Программа спецкурса по русскому языку "Слово: его фонетический строй и лексическое наполнение"
элективный курс по русскому языку (5 класс)

Гаряева Марина Сергеевна

Спецкурс «строй и лексическое Слово: его фонетический наполнение» предназначен для обучающихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных обучающимися при изучении русского языка в начальной школе.

 

Данный спецкурс рассчитан на обучающихся 5-6 классов общеобразовательных школ и представляет собой логически связанные между собой блоки, рассчитанные на разную языковую подготовку учащихся. Данный курс можно использовать в течение 2-х лет или отдельно в каждом классе, рассчитанном на год изучения.

В школьной программе для 5-6-го классов более или менее удовлетворительно изучаются вопросы лексики и фонетики, однако значительный круг языковых явлений рассматривается поверхностно. Но уже с 5-го класса необходимо интенсивно развивать речь ребенка. Ведь в понятие хорошей речи, кроме правильности, включаются также богатство, точность и выразительность. Огромное влияние на развитие речи ребенка имеет художественная литература. Именно поэтому, изучая языковые понятия и явления, мы обращаемся к художественным текстам. Новизна программы заключается в том, что языковой материал, изучаемый на уроках русского языка, исследуется и анализируется подробно на занятиях спецкурса в текстах литературных произведений, изучаемых на уроках литературы. Таким образом, формируется интерес к родному языку, появляется мотивация к его изучению. Также изученный материал может помочь обучающимся в составлении собственных художественных текстов.

 

Курс состоит из трех разделов: «Рождение слова», «Слово в фонетике», «Лексика и фразеология». Первые два предполагается изучить в пятом классе, третий – в шестом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon retsenziya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на программу спецкурса по русскому языку

«Слово: его фонетический строй и лексическое наполнение»

для 5-6 классов общеобразовательной средней школы

учителей русского языка и литературы МБОУ «СОШ №41» г. Братска Гаряевой М. С. и Махини Л. В.

Данная программа спецкурса, представленная к рецензированию, содержит в себе:

  1. Пояснительную записку;
  2. Учебно-методическое обоснование;
  3. Структуру курса;
  4. Примерное тематическое планирование.

Программа написана учителями русского языка и литературы МБОУ «СОШ№41» Гаряевой М. С. и Махиней Л. В.  Авторы имеют высшую и первую квалификационную категории, постоянно занимаются самообразованием, повышают свой методический уровень. Программа соответствует образовательному стандарту Российской Федерации, предназначена для учащихся 5-6 классов. Курс опирается на знания, полученные  в начальной школе. Основная его цель - повышение языковой культуры, расширение метапредметных связей. В пояснительной записке изложены цели и задачи обучения. Четко сформулированы требования к знаниям и умениям учащихся, которыми  они должны овладеть по окончании изучения данного курса. В содержательной части программы указаны основные темы занятий, их содержание. Предложено примерное тематическое планирование, в котором указаны виды деятельности обучающихся и виды контроля знаний. Программа состоит из двух блоков, каждый из которых может быть использован отдельно для углубления знаний по русскому языку. Весь курс рассчитан на формирование высокой степени активности, раскованности мышления и расширения общего кругозора учащихся. Курс состоит из трех разделов: «Рождение слова», «Слово в фонетике», «Лексика и фразеология». Первые два предполагается изучить в пятом классе, третий – в шестом.

Задача этих разделов – более подробно, чем это делается в курсе русского языка, познакомить учащихся с единицами данных уровней языка на материале художественной литературы.

Программа включает в себя и практическую работу (выполнение различных упражнений, анализ текстов, составление словарных статей и др.).

Программа построена на дополнении и углублении базового образования.

Составитель рецензии:

Учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ «СОШ №41» г. Братска

 Нагорная Н.А. _________                                 17.01. 2013г

РЕЦЕНЗИЯ

на программу спецкурса по русскому языку

«Слово: его фонетический строй и лексическое наполнение»

для 5-6 классов общеобразовательной средней школы

учителей русского языка и литературы МБОУ «СОШ №41» г. Братска Гаряевой М. С. и Махини Л. В.

Данная программа спецкурса, представленная к рецензированию, содержит в себе:

  1. Пояснительную записку;
  2. Учебно-методическое обоснование;
  3. Структуру курса;
  4. Примерное тематическое планирование.

Программа написана учителями русского языка и литературы МБОУ «СОШ№41» Гаряевой М. С. и Махиней Л. В.  Авторы имеют высшую и первую квалификационную категории, постоянно занимаются самообразованием, повышают свой методический уровень. Программа соответствует образовательному стандарту Российской Федерации, предназначена для учащихся 5-6 классов. Курс опирается на знания, полученные  в начальной школе. Основная его цель - повышение языковой культуры, расширение метапредметных связей. В пояснительной записке изложены цели и задачи обучения. Четко сформулированы требования к знаниям и умениям учащихся, которыми  они должны овладеть по окончании изучения данного курса. В содержательной части программы указаны основные темы занятий, их содержание. Предложено примерное тематическое планирование, в котором указаны виды деятельности обучающихся и виды контроля знаний.

В школьной программе для 5-6-го классов более или менее удовлетворительно изучаются вопросы лексики и фонетики, однако значительный круг языковых явлений рассматривается поверхностно. Но уже с 5-го класса необходимо интенсивно развивать речь ребенка. Ведь в понятие хорошей речи, кроме правильности, включаются также богатство, точность и выразительность. Огромное влияние на развитие речи ребенка имеет художественная литература. Именно поэтому, изучая языковые понятия и явления, мы обращаемся к художественным текстам. Новизна программы заключается в том, что языковой материал, изучаемый на уроках русского языка, исследуется и анализируется подробно на занятиях спецкурса в текстах литературных произведений, изучаемых на уроках литературы. Таким образом, формируется интерес к родному языку, появляется мотивация к его изучению. Также изученный материал может помочь обучающимся в составлении собственных художественных текстов.

Составитель рецензии:

Составитель рецензии:

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ №41» г. Братска

Зукау Е. Д.            _________                                 17.01. 2013г

ПАСПОРТ

Авторской (комбинаторной) образовательной разработки

I раздел (заполняется автором программы)

  1. Название разработки: «Слово: его фонетический строй и лексическое наполнение»
  2. Форма разработки: программа спецкурса
  3. Образовательная область: филология
  4. ФИО автора, должность, предмет преподавания, название учреждения, полный адрес ОУ: Гаряева Марина Сергеевна, Махиня Людмила Васильевна, учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №41»,665709, г.Братск, ул. Юбилейная, 5
  5. Группа пользователей (классы, возрастные группы детей, педагоги, родители…):

Программа предназначена для обучающихся 5-6 классов.

  1. Количество часов на изучение программы (для учебных программ, программ факультативных, элективных, спецкурсов, программ дополнительного образования): 68 часов.

   7. Основа для разработки: примерная программа для общеобразовательных учреждений «Русский язык 5-9 кл.» авторы: М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский, М.: Просвещение, 2008; примерная программа для общеобразовательных учреждений «Литература 5–11 классы». Авторы программы В. Я. Коровина, В. П.  Журавлёв, В. И. Коровин, М.: Просвещение, 2009 г.

   8. Главная идея, целевая установка творческой разработки: Изучение спецкурса «Слово: его фонетический строй и лексическое наполнение» поможет обучающимся расширить кругозора; усвоить основы научных знаний о родном языке; понимать взаимосвязи его уровней и единиц; а также может способствовать формированию навыков работы со справочной литературой, развитию навыков исследовательской работы, повышению интереса к гуманитарному образованию, реализации интереса к данному предмету.

II раздел (заполняется администрацией образовательного учреждения)

  1. Оценка авторской педагогической разработки администрацией школы: Авторская программа спецкурса «Слово: его фонетический строй и лексическое наполнение», учителей русского языка и литературы Гаряевой М. С., Махини Л. В.  разработана в соответствии с образовательной программой школы, создаёт условия для развития интереса к родному языку и литературе. Учит обучающихся применять знания, полученные при изучении родного языка, применять на практике при анализе художественных текстов русской литературы; работать со словарями русского языка, выступать перед аудиторией, готовить сообщения по предмету.
  2. Сфера использования авторской педагогической разработки в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения: Авторская программа спецкурса «Слово: его фонетический строй и лексическое наполнение» предназначена  для обеспечения курса школьного компонента МБОУ «СОШ №41».

III раздел (заполняется экспертно-методическим советом МАУ «ЦРО» г.Братска)

Эксперт

Председатель экспертно-методического

Совета МАУ «ЦРО» г.БратскаИ.Н.Кускова

Согласие автора педагогической разработки

Мы, Гаряева Марина Сергеевна, Махиня Людмила Васильевна, учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №41» г. Братска даём согласие на хранение авторской комбинаторной программы спецкурса «Слово: его фонетический строй и лексическое наполнение» в базе МАУ «ЦРО» г.БРАТСКА, распространение и использование её в учебно-методических целях.

______________Гаряева М. С.

______________Махиня Л. В.

                                                                                          Дата: 17.01.2013г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №41» города Братска

ВЫПИСКА

Из протокола заседания научно-методического совета МБОУ «СОШ №41» № 3 от 17.01.2013г.

ПОВЕСТКА ДНЯ:

  1. Рассмотрение программы  спецкурса  «Слово: его фонетический строй и лексическое наполнение» учителей русского языка и литературы Гаряевой М. С. и Махини Л. В.

  1. Слушали: Гаряеву Марину Сергеевну и Махиню Людмилу Васильевну, которые ознакомили членов научно-методического совета школы с программой спецкурса «Слово: его фонетический строй и лексическое наполнение». Программа предназначена для обучающихся 5-6 классов, рассчитана на 68 часов и состоит из двух блоков, разбитых на два учебных года и может использоваться целиком или частично. Данный факультатив создаёт условия для развития интереса у обучающихся к родному языку и литературе. Учит применять знания, полученные при изучении родного языка, на практике при анализе художественных текстов русской литературы; работать со словарями русского языка, выступать перед аудиторией, готовить сообщения по предмету.

Выступили:

Гузова Е. И., руководитель кафедры предметов гуманитарного цикла: Программа спецкурса «Слово: его фонетический строй и лексическое наполнение» актуальна тем, что языковой материал, изучаемый на уроках русского языка, исследуется и анализируется подробно на факультативных занятиях в текстах литературных произведений, изучаемых на уроках литературы. Таким образом, формируется интерес к родному языку, появляется мотивация к его изучению. Также изученный материал может помочь обучающимся в составлении собственных художественных текстов.

Игнатова Л. Д.. учитель русского языка и литературы: Курс состоит из трех разделов: «Рождение слова», «Слово в фонетике», «Лексика и фразеология». Первые два предполагается изучить в пятом классе, третий – в шестом.

Задача этих разделов – более подробно, чем это делается в курсе русского языка, познакомить учащихся с единицами данных уровней языка на материале художественной литературы.

Программа включает в себя и практическую работу (выполнение различных упражнений, анализ текстов, составление словарных статей и др.).

Программа построена на дополнении и углублении базового образования.

Решили:

Одобрить программу спецкурса   «Слово: его фонетический строй и лексическое наполнение», авторы программы - учителя русского языка и литературы Гаряева М. С. и Махиня Л. В..

Ходатайствовать перед экспертным советом МАУ «ЦРО» о проведении экспертизы данной программы.

Руководитель научно-методического совета МБОУ «СОШ №41»            Чернова Л.Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса по русскому языку для 11 класса

Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11 классов. Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическ...

Программа спецкурса по русскому языку 6 класс

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...

Программа спецкурса по русскому языку (5 класс)

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной т...

Программа спецкурса по русскому языку "От слова к тексту"

Для достижения этих целей на II ступени обучения необходимо акцентировать внимание учащихся на коммуникативный аспект в изучении предмета. Актуал...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа  спецкурса «Трудные вопросы русского языка»  для 6 класса составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...

Программа спецкурса по русскому языку "Слово: его фонетический строй и лексическое наполнение"

Спецкурс «строй и лексическое Слово: его фонетический наполнение» предназначен для обучающихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных обу...