Рабочая программа .Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. 11 класс
элективный курс по русскому языку (11 класс)
Рабочая программа элективного курса предназначена для подготовки учащихся к экзамену по русскому языку и составлена из расчета 0,5 часов в неделю (17 часа в год).
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. 11 класс» используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_russkomu_yazyku.docx | 33.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ г. Улан – Удэ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19» г. Улан – Удэ
«Согласовано» Руководитель МО учителей русского языка и литературы ___________Аюшеева Д.Р. Протокол №___________ От____________________ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________ Белявская Ю.Н. Протокол №___________ От____________________ | «Утверждаю» Директор __________Хамнуев В.И. |
Рабочая программа элективного курса
«Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. 11 класс»
уровень базовый
Составитель: Копылова Надежда Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
первой категории
г.Улан - Удэ
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса составлена на основе Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку, контрольно-измерительных материалов к проведению ЕГЭ по русскому языку за курс средней школы. Элективный предмет имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 11 классе.
Рабочая программа элективного курса предназначена для подготовки учащихся к экзамену по русскому языку и составлена из расчета 0,5 часов в неделю (17 часа в год).
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. 11 класс» используется в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 11 класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, материалов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при написании сочинения.
Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Этическая норма.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.
Обобщающее повторение.
Литература
- ЕГЭ 2020 Русский язык. Тренировочные задания /И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова, - М .:Эксмо, 2020.
- ЕГЭ 2020 Русский язык. Типовые задания /И.П.Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова, - М .:Эксмо, 2020.
- ЕГЭ 2020 Русский язык. Репетитор/И.П.Цыбулько, С.И.Львова.-М.:Эксмо, 2020.
- ЕГЭ 2020 Русский язык. Экзаменационный тренажёр /И.П.Цыбулько, .И.Львова.-М.:Эксмо, 2020.
- Бисеров А.Ю.ЕГЭ 2015.Русский язык. Тематические тренировочные задания.-М.:Эксмо, 2015.
- Гостева Ю.Н. ЕГЭ Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ.-М.: Издательство «Экзамен», 2015.
- Драбкина С.В., Субботин Д.И. Русский язык. Готовимся к итоговой аттестации. М.: 2019.
- Егораева Г.Т. ЕГЭ. Сборник заданий и методических рекомендаций «Экзамен», 2020.
- Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2020
- СенинаН.А.,Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Легион Ростов-на Дону, 2019
Календарно - тематическое планирование элективного курса
«Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. 11 класс» ( 17 часов - 0,5 часов в неделю )
№ п/п | Тема занятия | Кол ч. | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Домашнее задание |
1 | Введение. Цели и задачи курса. Знакомство демоверсией. | 1 | Структура и содержание ЕГЭ по русскому языку, спецификация, бланки ответов, правила их заполнения. | Знать структуру и содержание ЕГЭ по русскому языку, спецификацию, правила заполнения бланков ответов. Уметь ориентироваться в тестовом задании, заполнять бланки ответов. | Выполнить тест. |
2 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. ЕГЭ 4 | 1 | Основные тенденции постановки ударения в различных частях речи (в прилагательных, глаголах, причастиях, формах И.п., Р.п. мн. числа имен существительных). | Знать основные тенденции постановки ударения в различных частях речи (в прилагательных, глаголах, причастиях, формах И.п., Р.п. мн. числа имен существительных). Уметь ставить ударение в наиболее часто встречающихся словах, работать с орфоэпическим словарем. | Выполнение задания 4 ЕГЭ |
3 | Лексика. Лексические нормы. Употребление паронимов. ЕГЭ 5,6 | 1 | Лексикология, лексика, характеристика русской лексики, лексическое значение слова, слова – синонимы, омонимы, антонимы, паронимы. Стилистически окрашенная лексика. Лексика ограниченной сферы употребления. | Знать определения понятий. Уметь определять лексическое значение слова, находить в тексте синонимы, антонимы, паронимы, стилистически окрашенную лексику (разговорную, книжную), лексику ограниченной сферы употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, просторечную лексику), работать с толковы словарем, словарями синонимов, антонимов, паронимов. | Выполнение заданий 5,6 ЕГЭ |
4 | Лексические выразительные средства. Тропы. Синтаксические средства выразительности. ЕГЭ 26 | 1 | Лексические средства выразительности: аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, эпитет, фразеологизм. Синтаксические средства выразительности: анафора, инверсия, синтаксический параллелизм, антитеза | Знать лексические средства выразительности: аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, эпитет, фразеологизм. Знать синтаксические средства выразительности. Уметь находить синтаксические средства в тексте Выполнение задания ЕГЭ 26, анализ текста | Выполнение задания ЕГЭ 26, анализ текста. |
5 | Морфологические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. ЕГЭ 7 | 1 | Трудные случаи образования форм слова: И.п, Р.п. мн. числа имен существительных, формы количественных числительных, степеней сравнения имен прилагательных, повелительного наклонения глаголов. | Знать трудные случаи образования форм слова: И.п, Р.п. мн. числа имен существительных, формы количественных числительных, степеней сравнения имен прилагательных, повелительного наклонения глаголов. Уметь определять ошибочное образование формы слова. | Выполнение задания ЕГЭ 7. |
6 | Синтаксические нормы. Грамматические ошибки, связанные с их нарушением. ЕГЭ 8 | 1 | Распространенные грамматические ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм. | Знать распространенные грамматические ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм. Уметь находить предложения с нарушением синтаксических норм. | Выполнение задания ЕГЭ 8. |
7 | Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами. ЕГЭ , 17,18 | 1 | Правила постановки знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами. | Знать правила постановки знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами. Уметь определять условия постановки знаков препинания в простом предложении, осложненном однородными членами, обособленными определениями, обстоятельствами, вводными словами. | Выполнение заданий ЕГЭ 17,18 |
8 | Пунктуация. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. ЕГЭ 16 | 1 | Правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении. | Знать, что такое сложносочиненное предложение, правила постановки знаков препинания в нем. Уметь определять условия постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении. | Выполнение задания ЕГЭ 16 |
9 | Пунктуация. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. ЕГЭ 19 | 1 | Правила постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении. | Знать, что такое сложноподчиненное предложение, правила постановки знаков препинания в нем. Уметь определять условия постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении. | Выполнение задания ЕГЭ 19. |
10 | Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи. ЕГЭ 20 | 1 | Правила постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи. | Знать правила постановки конструкций с запятой, двоеточием, тире. Уметь определять условия постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи. | Выполнение задания 20 ЕГЭ |
11 | Постановка знаков препинания в различных случаях. ЕГЭ 21 | 1 | Правила постановки знаков препинания в различных случаях | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи. Уметь выполнять пунктуационный анализ небольшого текста. | Выполнение задания 21 ЕГЭ |
12 | Текст. Выделение основной и дополнительной информации в тексте. Способы и средства связи предложений в тексте. ЕГЭ 1, 22,23,25 | 1 | Текст. Смысловой анализ текста. Текст. Основные способы и средства связи предложений в тексте: лексический повтор, местоимения, союзы, контекстные синонимы. | Знать, что такое текст, основные способы и средства связи предложений в тексте: лексический повтор, местоимения, союзы, контекстные синонимы. Уметь выделять основную информацию в тексте, определять средства связи предложений в тексте. | Выполнение тестовых заданий |
13 | Виды вступлений к сочинению | 1 | Виды и формы вступления. (Проблемный вопрос; общие сведения о проблеме, ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме; создание определённого эмоционального настроя, описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста; цитата из исходного текста; обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям) | Знать виды вступлений к сочинению и уметь использовать эти знания при написании сочинения- рассуждения | Написать вступление к предложенному тексту. |
14 | Формулировка проблемы текста. Способы формулировки проблемы. | 1 | Типы проблем. Способы выявления проблемы. Типы проблем (философские, социальные, политические, нравственные, экологические, эстетические). | Знать, как писать сочинение, раскрывая его проблему. Уметь формулировать проблему текста | Сформулиро- вать проблемы текста письменно |
15 | Комментарий к сформулированной проблеме | 1 | Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. (Текстовый комментарий, концептуальный комментарий). | Знать об основных требованиях к сочинениям. Уметь комментировать и приводить 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, 2 пояснения и смысловую связь между ними. | Прокомментировать проблемы текста письменно |
16 | Позиция автора | 1 | Позиция автора. Способы выражения автора | Уметь увидеть в тексте сформулированную автором позицию | Сформулировать позицию автора письменно |
17 | Выполнение контрольного тестирования. | 1 | Выполнений тестовых заданий | Уметь выполнять задания, применять знания при тестировании. | Работа с тестами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Подготовка к ГИА" 9 класс
Изучение курса в 9 классе преследует основную цель – подготовка выпускников к итоговой аттестации по русскому языку в формате ГИА. Экзаменационная работа состоит из 3-х частей: часть «А» - написание с...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»
Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс
Рабочая программа спецкурса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ» составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом программы элективного курса С.И.Львовой «Уроки словесности»...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (для 9 класса).
Рабочая программа составлена с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. Программа содержит следующие разделы: 1) пояснительная зап...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку рассчитана...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку)
Рабочая учебная программа элективного курса «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса...