Урок русского языка в 6 классе по теме "Причастие. Повторение"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Катаева Елена Леонидовна

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе по учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова. Приложения к уроку. Презентация к уроку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6классе

Тема: «Причастие. Повторение»  (*учебник Львовой С.И., Львова В.В.)

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Причастие»

Задачи:

  1. Образовательная: повторить и обобщить знания по теме «Причастие»: причастие как часть речи, морфологические признаки причастия, синтаксическая роль, причастный оборот, правописание причастий.
  2. Развивающие:
  • Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации ,структурирование знаний, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности, анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
  • Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, оценка – выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  • Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, учёт разных мнений  и умение обосновывать собственное, взаимоконтроль по ходу выполнения задания.
  1. Воспитательная:
  • Личностные УУД: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе анализа текста отечественной художественной литературы, развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый

ФОПД: фронтальная, индивидуальная, парная

Образовательное учреждение: МБОУ средняя школа №27 города Кирова

Класс: 

Учитель: Катаева Елена Леонидовна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организация начала занятия

 1 мин.

Учитель проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность

Ученики готовятся к работе, организуют рабочее место

Коммуникативные: потребность в общении со взрослыми и сверстниками, умение слушать собеседника

  1. Целеполагание и мотивация

 2 мин.

 - Ребята, тема нашего урока – «Причастие. Повторение». Какие цели мы поставим на урок? Зачем нужно знать тему «Причастие»?

Формулируют цели урока: обобщить знания по теме, подготовиться к контрольной работе по теме «Причастие», правильно употреблять причастие в речи.

Оформление классной работы в тетрадях.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные: умение слушать собеседника

  1. Актуализация  опорных знаний и умений по теме

10 мин.

 - Начнём с повторения самых важных сведений по теме «Причастие» (фронтальный опрос)

Приложение №1

Отвечают на вопросы учителя, дополняют, исправляют ответы одноклассников

Познавательные: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной форме,  синтез

Коммуникативные: умение слушать собеседника, учёт разных мнений и умение обосновывать собственное

  1. Обобщение и систематизация знаний

15 мин

- Мы вспомнили всё самое важное, необходимое для дальнейшей работы. Мало знать, нужно уметь применять знания.

 - Начнём работу с текстом, записанным на доске (текст из только что изученного на уроках литературы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского») Приложение №2

 - Из какого это произведения? Кто его автор? О чём оно?

 

- Запишем текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.

 - Найдите в записанном тексте все причастия, докажите, что это причастия

 -Какие интересные, может быть, не совсем понятные слова встретились нам в тексте?

 - Какой словарь нам понадобится, чтобы узнать значение этих слов?

 - Давайте найдём эти слова в словарях (индивидуальные задания – 4 ученика)

 

- Пока некоторые ребята работают со словарями, несколько человек выполняют разборы на доске. Приложение №3

 - А мы поиграем в игру «Истинное или ложное суждение?» (учитель озвучивает суждения, связанные с темой «Причастие»,  - они проецируются на экран) Приложение №4

 - А сейчас послушаем сообщения о словах, подготовленные ребятами.

 - Проверим правильность выполнения разборов (по рядам)

Уч-ся узнают текст, называют автора, говорят об уроках доброты, которые преподала герою его учительница.

Уч-ся записывают текст, объясняя орфограммы и пунктограммы ( один уч-ся работает у доски)

Находят причастия, доказывают

Уч-ся называют слова: НЕПОГОДЬЯ, КУРИЛСЯ, ДУРМАНЯЩИЙ, СМОРЁННАЯ

Уч-ся отвечают: понадобится толковый словарь, а слово НЕПОГОДЬЕ попробуем отыскать в словаре Даля (т.к.это диалектное слово)

Работают со словарями, готовятся рассказать, что они узнали об этих словах из словаря.

У доски работают 3 человека: морфемный разбор, транскрипции, пунктуационный разбор

Учащиеся обосновывают свои ответы.

Работавшие со словарями озвучивают найденную информацию.

Каждый ряд проверяет какой-то один разбор, совместно с учителем оценивается работа

Личностные : формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе анализа текста отечественной художественной литературы , развитие эмпатии и сопереживания , эмоционально-нравственной отзывчивости

Познавательные: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной форме,  синтез, анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепи рассуждений, доказательство

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации

Познавательные: осознанное и произвольное построение высказывания в устной форме,  построение логической цепи рассуждений, доказательство

Коммуникативные: умение слушать собеседника

  1. Контроль и самопроверка знаний

7 мин.

 - А теперь проверим, насколько хорошо усвоена тема «Причастие». Для этого выполним морфологический разбор причастий из записанного текста (по вариантам, на карточках) Приложение №5

 - Поменяемся карточками, проверим работы, обсудим в парах допущенные ошибки, оценим работу друг друга.

Выполняют морфологический разбор причастия на карточках

Взаимопроверка (на доске (или на экране) правильный вариант разбора). Критерии оценки даны на карточках.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные: умение слушать собеседника, учёт разных мнений и умение обосновывать собственное, взаимоконтроль по ходу выполнения задания

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, оценка – выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

  1. Подведение итогов, рефлексия

3 мин

 - Итак, вспомните, какие цели мы ставили перед собой в начале занятия? Достигли ли мы их? Что мы сегодня не повторили по теме «Причастие»? Над этим мы поработаем на следующем уроке. Что было трудно? Интересно? Проверочная работа покажет, какие у нас есть пробелы.

Формулируют мнения о том, достигнуты ли цели урока, пытаются осознать трудности в теме, свои пробелы

Регулятивные: оценка – выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж

2 мин

 - Домашнее задание будет по выбору: Найти в тексте рассказа «Уроки французского » предложения с причастиями, выписать их, указать суффиксы причастий, одно причастие разобрать морфологически

Или

Составить из предложенных словосочетаний предложения по теме рассказа «Уроки французского», выделить суффиксы причастий, одно причастие разобрать морфологически.

 Приложение №6

 - Спасибо за урок.

Слушают инструктаж о выполнении домашнего задания (оно выдаётся каждому на карточке)

Коммуникативные: умение слушать собеседника

Приложение №1

Вопросы для фронтального опроса

  1. Какой раздел лингвистики изучает тему «Причастие»?
  2. По какому плану мы рассказываем про любую часть речи?
  3. Что обозначает причастие как часть речи? На какие вопросы отвечает?
  4. Начальная форма для причастия?
  5. Перечислите только постоянные признаки причастия.
  6. Какие причастия называются действительными, какие – страдательными?
  7. Расскажите, как определить вид причастия?
  8. Что значит переходное или непереходное причастие?
  9. Расскажите о таком признаке причастия, как время.
  10. Назовите непостоянные признаки причастия.
  11. У каких причастий нельзя определить падеж?
  12. Когда можно определить у причастия род?
  13. Какие причастия могут иметь краткую форму?
  14. Какова синтаксическая роль причастия?
  15. Что такое причастный оборот?
  16. Когда нужно обособлять причастный оборот?
  17. По каким приметам мы можем определить, что перед нами причастие?

Приложение№2

Текст для обобщения и систематизации знаний по теме «Причастие»

        Ос…нь стояла тёплая и сухая. Д…жди выпадали ре…ко и казались случайными, ненароком занесё…ыми откуда-то из (не)погодья слабым (по)путным ветерком. (Над) х…лмами курился воздух разнося горьк…ватый дурман…щий зап…х полыни кричали отлетающие птиц….Трава на нашей поляне, пожелте…шая и сморё…ая, всё же осталась ж…вой и мягкой на ней возились проигра…шиеся ребята.

                                                                      В.Г.Распутин «Уроки  французского»

Приложение №3

Разборы у доски

Морфемный: выпадали, редко, занесёнными, попутным, разнося, горьковатый, запах, отлетающие, проигравшиеся

Транскрипции слов, указать количество букв и звуков:

Стояла, редко, непогодья, мягкой, осень.

Пунктуационный разбор предложения:

По вечерам я доставал из-под камня шайбу, спрятанную Вадиком, и бросал, пока не темнело.  (Знаки препинания учащийся должен расставить сам).

Приложение №4

Истинное или ложное суждение?

  1. В предложении  Шайба, как намагниченная, летела точно на деньги нет причастий.
  2. Злые, прищуренные глаза Вадика смотрели на меня в упор. В этом предложении слово ПРИЩУРЕННЫЕ – имя прилагательное.
  3. Спохватившись, я догадался немного картошки припрятать в стоящей во дворе заброшенной сараюшке. В этом предложении два причастия.
  4. Из нашего класса на полянку иногда прибегал Тишкин, суетливый, с моргающими глазёнками, любивший на уроке поднимать руку. В этом предложении одно причастие: ЛЮБИВШИЙ
  5. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя. В данном предложении причастие ПРЕПОДАННЫЕ – действительное, настоящего времени.
  6. Мы прошли по краю продолговатого холма сплошь заросшего крапивой. В этом предложении есть причастный оборот сплошь заросшего крапивой, его нужно обособить
  7. Едва ли осмелился я бы пойти в школу, останься у меня (не)выученным хоть один урок.

НЕ с причастием в этом предложении пишется раздельно.

Приложение №5

Карточка для самостоятельной работы (морфологический разбор причастия)

1 вариант

Фамилия, имя ученика __________________________________

Выполните морфологический разбор причастия ОТЛЕТАЮЩИЕ из предложения:

…кричали отлетающие птицы

I.Отлетающие - __________________________________________

II.Морфологические признаки

1.Нач.форма – ___________________________________________

2.Постоян. призн.:_________________________________________

3.Непостоян.призн.: _______________________________________

III.______________________________________________________

Отметка - __                          Проверял:_____________

Критерии отметки:

  • нет ошибок – «5»
  • 1 – 2 ошибки – «4»
  • 3 – 4 ошибки – «3»
  • 5 и более ошибок – «2»

2 вариант

Фамилия, имя ученика __________________________________

Выполните морфологический разбор причастия СМОРЁННАЯ из предложения:

Трава на нашей поляне, пожелтевшая и сморё…ая, всё же осталась ж…вой и мягкой…

I.Сморённая  - ________________________________________________

II.Морфологические признаки

1.Нач.форма – _________________

2.Постоян. призн.:____________________________________________

3.Непостоян.призн.:____________________________________________

III.______________________________________________

Отметка - ______                          Проверял:_____________

Критерии отметки:

  • нет ошибок – «5»
  • 1 – 2 ошибки – «4»
  • 3 – 4 ошибки – «3»
  • 5 и более ошибок – «2»

Приложение №6

Домашнее задание:

  • Найти в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» 5 – 6 предложений с причастиями, выписать, указать суффиксы причастий, одно причастие разобрать морфологически.

Или

  • Сочинить текст на тему «Уроки доброты» по впечатлениям от рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского», используя следующие словосочетания:

приехавший в город учиться, часто тосковавший по дому, был постоянно голоден, была  удивлена и обеспокоена, искренне сочувствующая мальчику.

Одно причастие разобрать морфологически.

*Форму слов в словосочетаниях можно изменять


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причастие Повторение 6 класс

Слайд 2

Ответим на вопросы по теме «Причастие»

Слайд 3

Какой раздел лингвистики изучает тему «Причастие»?

Слайд 4

По какому плану мы рассказываем про любую часть речи?

Слайд 5

Что обозначает причастие как часть речи? На какие вопросы отвечает?

Слайд 6

Начальная форма для причастия?

Слайд 7

Перечислите только постоянные признаки причастия.

Слайд 8

Какие причастия называются действительными, какие – страдательными?

Слайд 9

Расскажите, как определить вид причастия?

Слайд 10

Что значит переходное или непереходное причастие?

Слайд 11

Расскажите о таком признаке причастия, как время.

Слайд 12

Назовите непостоянные признаки причастия.

Слайд 13

У каких причастий нельзя определить падеж?

Слайд 14

Когда можно определить у причастия род?

Слайд 15

Какие причастия могут иметь краткую форму?

Слайд 16

Какова синтаксическая роль причастия?

Слайд 17

Что такое причастный оборот?

Слайд 18

Когда нужно обособлять причастный оборот?

Слайд 19

По каким приметам мы можем определить, что перед нами причастие?

Слайд 20

Поработаем с текстом Прочитайте текст. Из какого он произведения? Назовите автора. О чём это произведение ? Запишем текст, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки.

Слайд 21

Ос… нь стояла тёплая и сухая. Д…жди выпадали ре…ко и казались случайными, ненароком занесё … ыми откуда-то из (не) погодья слабым (по)путным в… терком . (Над) х… лмами курился воздух, разнося горьк … ватый дурман… щий зап … х полыни, кричали отлетающие птиц….Трава на нашей поляне, пожелте … шая и сморё … ая , всё же осталась ж…вой и мягкой на ней возились проигра … шиеся ребята. В.Г.Распутин «Уроки французского»

Слайд 22

Валентин Григорьевич Распутин (1937 – 2015) Уроки французского

Слайд 23

Уроки французского

Слайд 24

Истинное или ложное суждение? В предложении Шайба, как намагниченная, летела точно на деньги нет причастий.

Слайд 25

Истинное или ложное суждение? Злые, прищуренные глаза Вадика смотрели на меня в упор. В этом предложении слово ПРИЩУРЕННЫЕ – имя прилагательное.

Слайд 26

Истинное или ложное суждение? Спохватившись, я догадался немного картошки припрятать в стоящей во дворе заброшенной сараюшке. В этом предложении два причастия.

Слайд 27

Истинное или ложное суждение? Едва ли осмелился я бы пойти в школу, останься у меня (не)выученным хоть один урок. НЕ с причастием в этом предложении пишется раздельно.

Слайд 28

Истинное или ложное суждение? Мы прошли по краю продолговатого холма сплошь заросшего крапивой. В этом предложении есть причастный оборот сплошь заросшего крапивой, его нужно обособить.

Слайд 29

Истинное или ложное суждение? Из нашего класса на полянку иногда прибегал Тишкин, суетливый, с моргающими глазёнками, любивший на уроке поднимать руку. В этом предложении одно причастие: ЛЮБИВШИЙ

Слайд 30

Истинное или ложное суждение? Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя. В данном предложении причастие ПРЕПОДАННЫЕ – действительное, настоящего времени.

Слайд 31

А сейчас проверим себя Выполним морфологический разбор причастий (на карточках)

Слайд 32

Проверим и оценим свою работу 1 вариант I .Отлетающие – причастие (какие?), от гл.отлетать II .Морфологические признаки 1.Нач.форма – отлетающий 2.Постоян. призн .: действ.,наст.вр.,неперех ., невозвр ., несов.в. 3.Непостоян.призн.: мн.ч., И.п. III . Птицы (какие?) отлетающие 2 вариант I .Сморённая - причастие (какая?), от гл. сморить II .Морфологические признаки 1.Нач.форма – сморённый 2.Постоян. призн .: страд., пр.вр ., сов.в ., неперех ., невозвр . 3.Непостоян.призн.: полн.ф., И.п., ж.р., ед.ч. III . Трава (какая?) сморённая

Слайд 33

Домашнее задание: Найти в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского» 5 – 6 предложений с причастиями, выписать, указать суффиксы причастий, одно причастие разобрать морфологически. Или Сочинить текст на тему «Уроки доброты» по впечатлениям от рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского», используя следующие словосочетания: приехавший в город учиться, часто тосковавший по дому, был постоянно голоден, была удивлена и обеспокоена, искренне сочувствующая мальчику. Одно причастие разобрать морфологически. *Форму слов в словосочетаниях можно изменять

Слайд 34

Спасибо за урок! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»

Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение.  «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Повторение: разделы науки о языке".

Предложен разработанный учителем ход самоподготовки семиклассников , рекомендован  дидактический материал, даны ссылки на ресурсы интернета....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

Предложен материал к самостоятельному осмыслению пройденного пятиклассниками в условиях дистанционного обучения....

Дистанционный урок русского языка. 7 класс.Повторение пройденного. Подводные рифы некоторых сложных тем 7 класса. На перекрестке морфологии и морфемики.

Урок остановит внимание семиклассников на сложных моментах правописания некоторых слов (предлогов, наречий, союзов, частиц и т. п.), понимание которого  находится на перекрестке морфологии и морф...

Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...

Урок русского языка 5 класс «Имя существительное. Повторение изученного»

Урок русского языка по теме «Имя существительное. Повторение изученного»   5 класс...