Статья " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"
статья по русскому языку (5 класс)

Лодыгина Оксана  Сергеевна

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА" включает игровые задания, которые можно использовать на уроках русского языка в 5-6 классах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Автор:  Лодыгина Оксана Сергеевна,  

учитель русского языка и литературы,  

МОУ «СОШ № 28» г. Вологды

Вологда

2020

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………..3
  2. Понятие образовательной технологии………………………………….…..4
  3. Игровые технологии…………………………………………………………5
  4. Применение игровых технологий на уроках русского языка……….…….6
  5. Заключение………………………………………………………………….22
  6. Список литературы………………………………………….………………23

Введение

Повышение качества обучения — актуальная проблема методики преподавания русского языка. Время предъявляет все более высокие требования к уровню интеллекта школьников, ведь мир совершенствуется и усложняется, а объем накопленной человечеством информации увеличивается в геометрической прогрессии. Школа должна идти в ногу со временем, а потому в современной методике с каждым годом происходят разнообразные изменения — изменяются содержание и структура образования, совершенствуются формы, методы и приёмы обучения.

Современные образовательные стандарты предполагают переход к компетентностному подходу в обучении. Задача сегодняшнего учителя заключается не только в том, чтобы помогать ученикам получать образование в виде системы знаний, умений, навыков. Необходимо всесторонне развивать познавательные и творческие способности, воспитывать многогранную личность, способную не только к обучению, но и к самообучению, а также умеющую самостоятельно принимать решения, решать проблемы и ориентироваться в любой, даже незнакомой ситуации.  Для того чтобы достичь этих целей, учителю необходимо выходить за рамки стандартной формы «фронтальный опрос   новый материал  закрепление   домашнее задание» и применять на уроках разнообразные образовательные технологии. С помощью этого можно научить школьников самостоятельно добывать информацию, создать комфортную учебную среду для развития, самопознания и самовыражения, сформировать у учащихся навыки самообразования. 

Использование разнообразных педагогических технологий на уроках русского языка создаст необходимые условия для обеспечения современного качества образования и будет способствовать формированию ключевых образовательных компетенций.

Понятие образовательной технологии

Понятие технология (от греческого techne – искусство, мастерство, умение, logos - учение) осмысляется и трактуется по-разному. Понятие «технология» появилось вместе с техническим прогрессом. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля под технологией понимается «совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве»[13,с.404]. В «Толковом словаре» С. И. Ожегова технология определяется как «совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства, ср.: «Технология – это одновременно система совокупности знаний, умений, навыков, методов, способов деятельности и алгоритм, научная разработка решения каких-либо проблем» [12, с.708]. М. В. Кларин разъясняет этот термин как системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [9 , с.256]. В. М. Монахов понимает под педагогической технологией — это продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [с.258].

В современной методике под педагогической технологией понимают последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса  [Сластенин 1998: 330].

Развитие науки и техники расширило возможности человека, позволило разработать новые образовательные технологии, связанные с информационными ресурсами. Использование на уроках русского языка компьютеров,  проекторов, электронных досок увеличивает ассортимент приемов и методов, доступных учителю-словеснику, позволяет подавать учебный материал ярко, наглядно и разнообразно, использовать визуальную и аудиальную информацию. К сожалению, не все школы не все школы на данный момент имеют необходимое компьютерное оснащение, а потому и не все учителя могут применять на своих уроках информационно-коммуникационные педагогические технологии.

В современной методике существуют и другие педагогические технологии:  

  • предметно-ориентированные технологии
  • технологии личностно-ориентированного обучения
  • технология эвристического обучения
  • диалоговые технологии
  • игровые технологии
  • здоровьесберегающие технологии.

Остановимся подробнее на рассмотрении игровых технологий.

Игровые технологии

Игра – древнейшая форма познания мира ребенком. В игре он ищет способы реализовать свои способности, постигает неизвестные ему ранее виды деятельности, учится достигать поставленной цели, контролировать свои действия, самостоятельно решать проблемы и ориентироваться в незнакомой ситуации. Игра помогает ученикам раскрыть свой творческий потенциал, активизирует воображение, креативность, коммуникабельность, а также вносит приятное разнообразие в учебный процесс. Такой вид деятельности помогает уйти от статичности в обучении, взглянуть на учебный процесс с новой стороны, преподнести материал ярко и свежо.

Игровые технологии на уроках русского языка позволяют:

  • организовывать уроки в нетрадиционной форме;
  • облегчать решение учебной задачи и восприятие нового материала;
  • учитывать психологические особенности учеников разных возрастов;
  • схематизировать материал и представлять его наглядно и ярко;
  • развивать креативность и инициативность учащихся;
  • дифференцированно оценивать учебные компетенции учеников;
  • совершенствовать коммуникативные навыки и умение работать в команде, приучать участвовать в состязании, нести ответственность за успех и неудачу группы, быть готовым пребывать в конкурентной среде, правильно принимать победу и поражение;
  • предоставлять возможность свободно обмениваться мнениями;
  • увеличивать мотивацию и заинтересованность в учебном предмете;
  • закреплять, обобщать и систематизировать полученные знания;
  • расширять кругозор детей и повышать уровень их эрудиции.

Игра – это образовательная технология,  направленная на моделирование реальной действительности и форма активного обучения и организации учебной деятельности и способ формирования ключевых компетенций. Играя, школьник учится, не ощущая тяжести обучения.

Результатом учебной игры должны быть либо приобретение новых знаний, либо закрепление уже существующих. При этом игра может быть как самостоятельной методической единицей, так и элементом другой технологии обучения.

Применение игровых технологий на уроках русского языка 

В своей практической деятельности я часто использую игровые педагогические технологии как для знакомства с новым материалом, так и для контроля уровня усвоения знаний. При этом игровые задания могут быть направлены на изучение конкретного раздела языкознания или же соединять в себе многие. Далее приведу материалы, которые мне удалось придумать, собрать и попробовать применить на практике.

«Буквенная матрица»

Задание «Буквенная матрица» помогает в игровой форме провести терминологическую работу, а также развить внимательность и сообразительность.

Задание: найдите слова, связанные  синтаксисом, фонетикой, графикой  и орфоэпией в буквенной матрице. Слова могут быть расположены как по вертикали, так и по горизонтали.

ф

о

н

е

т

и

к

а

п

о

з

и

ц

и

я

г

б

к

з

в

у

к

т

е

м

у

и

е

с

п

н

с

г

в

е

й

й

т

с

с

д

п

л

л

о

у

т

к

о

р

е

ч

ь

и

ч

а

а

ь

о

д

к

о

к

н

д

й

а

и

н

я

р

р

е

в

л

м

я

г

к

о

с

т

ь

т

ч

е

н

н

о

е

г

т

о

о

с

о

г

л

а

с

н

ы

й

с

ж

р

е

о

с

т

б

л

я

к

о

и

й

т

о

а

а

л

о

т

ь

н

у

ф

с

н

е

к

м

ч

щ

ф

ь

у

ь

е

н

х

й

и

о

и

и

ы

е

е

и

с

у

е

е

н

о

а

с

р

а

а

в

т

е

к

т

ц

е

ш

ш

с

у

у

н

а

а

у

а

к

а

в

й

п

ш

ш

т

к

у

ы

ы

ы

к

н

у

й

о

й

й

ш

ш

ь

ц

ц

й

ц

ф

н

и

у

й

о

р

ф

о

э

п

и

я

ц

ц

ц

т

е

й

Ключ: 1. фонетика. 2. звук 3. твердость. 4. мягкость. 5. глухость. 6. звонкость. 7. согласный. 8. сонорный.  9. речь. 10. синтаксис. 11. словосочетание 12. подлежащее. 13. обстоятельство.14. орфоэпия. 15. цель. 16. парный.

«Языковед»

«Языковед» - игра, которая помогает закрепить изученные термины. Во время выполнения этого задания ученики испытывают свою память и сообразительность.

Задание: впишите в матрицу изученные вами слова-термины, связанные с языковедением. Постарайтесь вспомнить как можно больше.

л

е

к

с

и

к

о

л

о

г

и

я

и

н

г

в

п

я

з

ы

к

о

в

е

д

е

н

и

е

р

с

л

о

в

о

с

о

ч

е

т

а

н

и

е

т

д

и

л

к

о

а

ж

е

н

и

е

 «Глаголы в клетке»

Это задание позволяет закрепить знание такого понятия, как инфинитив, а также развивает внимательность и сосредоточенность.

Задание: найдите и выпишите 10 спрятанных глаголов в форме инфинитива. Они расположены в клеточках по вертикали и горизонтали.

C:\Users\км\Desktop\Безымянный.png

Кроссворды

Отличным способом проверить полученные знания являются разные виды кроссвордов. Такая логическая игра поможет ученикам легче усвоить лингвистические термины.

Кроссворд по теме «Морфемика»

2.

5.

3. 

5.

1.

1.

4.

2.

4.

По вертикали

1. Значимая часть слова.

2.  Морфема, находящаяся после корня и служащая для образования новых слов.

3. Морфема, находящаяся перед корнем и служащая для образования новых слов.

4. Все слово без окончания.

5. Значимая часть слова, которая является носителем его лексического значения.

По горизонтали

1. Изменяемая значимая часть слова, служащая для образования форм слова.

2. Слова, имеющие общий корень.

3. Раздел языкознания, изучающий морфемы.

4. Процесс образования новых слов.

5. Слово, употребленное в определенном числе, падеже, роде – это ____слова.

Кроссворд «Части речи»

1

5

2

3

5

4

1

3

2

4

По горизонтали

1. Часть речи, отвечающая на вопросы что делать? что сделать?

2. Часть речи, которая указывает на предмет или признак, не называя их.

3. Время глагола, при котором действию ещё только предстоит произойти.

4. Категория, по принадлежности к которой личные местоимения разделяются на три группы.

5. Часть речи, которая отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? и  обозначает признак действия.

По вертикали

1. Часть речи, обозначающая признак предмета.

2. Часть речи, обозначающая предмет.

3. Что обозначает глагол как часть речи?

4. Падеж, в форме которого слова отвечают на вопросы кому? чему?

5. Категория, свойственная различным частям речи и состоящая в распределении слов по группам, традиционно соотносимым с признаками пола или их отсутствием.

Синквейн

Синквейн – это логическая пирамида и, вместе с тем, творческая работа. Она имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк, каждая из которых составлена по строгим правилам: 1) Тема – имя существительное; 2) Описание – два имени прилагательных; 3) Действия – ри глагола; 4) Фраза, передающая отношение к теме или характеризующая ее; 5) Вывод – слово или словосочетание, синонимичное слову, обозначающему тему. Ученикам можно предлагать самостоятельное построение синквейнов или же дополнение логических пирамид, составленных учителем.

Далее – пример такого задания с продолжением синквейнов о разделах языкознания.

Задание: заполните пропуски в следующих синквейнах.

1. Синтаксис

2. …, …

3. Составляет, …, складывает.

4. Отношусь с почтением

5. К строителю предложений.

1. Фонетика

2. Воздушная, звонкая

3. Звучит, транскрибирует…

4. …

5. Повелительница звуков.

1. Графика

2. …,  …

3. Записывает, фиксирует, сохраняет

4. Учусь …

5. У начертательницы букв.

1. …

2. …, …

3. Учит произносить, озвучивать, ставить ударения

4. Делает мою речь грамотнее

5. …

«График падежей»

Игровое задание  «График падежей» позволяет потренировать учеников в определении падежей. Если они правильно определят их и соединят точки, получится смайлик.

Задание: у приведенных ниже имен существительных определи падеж и поставь в нужном месте точку на графике. Затем соедини линии так, чтобы получился известный тебе знак  виртуального общения.

        

1) Сказал девочке; 2) около стола; 3) рисую кистью;  4) у меня есть кот; 5) горжусь победой; 6) без пощады;  7) одолжил подруге.

 «Слово в слове»

«Слово в слове» - еще одна игра на знание лингвистических терминов.

Задание: вспомните и запишите  изученные вами слова-термины, связанные с языковедением. Требуется, чтобы каждое новое слово начиналось на букву слова-задачи. Не используйте одни и те же слова.

Образец:

С – синтаксис.

Л – лексика.

О – обстоятельство.

В – восклицание.

О – орфограмма.

Слова-задачи: 1) наука, 2) число, 3) буква, 4) знак, 5) звук, 6) рифма, 7) корень, 8) часть, 9) цель, 10) слог.

Игровые схемы

Совместное составление необычных схем помогает систематизировать теоретический материал и представить его наглядно, ярко и свежо.

 «Синтаксический человечек»

Задание: перечертите схему в тетрадь. Сформулируйте идею схемы.

C:\Users\км\Desktop\Безымянный.png

 «Лингвистические ёлочки»

Задание: перечертите схему в тетрадь, заполните пропуски.

C:\Users\км\Desktop\Безымянный.png

«Терминологический цветок»

Задание: впишите в схему изученные вами слова-термины, связанные с языковедением. Слова должны начинаться на букву, указанную в центре схемы. Постарайтесь вспомнить как можно больше слов

 «Терминологическая цепочка»

«Терминологическая цепочка» - игра, позволяющая ученикам вспомнить лингвистические термины и развить свою сообразительность.

Задание: впишите изученные вами слова-термины, связанные с языковедением. Каждое новое слово должно начинаться с последней буквы предыдущего, если это невозможно используется вторая буква с конца, затем третья и т.д. Выделяйте буквы, которые продолжают цепочку. Постарайтесь вспомнить как можно больше слов.

Лексикология – языкознание – интонация – цель – лексика  алфавит – текст – тема – азбука – антоним – многозначность – точка – корень – наречие – числительное – определение – норма  …

 «Домики слов»

«Домики слов» - игра, которая позволяет практически применять знания по лексике и учиться группировать слова.

Задание:  перечертите схему в тетрадь. Найдите домик для каждой пары слов, впишите их  в нужную часть схемы.  

Месяц (апрель), буря, печаль, красный, мчаться, могучий, верх, храбрец, бордовый,  киви (фрукт),  гиппопотам, черный, лук (оружие), скупой, коса (инструмент), зима, добрый, честный, ключ (родник), трус, друг, киви  (птица), бежать, лето,  багряный, радость, товарищ, коса (волосы), лживый, бегемот, месяц (луна), белый, сильный, злой, ураган, лук (овощ), ключ (от двери), жадный, алый, низ.

Метаграммы

Метаграмма – это загадка, по условиям которой из загаданного слова путем замены одной буквы другой, получается новое слово.

1.Со звуком с я не вкусна, но в пище каждому нужна.

С м берегись меня, не то я съем и платье и пальто.

2.С к я в школе на стене, горы, реки есть на мне.

С п – от вас не утаю – тоже в школе я стою.

3. Хоть мала я, но взгляни: весь мир в себе я отражаю.

Но к на ц перемени – я по болоту зашагаю.

4. Я цвет одинаковый часто имею: и с г зеленею, и с к зеленею.

Но с к вам со мною рискованно быть: могу и до слез довести, и убить.

5. С п я в доме, с в я в поле, с м я в море, с г – в футболе,

с к вбивают, с т взрывают, с д долину называют.

6. С б мучительной бывают, с м одежду пожираю,

с р актеру я нужна, с с для повара важна.

7. Конечно, метаграмма эта совсем проста и несложна:

Я с у далекая планета, а с и – я в Азии страна.

8. С глухим согласным наливаюсь в поле, со звонким - сам звеню я на раздолье.

9. С глухим траву она срезает, со звонким листья объедает.

10. С глухим согласным мы его читаем, со звонким – в нем мы обитаем.

11. Со звонкой на конце он значит примерно то же, что «не стар»,

Со глухой – по наковальне скачет, звенит в ушах его удар.

12. С глухим шипящим кругл, как мячик, со звонким – как огонь горячий.

13. С глухим шипящим я числительное, со звонким – имя существительное.

Ключ: 1. соль-моль 2. карта- парта 3. капля-цапля 4. луг-лук 5. пол- вол- гол- кол- тол- дол 6. боль- моль- роль- соль 7. уран- Иран 8. колос- голос 9. коса – коза 10. том- дом 11. молод- молот 12. шар – жар 13. шесть- жесть.

Логогрифы

Логогриф – это загадка, по условиям которой из загаданного слова путем добавления, отбрасывания или вставки нового звука или слога получается новое слово.

1. Я смерть и разрушенье сею, несу я гибель в дни войны.

Но о прибавь и я повею покоем мирной тишины.

2. Несет меня с трудом старик, но если ю прибавить, вмиг

К нему придет на помощь тот, кто без труда меня несет.

Ключ: 1. пушка-опушка 2. ноша-юноша.

Шарады

Шарада – это загадка, заключающаяся в том, что загаданное слово состоит из нескольких частей, каждое из которых может быть самостоятельным словом.

1. Ищи слог первый мой, В начале ноября ищи второй, А в дом жилой войдешь – там целое найдешь

2. Мой первый слог – число с нулями, у всех людей – последних два. А вместе – догадайтесь сами: всем городам она глава.

3. Два первых слога – пачка или связка, третий слог – зерновая культура, а целое – южное вечнозеленое дерево.

4. Первый слог – последняя буква алфавита, второй – детская заразная болезнь, а в целом – то, что выбрасывают, когда он нужен и поднимают, когда не нужен.

5. Два слога впереди – для освещения, а третий – личное местоимение. Все вместе – всемогущий царь,

Страною древней управлявший встарь.

Ключ: 1. окно 2. столица 3. кипарис 4. якорь 5. фараон.

 «Превращение слов»

Образец: превращаем дом в боб, изменяя в каждом последующем слове только одну букву: дом-том-ток-бок-бор-боб.

Задание: превратите «волка» в «козу», изменяя в каждом последующем слове только одну букву.

Теперь превратите «реку» в «море», «ночь» в «день», «тесто» в «булку».

«Морской бой»

«Морской бой» - любимейшая лингвистическая игра, которая позволяет быстро проверить знания учащихся. Данный вариант игры составлен по теме «Лексика», однако путем несложных манипуляций можно изменить содержание игры на материалы по любому другому разделу языкознания.

Задание: соотнесите термин и определение, поставьте крестики в соответствующих клетках.

А

1

2

3

4

5

Б

поле

боя

5

4

3

2

1

А. Определения

Б. Термины

1. Слова, имеющие одно значение.

1) многозначные слова

2. Слова, имеющие два или более значений.

2) антонимы

3. Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

3) синонимы

4. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи.

4) омонимы

5. Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

5) однозначные слова

Ключ:

1

2

3

4

5

5

4

3

2

1

Ролевые учебные игры

Фрагментарное использование ролевых учебных игр вполне распространено в моей практике обучения.  При этом ученик может взять на себя роль учителя и выполнить задание на проверку и оценивание чужого текста. Это развивает чрезвычайно ценный навык поиска и исправления ошибок. Можно предложить и такой расклад: проверяя выученный дома материал, попросить ребят написать на листе не ответы на вопросы, а наоборот – сформулировать самостоятельно вопросы по прочитанным параграфам, как если бы они были учителями, а учитель – учеником.

Можно предложить ребятам взять на себя роль плохих учеников и составить к проверочной работе шпаргалку определенного объема с последующим ее использованием по назначению: это позволит провести анализ информации, выбрать главное и лишний раз мотивирует перечитать материал и, как следствие,  запомнить его.

Заключение

Применение разнообразных        педагогических технологий, в том числе игровой, помогают организовать полноценное обучение русскому языку, а также расширяют возможности творчества как учителя, так и учеников, повышают уровень мотивации и интереса к предмету, стимулируют освоение учениками трудного учебного материала по русскому языку и сделают процесс обучения более эффективным. Мои ученики всегда с радостью выполняют игровые задания, многие из них я распечатываю и даю им вклеить в специальную общую тетрадь, которую мы называем тетрадью для правил. Материал, усвоенный с помощью игр, запоминается легче и сохраняется в памяти дольше.

Методологическое многообразие и применение на уроках русского языка педагогических инноваций приводят к повышению качества знаний, умений и навыков учащихся, а также усилению роли развивающей, образовательной и воспитательной функций образования. Множество новых возможностей у учителей и учеников появятся вместе с оснащением школьных кабинетов компьютерами, проекторами и электронными досками. Надеюсь, что это случится уже совсем скоро.

Список литературы

  1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. – М., 1987
  2. Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. – М. Государственное учебно-педагогическое издательство, 1963.
  3. .Баев П.М. Играем на уроках русского языка. – М., 1989.
  4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
  5. Даль В. И. . Толковый словарь живого великорусского языка.
  6. Иванова В. А, Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке. – Л: Просвещение, 1990.
  7. Миронова Т. Необычайное путешествие в Древнюю Русь. М: Молодая гвардия, 1994.
  8. Ожегов  С. И.  Толковый словарь.
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
  10. .Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: Магистр, 2007. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых образовательных технологий на уроках русского языка

Примеры использования на уроках русского языка технологии РКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо). Статья написана в соавторстве с Бабушкиной О.В....

Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Трудно представить себе современный урок без использования информационно-коммуникативных технологий. Применение  ИКТ  позволяет эффекти...

Статья "Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы".

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы в сельской школе....

Статья "Использование современных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы"

В этой статье рассказывается о том, как на уроках русского языка и литературы используются компьютерные технологии, способствующие более успешному усвоению нового материала и закреплению ранее и...

Статья "Использование современных здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы"

Актуальность данной темы в современном образовательном процессе не вызывает сомнения. Здоровьесберегающие технологии способствуют сохранению здоровья учащихся в современной школе....

Статья «Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка»

Ни для кого не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов школьного курса. Редко можно встретить людей, которые интересовались бы русским языком, а не литературой. Высокой цел...