, которые могут употребляться в форме единственного числа)
- В склонении существительных, ребята, есть и другие трудности. О них мы поговорим в 6 классе.
VIII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Тест (самостоятельно, проверка по ключу)
- А теперь проверим, как мы усвоили тему сегодняшнего урока. Выполним тестовые задания.
1.Что называют склонением?
а) Изменение имен существительных по падежам;
б) Изменением имен существительных по родам?
2. Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?
а) с помощью рода и окончания.
б) с помощью проверочного слова
3. Какая группа слов относится к 1 склонению?
а) яблоко, лимон, помидор
б) слива, дядя, вишня.
4. Какая группа слов относится ко 2 склонению?
а) окно, автомобиль, товарищ
б) зима, весна, суббота
5. Какая группа слов относится к 3 склонению?
а) морковь, печь, степь
б) снегирь, день, пень
(Взаимооценка .СЛАЙД 11. Оцениваются все работы, но оценка выставляется по желанию: плохие можно в журнал не выставлять )
Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги.
Какими знаниями, умениями пополнилась ваша копилка мудрости на сегодняшнем уроке?
– Зачем мы учились определять тип склонения имен существительных?
( Чтобы грамотно писать безударные падежные окончания существительных).
– Учиться писать окончания мы будем позже, а сегодня мы хорошо к этому подготовились: научились определять склонение существительных в косвенном падеже.
Домашнее задание СЛАЙД 12.
- § 95 (знать таблицу склонений).
- Лингвистическая сказка (для сильных учащихся) «Склонение имен существительных» ИЛИ: Упр. 519.
Выставление оценок.
- Ответ по теоретическому материалу учебника.
- За упр. 521 (заполнение таблицы и устный ответ по таблице).
- За упр. 520 (2-ум ученикам).
- За самостоятельную работу по тестам (по желанию).
- А теперь оцените своё настроение: выберите рисунок, который соответствует вашему настроению и прикрепите его на доску.
(Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кажд ый день существовани . прибавляет частицу мудрост .
Каждый день существовани я прибавляет частицу мудрост и Род. п. Род. п.
Три склонения имён существительных
Задачи урока: 1)повторить знания об основных типах склонения существительных; 2)закрепить умение определять тип склонения существительных; 3)дополнить свои знания о склонениях новой информацией
Ч то называется склонением? Сколько склонений мы знаем? По какой форме мы определяем склонение?
Склонение Род В Им. п. ед.ч. оканчивается Примеры 1 ж, м. р. на –а, -я Машина, империя, дядя, Валера 2 3 м, р. ср. р на согласный; на –о, -е Вечер, окно, поле ж. р. на согласный с мягким знаком на конце Рожь, степь
“Секреты” плодотворной совместной работы. ПОМНИТЕ: работа в группах - это не соревнование, а совместное продвижение к знаниям, основанное на взаимопомощи и взаимовыручке. БУДЬТЕ: взаимно вежливыми, доброжелательными, организованными, дисциплинированными, тактичными и терпимыми к “промахам” одноклассников. HE: ссорьтесь, перебивайте друг друга, радуйтесь ошибкам товарищей, переговаривайтесь друг с другом громко (ведь Вы в классе не одни).
?
Проверь себя: 1 2 3 4 5 а а б а а
Домашнее задание § 95 (знать таблицу склонений). Лингвистическая сказка «Склонение имен существительных» ИЛИ: Упр. 519.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 5 класс "Род имён существительных"
Цели: Обучающие: 1. Умение определять род имени существительного.2. Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с именами существите...
Урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 5 класс
Урок обобщения по теме "Склонение имен существительных". Работа по теме идет с опорой на понятия "положительные " и "отрицательные" качества характера человека...
Открытый урок по русскому языку по теме « Падежи имён существительных» 5 класс
Урок русского языкакласс 5тема "Падежи имён существительных"...
Презентация к уроку русского языка по теме "Род имён существительных"
Презентация к уроку русского языка по теме "Род имён существительных". Автор - учитель русского языка и литературы - Осипова Марина Станиславовна....
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Презентация для урока по русскому языку на тему "Склонение имён существительных"
Презентация для урока по русскому языку на тему "Склонение имён существительных" . По программе УМК "Школа России"...
Открытый урок русского языка , по теме склонение имён существительных множественного числа» 4 класс
Знакомство учащихся с именами существительными в форме множественного числа, знакомство со склонением имён существительных во множественном числе....