Текст и его признаки
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Текст и его признаки
- О.Н.У.
- Актуализация знаний
- ОП на стр.12
- –Какие функциональные разновидности языка существуют? (разговорная речь, язык художественной литературы)
- Какие стили? (официально-деловой, научный, публицистический)
3) - Определите последовательность слов и объясните свой выбор.
На доске: словосочетание - слово – звук – предложение.
- Давайте вспомним, какие разделы науки о языке изучают каждую единицу языка?
Дети: звук, - фонетика, слово – лексикология, словосочетание, предложение – синтаксис.
- Введение в тему
-Обратите внимание на цепочку, она не закончена. Как вы думаете, какая единица языка должна быть следующей? Почему она является завершающим в этой цепочке?
(В этой цепочке завершающим словом будет текст, потому что эта самая большая единица языка).
-Итак, скажите, пожалуйста, что мы с вами будем изучать сегодня на уроке и какие цели мы должны перед собой поставить?
(тема урока – текст и его признаки. Цель: дать понятие, что такое текст, выявить его основные признаки, узнать, какая наука изучает текст).
- Работа по теме урока
-Как приятно видеть людей, которые умеют связно и красиво говорить. Мы любуемся речью, когда не угадываем ее смысл, а понимаем его сразу.
Долгое время лингвисты ограничивались изучением звуков, морфем, слов, словосочетаний, предложений. Но постепенно ученые стали исследовать более крупные отрезки речи: сочетание предложений, абзацы, и целые тексты.
Так сложилась наука о тексте. Эта наука называется текстоведением (текст + ведать, знать).
Изучая текст, лингвисты установили, что он имеет определенные законы построения, в нем есть такие особенности, которых нет у предложений.
-Что такое текст? Как вы думаете? Давайте подберем слова, близкие по значению, к этому слову.
Текст (от лат. textum – ткань, связь, соединение). Как вы это понимаете?
(Текст мы читаем и понимаем, о чем нам хотят рассказать).
- Молодцы! Давайте попробуем дать определение этому понятию и выясним, какими признаками он обладает.
Для этого проанализируем две записи (раздаточный материал у каждого на парте)
Две записи. Слева набор предложений, а справа текст.
К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин. | Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему. |
-Прежде чем мы начнем анализировать, я вас попрошу выписать все слова с пропущенными орфограммами, объяснить их написание и назвать вид орфограммы, к которому относятся все слова. Найдите лишнее слово и объясните, почему оно является таковым?
- Поработаем над записями. Можно ли назвать их текстами? Почему? Чем правая запись отличается от левой?
- Какой признак имеет текст?
- Что такое тема текста?
( Это то, о чем или о ком говорится в тексте).
- О чем говорится в тексте? Как описана вода? Найдите слова, которые ее описывают и характеризуют. Какая тема данного текста?
(В тексте говорится о воде).
- Молодцы! Вы все точно сказали. Зачем тот или иной текст создается? Любой текст выражает какую-то мысль, чтобы ее найти, надо задать вопрос: что этим текстом хотел сказать автор? К чему он нас призывает? Определите основную мысль данного текста.
Дети: Вода дает жизнь всему, что нас окружает. В ней содержится красота всей природы. Автор призывает нас любить и беречь природу и все, что нас окружает.
Признаки текста. Первый признак: предложения тесно связаны между собой по смыслу, т.е. объединены общей темой и основной мыслью.
- Раскрыта ли тема и основная мысль данного текста? Значит текст завершен и закончен.
Вторым признаком текста является как раз завершенность и смысловая законченность.
- Давайте попробуем подобрать заголовок к нашему тексту.
- Какие вы молодцы! Я согласна с вами. Какой вывод мы можем сделать?
( Заголовок выражает то, о чём говорится в тексте).
Третьим признаком текста является то, что у текста может быть заголовок, который отражает его тему или основную мысль.
- Можно ли поменять местами предложения в тексте? Почему?
( Нельзя, смысл текста будет непонятным).
Четвертым признаком текста является логическая связь частей, определенная их последовательность.
- Кто попробует назвать все признаки текста?
-Теперь можно дать и определение понятию текст, так что же такое текст?
Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически, расположенных в определённом порядке, имеющих тему и основную мысль. (Запись в тетрадь)
-Где вы встречаетесь с текстом в вашей жизни? зачем вам нужно знать, что такое текст и как его построить? как вам понадобятся эти знания в жизни?
5. Закрепление изученного
- Работа с текстом.
-Прочитайте небольшой отрывок из сказки, название и автора которой вы назовете сами.
Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки глаза у него разбежались, и не знает он, на что смотреть и кого слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени – неведомо: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и сказал он голосом радостным:
«Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая».
- Кто автор данного текста? Из какой это сказки? Что вы знаете об этом авторе?
(С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»)
-Докажите, что это текст. Найдите признаки текста.
- Озаглавьте этот текст так, чтобы в нем отразилась тема текста, затем основная мысль и запишите.
2) Проверим, как вы усвоили тему нашего урока: на ваших листочках есть 7 утверждений, рядом с ними поставьте ДА/НЕТ.
1. Текст состоит из предложений.
2. К тексту нельзя придумать заглавие.
3. Все предложения в тексте имеют границы.
4. Предложения в тексте не имеют последовательности.
5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.
6. Текст нельзя разделить на части
7. Предложения в тексте объединены общей темой и основной мыслью.
Проверка друг у друга по ключам.
Ключи ДА, НЕТ, ДА, НЕТ, ДА, НЕТ, ДА.
6.Подведение итогов. Рефлексия
7. Д/задание Повторить признаки текста. Составить собственный текст на тему «Осень»
К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин. | Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему. |
К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин. | Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему. |
К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин. | Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему. |
К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин. | Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему. |
К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин. | Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему. |
К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин. | Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему. |
К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин. | Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему. |
К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин. | Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему. |
К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин. | Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему. |
К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин. | Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему. |
К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин. | Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему. |
К..тёнок разбил вазу. К..смонавты готовились к полёту. По телевизору была инт..ресная передача. А мама пошла в магазин. | Всё хорошо в природе, но в..да — красота всей природы. Вода ж..ва, она б..жит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и дв..жение всему ее окружающему. |
Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки глаза у него разбежались, и не знает он, на что смотреть и кого слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени – неведомо: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и сказал он голосом радостным:
«Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая».
Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки глаза у него разбежались, и не знает он, на что смотреть и кого слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени – неведомо: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и сказал он голосом радостным:
«Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая».
Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки глаза у него разбежались, и не знает он, на что смотреть и кого слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени – неведомо: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и сказал он голосом радостным:
«Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая».
Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки глаза у него разбежались, и не знает он, на что смотреть и кого слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени – неведомо: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и сказал он голосом радостным:
«Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая».
Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки глаза у него разбежались, и не знает он, на что смотреть и кого слушать. Ходил он так много ли, мало ли времени – неведомо: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. И вдруг видит он, на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку; запах от цветка по всему саду ровно струя бежит; затряслись и руки и ноги у купца, и сказал он голосом радостным:
«Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о каком просила меня дочь меньшая, любимая».
На ваших листочках есть 7 утверждений, рядом с ними поставьте ДА/НЕТ.
1. Текст состоит из предложений.
2. К тексту нельзя придумать заглавие.
3. Все предложения в тексте имеют границы.
4. Предложения в тексте не имеют последовательности.
5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.
6. Текст нельзя разделить на части
7. Предложения в тексте объединены общей темой и основной мыслью.
На ваших листочках есть 7 утверждений, рядом с ними поставьте ДА/НЕТ.
1. Текст состоит из предложений.
2. К тексту нельзя придумать заглавие.
3. Все предложения в тексте имеют границы.
4. Предложения в тексте не имеют последовательности.
5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.
6. Текст нельзя разделить на части
7. Предложения в тексте объединены общей темой и основной мыслью.
На ваших листочках есть 7 утверждений, рядом с ними поставьте ДА/НЕТ.
1. Текст состоит из предложений.
2. К тексту нельзя придумать заглавие.
3. Все предложения в тексте имеют границы.
4. Предложения в тексте не имеют последовательности.
5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.
6. Текст нельзя разделить на части
7. Предложения в тексте объединены общей темой и основной мыслью.
На ваших листочках есть 7 утверждений, рядом с ними поставьте ДА/НЕТ.
1. Текст состоит из предложений.
2. К тексту нельзя придумать заглавие.
3. Все предложения в тексте имеют границы.
4. Предложения в тексте не имеют последовательности.
5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.
6. Текст нельзя разделить на части
7. Предложения в тексте объединены общей темой и основной мыслью.
На ваших листочках есть 7 утверждений, рядом с ними поставьте ДА/НЕТ.
1. Текст состоит из предложений.
2. К тексту нельзя придумать заглавие.
3. Все предложения в тексте имеют границы.
4. Предложения в тексте не имеют последовательности.
5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.
6. Текст нельзя разделить на части
7. Предложения в тексте объединены общей темой и основной мыслью.
словосочетание слово
звук
предложение
фонетика
лексикология
синтаксис
текст
текстоведение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/28/picture-249849-1367174520.jpg)
Текст и его признаки. Стиль и тип речи текста.
Урок русского языка по теме «Текст и его признаки. Стиль и тип речи текста. Стилистический анализ текстов»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/27/picture-658512-1440701764.jpg)
"Текст и его признаки (обобщение)".
Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 9 классе "Текст и его признаки (обобщение)" по программе С.И.Львовой....
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/19/picture-535776-1639889493.jpg)
Особенности стиля художественной литературы. Текст и его признаки. Анализ текста.
Класс 11УМК Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин «Русский язык 10 – 11 классы». Изд. «Русское слово», М., 2011г.Уровень обучения (базовый)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/13/picture-641692-1434198014.jpg)
Методическая разработка урока по русскому языку "Текст и его признаки "
Развитие связной речи является трудным процессом, требующим использования различных методов обучения. Дети должны научиться пользоваться не только определенными словами и выражениями, но и средствами,...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/04/picture-652019-1438690029.jpg)
Текст и его признаки
В презентации представлен материал для изучения темы "Текст и его признаки", включающий теоретические сведения и их закрепление....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/23/picture-1242911-1590230295.jpg)
4 класс Текст - повествование. Характерные признаки текста - повествования. Схема построения повествовательного текста.
Формировать умения определять особенности текста - повествования, последовательность частей в тексте; формировать умения пересказывать повествовательный текст по плану и опорным словам; развиват...