Урок- игра лингвистический турнир "Знатоки русского языка"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Цель проведения:
- проверить знания учащихся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_igra_5_klass.docx | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистический турнир «Знатоки русского языка»
Класс: 5
Тип урока: урок-игра
Цель проведения:
- проверить знания учащихся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка;
- способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение;
- создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
УУД:
- Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, структурируют знания, выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно – следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям)
- Коммуникативные: сотрудничают с учителем, со сверстниками, доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; читают и понимают лингвистический текст, составляют собственные тексты делового стиля.
- Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности, понимают личностный смысл учения, усваивают правила здорового образа жизни
- Регулятивные: обучающиеся ставят цели учебной деятельности и ищут средства ее осуществления, контролируют правильность выполнения заданий
Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная
- Методы обучения: словесный, метод учебных дискуссий, частично-поисковый
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, грамоты для награждения.
ХОД ИГРЫ
- Оргмомент.
- Мотивация учебной деятельности
Вступительное слово учителя:
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в рамках проведения недели русского языка мы с вами проведем лингвистический турнир знатоков русского языка. Этот час мы проведем с вами в форме рыцарского турнира между командами учащихся 5 –ых классов.
- Представляем наши команды. (представление команд)
- Жюри будет следить за ходом нашего турнира. (представление жюри)
- Наш турнир будет состоять из девяти туров. За каждый правильный ответ вы будете получать 5 баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.
3. Игра
Первый тур «Представление» (название, девиз, эмблемы)
Второй тур «Разминка».
Команды по очереди отвечают на 5 вопросов.
1 команда:
В каком слове сорок а? (сорока)
Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)
Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
2 команда.
Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)
В каком глаголе нет слышится сто раз? (стонет)
Сколько слогов в слове да? (1)
Эта часть речи обозначает признак предмета.
Название этого месяца рифмуется со словом «капель».
3 КОМАНДА
Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
Как можно превратить слово семя в слово семья?
Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2)
В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)
Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)
Слово жюри.
Третий тур «Фразеологический»
Задание: Кто быстрее сопоставит фразеологизм с его лексическим значением.
(Задание команды получают на разрезанных карточках, соединяют пары на время)
чуть свет - рано на ночь глядя - поздно
жить душа в душу - дружно как кошка с собакой - врозь
куры не клюют - много кот наплакал - мало
у чёрта на куличках - далеко в двух шагах - близко
спустя рукава - плохо хоть глаза выколи – темно
бежать сломя голову - быстро ползти черепашьим шагом - медленно
сидеть сложа руки - бездельничать во всё горло - громко
хоть отбавляй – много задирать нос - зазнаваться
набрать в рот воды - молчать как снег на голову – неожиданно
возносить до небес - хвалить водить вокруг пальца – обманывать
водить за нос – обманывать яблоку негде упасть - тесно
Слово жюри.
Четвёртый тур «Орфоэпический»
Игра «Ударение – волшебное превращение». Нередко одно слово может иметь два значения, если изменить ударение.
Ударный слог, ударный слог –
Он назван так недаром!
Эй, невидимка – молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит
Следи за поведеньем молотка
Держи его в руках озорника.
Командам предлагается задание: правильно расставьте ударение в предложениях.
Семена гвоздики похожи на гвоздики.
Купи соли и соли капусту.
На дороге вижу сорок резво скачущих сорок.
Солнце село за село.
Замок был закрыт на замок.
Огородное пугало всех пугало.
Сорваться в пропасть – значит пропасть.
Пятый тур «Словообразовательный»
Игра «Собери словечко»
рпи | (пир) | пра | (пар) | опл | (пол) |
кушпа | (пушка) | тухпе | (петух) | кугенру | (кенгуру) |
длеп | (плед) | плеча | (пчела) | тышкамар | (мартышка) |
сылесоп | (пылесос) | биьилундк | (будильник) | дашкаран | (карандаш) |
Пока команды справляются с заданием для зрителей викторина:
Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
[ж] звонкий или глухой? (звонкий)
В начале слова буква ё обозначает? (два звука)
Гласных букв 10, а гласных звуков (6)
Назовите первую букву алфавита (а)
Чем кончается день и ночь? (ь)
Принятый порядок расположения буквназывается (Алфавит)
Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3)
Знак для обозначения звуков на письме. (Буква)
Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6)
Шестой тур «Морфология»
Задание: команды получают карточки, где вертикально записаны слова. К каждой букве этого слова нужно подобрать
другие слова, относящиеся к разным частям речи, не повторяясь.
С - числительное Н - наречие
Т – местоимение Е - прилагательное
Р – глагол Д - числительное
А – прилагательное Е - существительное
Н – наречие Л - глагол
А – существительное Я - местоимение
Слово жюри.
Седьмой тур «Загадочный»
Задание: отгадать загадки.
1. Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное р содержит он,
А называется… (перрон)
2. Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два к.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называется….(хоккей).
3. На большие расстояния
Мчится он без опоздания,
Пишется в конце два с
Называется …(экспресс).
4. Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада,
А зовет меня…(прохлада).
5. Я от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня,
Но бывает смысл иной:
Весь огромный шар земной. (свет)
6. Я – все то, что есть на свете,
Все народы на планете,
Мой омоним – враг войны,
Друг труда и тишины. (мир)
Слово жюри
Восьмой тур «Скороговорочный».
Задание: каждая команда хором произносит скороговорку.
1 команда:
Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель.
И матросы две недели
карамель на мели ели.
2 КОМАНДА:
Знают Рома и Егор
Не съедобен мухомор.
Не смотря на красоту
Не годится он в еде.
3 КОМАНДА:
В сале у кота усы
Кот наелся колбасы.
Сидит на стуле сытый кот
И серой лапкой ротик трёт.
Девятый тур «Конкурс капитанов»
Кто больше за одну минуту придумает слова – существительные, состоящие из трёх букв.
- Подведение итогов
Слово жюри, итоговый счет, объявление победителя, вручение медали.
- Итог. Рефлексия
Выучи русский язык.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
- Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познание кручи-
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый рудник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистические игры к неделе русского языка и литературы
Файл содержит разработку двух внеклассных мероприятий, которые можно использовать при проведении недели русского языка и литературы...
Биолого-лингвистический марафон "Русский язык и биология-мои друзья в рамках интегрированной декады биологии
Биолого - лингвистический марафон являлся одним из мероприятий интегрированной декады биологии. Марафон призван развивать интерес учащихся к предметам, углублять, расширять и закреплять ...
Устный лингвистический журнал "Русский язык в дни Великой Отечественной войны"
Методическая разработка для проведения внеклассного мероприятия по русскому языку....
Урок-игра "Лингвистическое ассорти"
Занимательный урок русского языка рассчитан на обучающихся 6-7 классов. Можно провести как итоговый урок в конце...
Урок- игра "Слабое звено" (русский язык и литература) - 6 класс
Предлагаемая игра для учащихся 6 класса с целью закрепления полученных знаний по курсу русского языка и литературы за 6 класс...
Игра-конкурс по русскому языку "Лингвистический Олимп" для учащихся 7 класса.
Сценарий игры был создан для проведения районного конкурса по русскому языку "Лингвистический Олимп". Участвуя в игре-конкурсе, учащиеся 7 классов могут продемонстрировать свои знания по орфогр...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе Урок – игра «Турнир знатоков русского языка"
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе Урок &nda...