Краеведение на уроках немецкого языка (в сельской школе)
рабочая программа по немецкому языку по теме
Демократизация и гуманизация школы, проводимая в нашей стране, требует обновления процесса воспитания. Одним из ведущих принципов становится принцип культурообразности, который предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с нормами национальной культуры и региональными традициями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
краеведение на уроках немецкого языка | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Краеведение на уроках немецкого языка
(в малокомплектной сельской школе)
2008 год
Краеведение на уроках немецкого языка
Демократизация и гуманизация средней школы, проводимая в нашей стране, требует обновления процесса воспитания. Одним из ведущих принципов становится принцип культурообразности, который предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с нормами национальной культуры и региональными традициями.
Нынешнее время – это время, когда, люди, наконец, становятся мудрее, бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к своим обычаям и нравам, к своим корням. Это серьезное желание восстановить прерванную связь времен. Человек, с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. Еще Пушкин заметил, что уважение к минувшему – черта, отличающая образованность от дикости.
Овладение учащимися ценностями родной культуры делает их восприятие иных культур более точным, глубоким, всесторонним. «Ноша культурных ценностей – писал академик Д.С.Лихачев – ноша особого рода. Она не утяжеляет наш шаг вперед, а облегчает. Чем большими ценностями мы владеем, тем более изощренным и острым становится наше восприятие иных культур. Каждая из культур той или иной страны становиться для интеллигентного человека «своей культурой», своей глубоко личной, ибо познание своего сопряжено с познанием чужого».
Даная работа очень актуальна, поскольку в условиях выхода из кризиса российского общества патриотическое воспитание молодежи начинается с воспитания любви к своей малой родине и становится одним из главных условий выживания наций.
Привлечение краеведческих материалов резко повышает мотивацию учения, а всем известно, что обучение без мотивации неэффективно. Приобщение к истории и культуре родного края содействует развитию познавательной деятельности, то есть школьники не только осваивают программный материал, но и знакомятся с конкретными фактами, что делает процесс обучения особенно эффективным.
Возможности, которые представляет данный курс, позволят всем интересующимся краеведением ближе и полнее узнать свою малую родину. Ведь любить свой край, развивать чувство ответственности за его сегодняшний и завтрашний день – важнейшая образовательная и воспитательная задача. Объектом познания становится родной край. Краеведческая работа нравственно обогащает, интеллектуально и физически развивает, целенаправленно вовлекает в различные сферы поисково-исследовательской деятельности не только педагогов и учеников, но и их родителей, близких.
Цели и задачи:
Главной целью программы является развитие и совершенствование коммуникативной и социокультурной компетенции учащихся, а также расширение содержательной основы обучения иностранному языку за счет овладения учащимися определенным объемом краеведческих знаний, а также:
- способствовать развитию мировоззрения школьников в духе нового мышления, эстетических взглядов;
- формировать эмоционально-целостное отношение к миру;
- повысить степень учебных навыков (самостоятельности и самодеятельности) в русле учебного предмета с ориентацией на знание истории своей страны, воспитания любви и бережного отношения к созданному руками человека и самой природой;
- обеспечить непосредственное деятельное участие школьников в конкретных мероприятиях для совершенствования знаний по данному предмету;
- организовать социально-значимую деятельность через воспитание любви к родному краю, физическое и психическое оздоровление и развитие коммуникативных способностей.
Перспективы распространения результатов работы:
Результаты, полученные в процессе реализации планов, будут иметь положительное воздействие на развитие познавательного интереса учащихся к культуре, истории, природе родного края, проведение заочных экскурсий по родному краю поможет учащимся овладеть навыками экскурсионной работы.
В сельской малокомплектной школе нецелесообразно проводить целый региональный курс. Чтобы не нарушать целостности занятий сведения о регионе можно сообщать фрагментарно, в связи с изучаемой темой, отводя для этого 7-10 минут урока или при планировании использовать резервное время на проведение таких уроков.
Данная программа основана на принципах развивающего обучения и предполагает, что в ходе обучения иностранному языку помимо формирования знаний и умений надо развивать творческие элементы в учебной деятельности.
При организации работы по программе необходимо учитывать следующие факторы:
- программа является дополнением к существующему учебно-методическому комплексу под редакцией И.Л. Бим. Предполагается дополнить серию уроков по темам учебника изучением краеведческого материала, расширить лексический запас;
- введение краеведческой информации на уроках иностранного языка следует начинать с начальной ступени обучения, чтобы язык стал для учащихся источником новых знаний;
- изучение каждой темы должно быть построено на базе получения определенной информации о стране изучаемого языка и дополнения соответствующей информации о своей малой родине;
- важно так предъявить краеведческие факты, чтобы обеспечить активную деятельность учащихся с ними, использовать разнообразные проблемные и игровые приемы обучения, которые стимулировали бы учебно-познавательную деятельность.
- необходимо помнить, что краеведческий материал и формы работы с ним должны соответствовать возрастным особенностям учащихся и уровню владения иностранным языком;
- изученный материал должен активно использоваться в речевой деятельности, только тогда он будет храниться в памяти учащихся.
Методы и формы организации обучения:
словесные – беседа, рассказ;
наглядные – иллюстрации, предметы, фотографии, слайды, использование Интернет;
практические – выполнение заданий, пересказ, составление диалога;
репродуктивные – составление ответа по образцу;
проблемно- поисковые – коллективное обсуждение, организация ролевых игр, составление рекламы, коллаж;
методы самостоятельной, парной, групповой работы.
Стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности происходит благодаря созданию положительных эмоций в ситуациях общения, занимательности и новизне содержания, ролевым играм и поощрению.
Важной особенностью является возрастная и интеллектуальная доступность изучаемого материала для учащихся. Следуя возрастному принципу, различают 3 уровня усвоения краеведческой информации на уроках иностранного языка: эмоциональный (2-4 классы), познавательный (5-7 классы) и социально-личностный (8-9 классы).
Основываясь на специфике возраста 2-4 классов – приверженности к ярким краскам, образам, событиям, любознательности, я использую следующие методы работы: изучение народных сказок, музыки, декоративно-прикладного искусства, рассказы о ярких исторических событиях Нижегородчины и родного края. Краеведческая информация должна носить занимательный характер.
Спецификой возраста 5 – 7 классов является активизация познавательно-поисковой деятельности, активизация мыслительной деятельности, склонность к рассуждениям, выявлению причинно-следственных связей и событий. Способы работы: создание проблемных ситуаций, вопросы на размышление, сравнение и анализ, защита собственных гипотез, разгадки древних тайн, создание презентаций о памятных местах родного края, изучение жизни и творчества великих людей Лукояновского района.
Спецификой возраста 8-11 классов является ориентация сознания на самого себя, ученикам присущ повышенный интерес к своей личности, происходит
процесс самопознания. В центре внимания оказываются сложные вопросы, связанные с такими формами общественного сознания, как политика и мораль, потребность обсуждения политических, нравственных и эстетических проблем. Способы работы: диспуты, обсуждения, споры, научная конференция, проект.
Формы контроля:
- тесты, кроссворды на проверку усвоения лексического материала;
- тесты на выбор правильного ответа из нескольких вариантов;
- составление связных монологических высказываний по темам;
- составление диалогов и полилогов по темам;
- составление проектов и их защита;
- самоконтроль.
Методическое обеспечение:
- тексты;
- тесты, кроссворды;
- фотографии;
- выставочные экспонаты школьного музея и музеев соседних сел Чиргуши (мордовское) и Елфимово (выходцы из Белоруссии);
- Интернет.
Региональный компонент
в преподавании немецкого языка в школе
2-4 класс
Тема по учебному плану | Краеведческая тема | Класс | задания |
Откуда мы родом? | 2 | 1. Чтение географических названий местности. 2. Употребление лексики по теме в изученных образцах. 3. Рождественские праздники. 4. Русские и мордовские сказки. | |
«Сабина охотно идет в школу» «Осень» | Лукояновская осень. Праздники. | 3 | 1. Новое в школе (музыка, ИЗО, народное творчество) 1.Что растет у нас в деревне? 1. Пасха |
5-7 класс
Тема по учебному плану | Краеведческая тема | Класс | Задания |
«Старый немецкий город.Что в нем? | Здания в нашем селе. | 5 | 1. Составь план строений нашего села. |
«Кто где работает?» | Профессии нашего района. | 5 | 1. Кем работают твои родители? Кто по профессии были бабушки и дедушки? |
«У наших друзей дома». | Убранство деревенского дома. | 5 | 1. Нарисуй дом своих предков. 2. Расскажи о современном доме в деревне. |
«За окнами листопад» | Осень на Нижегородчине. | 6 | 1. Осень на юге области. 2. Расскажи о нашем лесе и его обитателях. 3. Составь коллаж по теме «Растения и животные села, занесенные в красную книгу.» |
«Свободное время …» | Семейные увлечения. | 6 | 1. Расскажи о семейных реликвиях. 2. Увлечения моей бабушки. |
«Поездка с классом по Германии» | Национальные блюда. | 6 | 1. Читаем рецепты русских и мордовских блюд. |
«Веселый маскарад» | Одежда. | 6 | Праздник «Удивительная корзина» |
«Что мы называем своей родиной?» | Города, реки, озера, территориальное деление, языки и народы Нижегородской области. | 7 | 1. Проект «Край мой родной». 2. Наши соседи – будаки и мордва. 3. Между Дивеевым и Б.Болдиным. |
«Лицо города – визитная карточка страны» | У истоков: история заселения, кустарные промыслы. Лукоянов – город молодых. | 7 | 1. Экскурсия в Лукояновский краеведческий музей. 2. «Поташ, бочки, сани , валенки, мочало…» 3. «Лукоянов – город студентов.» |
Движение в современном городе. Как ориентируются в городе?» | Транспортные средства лукояновского района | 7 | 1. Составьте схему маршрута «Лукоянов – Никулино» |
«На селе есть тоже много интересного». | Традиции и обычаи соседних сел. | 7 | 1.Проект «Моя малая родина» 2. Заочная экскурсия в соседние села Елфимово (выходцы из Белоруссии) и Чиргуши (мордовское село) |
«Давайте вместе заботиться о нашей планете Земля» | Природные богатства Лукояновского района. | 7 | 1. «Роща Магницкого»- 2. Знаешь ли ты природу Лукояновского района? |
8-11 класс
Тема по учебному плану | Краеведческая тема | Класс | Задания |
«Хорошо было летом!» | Известные места отдыха на Нижегородчине | 8 | 1. Расскажи об экскурсиях в Дивеево, Б.Болдино 2. Праздники лета: Троица, Ивана Купалы. |
«Мы готовимся к поездке по Германии». | Нижний Новгород – четвертый по величине город России | 8 | 1. Составьте коллаж по теме «Любимые места нижегородцев. 2. Составьте сообщение на тему «Край наш Лукояновский», «Моя деревня» 3. Составьте экскурсию по теме «Делаем покупки в сельском магазине». |
«Поездка по Германии». | Лукояновский район – крупный сельскохозяйственный центр на юге Нижегородчины | 8 | 1. Нарисуй схему путешествия по Лукояновскому району с достопримечательностями 2. Ролевая игра «Мы идем в гости» |
«Каникулы и книги». | История в лицах. Поэты Земли Лукояновской | 9 (10) | 1. Сообщение « Мельников-Печорский -первый исследователь мордвы». 2. «Сколько тут неописуемого горя!» В.Г.Короленко и его общественная столова в с.Елфимово. Экскурсия в село Елфимово. 3. «Пушкин в Лукоянове» |
«Современ-ная молодежь. Какие у нее проблемы?» | Исторический экскурс. | 9 (10) | 1. Создайте плакат по теме «Школа: вчера и сегодня». Соберите различные фотографии, рисунки, которые отражают школьную жизнь в разное время. |
«Будущее начинается уже сегодня. Как обстоят дела с выбором профессии? | Наши земляки – известные люди | 9 (10) | 1. Диспут: «Какое учебное заведение выбрать в Лукояновском районе или уехать?» 2. «Их имена примером будут всем». |
«СМИ – четвертая власть» | Районная газета и ее корреспонденты | 9 (10) | «Читая подшивки газет…» - составь список односельчан, которые в разные годы являлись корреспондентами газеты «Лукояновская правда» |
Экология | Географическое положение и природные условия Лукояновского района | 10 | 1. Конференция «Саврасовские разработки циркония – за и против». 2. Составьте схему прудов и родников своего села. 3. Напишите письмо в молодежный журнал «Проблема защиты окружающей среды». |
Литература | 11 | Создайте лексикон местных поэтов А.И.Глазова , П.Коротина, Г.Горшенкова | |
Искусство | Культурная жизнь Лукояновского района | 11 | Посещение выставочного зала в лукояновском ДК, а затем описание понравившейся картины. |
Музыка | 11 | Создайте коллаж «Молодежь и музыка в селе» | |
Профессия | Образовании в Нижегородской области | 11 | Составьте экскурсию по Нижегородчине «Куда пойти учиться? |
Таким образом, использование краеведческого материала в обучении немецкому языку повышает эффективность педагогического процесса, однако требует от учителя учета возрастных особенностей учащихся, уровня их языковой подготовки, современных творческих приемов развития личности школьников в условиях малокомплектной сельской школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект.«Краеведение на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности как условие развития национального самосознания учащихся»
Обращение к данному проекту продиктовано теми изменениями, которые происходят в нашем обществе в условиях мировой интеграции, глобализации и формирования единого информационного пространства: ...
Краеведение на уроках эрзянского языка в начальной школе
Выступление на педагогическом совете...
Экологическое краеведение в условиях сельской малокомплектной школы
Рассматриваются цель и основные задачи экологического краеведения, показывается опыт работы по изучению и охране природы родного края, приводятся данные об изученных популяциях охраняемых растен...
Доклад Тема: «Приобщение обучающихся группы к краеведению и истории России в школе –интернат VIII вида»
Доклад Тема: «Приобщение обучающихся группы к краеведению и истории России в ...
Организация преподавания предмета "Краеведения" в Ивановской на Лехте школе
В материале рассказывается об организации краеведческого образования в условиях сельской школы по методике Пестолоцци...
Литературное краеведение на уроках литературы при изучении регионального компонента в средней школе
Литературное краеведение на уроках литературы при изучении регионального компонента в средней школе. Краеведческая работа представляет возможность реализовать идею межпредметных связей, органично с...