Задание 16 ЕГЭ. Русский язык.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Предварительный просмотр:
Русский язык. ЕГЭ. Задание 16
Алгоритм выполнения задания 16.
- Подчеркните основы, определите, какое предложение перед вами: простое или сложное.
- Если предложение сложное, ССП, то там перед союзом И, ДА и др. ставится запятая. Ислючения будут составлять предложения, если его части имеют общий ВЧП, общее вводное слово, общую интонацию.
- Если предложение простое с ОЧ, применяете правило расстановки знаков препинания при ОЧП. Обратите внимание одиночным, повторяющимся или составным союзом связаны ОЧП.
ССП – сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами (и, а, но, однако, зато, или, либо, то – то, не то – не то и др.)
Обычно в ССП запятая ставится
- Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет. Было душно, и мы открыли окна. Уже вечер, и хочется спать. То моросил дождь, то падали хлопья снега.
Не будет запятой в ССП, если:
- В начале первого простого предложения есть общий ВЧП
В ПАРКЕ играл оркестр и пел народный хор.
- Если простые предложения имеют общее вводное слово
ПО СЛОВАМ ОХОТНИКОВ, зверь в этом лесу вывелся и птица исчезла.
- Общая восклицательная и вопросительная интонация
Как ярко светит солнце и как красиво море!
Когда вы приедете еще раз и сможем ли мы встретиться?
- Есть общее придаточное предложение
КОГДА МАМА ВОШЛА В КОМНАТУ, ваза лежала на полу и дети пытались их собрать.
Знаки при ОЧП
Если нет союзов, то ОЧП разделяются запятой.
, ,
- При одиночном союзе
и
или
либо
, а
но
да (но)
однако
зато
- При повторяющихся союзах
и , и В ВАЗЕ СТОЯЛИ И РОЗЫ, И ТЮЛЬПАНЫ
, и , и в ВАЗЕ СТОЯЛИ РОЗЫ, И ТЮЛЬПАНЫ, И ГВОЗДИКИ
НО! и , и УЧИТЕЛЮ ПОДАРИЛИ АСТРЫ И ФЛОКСЫ, ЛИЛИИ И ГЛАДИОЛУСЫ.
то , то НА УЛИЦЕ СЕГОДНЯ ТО ДОЖДЬ, ТО СНЕГ.
не то , не то ЗА ОКНАМИ НЕ ТО СНЕГ, НЕ ТО ГРАД.
ни , ни ОН НЕ ВЫУЧИЛ НИ МАТЕМАТИКУ, НИ ИСТОРИЮ.
- ПРИ СОСТАВНЫХ СОЮЗАХ
НЕ ТОЛЬКО , НО И НА ВЫПУСКНОЙ ПРИШЛИ НЕ ТОЛЬКО ДЕТИ, НО И РОДИТЕЛИ.
КАК , ТАК И МЫ ИЗУЧАЛИ КАК ГЕОГРАФИЮ, ТАК И ГЕОЛОГИЮ.
НЕ СТОЛЬКО , СКОЛЬКО
Он не столько хотел поступить в вуз, сколько доказать свою состоятельность
ЕСЛИ НЕ , ТО
ОН БУДЕТ ПОСТУПАТЬ ЕСЛИ НЕ НА РЕЖИССЕРА, ТО НА СЦЕНАРИСТА.
!!! в ПРЕДЛОЖЕНИИ МОЖЕТ БЫТЬ НЕСКОЛЬКО РЯДОВ ОДНОРОДНЫХ ЧП.
Девушка собирала в лесу грибы и ягоды и клала их в корзину.
1 ряд: собирала и клала (однородные сказуемые)
2 ряд: грибы и ягоды (однородные дополнения)
РАЗБЕРЕМ ПРИМЕРЫ. Выбери предложения, где нужна одна запятая.
- Все уселись вокруг разостланной скатерти и принялись за паштет и прочие яства.
- Ты камень подкати или влезь на дерево или встань на скамью.
- Здесь по ночам ухает филин и тоскливо надрывается кукушка.
- Район со своими увалами и ухабами с лесами и полянами обладал десятками микроклиматов.
- Грибы увлекают все дальше и дальше в лес и можно заблудиться.
- Предложение простое, так как одна основа: все уселись и принялись. Но оно имеет ОЧП, причем однородных здесь два ряда.
1 ряд ОЧП: уселись и принялись – однородные сказуемые
2 ряд ОЧП: принялись (за что?) за паштет и яства – однородные дополнения
Запятая не нужна
- Предложение простое, с однородными сказуемыми.
Подкати или влезь или встань – повторяющийся союз ИЛИ
, или , или
Ставим две запятых
- Предложение имеет 2 основы: ухает филин, надрывается кукушка; значит, предложение сложное, ССП. Казалось бы, запятая перед И необходима. Однако в предложении есть общий второстепенный член: это обстоятельство ЗДЕСЬ, который относится и к первой, и ко второй части предложения.
Запятая не нужна
- Предложение простое, так как основа одна: район обладал, однако оно имеет ряд ОЧП, которые объединены попарно: УВАЛАМИ И УХАБАМИ, ЛЕСАМИ И ПОЛЯНАМИ
и , и
запятая одна
- В предложении две основы: грибы увлекают, можно заблудиться. Значит, предложение сложное, ССП. Поскольку нет общих компонентов у частей, запятую ставим.
Запятая одна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности компетентностно-ориентированных заданий по русскому языку
Данный материал был использован на семинаре по новым образовательным стандартам....
Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс
Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...
тестовые задания по русскому языку
Проверочная работа по теме «Морфемика»Укажите слово с нулевым окончанием:красивыйнавсегдапишущийуехалУкажите слово, от которого образовалось существительное «учитель»учебаучительницаучитьнаучитьсяукаж...
Тренировочные задания по русскому языку ГИА задание А3
Знакомство с тестовыми заданиями ГИА задание А3...
Тренировочные задания по русскому языку ГИА задание А5
Тестовые задания для учащихся при подготовке к ГИА по русскому языку...
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"
Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...