урок русского языка в 5 классе "Простые и сложные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок – исследование нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_po_teme_.docx | 37.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Простые и сложные предложения».
Тип урока: урок – исследование нового материала
Вид урока: урок развивающего обучения
Методы обучения: репродуктивный, поисковый, творческий, индивидуализация и дифференциация обучения
Цель урока: формирование предметной компетентности.
Задачи урока: в результате урока ученик должен
- знать определение сложного предложения, правила расстановки знаков препинания в нем;
- уметь определять виды сложных предложений, расставлять знаки препинания в сложном предложении, отличать простые предложения с однородными членами, связанными союзом И, от сложносочиненных предложений;
- решать жизненно-практические задачи конструировать предложения и создавать собственные тексты, используя простые и сложные предложения с союзами и без союзов. Слайд 1.
Ход урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
| Приветственное слово учителя: - Сегодня, ребята, у нас необычный урок, на котором присутствуют гости, давайте улыбнёмся им, друг другу. я предлагаю урок-исследование, желаю вам успехов и хороших оценок! (слайд 1) Эпиграфом нашего урока будут слова великого русского поэта А.С.Пушкина …Гусей крикливых караван Тянулся к югу, приближалась Довольно скучная пора: Стоял ноябрь уж у двора. -Ребята ,давайте вспомним, о чем сообщает нам эпиграф? -А девизом урока будут слова великого русского философа Александра Пятигорского: «Человек достигнет результата, только делая что-то сам.» Число. Классная работа, девиз урока
А что значит исследовать? - А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению! - Какие качества необходимы исследователю? (умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы). |
Приветствие учащихся. Ответы детей. Запись в тетрадях: Слайд 2. Ответы детей. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
Актуализация знаний
Постановка учебной цели. Проблемная ситуация | 1. Фронтальный опрос. - Ребята, какие разделы науки о языке мы изучаем? (Синтаксис и пунктуацию) - Мы продолжаем изучать тему «Предложение». Ответьте на вопросы: - Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные, побудительные). - По интонации? (Восклицательные, невосклицательные). -- По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные). - Что такое грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое). 2. Синтаксическая зарядка. Запишите предложение и произведите полный синтаксический разбор: Кленовые листья повисли на нитях осенней паутины. (Повествоват., невосклиц., распростр.) (Ученик разбирает предложение у доски) 3. Создание проблемной ситуации. Постановка цели исследования. Прочитайте предложения. Спишите их в тетрадь, вставьте пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. 1)Наступила поз..няя ос..нь. 2)Старые д..ревья давно обл..тели, и только молодые берё..ки сохраня..т свои желтоватые лист..я. 3)Они блестят золотом, когда тронут их лучи осеннего со..нца. 4)Земля ус..лана разноцветными листьями. ( Выполняется проверка на интерактивной доске) Учитель. Прочитайте 1и 4 предложения. Найдите в них общее. ( это простые предложения) Составьте схемы этих предложений. Учитель. Прочитайте 2и 3 предложения. Отметьте в них общее. Учитель. Озаглавьте текст, определите тему, стиль, тип речи. (Осень. Текст о поздней осени. Художественный стиль, тип речи - повествование) 4. Формулирование темы и цели урока Учитель. Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие — сложными? Учитель. Назовите тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений. (Слайд 5) Назовём цель урока, опираясь на его тему. Используйте также опорные слова, выведенные на экран: 1) Узнать, какие предложения называются ... ; 2) учиться различать ... и ...; 3) учиться ставить ... (Слайд 6) 5. Изучение нового материала Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. Сегодня на уроке-исследовании по теме « Простое и сложное предложение» мы с вами проведём ряд экспериментов, благодаря которым сможем сформулировать определение сложного предложения, научимся определять виды сложных предложений, расставлять знаки препинания в сложном предложении; решать жизненно-практические задачи конструировать предложения и создавать собственные тексты, используя простые и сложные предложения с союзами и без них. | Отвечают на вопросы
Записывают предложение и производят полный синтаксический разбор Слайд 4. Анализируют предложения. Отвечают на вопросы.
Формулируют тему урока. Запись учащимися темы урока
Формулируют цель урока |
Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
1 этап исследования.
2 этап исследования.
Первичное закрепление знаний.
Подведение итогов. Рефлексия.
| Сформулируйте определение: сложное предложение- это… 6.Работа с учебником: Читаем правила на С.107-108 7.Физкультминутка: Раз - подняться, потянуться, 7.Работа с учебником. Упр.233 8.Работа по карточкам. Анализ предложений: спишите предложения, найдите грамматические основы, расставьте знаки препинания. Вот осень приближается к закату и в небесах волнуются моря. Засвистел осенний ветер стаи птиц летят на юг. Проверка выполнения задания (Слайд 7 ) 1).Определите виды сложных предложений , составьте их схемы. (Слайд 8 ) 9. Тест. (Раздаточный материал) 1. Выбрать определение сложного предложения. А).Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых. Б). Сложные предложения – это предложения, в которых одна грамматическая основа. В).Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых. 2. Выбрать схему сложного предложения. А).[– =],[– =]. Б).[– =]. В).[– =, =,]. 3. Найти сложные предложения. А). Скинуло кафтан зелёный лето, Отсвистали жаворонки всласть. Б). Уж небо осенью дышало, И реже солнышко блистало. В). Оголил октябрь леса и отдал эстафету ноябрю. Проверка (Слайд 9) Обучающиеся выполняют творческие дифференцированные задания. 10. Закрепление изученного материала Учитель. А сейчас проведем небольшой эксперимент. Какие это предложения? Составьте их схемы.
Измените ( устно) последнее предложение так, чтобы получилось БСП.
11. Обобщите наши рассуждения по плану: 1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными? -Что ещё мы узнали нового? (Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного.)
Д\З: § 46.Написать мини-сочинение на тему: «Приход осени.» - Ребята, вы молодцы ,сегодня очень хорошо работали. Давайте подведем итог! - Какие открытия вы сегодня сделали? Что нового узнали? А теперь оцените свою работу на уроке. Дарят гостям подарки. | Анализируют предложения, делают выводы о видах сложных предложений.. Работают с учебником. Выполняют физкультминутку Анализируют, сравнивают, делают выводы Отвечают на вопросы, составляют схемы предложений
Конструируют предложения
Выполняют задания творческого характера
Отвечают на вопросы.
Проверяют результаты теста.
Записывают Д/з.
Оценивают полученные на уроке знания. | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания обучающихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с предложениями, умение выражать свою точку зрения).
УУД: личностные, коммуникативные.
|
Конспект
открытого урока русского языка в 5 классе
по теме:
«Простые и сложные предложения»
Учитель: Богданова Л.И.
2017-2018 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».
Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая – углубление пре...
Урок русского языка в 9 классе "Сложное предложение"
Тема «Сложное предложение» - основная в курсе русского языка 9 класса. На повторение данной темы выделяется два часа по календарно-тематическому планированию. Это первый урок. Тип данного урок...
Урок русского языка в 9 классе « Сложное предложение с разными видами связи».
Урок обобщения и закрепления знаний о сложных предложениях с разными видами связей....
Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Сложные предложения"
Урок изучения нового материала...
Технологическая карта урока русского языка На тему: «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс
Технологическая карта урока на тему: "Сложное бессоюзное предложение" в 9 классе. Обозначены цели ученика и учителя. Определены формы деятельности и УУД....
Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"
Подробный конспект урока русского языка в 9 классе, построенного с применением технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Урок ориентирован на развитие...
Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"
Подробный конспект урока, построенного на основе технологии "Развите критического мышления через чтение и письмо". Используются различные приёмы указанной технологии, которые позволяют сформировать ра...