Материал для подготовки к ОГЭ ( задание №5)
консультация по русскому языку (9 класс)

Дамбаева Галина Ивановна

В данном документе содержатся тексты для подготовки  к ОГЭ , в частности  к заданию №5.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya_dlya_podgotovki_k_oge_no5.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тексты для подготовки ОГЭ

№1

        Сухэ ехал к табуну. После недавнего дождя все освежилось и ярче выглядело.Рябило в глазах от множества полевых цветов. В голубом небе кружил орел. А вдали. На берегу озерка, плясали танец «Алтан цаг» грациозные даурские журавли. В степи, насколько хватило глаз, мирно паслись животные, пастух заунывно тянул о своей старенькой матери, которой уже за восемьдесят лет, собаки дружно залаяли в тарбаганью нору, пытались рыть, но каменистая земля не поддавались им.

        Раздольна.широка степь в пойме реки Селенги! Трава вымахала в рост человека. А диких коз великое множество в прелесках и приречных кустах. То и  дело  выскакивают они из-под ноги, испуганно озираясь.прыг,прыг вверх, а податься вперед они не могут. А сколько кабанов! Поодаль от реки, нисколько не боясь человека, разгуливают величественные дрофы. В Селенге вода светлая, с высокого берега видны бревна в обхват-это не бревна, а громадные таймени стоят в омуте. Монголы не едят рыбу-великий грех, они рыбу называют не иначе, как водяной червяк. Монголы покупают у рыбака несколько рыб, тут же отпускают их в воду и молятся – сколько рыб отпустят, столько им грехов отпустится.

М. Жигжитов          

Задания по развитию речи

  1. Озаглавьте текст, используя риторический вопрос или восклицание
  2. С помощью каких органов чувст воспринимает степь Сухэ?Какими словами, фразами выражено это восприятие в тексте?
  3. Какова основная идея текста?
  4. К каому типу речи можно отнести данный текст?

Лингвистический задания

  1. Постройте схему последнего предложения первого абзаца
  2. К какому пунктационному отрезку относится выражение»насколько хватало глаз»?
  3. К какой части речи относится слово столько, несколько, сколько, почему?
  4. Постройте словообразовательную цепочку и разберите по составу слово «освежилось»
  5. Графически обозначьте орфограммы в слове «и..пуга..о»

№2

1.В летнике бедно, но опрятно, затвердевший земляной пол чисто пометен, на низеньком столике почерневший от старости деревянный ящик-божница. 2. На ней одна-единственная медная чашечка с обгорелыми остатками можжевельникаи богородской травы. 3. В хойморе- почетном мужском месте- поставлена на круглых деревянных чурках аккуратно заправленная постель, накрытая стареньким козьим одеялом.4. По левую сторону высится на треножке небольшой котел, схваченный железным обручем, рядом крынка, ведерко, на низеньком посудном шкафу тарелки и чашки.

5. Возле очага на рваном тюфяке сидит седая женщина в поношенном синем халатесо слезящимися глазами от дымящихся гнилых дров. Из остатков старой рубахи старуха кроит рукавицы. На середине летника по самой крышей слепили глиняное гнездо две желтогрудые ласточки.8. Они то и дело вылетают их своего гнезда, нося птенцам корм и вынося прочь помет. 9. Иногда они кружат по летнику или садятся где-нибудь на перекладине и без устали галдят, точно о чем-то советуюясь между собой. 10.Старуха по-доброму ворчит:  «Ишь стрекочут. Вот ведь вольные божьи птахи! Хорошо, что свили гнездо под самой середкой нашего хоймора, это добрая примета. Небось добра желаете моему сыну, чертенята, чтобы он жил спокойно»

Х.Намсараев

Задания по развитию речи

  1. Расскажите, какие приметы вы знаете у русского и бурятского народов?
  2. Назовите слова, которые помогают понять отношения автора к семье кочевника
  3. Перечитайте речь старой бурятской женщины. Назовите признаки разговорной речи.

    Лингвистические задания

  1. Какой частью речи является слово «поношенном» в 5-м предложении?
  2. Из 10-го предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Покажите процесс образования данного слова.
  3. Укажите  номера предложений , в которых есть неоднородные определения.
  4. В1-м предложении укажите количество основ.
  5. Из 1-го предложения выпишите словосочетание с видом связи примыкание.

№3

…Во двор пожаловали сваты.  Послышались радостные приветствия, веселые крики. Девушки затеяли вокруг костра шумный ехор. Тут же были и парни, привезшие приданное невесты, мебель для дома. Две нарядные молодые женщины ходили у костра, помахивая горящим поленом и деревянным ковшомс аарсой: «К нашему добру добавьте еще добра»Со стороны жениха и со стороны невесты выступило вперед три парня. Началась шумная борьба за подушку новобрачных. Вручавют подушку парни-победители.

 А невеста все это время прячется где-то в укромном месте. Она не может показатьсч, пока не подадут мясное угощение.

Гостям разносили белое угощение, раскладывали по тарелкам сушенный творог со сметаной, почетных гостей угощали вареной бараньей головой.

Сваты строго следили, чтобы ни один обычай не был нарушен. Близкие подруги матерей обмениваются зеленым прессованным чаем, целуются, теперь они родня.

Х.Намсараев

Задания по развитию речи.

  1. Напишите мини-сочинение об одном известном вам обычае, связанном со свадьбой у бурят, у русских.
  2. Выпишите из текста собственно бурятские слова, зачем их вводит автор?
  3. В тексте есть выражение «белое угощение». Что это: а) метафора б)сравнение, в) эпитет? Объясните свой выбор.

Лингвистические задания

  1. Образуйте все возможные формы причастий отглагола «разносить», покажите, как шел процесс образования, выделите основу, суффикс.
  2. В слове «Суш…ый»(творог) обозначьте орфограмму. К какой части речи принадлежит данное слово: причастию, отглагольному прилагательному, глаголу?
  3. Из предложения под звездочкой выпишите словосочетание с видом связи управление
  4. Найдите и выпишите сложноподчиненное  предложение, в состав которого входит неопределенно-личное предложение.

№4

         «Почему у меня нет крыльев?-кричал Табангут -  этот несчастный вербдюд так тихо шагает! Эх, крылья беркута бы мне…»

Степь тихо дышала. Лениво растянувшись, она спала под тонким снежным покрывалом. Табангут знал, что первым же ветром сметет с лица земли этот свежий снежок и унесет на Хинган. И те высокие лесистые горы примут весь снег на себя. Сквозь туманную мглу медленно поднималось светило. Подул легкий ветерок – тумана как не бывало. Табангут взглянул вдаль : там, над степью , возвышаются величественные горы, а не облака. Он подумал: «Гоби-пустыня страшная. Здесь звенящее безмолвие дп сплошные миражи». Парень подъехал к крохотной палатке. Палатка была открыта настежь, и он издали увидел в ней голого монгола. Арат, выдернув рубаху, осматривал ее. Перед монголом едва дымился очаг. Табангут невольно подумал о том, какая разная жизнь на земле и какие разные люди населяют ее. Вот такой же человек, как и все люди, а при таком морозе силит голый в открытой палатке, будто в июльскую жарынь. Монгол пригласил Табангута поесть с ним сочной баранины, приправленной диким сушенным луком и чесноком.

Задания по развитию речи.

  1. Дайте характеристику  Табангуту.
  2. В каком предложении заключена основная мысль данного текста? Согласны вы с ней? Напишите мини-сочинение, доказав или опровергнув эту мысль?
  3. Какие средства выразительности использованы  для описания для описания увиденного героем?

Лингвистические задания

  1. Сколько пунктационно-смысловых  отрезков в последнем предложении? Назовите их. Какие отрезки выделены знаками, какие разделены?
  2. В тексте есть слово «Первый». Какой частью речи оно является? Употребите его в качестве прилагательного, местоимения, напишите устойчивый оборот, в состав которого оно не входит.

№5

        Собака-друг человека, это знает каждый:взрослый,ребенок, старый, юный. А что ты знаешь о Щенке?

        У монгольских народов щенок-член семьи, когда его брали в семью, хозяину при этом дарили хадаг, а собаке-матери дарили праздничную похлебку. Щенку торжественно надевали специальный ошейник, щенка тщательно отбирали. Пушистый хвост сулил храбрый характер. Рыжей собаке приписывали способность предчувствовать затмение солнца и луны. Силой отличался черный щенок с белой грудью. Отважными  сулили  стать щенки красноглазые, с черными веками. Собака, у которой ноги в черно-белую крапинку, могла принести в дом достаток. Если кончик хвоста белый, собака будет вороватой. Для охоты выбирали щенка с вытянутой мордой.

        Узнав у ламы или шамана хороший день для приема щенка, хозяин приносил его к юрте. Порог щенок должен был переползти сам. Ему давали лизнуть молоко, а потом –пищу. Чтобы щенок стал большим, как лев, за ухом и кончик хвоста мазали топленым маслом. Собаки получали клички сильных зверей, птиц или черты характера человека: медведь, ястреб, быстрый, дворовой и т.д.

В дни Сагаалгана собакам давали особую, праздничную мясо-молочную пищу. И, умирая или погибая на посту, собака-труженица удостаивалась самых высоких почестей, над ней совершали обряд. Какой?

Задания для развития речи.

  1. Озаглавьте текст, выразив в заглавии удивление тем, что вы узнали о щенках, используя частицы.
  2. Какие клички собак вы знаете, что в них отражено?
  3. Напишите мини-сочинение или продолжив текстдиктанта, или ответив на вопрос, что вы знаете о повадках щенка.

Лингвистические задания.

  1. Обозначьте орфограмму в слове»топле…ым»(маслом)
  2. Среди слов  похлебка, погибая, повадки, вытянутая найдите слово, состоящее из корня, приставки, одного суффикса и окончания.

№6

 Крапива- одно из самых любопытных растений. Во-первых, зачем ей жалитьс? А между тем природа ничего напрасно не делает.

 Как только появляется признак какой-нибудь человеческой деятельности,как только появляется человеческое жилье, крапива тут как тут. Выкопайте колодец среди чистой поляны, вокруг которой на километр не росло ни одно  крапивинки, тотчас ваш колодец окружит зеленой толпой неизвестно откуда взявшаяся крапива. Поставьте сруб, соорудите погреб, поднимите забор, сложите поленницу дров, высыпьте мусор или щепки, крапива тут как тут!

Может быть , она знает, что, где есть человек, там возможны  и разные человеческие бедствия: пожар, война, голод, болезни? Может быть, она заранее предлагает себя на выручку, как весьма  питательная и целебная трава? Ведь она особенно буйствует там, где действительно замечается человеческое бедствие, неблагополучие.. О, раздолье крапиве от края и до края на месте исчезающих домов, деревень, сел!

 Ну, положим, крестьяне-то многие  уезжают в города, но крапива, конечно, не может разобраться во всех социальных тонкостях. Она видит, что исчезают дома, оставляя после себя ямы и кирпичные трубы. Она думает, что исчезают дома, оставляя  после себя ямы и кирпичные трубы, она думает, что  тут бедствие, неблагополучие, и набрасывается, и растет на покинутых пепелищах, в то время как бывшие хозяева домов благополучно работают, ходят в гости, кино…

Задания по развитию речи

  1. Какую функцию выполняет текст: информационную, воздействующую(пробудить интересу широкого круга читателей у крапиве), популизаторскую (информация излагается в доступной для любого читателя форме)?
  2. Укажите, какими из перечисленных ниже средств достигается эмоциональность текста:
  • Олицетворение
  • Градация
  • Синтаксический параллелизм
  • Риторические вопросы
  • Метафоры
  • Ряды однородных членов
  • Сравнения
  • Ирония
  • Парцелляция
  • Сочетание книжной лексики с разговорной
  • Восклицательные предложения

3. Напишите мини-сочинение о пользе крапивы.

Лингвистические задания

  1. Выпишите слова, которые являются вводными, употребите их как самостоятельные члены предложения. Какими частями речи они станут?
  2. Выделите орфограмму в слове»поле…ица»
  3. Из 2-го абзаца выпишите фразеологизм
  4. Определите способ образования слова»побуждение» и разберите его по составу.

 

№7

1.Долго стояла  река Селенга свинцовой бугристой, и по ней уже давно перестали ездить  и ходить.2. У берега то открывались полыньи, то снова задергивались тонким ледком. 3. А посередине реки все еще была видна проезжая дорога с темными глубокими бороздами от машин и саней, лошадиным пометом и рассыпанной соломой.

4. И вот как-то ночью пронесся сильный горный ветер, и льдины тронулись. Даже издали можно было услышать  гуканье , треск, стрельбу, шелест, шипение, звон.

5. А утром, когда проглянуло солнце, открылась раздольная сердцу картина. 6. Как не бывало зимней дороги!7. Полным ходом двигался лед.8. Глыбы его грудились, подступали  к берегу, весело и дружно напирали друг на друга и мчались дальше, точно табун необъезженных лошадей.

9. Одни льдины были голубовато-зеленые, другие –белоснежные, но больше , всего виднелось, зернисто-серых  разбухших от воды  и солнца. 10. Что они выделывают , разбуженные от зимней спячки!

11.Раздробленные светлые льдинки, подбрасываемые вверх, звенели чистейшим хрусталем. 12. Глухо, как в пустом  зале, бухали при столкновении гладкие, крепкие прозрачные глыбы, металлическими стружками скрежетал твердый колотый лед, пел мелодично, будто подражая перебору струн.

Задания по развитию речи

  1. Какое чувство испытывает автор, наблюдая  за первым ледоходом? Докажите это, проводя слова из текста.
  2. Перечитайте 5-8  предложения. С помощью каких средств выразительности автор рисует картину ледохода?
  3. Какой фрагмент текста можно отнести к типу описания,почему?

Лингвистические задания

  1. Определите тип сказуемого в 3-м предложении.
  2. Выпишите из 3-го предложения словосочетания, имеющие строение сущ.+сущ. И грамматическое значение «предмет и его признак»
  3. Постройте словообразовательные цепочки, после чего разберите по составу слова «необъезженных» и «мелодично».
  4. Определите, к каким частям речи относится один, другие, больше (9 предложение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочный материал при подготовке к заданию В 8 (ЕГЭ по русскому языку)

Справочное пособие по средствам выразительности (В8). Позволяет организовать подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Есть проверочные задания и ключи....

Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С1 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С2 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С3 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С4 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С4 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...

Материал для подготовки с заданию С5 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)

Материал для подготовки с заданию С5 ЕГЭ (задания для разбора + раздаточный материал)...