урок русского языка в 5 классе "Простые и сложные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Любовь Ивановна Богданова

Урок – исследование нового материала

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_po_teme_.docx37.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Простые и сложные предложения».

Тип урока: урок – исследование нового материала

 

Вид урока: урок развивающего обучения

 Методы обучения: репродуктивный, поисковый, творческий, индивидуализация и дифференциация обучения

Цель урока: формирование предметной компетентности.

Задачи урока: в результате урока ученик должен

  • знать определение сложного предложения, правила расстановки знаков препинания в нем;
  • уметь определять виды сложных предложений, расставлять знаки препинания в сложном предложении, отличать простые предложения с однородными членами, связанными союзом  И, от сложносочиненных предложений;
  • решать жизненно-практические задачи   конструировать предложения и создавать собственные тексты, используя простые и сложные предложения с союзами и без союзов.  Слайд 1.

                                                                                           Ход урока.

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного  подхода, формируемые УУД.

 Организационный момент,

мотивация к учебной деятельности

 

 

Приветственное слово учителя:

- Сегодня, ребята,  у нас необычный урок, на котором  присутствуют гости, давайте улыбнёмся им, друг другу. я предлагаю урок-исследование, желаю вам успехов и хороших оценок!

(слайд 1)

Эпиграфом нашего урока будут слова великого  русского поэта А.С.Пушкина

 …Гусей крикливых караван

Тянулся к югу, приближалась

 Довольно скучная пора:

Стоял ноябрь уж у двора. 

-Ребята ,давайте вспомним, о чем сообщает нам эпиграф?

-А девизом урока будут слова великого русского философа Александра Пятигорского:

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам.» 

Число. Классная работа, девиз урока

 

А что значит исследовать?

- А вот как толковый словарь дает значение слова исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению!

- Какие качества необходимы исследователю?  (умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы).

 

Приветствие учащихся.

Ответы детей.

Запись в тетрадях:

Слайд 2.

Ответы детей.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

      Актуализация

знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Постановка учебной цели.

Проблемная ситуация 

1. Фронтальный опрос.

- Ребята, какие разделы науки о языке мы изучаем?  (Синтаксис и пунктуацию)

-  Мы продолжаем изучать тему «Предложение». Ответьте на вопросы:

 - Какие бывают предложения по цели высказывания?  (Повествовательные, вопросительные, побудительные).

 - По интонации? (Восклицательные, невосклицательные).

 -- По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные).

-  Что такое грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое).

2. Синтаксическая зарядка.

Запишите предложение и произведите полный синтаксический разбор:

Кленовые листья повисли на нитях осенней паутины.  (Повествоват., невосклиц., распростр.)  (Ученик разбирает предложение у доски)

3. Создание   проблемной ситуации. Постановка цели исследования.

Прочитайте предложения. Спишите их в тетрадь, вставьте пропущенные буквы. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. 

1)Наступила поз..няя ос..нь. 2)Старые д..ревья давно обл..тели, и только молодые берё..ки сохраня..т свои желтоватые лист..я. 3)Они блестят золотом, когда тронут их лучи осеннего со..нца. 4)Земля ус..лана разноцветными листьями.

 ( Выполняется проверка на интерактивной доске)

Учитель.  Прочитайте 1и 4  предложения. Найдите в них общее.  ( это простые предложения)

Составьте схемы этих предложений.

Учитель. Прочитайте 2и 3 предложения. Отметьте в них общее.
(В первом и третьем предложениях по две грамматические основы).

Учитель.  Озаглавьте текст, определите тему, стиль, тип речи.

(Осень. Текст о поздней осени. Художественный стиль, тип речи - повествование)

4. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие — сложными?
(Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами — сложными).

Учитель. Назовите тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.
(Тема сегодняшнего урока — «Простые и сложные предложения).

(Слайд 5)

 Назовём цель урока, опираясь на его тему.  Используйте также опорные слова, выведенные на экран:

1) Узнать, какие предложения называются ...  ;                                                       2) учиться различать ... и ...;                                                                                   3) учиться ставить ...      (Слайд 6)

 5. Изучение нового материала

Учитель. Итак, мы с вами выяснили, что предложения, имеющие одну грамматическую основу, называются простыми, а предложения, имеющие несколько грамматических основ, называются сложными. Сегодня на уроке-исследовании по теме  « Простое и сложное предложение» мы с вами проведём ряд экспериментов, благодаря которым сможем сформулировать определение сложного предложения, научимся определять виды сложных предложений, расставлять знаки препинания в сложном предложении; решать жизненно-практические задачи   конструировать предложения и создавать собственные тексты, используя простые и сложные предложения с союзами и без них.

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Записывают   предложение и производят  полный синтаксический разбор

Слайд 4.

Анализируют предложения.

Отвечают на вопросы.

 

 

Формулируют тему урока.

Запись учащимися   темы урока

 

 Формулируют цель урока

     

Принцип     деятельности.

  УУД: регулятивные     (проблемная подача учебного материала).

 

  

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

1 этап исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

2 этап исследования.

 

 

 

 

 Первичное закрепление знаний.

 

 

 

 

Подведение итогов. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформулируйте   определение: сложное предложение- это…

6.Работа с учебником:

 Читаем правила на С.107-108                

7.Физкультминутка:

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть...

7.Работа с учебником. Упр.233

8.Работа по карточкам.

Анализ предложений: спишите предложения, найдите грамматические основы, расставьте знаки препинания.

Вот осень приближается к закату  и в небесах волнуются моря. Засвистел осенний ветер стаи птиц летят на юг.

Проверка выполнения задания (Слайд 7  )

                                                                                                                                1).Определите виды сложных предложений , составьте их схемы.

 (Слайд 8 )

9. Тест. (Раздаточный материал) 

1. Выбрать определение сложного предложения.

А).Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых.

Б). Сложные предложения – это предложения, в которых одна грамматическая основа.

В).Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

      2. Выбрать схему сложного предложения.

А).[–  =],[–  =].

Б).[–  =].                                                                                                            

В).[–  =,  =,].

3. Найти сложные предложения.

      А). Скинуло кафтан зелёный лето,

            Отсвистали жаворонки всласть.

      Б). Уж небо осенью дышало,

             И реже солнышко блистало.

      В). Оголил октябрь леса и отдал эстафету ноябрю.

Проверка (Слайд 9)

Обучающиеся выполняют творческие дифференцированные задания.

10. Закрепление изученного материала

Учитель. А сейчас проведем небольшой эксперимент.

Какие это предложения? Составьте их схемы. 

  1. Пришла осень.
  2. Пришла осень и позолотила листья на деревьях.
  3. Пришла осень, и лес надел золотой наряд.

Измените  ( устно) последнее предложение так, чтобы получилось БСП.

  

11.   Обобщите наши рассуждения по плану:

1. Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?
2. Из чего состоит сложное предложение?
3.  Как связаны между собой простые предложения, входящие в состав сложного?
4.  Какие сложные предложения называются союзными, а какие - бессоюзными?

-Что ещё мы узнали нового?   (Чем разделяются простые предложения, входящие в состав сложного.)

                                                                                             

    Д\З:                                                                                         § 46.Написать мини-сочинение на тему: «Приход  осени.»

- Ребята, вы молодцы ,сегодня очень хорошо работали.  Давайте подведем итог!

 - Какие открытия вы сегодня сделали? Что нового узнали?

А теперь оцените свою работу на уроке.

Дарят гостям подарки.

Анализируют предложения, делают выводы о видах сложных предложений..

 Работают с учебником.

Выполняют физкультминутку

Анализируют, сравнивают, делают выводы

Отвечают на вопросы, составляют схемы предложений

 

 Конструируют предложения

 

 

 Выполняют задания творческого характера

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Проверяют результаты теста.

 

 

Записывают Д/з.

 

 

 

 Оценивают полученные на уроке знания.

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания обучающихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

 

УУД: регулятивные (работа с предложениями, умение выражать свою точку зрения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УУД: личностные, коммуникативные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

 открытого урока русского языка в 5 классе

 по теме: 

       «Простые и сложные предложения»

Учитель: Богданова Л.И.

                                                                             2017-2018 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Урок русского языка в 9 классе "Сложное предложение"

Тема «Сложное предложение» - основная в курсе русского языка 9 класса. На повторение данной темы выделяется два часа по календарно-тематическому планированию. Это первый урок.  Тип данного урок...

Урок русского языка в 9 классе « Сложное предложение с разными видами связи».

Урок обобщения и закрепления знаний о сложных предложениях с разными видами связей....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс

Технологическая карта урока на тему: "Сложное бессоюзное предложение" в 9 классе. Обозначены цели ученика и учителя. Определены формы деятельности и УУД....

Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"

Подробный конспект урока русского языка в 9 классе, построенного с применением технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". Урок ориентирован на развитие...

Разработка урока русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"

Подробный конспект урока, построенного на основе технологии "Развите критического мышления через чтение и письмо". Используются различные приёмы указанной технологии, которые позволяют сформировать ра...