Программа спецкурса по русскому языку "Слово: его фонетический строй и лексическое наполнение"
элективный курс по русскому языку (5 класс)
Спецкурс «строй и лексическое Слово: его фонетический наполнение» предназначен для обучающихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных обучающимися при изучении русского языка в начальной школе.
Данный спецкурс рассчитан на обучающихся 5-6 классов общеобразовательных школ и представляет собой логически связанные между собой блоки, рассчитанные на разную языковую подготовку учащихся. Данный курс можно использовать в течение 2-х лет или отдельно в каждом классе, рассчитанном на год изучения.
В школьной программе для 5-6-го классов более или менее удовлетворительно изучаются вопросы лексики и фонетики, однако значительный круг языковых явлений рассматривается поверхностно. Но уже с 5-го класса необходимо интенсивно развивать речь ребенка. Ведь в понятие хорошей речи, кроме правильности, включаются также богатство, точность и выразительность. Огромное влияние на развитие речи ребенка имеет художественная литература. Именно поэтому, изучая языковые понятия и явления, мы обращаемся к художественным текстам. Новизна программы заключается в том, что языковой материал, изучаемый на уроках русского языка, исследуется и анализируется подробно на занятиях спецкурса в текстах литературных произведений, изучаемых на уроках литературы. Таким образом, формируется интерес к родному языку, появляется мотивация к его изучению. Также изученный материал может помочь обучающимся в составлении собственных художественных текстов.
Курс состоит из трех разделов: «Рождение слова», «Слово в фонетике», «Лексика и фразеология». Первые два предполагается изучить в пятом классе, третий – в шестом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_5-6_kl_-_68ch.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Иркутской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №41»
Муниципального образования города Братска
РАССМОТРЕНО: РЕКОМЕНДОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Заседание НМС ЭМС МАУ «ЦРО» Приказ №________
МБОУ «СОШ№41» г.Братска от ____ _________2013г.
Протокол №3
От 17 января 2013г. Протокол №___от____ 2013г. Директор
Зам.директора по НМР Директор МАУ «ЦРО» МБОУ «СОШ№41»
Чернова Л.Д.________ Кускова И.Н._________ Макаркина Н.К._____
Авторская комбинаторная педагогическая разработка
«Слово: его фонетический строй и лексическое наполнение»
Программа спецкурса
Для учащихся 5-6 классов
Образовательная область: филология
Авторы разработки:
Гаряева Марина Сергеевна,
Махиня Людмила Васильевна,
учителя русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №41»
2013г
Г. Братск
Пояснительная записка
Спецкурс «Слово: его фонетический строй и лексическое наполнение» предназначен для обучающихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных обучающимися при изучении русского языка в начальной школе.
В основе спецкурса лежат:
1. Примерная программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 кл.» авторы: М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский, М.: Просвещение, 2008.
2. Примерная программа для общеобразовательных учреждений «Литература 5–11 классы». Авторы программы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, М.: Просвещение, 2009 г.
Программа рассчитана на два учебных года:
- 5 класс -34 часа(1 час в неделю в течение 1 учебного года);
- 6 класс -34 часа(1 час в неделю в течение 1 учебного года).
Данный спецкурс рассчитан на обучающихся 5-6 классов общеобразовательных школ и представляет собой логически связанные между собой блоки, рассчитанные на разную языковую подготовку учащихся. Данный курс можно использовать в течение 2-х лет или отдельно в каждом классе, рассчитанном на год изучения.
Язык является органичной частью индивидуальной культуры человека. Каждое новое поколение должно нести в себе идею сохранения и развития родного языка. Именно с помощью родного языка мы познаем мир, имеем возможность приобщиться к тому огромному опыту, который накопило человечество.
Слова русского языка – это живое свидетельство нашей истории, нашей культуры. В них прошлое и настоящее нашего народа, его традиционный и современный быт, они отражают особенности трудовой деятельности людей, природной среды их обитания, обычаев, исторических этапов развития конкретного народа, развития его искусства, словесности, народно-поэтического творчества и т.д. Слова – это памятник культуры и памятник культуре.
В школьной программе для 5-6-го классов более или менее удовлетворительно изучаются вопросы лексики и фонетики, однако значительный круг языковых явлений рассматривается поверхностно. Но уже с 5-го класса необходимо интенсивно развивать речь ребенка. Ведь в понятие хорошей речи, кроме правильности, включаются также богатство, точность и выразительность. Огромное влияние на развитие речи ребенка имеет художественная литература. Именно поэтому, изучая языковые понятия и явления, мы обращаемся к художественным текстам. Новизна программы заключается в том, что языковой материал, изучаемый на уроках русского языка, исследуется и анализируется подробно на занятиях спецкурса в текстах литературных произведений, изучаемых на уроках литературы. Таким образом, формируется интерес к родному языку, появляется мотивация к его изучению. Также изученный материал может помочь обучающимся в составлении собственных художественных текстов.
Курс состоит из трех разделов: «Рождение слова», «Слово в фонетике», «Лексика и фразеология». Первые два предполагается изучить в пятом классе, третий – в шестом.
В первом разделе ученики знакомятся с общими понятиями, связанными с языком человека. Практическая задача этого раздела – вызвать у ребенка интерес к языку и желание анализировать языковые явления.
Второй и третий разделы посвящены изучению двух уровней языка.
Задача этих разделов – более подробно, чем это делается в курсе русского языка, познакомить учащихся с единицами данных уровней языка на материале художественной литературы.
Программа включает в себя и практическую работу (выполнение различных упражнений, анализ текстов, составление словарных статей и др.).
Программа построена на дополнении и углублении базового образования.
Цели данного спецкурса:
1. Расширение кругозора обучающихся; усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц.
2. Формирование навыков работы со справочной литературой, развитие навыков исследовательской работы, повышение интереса к гуманитарному образованию, реализация интереса к данному предмету.
Задачи:
1. Систематизировать знания обучающихся о словарном составе языка;
2. Углубить и расширить знания по лексике и фразеологии;
3. Развивать навыки коммуникативной грамотности и речевой культуры обучающихся.
Формы занятий: урок-конференция, урок-лекция, практическая работа, защита сообщения.
Основные формы и методы контроля:
- подготовка выразительного чтения литературного произведения;
- работа со словарями;
- составление словарных статей, «паспорта» слова;
- составление собственных языковых шуток, каламбуров;
- поиск изученных языковых явлений в произведениях литературы;
- подготовка и защита проектов, сообщений.
самостоятельная работа, защита проекта, творческие работы.
Основные виды деятельности:
- Тренировочные упражнения;
- Практикум;
- Работа со словарями;
- Исследовательская и проектная деятельность (написание докладов, рефератов);
- Творческие задания;
- Деловые и развивающие игры;
- Самостоятельная работа;
- Работа в парах, в группах;
- Анализ ситуаций и игровое моделирование;
- Дискуссии по проблемным вопросам.
Содержание программы
5 класс
I. «Рождение слова» (18 часов)
1. Язык как средство общения между людьми.
Первоначальное представление о языке как важнейшем средстве общения. Роль языка в жизни людей. Строение языка.
2. Происхождение языка.
Как появился язык? Легенда о языке (Ксанф и Эзоп).
3. Язык людей и животных.
Человеческая речь. «Языки» животных. Язык слов и язык жестов.
4. Появление письменности и этапы ее развития.
Пиктография. Идеография. Иероглифы – «священные письмена» египтян. Клинопись. Берестяные грамоты. Звуковое письмо. Буквенное письмо. Алфавитное письмо.
5. Практическое занятие. «Как писать письма».
Письмо как средство общения людей на расстоянии. Содержание писем. Смысловые части письма. Составление писем.
6. Практическое занятие. Рисуночное письмо.
Г.Лонгфелло. «Песнь о Гайавате». Р.Киплинг. «Как было написано первое письмо».
Написание письма с помощью картинок. Ребусы.
7. Происхождение славянской азбуки.
Создатели славянской азбуки – Кирилл и Мефодий. Школа славянского языка. «Слово о полку Игореве» – первое крупное произведение древней художественной литературы. Попытка перевода «Плача Ярославны».
О.Дмитриев. «Старославянский язык».
Д.Кугультинов. «Ода болгарскому языку».
8. История русского алфавита.
Кириллица. Латиница. Самые молодые буквы. Гражданская азбука Петра I. Ф.Кривин. «Принцесса Грамматика, или Потомки древнего глагола».
Песенка о буквах, вышедших из употребления.
9. Практическое занятие.
Подобрать пословицы и поговорки, связанные с речевой деятельностью человека. Найти высказывание великих людей о языке, слове.
II. Слово в фонетике (16 часов)
1. Фонетика как наука о звуковой форме речи
Звуки речи. Классификация звуков. Гласные и согласные звуки. Ударение. Интонация.
2. Звук и смысл.
Семантика звука, или имеет ли звук значение. «Одежда» слов – звуки. «Характер» звуков.
3. Практическое занятие. Значение звука в поэтической речи.
Анализ текстов. Аллитерация. Ассонанс. Звукопись. А.Пушкин. «Зимний вечер»; «Полтава» (описание Полтавского боя). М.Лермонтов. «Русалка».
Ф.Тютчев. «Весенняя гроза». Сочинение стихотворения, в котором проявляются выразительные возможности звука.
4. Звуки в речевом потоке.
Изменения звуков: адаптация, уподобление.
5. Чередование звуков.
Позиционные чередования. Беглые гласные. Ь (ерь) и ъ (ер) в старославянском языке.
6. Фонетическая транскрипция.
Различие звуковой и буквенной записи слов.
7. Практическое занятие.
Скороговорки как словесные шутки, построенные на звуковых повторах.
С.Михалков. «Сашина каша».
Скороговорки. Конкурс учеников по скороговорению.
6 класс
III. Лексика и фразеология (34 часа)
1. Слово – основная единица языка.
Слово в художественном тексте. Лексическое значение слова. Способы толкования слов. Словари.
2. Лексическое значение слова.
Моносемия и полисемия. Прямое и переносное значение слов. Троп – образное употребление слова в переносном значении. Виды тропов: метафора, метонимия, олицетворение, эпитет, гипербола, сравнение, аллегория, синекдоха.
3. Омонимы. Омоформы. Омофоны. Омографы. Каламбур.
Различие многозначности и омонимии. Что лежит в основе каламбура? Я.Козловский. «Вы откуда, молодцы»?
4. Практическое занятие. Языковая игра в литературе для детей.
Л.Кэрролл. «Приключения Алисы в Стране чудес». А.Кушнер. «Мы и иностранец Билл». Б.Заходер. «Не везет»; и др.
Сочините шутки, основанные на одинаковом звучании слов с разным значением.
5. Синонимы.
Понятие о синонимах. Синонимический ряд. Контекстуальные синонимы. Использование синонимов. Различия по частоте их употребления. Стилевые свойства синонимов. Сочетаемость. В.Берестов. «Семиглавый дракон». И.Ильф и Е.Петров. «12 стульев» (разговор о смерти Клавдии Ивановны).
6. Антонимы.
Понятие об антонимах. Антонимичные пары. Разнокорневые и однокорневые антонимы. Контекстуальные антонимы. У всех ли слов есть антонимы? Антитеза и оксюморон.
Древнеегипетский миф о боге солнца Ра (антонимы в тексте).
7. Паронимы.
Понятие о паронимах. Умение различать паронимы.
8. Активная и пассивная лексика.
Общеупотребительные слова. Лексика ограниченного употребления. Термины. Арго.
9. Устаревшие слова и неологизмы.
Устаревшие слова как живые свидетели истории. Виды устаревших слов: архаизмы и историзмы. Ф.Тютчев. «Не остывшая от зною»... А.Пушкин. «Руслан и Людмила» (Вступление, описание свадебного пира, описание боя Руслана с Головой). Устаревшие слова в творчестве В.Жуковского (баллада «Светлана», сказки).
Новые слова. В.Маяковский. «Военно-морская любовь».
10. Диалектные слова.
Понятие о диалектизмах. Использование диалектных слов в художественной речи. Диалектные слова в стихотворениях С.Есенина.
11. Практическое занятие. Составление словаря.
Составить словарь «Диалектные слова нашей местности».
12. Происхождение слов.
Исконная и заимствованная лексика. Причины заимствования.
13. Практическое занятие. Слово получает паспорт.
Составить паспорт для данных слов.
• Происхождение слова (исконное/заимствованное).
• Возраст (устаревшее/новое).
• Область употребления (общеупотребительное/диалектное/профессиональное).
Стилистическая окраска (разговорное/книжное).
14. Фразеологизмы.
Понятие о фразеологии. Использование фразеологизмов в речи и художественной литературе. Фразеологические единства.
Фразеологические сочетания. Фразеологические сращения.
Фразеологические выражения. Происхождение фразеологизмов.
15. Практическое занятие. Пословицы и поговорки.
Конкурс пословиц и поговорок на заданную тему. Составление рассказа по фразеологизму. Составление сказки из фразеологизмов.
16. Лексикография.
Виды словарей. Знакомство со словарями. Составление словарных статей.
17. Праздник «И до чего чудесны наши русские слова!».
Эпиграфом к празднику служат слова Н.В. Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи».
Предполагаемые результаты обучения.
Обучающиеся должны знать:
- Классификацию звуков родного языка;
- Изобразительно-выразительные средства языка и их функции в художественном тексте (аллитерация, ассонанс, тропы);
- Лексическое и грамматическое значение слова; прямое и переносное значение слов; омонимы, омоформы, омофоны, омографы, синонимы, антонимы, паронимы;
- Особенности активной и пассивной лексики в русском языке;
- Понятие о фразеологии;
- Как работать со словарями русского языка.
Обучающиеся должны уметь:
- Составлять письма;
- Анализировать художественные тексты с целью выявления значения звука в поэтической речи;
- Анализировать изменения звуков в речевом потоке; транскрибировать слова;
- Анализировать изобразительно-выразительные средства языка в художественных текстах;
- Составлять собственные тексты по предложенному образцу;
- Составлять словарную статью, «паспорт» слова.
Обучающиеся должны владеть
- Навыками анализа художественного текста (выявлять особенности фонетики и лексики);
- Умением писать рефераты, делать сообщения;
- Иметь высокий уровень познавательного интереса к родному языку и литературе.
Ожидаемые результаты обучения
- Развитие познавательного интереса;
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей;
- Умение анализировать и оценивать новую информацию;
- Развитие сознательного отношения к слову;
- Понимание возможностей слова;
- Развивать речевую культуру.
Календарно-тематическое планирование
спецкурса «Слово: его фонетический строй
и лексическое наполнение»
№п/п | Тема занятия | Форма | Виды деятельности | Кол-во часов |
5 класс | ||||
1-2 | Язык как средство общения между людьми. | Анализ ситуаций и игровое моделирование | Урок изучения нового материала | 2 |
3-4 | Происхождение языка. | Эвристическая беседа, заочная экскурсия | Урок изучения нового материала | 2 |
5 | Язык людей и животных. | Исследовательская деятельность детей | Урок систематизации знаний | 1 |
6-7 | Появление письменности и этапы ее развития. | Подготовка и защита сообщений | Урок изучения нового материала | 2 |
8-9 | Практическое занятие. «Как писать письма». | Практикум | Урок повторения и систематизации знаний | 2 |
10-11 | Практическое занятие. Рисуночное письмо. | Творческие задания; практикум | Урок повторения и систематизации знаний | 2 |
12 | Происхождение славянской азбуки. | Подготовка и защита сообщений | Урок изучения нового материала | 1 |
13-14 | История русского алфавита. | Конференция | Урок изучения нового материала | 2 |
15-16 | Практическое занятие. Пословицы и поговорки о слове. | Работа со словарями; творческие задания; анализ ситуаций и игровое моделирование | Урок повторения и систематизации знаний | 2 |
17-18 | Фонетика как наука о звуковой форме речи. | Конференция | Урок изучения нового материала | 2 |
19-21 | Звук и смысл. | Проведение научных исследований, экспериментов | Урок систематизации знаний | 3 |
22-23 | Практическое занятие. Значение звука в поэтической речи. | Практикум; творческие задания | Урок повторения и систематизации знаний | 2 |
24-26 | Звуки в речевом потоке. | Тренировочные упражнения | Урок систематизации знаний | 3 |
27-29 | Чередование звуков. | Тренировочные упражнения | Урок повторения знаний | 3 |
30-32 | Фонетическая транскрипция. | Тренировочные упражнения | Урок повторения знаний | 3 |
33 | Практическое занятие. Конкурс чтецов скороговорок. | Творческие задания | Урок повторения и систематизации знаний | 1 |
34 | Итоговое занятие | Ролевые развивающие игры | Урок повторения и систематизации знаний | 1 |
6 класс | ||||
1 | Слово – основная единица языка. | Эвристическая беседа, проведение научных исследований, экспериментов | Урок изучения нового материала | 1 |
2-3 | Лексическое значение слова. | Тренировочные упражнения; работа со словарями, исследовательская деятельность | Урок систематизации знаний | 2 |
4-5 | Омонимы. Омоформы. | Тренировочные упражнения; работа со словарями, исследовательская деятельность | Урок повторения знаний | 2 |
6-7 | Омофоны. Омографы. Каламбур. | Тренировочные упражнения; работа со словарями, исследовательская деятельность | Урок повторения знаний | 2 |
8-9 | Практическое занятие. Языковая игра в литературе для детей. | Практикум | Урок повторения и систематизации знаний | 2 |
10-11 | Синонимы. | Тренировочные упражнения; работа со словарями, исследовательская деятельность | Урок повторения знаний | 2 |
12-13 | Антонимы. | Тренировочные упражнения; работа со словарями, исследовательская деятельность | Урок повторения знаний | 2 |
14-15 | Паронимы. | Тренировочные упражнения; работа со словарями, исследовательская деятельность | Урок повторения знаний | 2 |
16-17 | Активная и пассивная лексика. | Тренировочные упражнения; работа со словарями, исследовательская деятельность | Урок систематизации знаний | 2 |
18-19 | Устаревшие слова и неологизмы. | Тренировочные упражнения; работа со словарями, исследовательская деятельность | Урок повторения знаний | 2 |
20-21 | Диалектные слова. | Тренировочные упражнения; работа со словарями, исследовательская деятельность | Урок повторения знаний | 2 |
22-23 | Практическое занятие. Составление словаря «Диалектные слова нашей местности». | Практикум; работа со словарями, исследовательская деятельность | Урок повторения и систематизации знаний | 2 |
24-25 | Происхождение слов. | Конференция | Урок изучения нового материала | 2 |
26-27 | Практическое занятие. Слово получает паспорт. | Практикум; работа со словарями, исследовательская деятельность | Урок повторения и систематизации знаний | 2 |
28-29 | Фразеологизмы. | Тренировочные упражнения; работа со словарями, исследовательская деятельность | Урок систематизации знаний | 2 |
30-31 | Практическое занятие. Пословицы и поговорки. | Практикум; работа со словарями, исследовательская деятельность | Урок повторения и систематизации знаний | 2 |
32-33 | Лексикография. | Работа со словарями; конференция | Урок систематизации знаний | 2 |
34 | Праздник «И до чего чудесны наши русские слова!» | Творческие задания | Урок повторения и систематизации знаний | 1 |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Д.Э. Розенталь. Современный русский язык. М., Просвещение, 1994.
2. А.И. Горшков. Все богатство, сила и гибкость нашего языка. М., Просвещение, 1993.
3. В.В. Колесов. Гордый наш язык. СПб., Лениздат, 2006.
4. А.Кондратов. Земля людей – земля языков. СПб., Лениздат, 2006.
5. Р.Пересветов. Тайны выцветших строк. СПб., Астрель–АСТ–Люкс, 2006.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. В.М. Мокиенко. Почему так говорят? СПб., Астрель–АСТ–Люкс, 2005.
2. Э.А. Вартаньян. Путешествие в слово. М., Просвещение, 1982.
3. В.И. Даль. Пословицы русского народа. СПб., Лениздат, 2002.
4. Б.В. Казанский. В мире слов. СПб., Лениздат, 2006.
5. Б.В. Казанский. Приключения слов. СПб., Лениздат, 2007.
6. В.В. Колесов. История русского языка в рассказах. СПб., Лениздат, 2006.
7. В.М. Мокиенко. Загадки русской фразеологии. СПб., Астрель–АСТ–Люкс, 2007.
8. В.М. Мокиенко. В глубь поговорки. СПб., Астрель–АСТ–Люкс, 2007.
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал «Русский язык в школе»
2. Журнал «Литература в школе»
3. Газеты «Русский язык», «Литература» ИД «Первое сентября»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа спецкурса по русскому языку для 11 класса
Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11 классов. Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическ...
Программа спецкурса по русскому языку 6 класс
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...
Программа спецкурса по русскому языку (5 класс)
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной т...
Программа спецкурса по русскому языку "От слова к тексту"
Для достижения этих целей на II ступени обучения необходимо акцентировать внимание учащихся на коммуникативный аспект в изучении предмета. Актуал...
Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова
Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский язык не является родн...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа спецкурса «Трудные вопросы русского языка» для 6 класса составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...
Программа спецкурса по русскому языку "Слово: его фонетический строй и лексическое наполнение"
Спецкурс «строй и лексическое Слово: его фонетический наполнение» предназначен для обучающихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных обу...