Конспект урока русского языка «Семь чудес порядковых числительных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Автор: Лодыгина Оксана Сергеевна.
УМК: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.
Класс: 6.
Тема: «Порядковые числительные».
Тип: урок изучения нового материала.
Внимание!
Маршрутный лист учеников создан таким образом, чтобы его легко было распечатать, согнуть и превратить в книжку.
То есть порядок расположения листов таков: последний-первый, предпоследний-второй и так далее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта | 76 КБ |
Маршрутный лист для учеников | 808.38 КБ |
Презентация | 2.96 МБ |
Простой и подробный маршрутный лист для учителя | 822.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
«Семь чудес порядковых числительных»
Ничто так не развивает ум,
как путешествие.
Эмиль Золя
Автор: Лодыгина Оксана Сергеевна.
УМК: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.
Класс: 6.
Тема: «Порядковые числительные».
Тип: урок изучения нового материала.
Цели: | Задачи: | Планируемый результат |
|
| Умение правильно употреблять порядковые числительные в речи.
|
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
- Развивать умение анализировать свою деятельность и осуществлять самооценку. | ||
- Развивать коммуникативную компетенцию учащихся: диалогическую и монологическую речь, сотрудничество и ответственность за общий результат, умение работать в паре и в группе. | ||
- Развивать кругозор учащихся. | ||
- Создавать условия для формирования активной жизненной позиции. | ||
- Воспитывать уважение к истории и культуре. | ||
- Воспитывать любовь к путешествиям и сознавать их как способ познания мира и самих себя. |
Краткая пояснительная записка к конспекту:
Урок «Семь чудес порядковых числительных» - четвертый в разделе «Имя числительное». Подробному изучению порядковых числительных уделяется один час, поэтому тип урока – изучение нового материла. Также урок включает элементы повторения пройденного.
«Семь чудес порядковых числительных» - это урок-путешествие. Он позволяет соотнести семь свойств порядковых числительных с семью античными чудесами света. Такое объединение русского языка и истории повысит интерес учащихся к теме урока, укрепит их мотивацию и позволит создать крепкие мнемонические связи между полученными знаниями. Содержание урока полностью соответствует содержанию параграфа 70, посвященного порядковым числительным.
На уроке используются следующие формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая работа и работа в паре. Такие разнообразные формы работы позволят ученикам как самостоятельно сосредоточиться на поиске нового знания, так и усовершенствовать навык работы в команде. Взаимодействие и совместный поиск знания развивают ответственность и коммуникативные навыки. Кроме того, групповая форма работы позволяет охватить больший объем учебного материла за более короткий срок.
На уроке используются следующие методы работы: эвристический (частично-поисковый) и исследовательский. Ученики двигаются от практики к теории, самостоятельно формулируют свойства порядковых числительных, наблюдая за языковым материалом. Получение знаний и контроль усвоения материала происходят с помощью следующих приёмов: работы с маршрутным листом, работы с эпиграфом, фронтального опроса, работы с текстом, выполнения разнообразных заданий к нему, чтения и пересказа текста. Структурирование знаний происходит с помощью кластера.
На уроке используется следующее оборудование: мультимедийный проектор, маршрутные листы.
Ход урока
№ | Название этапа | Цель этапа | Форма работы | Методы и приемы работы | Описание содержания этапа | Формируемые универсальные учебные действия | |||
В деятельности учителя | В деятельности обучающихся | ||||||||
Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | |||||||
1. | Мотивационно-целевой этап. | 1.Подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока 2. Актуализировать знания об имени числительном и настроить на получение новых. | Коллективная | Слово учителя. Фронтальный опрос. Работа с эпиграфом. Формулирование целей и задач. | Приветствует учеников. Задаёт вопросы, демонстрирует слайды презентации. | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. Смотрят слайды презентации. Знакомятся с маршрутным листом, приступают к его заполнению, формулируют тему, цель и задачи. | Целеполагание. Планирование. Прогнозирование. | Планирование учебного сотрудничества с учителем. Выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение диалогической речью. | Самостоятельное выделение и формулирование цели и задач. |
2. | Операционально-познавательный этап. | Вспомнить, на какие вопросы отвечают порядковые числительные. | Коллективная | Работа с текстом. Фронтальный опрос. Метод самопроверки. Эвристический метод. | Задаёт вопросы, демонстрирует слайды презентации. Отвечает на вопросы. | Работают с маршрутным листом. Работают с текстом. Отвечают на вопросы, работают с текстом. Смотрят слайды презентации. Вспоминают и формулируют знания о порядковых числительных. Осуществляют рефлексию, задают вопросы. | Самоконтроль. Коррекция. Планирование. Самооценка. Саморегуляция. | Развитие диалогической речи. Участие в коллективном обсуждении. Постановка вопросов и познавательная инициативность. | Поиск и выделение необходимой информации. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Вспомнить значение порядковых числительных. | Индивидуальная | Самостоятельная работа с текстом, выполнение задания к тексту. Метод самопроверки. Эвристический метод. | |||||||
Получить новые знания о склонении порядковых числительных. | Групповая | Работа с текстом, выполнение заданий к тексту: склонение числительных, работа с таблицей, наблюдение над языковым материалом. Эвристический метод, самостоятельное формулирование новых знаний. | Организует работу в группах, выслушивает результаты работы. Демонстрирует слайды презентации. Отвечает на вопросы. | Работают с маршрутным листом. Работают с текстом – в группах, выполняют задания к ним. Самостоятельно формулируют свойства порядковых числительных. Представляют результаты работы в группах. Осуществляют рефлексию, задают вопросы. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Контроль, коррекция, оценка действий партнера. Развитие монологической речи. | Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Доказательство. Выдвижение гипотез и их обоснование. | |||
Познакомиться с орфографическими особенностями порядковых числительных. | Парная. | Работа с текстом, выполнение задания. Эвристический метод, самостоятельное формулирование новых знаний. | Организует самостоятельную работу и работу в парах. Задаёт вопросы, демонстрирует слайды презентации. | Работают с маршрутным листом. Работают с текстом, выполняют задание, формулируют орфографическое правило. Смотрят презентацию. Осуществляют рефлексию, задают вопросы. | |||||
Коллективная. | |||||||||
Подвести итоги, сформулировать семь свойств порядковых числительных. | Коллективная. | Кластер. | Задает вопросы. | Работают с кластером в маршрутном листе. Отвечают на вопросы, перечисляют семь свойств порядковых числительных. | Самооценка. Саморегуляция. Самоконтроль. | Развитие диалогической речи. Участие в коллективном обсуждении. Постановка вопросов и познавательная инициативность. | Структурирование знаний. | ||
3. | Рефлексивно-оценочный этап. | Проанализировать результаты учебного процесса, осуществить самооценку деятельности на уроке. | Индивидуальная. | Рефлексия «Продолжи утверждение» с возможностью выбора. Самооценка работы на уроке. Заполнение поля «Места, в которых я хотел бы побывать». | Задает вопросы, организует рефлексивно-оценочную деятельность. | Отвечают на вопросы, отслеживают выполнение цели и задач. Выполняют рефлексивные задания в маршрутном листе. |
Предварительный просмотр:
МЕСТА, В КОТОРЫХ
Я ХОТЕЛ БЫ ПОБЫВАТЬ:
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
Урок разработала и провела Лодыгина Оксана Сергеевна.
Картинки взяты с сайта-стока: https://www.istockphoto.com/ru.
03.03.2020
Урок-путешествие
«Семь чудес _______________________ числительных»
Ничто так не развивает ум,
как путешествие.
Эмиль Золя
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
ПУТЕШЕСТВЕННИКА:
______________________________
______________________________
Урок-путешествие
«Семь чудес порядковых числительных»
Тема: «Порядковые числительные».
Цель: научиться правильно употреблять порядковые числительные в речи.
Задачи:
| |
| |
| |
| |
| |
|
Домашнее задание:
- § 70 на стр. 49 читать.
- Заполнить пустые страницы в маршрутном листе.
- Задание по желанию: сочинение на тему «Семь чудес Вологды». Объекты, о которых вы будете рассказывать, выбирайте на своё усмотрение – как подскажет сердце.
- Задание по желанию: нарисовать герб порядковых числительных.
Рефлексия
Выбери одно из утверждений, приведенных ниже, и продолжите его. Если останется время – можешь выбрать несколько утверждений.
1. Сегодня на уроке я узнал _________________________ ____________________________________________________________
____________________________________________________________
2. Сегодня у меня получилось__________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________3. Сегодня меня порадовало____________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
4. После сегодняшнего урока мне захотелось___________________ ____________________________________________________________
____________________________________________________________
А теперь оцени свою работу на уроке отметкой от 2 до 5.
Я ставлю себе за урок «Семь чудес порядковых числительных» оценку:
_____________________________________
Сюда поставь свою подпись:
_____________________________________
Кластер
«Семь чудес порядковых числительных»
Я понял полностью/частично/совсем не понял свойства порядковых числительных.
______________чудо света – пирамиды Египта
Египетские пирамиды — это древние каменные сооружения пирамидальной формы, расположенные в Египте. Они
созданы в период от две тысячи семисотого до (1780) ______________________________________________________ года до нашей эры.
Большая часть пирамид была построена в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта.
Первое чудо порядковых числительных: _______________
_________________________________________________________
Мне понятно/ не понятно это свойство порядковых числительных.
Второе чудо света – Висячие сады Семирамиды
Висячие сады Семирамиды – это сооружение с каскадом многоуровневых садов, где росли деревья, кустарники и виноградные лозы. Композиция производила впечатление большой зелёной горы. Они созданы вавилонской королевой Семирамидой примерно с шестьсот пятого по (562)___________________________________ ________________________________________________________ год до нашей эры.
Второе чудо порядковых числительных: ________________
_________________________________________________________
Мне понятно/ не понятно это свойство порядковых числительных.
Седьмое чудо света – Фаросский маяк в Александрийском порту
Задание: прочитайте текст, впишите окончания в словосочетания после текста. Сделайте вывод о том, в каком падеже существительные, называющие месяцы, присоединяются к порядковым числительным.
Седьмое чудо света - маяк на острове Фарос, расположенной около египетского города Александрии. Многие века это было одно из самых высоких сооружений в мире.
Десятого марта тысяча девятьсот девяносто четвертого года
археологи обнаружили фрагменты маяка на дне моря. Двадцать второго июня две тысячи восьмого года Министерство Египта решило превратить древние руины в подводный музей.
Третье январ__, тридцать первое декабр__, второе июн__.
Седьмое чудо порядковых числительных: ________________
____________________________________________________________
Мне понятно/ не понятно это свойство порядковых числительных.
Шестое чудо света – Колосс Родосский
Колосс Родосский - огромная бронзовая фигура бога Солнца Гелиоса.
Воздвигнут примерно в трехсотом году до нашей эры, но уже через полвека был уничтожен землетрясением.
В двухтысячном году был предложен проект с почти двухсотмиллионным бюджетом: воссоздать статую в виде световой инсталляции.
300→ ____________________________
2 000→ ___________________________
200 000 000 → __________________ __________________________________
Шестое чудо порядковых числительных: ____________________________________________________________
____________________________________________________________
Мне понятно/ не понятно это свойство порядковых числительных.
Третье чудо света – храм Артемиды в Эфесе
Задание: 1) Прочитайте текст, выделите числительные.
2) Попробуйте поизменять числительное «шестой» по падежам, числам и родам, вписывая в пропуски формы слова и подбирая подходящие словосочетания.
3) Сделайте вывод о том, как изменяются порядковые числительные – это и будет третье чудо. Запишите его.
Храм Артемиды в Эфесе - греческий храм, посвящённый богине Артемиде. Находился в городе Эфесе, в настоящее время располагается в Турции. Создан в шестом веке до нашей эры.
И.п. - шестой век Р.п. - _______________________ Д.п.- _______________________ Т.п. - _______________________ Мужской род: шестой век. Женский род: ________________ Средний род:_________________ | |
Единственное число: шестой век Множественное число: ____________________________________ |
Третье чудо порядковых числительных: ___________________
_________________________________________________________
Мне понятно/ не понятно это свойство порядковых числительных.
Четвертое чудо света – гигантская статуя Зевса в Олимпии
Задание: 1) Прочитайте текст, найдите и выпишите в каждый столбик таблицы по одному порядковому числительному в И.п., ед. ч., м. р.
2) Подумайте, чем они отличаются, запишите различия во вторые строки каждого столбика.
3) Сделайте вывод о том, какими бывают порядковые числительные – это и будет их четвертое чудо. Запишите его.
Четвертое чудо света – это гигантская статуя Зевса в Олимпии, созданная около четыреста тридцатого года до нашей эры. Она была выполнена из слоновой кости и достигала в высоту семнадцати метров – примерно с пятиэтажный дом.
___________________ ___________________ | _______________________________________ _______________________________________ |
Четвертое чудо порядковых числительных: _______________
____________________________________________________________
Мне понятно/ не понятно это свойство порядковых числительных.
Пятое чудо света – мавзолей в Галикарнасе
Задание: 1) Прочитайте текст, выделите порядковые числительные.
2) Измените составное порядковое числительное по падежам, вписав недостающие формы слова в пустые строки.
3) Сделайте вывод о том, как изменяются составные порядковые числительные – это и будет пятое чудо. Запишите его.
Мавзолей в Галикарнасе – это гробница царского наместника, сооружённая в середине четвертого века до н. э. Она имеет черты архитектуры соседнего царства — Ликии, завоёванного наместником примерно в триста шестидесятом году до н. э.
И.п. – триста шестидесятый год
Р.п. - ________________________________________________года
Д.п.- ________________________________________________ году
В.п. - триста шестидесятый год
Т.п. - _______________________________________________годом
П.п. - о триста шестидесятом годе.
Пятое чудо порядковых числительных:____________________________________________________________________________
Мне понятно/ не понятно это свойство порядковых числительных.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ничто так не развивает ум, как путешествие. Эмиль Золя
Урок-путешествие «Семь чудес порядковых числительных» Тема : «Порядковые числительные». Цель : научиться правильно употреблять порядковые числительные в речи.
Урок-путешествие «Семь чудес порядковых числительных» Задачи : Вспомнить , на какие вопросы отвечают порядковые числительные. Вспомнить значение порядковых числительных. Узнать , как изменяются порядковые числительные. Вспомнить простые и составные числительные, соотнести это знание с порядковыми числительными. Узнать , как изменяются составные порядковые числительные. Узнать орфографические особенности порядковых числительных . Подвести итоги и оценить свою работу.
Домашнее задание: § 70 на стр. 49 читать. Заполнить пустые страницы в маршрутном листе. Задание по желанию: сочинение на тему «Семь чудес Вологды». Объекты, о которых вы будете рассказывать, выбирайте на своё усмотрение – как подскажет сердце . Нарисовать герб порядковых числительных.
Египетские пирамиды
Первое чудо света - Египетские пирамиды Египетские пирамиды — это древние каменные сооружения пирамидальной формы , расположенные в Египте. Они созданы в период от две тысячи семисотого до тысяча сем ь сот вос ь мидесятого года до нашей эры .
Первое чудо порядковых числительных: отвечают на вопрос какой ?
Второе чудо света – Висячие сады Семирамиды
Второе чудо света – Висячие сады Семирамиды Висячие сады Семирамиды – это сооружение с каскадом многоуровневых садов, где росли деревья, кустарники и виноградные лозы. Композиция производила впечатление большой зелёной горы. Они созданы вавилонской королевой Семирамидой примерно с шестьсот пятого по пят ь сот шест ь десят второй год до нашей эры.
Второе чудо порядковых числительных : обозначают порядок при счёте .
Урок-путешествие «Семь чудес порядковых числительных» Задачи : Вспомнить , на какие вопросы отвечают порядковые числительные. Вспомнить значение порядковых числительных. Узнать , как изменяются порядковые числительные. Вспомнить простые и составные числительные, соотнести это знание с порядковыми числительными. Узнать , как изменяются составные порядковые числительные. Узнать орфографические особенности порядковых числительных . Подвести итоги и оценить свою работу.
Урок-путешествие «Семь чудес порядковых числительных» Задачи : Вспомнить , на какие вопросы отвечают порядковые числительные. Вспомнить значение порядковых числительных. Узнать , как изменяются порядковые числительные. Вспомнить простые и составные числительные, соотнести это знание с порядковыми числительными. Узнать , как изменяются составные порядковые числительные. Узнать орфографические особенности порядковых числительных . Подвести итоги и оценить свою работу.
Урок-путешествие «Семь чудес порядковых числительных» Задачи : Вспомнить , на какие вопросы отвечают порядковые числительные. Вспомнить значение порядковых числительных. Узнать , как изменяются порядковые числительные. Вспомнить простые и составные числительные, соотнести это знание с порядковыми числительными. Узнать , как изменяются составные порядковые числительные. Узнать орфографические особенности порядковых числительных. Подвести итоги и оценить свою работу.
Групповая работа 1-я колонка находит третье чудо света – Храм Артемиды в Эфесе . 2-я колонка находит четвертое чудо света – гигантскую статую Зевса в Олимпии . 3-я колонка находит пятое чудо света – мавзолей в Галикарнасе .
Третье чудо света – храм Артемиды в Эфесе.
Третье чудо порядковых числительных : изменяются по падежам, числам и родам.
Четвертое чудо света – гигантская статуя Зевса в Олимпии
Четвертое чудо порядковых числительных : бывают простыми и составными.
Пятое чудо света – мавзолей в Галикарнасе Изображение взято из игры «Цивилизация V »
Пятое чудо порядковых числительных : в составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.
Урок-путешествие «Семь чудес порядковых числительных» Задачи : Вспомнить , на какие вопросы отвечают порядковые числительные. Вспомнить значение порядковых числительных. Узнать , как изменяются порядковые числительные. Вспомнить простые и составные числительные, соотнести это знание с порядковыми числительными. Узнать , как изменяются составные порядковые числительные. Узнать орфографические особенности порядковых числительных. Подвести итоги и оценить свою работу.
Урок-путешествие «Семь чудес порядковых числительных» Задачи : Вспомнить , на какие вопросы отвечают порядковые числительные. Вспомнить значение порядковых числительных. Узнать , как изменяются порядковые числительные. Вспомнить простые и составные числительные, соотнести это знание с порядковыми числительными. Узнать , как изменяются составные порядковые числительные. Узнать орфографические особенности порядковых числительных. Подвести итоги и оценить свою работу.
Шестое чудо света – Колосс Родосский
200→ дву хс отый. 5 000→ пят ит ысячный. 3 000 000 → тре хм иллионный.
Шестое чудо порядковых числительных : числительные на -сотый, - тысячный, -миллионный , - миллиардный пишутся слитно.
Седьмое чудо света – Фаросский маяк в Александрийском порту
Седьмое чудо порядковых числительных : при указании даты имена существительные присоединяются к порядковым числительным в Р. п.
Урок-путешествие «Семь чудес порядковых числительных» Задачи : Вспомнить , на какие вопросы отвечают порядковые числительные. Вспомнить значение порядковых числительных. Узнать , как изменяются порядковые числительные. Вспомнить простые и составные числительные, соотнести это знание с порядковыми числительными. Узнать , как изменяются составные порядковые числительные. Узнать орфографические особенности порядковых числительных. Подвести итоги и оценить свою работу.
Урок-путешествие «Семь чудес порядковых числительных» Задачи : Вспомнить , на какие вопросы отвечают порядковые числительные. Вспомнить значение порядковых числительных. Узнать , как изменяются порядковые числительные. Вспомнить простые и составные числительные, соотнести это знание с порядковыми числительными. Узнать , как изменяются составные порядковые числительные. Узнать орфографические особенности порядковых числительных. Подвести итоги и оценить свою работу.
Урок-путешествие «Семь чудес порядковых числительных» Задачи : Вспомнить , на какие вопросы отвечают порядковые числительные. Вспомнить значение порядковых числительных. Узнать , как изменяются порядковые числительные. Вспомнить простые и составные числительные, соотнести это знание с порядковыми числительными. Узнать , как изменяются составные порядковые числительные. Узнать орфографические особенности порядковых числительных. Подвести итоги и оценить свою работу.
Закрепление
Цель : научиться правильно употреблять порядковые числительные в речи.
Цель : научиться правильно употреблять порядковые числительные в речи.
Благодарю вас за наше путешествие! В презентации использованы картинки с сайта-стока https://www.istockphoto.com/ru
Предварительный просмотр:
Приложение № 1. Конспект урока
Урок-путешествие
«Семь чудес _______________________ числительных»
Ничто так не развивает ум,
как путешествие.
Эмиль Золя
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
ПУТЕШЕСТВЕННИКА:
______________________________
______________________________
- Добрый день, ребята! Сегодня урок буду вести я: зовут меня Оксана Сергеевна. Я желаю вам продуктивной работы и хорошего настроения, ведь для него так много поводов – праздники, весна, а также неумолимо приближающееся лето.
Это значит, что сейчас самое время мечтать о путешествиях, но ведь чтобы захотеть побывать в каком-то месте, надо о нём сначала узнать
Сегодня мы с вами будем путешествовать по просторам морфологии и по чудесным местам нашего мира.
Откладывайте новые знания во внутреннюю библиотеку своей памяти, а новые места – в шкатулку самых сокровенных желаний.
Для того, чтобы наше путешествие было интересным и познавательным, я подготовила для вас маршрутные листы. Положите их перед собой, но не открывайте, все внимание сосредоточьте на обложке (СЛАЙД №1). Найдите надпись «Маршрутный лист путешественника» и впишите в пустые строки свои имя и фамилию. Этот лист - ваш.
- Теперь отыщите на обложке маршрутного листа эпиграф. Прочитайте его.
(Эпиграф – это цитата, помещаемая во главе произведения или его части). (СЛАЙД №2).
- Как вы думаете, почему французский писатель Эмиль Золя сказал, что путешествия развивают ум?
- Пришло время обратить внимание на заголовок в самом верху обложки. Какая часть речи спряталась в нём?
- Правильно, имя числительное. Какие разряды числительных вам известны? (Количественные и порядковые).
Урок-путешествие
«Семь чудес порядковых числительных»
Тема: «Порядковые числительные».
Цель: научиться правильно употреблять порядковые числительные в речи.
Задачи:
Вспомнить, на какие вопросы отвечают порядковые числительные. | |
Вспомнить значение порядковых числительных. | |
Узнать, как изменяются порядковые числительные. | |
Вспомнить простые и составные числительные, соотнести это знание с порядковыми числительными. | |
Узнать, как изменяются составные порядковые числительные. | |
Узнать орфографические особенности порядковых числительных.
|
Домашнее задание:
- § 70 на стр. 49 читать.
- Заполнить пустые страницы в маршрутном листе.
- Задание по желанию: сочинение на тему «Семь чудес Вологды». Объекты, о которых вы будете рассказывать, выбирайте на своё усмотрение – как подскажет сердце.
- Подумайте, какие числительные пригодятся нам для путешествия: помогут найти поезд, например двести девятнадцатый. Или посадочное место, например, шестьдесят второе. Или узнать, в каком году построена та или иная достопримечательность, например, в тысяча пятьсот шестьдесят пятом.
- Правильно, в нашем сегодняшнем путешествии мы будем разгадывать загадки порядковых числительных. Впишите слово «порядковых» в пустую строку заголовка.
- Скажите, а чему учит нас такой предмет, как русский язык? (Правильно говорить и писать).
- И какова будет цель нашего путешествия? (Правильно употреблять ПИЧ в речи). (СЛАЙД №3).
- Для того чтобы достичь цели, нам нужно выполнить ряд задач.
- Для начала, что вы уже знаете о ПИЧ, что нам нужно вспомнить?
- Что нового нужно узнать?
- Хорошо, а теперь откройте свой маршрутный лист и пробегитесь глазами по первой странице первого разворота. Запомните цель и задачи. (СЛАЙД №4).
- Теперь обратите внимание на домашнее задание. (СЛАЙД №5).
______________чудо света - Египетские пирамиды
Египетские пирамиды — это древние каменные сооружения пирамидальной формы, расположенные в Египте. Они созданы в период от две тысячи семисотого до (1780) ______________ ________________________________________ года до нашей эры.
Большая часть пирамид была построена в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта.
Первое чудо порядковых числительных: ______________________
________________________________________________________________
Порядковые числительные отвечают на вопросы какой по счету, который.
Мне понятно/ не понятно это свойство порядковых числительных.
- Начнем наше путешествие! Взгляните на изображение (СЛАЙД №6). Что вы видите? (Египетские пирамиды).
- Правильно! Обратите внимание на заголовок второй страницы первого разворота вашего маршрутного листа. Какое слово нужно вписать, чтобы он стал понятным? («Первое»).
- Верно. Вписывайте и думайте, к какой части речи относится это слово. (Имя числительное).
- К какой группе числительных оно относится? (Порядковое).
- Правильно, а теперь обратите внимание на крестик, расположенный над словом «чудо» и стрелочку к слову «первое». Догадайтесь, что от вас требуется (Поставить вопрос к слову «первое»).
- И какой вопрос мы зададим? (Какое?).
- Правильно. Вписывайте и думайте, у какой части речи мы встречали такой же вопрос? (У имени прилагательного).
- Верно, а теперь обратимся к тексту, расположенному на этой странице. Прочитаем его, проговаривая порядковое числительное, расположенное в скобках. (Читают текст).
- Молодцы, а теперь впишите имя числительное прописью, а над стрелочкой надпишите вопрос.
- Какой вопрос вы задали? (Года какого? тысяча семьсот восьмидесятого).
- Молодцы. Проверьте себя по слайду (СЛАЙД №7).
- Итак, давайте сформулируем новое знание, которое и станет первым чудом порядковых числительных, которое мы обрели с помощью Египетских пирамид. Запишите его. (СЛАЙД №8).
- Понятно ли вам первое свойство ПИЧ? Найдите соответствующую подпись, выберите нужный вариант, подчеркните. Поделитесь со мной, задайте вопросы, если они возникли.
Второе чудо света – Висячие сады Семирамиды
Висячие сады Семирамиды – это сооружение с каскадом многоуровневых садов, где росли деревья, кустарники и виноградные лозы. Композиция производила впечатление большой зелёной горы.
Они созданы вавилонской королевой Семирамидой примерно с шестьсот пятого по (562) _______________________ _____________________________________________________________ год до нашей эры.
Второе чудо порядковых числительных: ________________
_________________________________________________________
Порядковые числительные обозначают порядок при счете.
Мне понятно/ не понятно это свойство порядковых числительных.
.
- Далее мы с вами отправимся в древний город Вавилон за следующим чудом порядковых числительных. (СЛАЙД №9).
- Это изображение – фантазия о том, как могло выглядеть это чудо света, потому как до нашего времени оно не сохранилось.
- Теперь обратите внимание на первую страницу второго разворота в вашем маршрутном листе. Самостоятельно прочитайте текст, впишите недостающее ПИЧ прописью.
- Проверьте себя по слайду (СЛАЙД №10).
- Пришло время нам подумать о значении ПИЧ. Сформулируйте его и запишите как второе чудо ПИЧ.
- Проверяем. (СЛАЙД №11).
- Понятно ли вам свойство ПИЧ? Найдите соответствующую подпись над картинкой, выберите нужный вариант, подчеркните. Поделитесь со мной, задайте вопросы, если они возникли.
- (СЛАЙД №12-13-14). Вернемся к первому развороту и подумаем, какие задачи мы выполнили. Поставим галочки. Задач ещё много, а времени у нас – не так уж. Какая форма работы поможет нам сделать больше работы за более короткий срок?
- Групповая!
- Отлично, делимся на группы и отправимся сразу в три маленьких путешествия к чудесам. Внимательно слушайте, к какому чуду света отправится ваша группа (СЛАЙД №15).
1-я колонка находит третье чудо света – храм Артемиды в Эфесе.
2-я колонка находит четвертое чудо света – гигантскую статую Зевса в Олимпии.
3-я колонка находит пятое чудо света – мавзолей в Галикарнасе.
Выполните задания, расположенные на страницах вашего чуда света. Я выдаю вам лист групповой оценки. Решите, кто будет заполнять его, а кто будет отвечать от имени группы. Сохраняйте тишину.
Третье чудо света – храм Артемиды в Эфесе
Задание: 1) Прочитайте текст, выделите числительные.
2) Попробуйте поизменять числительное «шестой» по падежам, числам и родам, вписывая в пропуски формы слова и подбирая подходящие словосочетания.
3) Сделайте вывод о том, как изменяются порядковые числительные – это и будет третье чудо. Запишите его.
Храм Артемиды в Эфесе - греческий храм, посвящённый богине Артемиде. Находился в городе Эфесе, в настоящее время располагается в Турции. Создан в шестом веке до нашей эры.
И.п. - шестой век Р.п. - _______________________ Д.п.- _______________________ Т.п. - _______________________ Мужской род: шестой век. Женский род: ________________ Средний род:_________________ | |
Единственное число: шестой век Множественное число: ____________________________________ |
Третье чудо порядковых числительных: ___________________
_________________________________________________________
Мне понятно/ не понятно это свойство порядковых числительных.
Группа №1.
- Взгляните на изображение храма (СЛАЙД №16). Так это чудо могло выглядеть много лет назад, а сегодня от него остались только руины.
- Первая группа, поведайте нам, что вы узнали 1) о храме 2) о порядковых числительных.
- Сформулируйте третье чудо порядковых числительных: о каком их свойстве мы узнали? (ПИЧ изменяются по падежам, числам, родам).
- Как называется процесс изменения по падежам, числам и родам? (Склонение).
- Какой части речи подобно такое изменение? (Имени прилагательному).
- Отлично, запишите третье чудо ПИЧ. (СЛАЙД №17).
- Понятно ли вам свойство ПИЧ? Найдите соответствующую подпись над картинкой, выберите нужный вариант, подчеркните. Поделитесь со мной, задайте вопросы, если они возникли.
- Двигаемся дальше.
Четвертое чудо света – гигантская статуя Зевса в Олимпии
Задание: 1) Прочитайте текст, найдите и выпишите в каждый столбик таблицы по одному порядковому числительному в И.п., ед. ч., м. р.
2) Подумайте, чем они отличаются, запишите различия во вторые строки каждого столбика.
3) Сделайте вывод о том, какими бывают порядковые числительные – это и будет их четвертое чудо. Запишите его.
Четвертое чудо света – это гигантская статуя Зевса в Олимпии, созданная около четыреста тридцатого года до нашей эры. Она была выполнена из слоновой кости и достигала в высоту семнадцати метров – примерно с пятиэтажный дом.
___________________ ___________________ | _______________________________________ _______________________________________ |
Четвертое чудо порядковых числительных: _______________
____________________________________________________________
Мне понятно/ не понятно это свойство порядковых числительных.
Группа №2.
- Посмотрите на изображение статуи Зевса (СЛАЙД №18). Примерно так она могла выглядеть много лет назад.
- Вторая группа, поведайте нам, что вы узнали о чуде света и о порядковых числительных.
- Сформулируйте четвертое чудо порядковых числительных: о каком их свойстве мы узнали? (бывают простыми и составными).
- Отлично, запишите четвертое чудо ПИЧ. (СЛАЙД №16).
- Понятно ли вам свойство ПИЧ? Найдите соответствующую подпись над картинкой, выберите нужный вариант, подчеркните. Поделитесь со мной, задайте вопросы, если они возникли.
- Двигаемся дальше.
Пятое чудо света – мавзолей в Галикарнасе
Задание: 1) Прочитайте текст, выделите порядковые числительные.
2) Измените составное порядковое числительное по падежам, вписав недостающие формы слова в пустые строки.
3) Сделайте вывод о том, как изменяются составные порядковые числительные – это и будет пятое чудо. Запишите его.
Мавзолей в Галикарнасе – это гробница царского наместника, сооружённая в середине четвертого века до н. э. Она имеет черты архитектуры соседнего царства — Ликии, завоёванного наместником примерно в триста шестидесятом году до н. э.
И.п. – триста шестидесятый год
Р.п. - ________________________________________________года
Д.п.- ________________________________________________ году
В.п. - триста шестидесятый год
Т.п. - _______________________________________________годом
П.п. - о триста шестидесятом годе.
.
Пятое чудо порядковых числительных:____________________________________________________________________________
Мне понятно/ не понятно это свойство порядковых числительных.
Группа №3.
- Взгляните на изображение мавзолея (СЛАЙД №20). Так это чудо могло выглядеть много лет назад.
- Третья группа, расскажите нам, что вы узнали о чуде света и о порядковых числительных.
- Сформулируйте четвертое чудо порядковых числительных: о каком их свойстве мы узнали? (В составных порядковых числительных изменяется только последнее слово)
- Отлично, запишите четвертое чудо ПИЧ. (СЛАЙД №21).
- Понятно ли вам свойство ПИЧ? Найдите соответствующую подпись над картинкой, выберите нужный вариант, подчеркните. Поделитесь со мной, задайте вопросы, если они возникли.
Я ставлю оценки каждой группе. Если вы чувствуете, что мало поработали в группе, снизьте свою оценку на балл.
Физкультминутка
- Я называю порядковые числительные вперемешку с количественными. Если звучит порядковое – встаете. Если количественное – хлопаете в ладоши.
Два, второй, шестьдесят пять, семнадцать, девятьсот первый, сорок второй, триста, шестой, двадцать пятый, трехмиллионный, семь тысяч триста, седьмой.
- Хорошо, сели, успокоились. Посмотрели на меня, затем на соседа по парте, на дверь, на окно, а теперь опустили глазки в свой маршрутный лист и нашли чудо №6.
Шестое чудо света – Колосс Родосский
Колосс родосский - огромная бронзовая фигура бога Солнца Гелиоса.
Воздвигнут примерно в трехсотом году до нашей эры, но уже через полвека был уничтожен землетрясением.
В двухтысячном году был предложен проект с почти двухсотмиллионным бюджетом: воссоздать статую в виде световой инсталляции.
200→ ____________________________
5 000→ ___________________________
3 000 000 → _______________________________________________
Шестое чудо порядковых числительных: ________________
____________________________________________________________
Мне понятно/ не понятно это свойство порядковых числительных.
- Вернемся к списку наших задач на первом развороте. Напротив каких пунктов мы поставим галочки? Что нам осталось? (СЛАЙД №22-23).
- Правильно, мы переходим к особенностям орфографии.
- Вам знакома эта статуя? (СЛАЙД №24).
- Правильно, это Колосс Родосский.
- А теперь поработаем в парах, чтобы вы могли быстро и легко справиться с моим заданием.
Задание: прочитайте текст о шестом чуде света про себя и выполните задание после текста: от указанных цифрами чисел образуйте порядковые числительные. В орфографии опирайтесь на образцы в тексте. Работайте в паре, сравнивайте свои варианты, обсуждайте формулировку правила. Сохраняйте тишину.
- Проговорим ваши ответы.
- Проверим себя по слайду. (СЛАЙД №25).
- Давайте сделаем вывод о том, как пишутся ПИЧ на -сотый, -тысячный, -миллионный, - миллиардный. (Пишутся слитно).
- Запишите шестое чудо ПИЧ, слайд № 21 поможет вам. (СЛАЙД №26).
- Понятно ли вам свойство ПИЧ? Найдите соответствующую подпись над картинкой, выберите нужный вариант, подчеркните. Поделитесь со мной, задайте вопросы, если они возникли.
- Двигаемся дальше.
Седьмое чудо света – Фаросский маяк в Александрийском порту
Седьмое чудо света - маяк на острове Фарос, расположенной около египетского города Александрии. Многие века это было одно из самых высоких сооружений в мире.
Десятого марта тысяча девятьсот девяносто четвертого года
археологи обнаружили фрагменты маяка на дне моря. Двадцать второго июня две тысячи восьмого года. Министерство Египта решило превратить древние руины в подводный музей.
Третье январ__, тридцать первое декабр__, второе июн__.
Седьмое чудо порядковых числительных: ________________
____________________________________________________________
Мне понятно/ не понятно это свойство порядковых числительных.
- И последнее чудо света, которое мы сегодня посетим в поисках новых знаний о порядковых числительных – это Фаросский маяк. (СЛАЙД №22).
Взгляните на его изображение. Прочитайте текст вслух.
- Под текстом расположены словосочетания: впишите недостающие окончания.
- Проговорим ваши ответы.
- В каком падеже употреблены ИС, соединенные с ПИЧ? (В родительном).
- Записываем седьмое чудо света: при указании даты имена существительные употребляются с порядковым числительным в родительном падеже. (СЛАЙД №28).
- Понятно ли вам свойство ПИЧ? Найдите соответствующую подпись над картинкой, выберите нужный вариант, подчеркните. Поделитесь со мной, задайте вопросы, если они возникли.
- Вернёмся к нашим задачам. (СЛАЙД №29-30).
Кластер
«Семь чудес порядковых числительных»
Я понял полностью/частично/совсем не понял.
- А теперь давайте подведем итоги нашего путешествия и перечислим все семь чудес порядковых числительных. Обратимся к кластеру на последнем развороте. Перечислим свойства.
- Порядковые числительные отвечают на вопрос какой по счету? или который?
- Порядковые числительные обозначают порядок при счете.
- Порядковые числительные изменяются по падежам, родам и числам, как и имена прилагательные.
- Порядковые числительные бывают простыми (из одного слова) и составными (из нескольких).
- У составных порядковых числительных при склонении изменяется только последнее слово.
- Порядковые числительные на -сотый, -тысячный, -миллионный, - миллиардный пишутся слитно.
- При указании даты имена существительные, называющие месяцы, употребляются с порядковым числительным в родительном падеже.
- Понятны ли вам свойства ПИЧ? Найдите соответствующую подпись над картинкой, выберите нужный вариант, подчеркните. Поделитесь со мной, задайте вопросы, если они возникли.
- Вернемся к списку наших задач и поставим заветную последнюю галочку. (СЛАЙД №31).
- Что поможет нам правильно использовать порядковые числительные в речи? (словоизменение, орфография).
- Вспомним нашу цель, достигли ли мы её? (СЛАЙД №32-33).
- Хорошо, значит, наше путешествие выдалось удачным и античные чудеса света многому научили нас.
Рефлексия
1. Сегодня на уроке я узнал _________________________ _______________________________________________________________
(для детей с рациональным мышлением)
2. Сегодня у меня получилось____________________________________
_______________________________________________________________
(для деятелей)
3. Сегодня меня порадовало______________________________________
________________________________________________________________
(для эмоционалов)
4. После сегодняшнего урока мне захотелось_______________________ _______________________________________________________________
(для интуитов)
А теперь оцените свою работу на уроке отметкой от 2 до 5.
Я ставлю себе за урок «Семь чудес порядковых числительных» оценку
_____________________________________
- Откройте последний разворот, называющийся «Рефлексия».
Выберите одно из утверждений и продолжите его. В нижней части листа найдите поле для оценки и поставьте себе оценку за урок.
- Кто-нибудь хочет озвучить, что у него получилось?
(СЛАЙД №34)
Взгляните на свой маршрутный лист с обратной стороны. Там есть место для того, чтобы записать ваши мечты о путешествиях. Я сердечно благодарю вас за прошедший урок и желаю вам много новых знаний и как можно больше ярких и интересных путешествий!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинения по русскому языку "Семья - убежище души"
Сочинения учащихся на школьный конкурс в рамках предметной недели по русскому языку...
Конспект урока по русскому языку "Семь цветов деепричастия". 6 класс.
Тема: "Семь цветов деепричастия".Цель: • познакомить учащихся с понятием о деепричастии;• подготовить учащихся к восприятию орфограмм и пунктограмм по теме.Оборудование: музыкально...
План- конспект урока "Алиса в стране чудес"
План-конспект урока "Алиса в стране чудес"....
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...
Конспект урока в 5 классе "Чудеса Морфемики"
Тема: «Повторение по теме «Морфемика».Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала, урок рефлексии.Цели урока: повторить изученные орфограммы по теме &laqu...
Конспект урока в 5 классе "Чудеса Морфемики"
Тема: «Повторение по теме «Морфемика».Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала, урок рефлексии.Цели урока: повторить изученные орфограммы по теме &laqu...
Методическая разработка Подготовка к итоговому сочинению по русскому языку "Семь шагов к успеху"
quot;По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Мы мое определить степень интеллектуальности человека",- утвердал Д.С.Лихачев.Вот и часть С по ...