Урок русского языка 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Иванова Раиса Викторовна

Урок русского языка в 7 классе. Тема "Предлог".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlogi_7_kl._urok.docx17.49 КБ
Файл pravopisanie_proizvodnyh_predlogov.pptx652.86 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Правописание предлогов

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с правилом слитного и раздельного написания производных предлогов, закрепить его на практике;

Задачи: 1. Вспомнить, что мы знаем о предлоге.

2. Развить навык правописания предлогов и разграничения их с другими частями речи.

3. Продолжить работу по формированию речевой компетенции в употреблении предлогов в речи. 

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

- Доброе утро, ребята!

- Проверьте готовность к уроку (учебник, тетрадь, ручка, карандаш)

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2.Мотивация учащихся к учебной деятельности.

Игра «Крестики- нолики»

1.Служебные части речи – это слова, у которых нет лексического значения, они не отвечают на вопросы и не являются членами предложения. (+)

2.К служебным частям речи относятся только предлоги и союзы. (0)

3.Предлог – служебная часть речи, которая вместе с падежным окончанием существительных является грамматическим средством для связи слов в словосочетании и предложении. (+)

4Все предлоги в русском языке – непроизводные слова. (0)

5Предлоги со словами могут писаться и слитно, и раздельно. (0)

6. По составу предлоги делятся на простые и составные. (+)

7. С помощью предлогов могут передаваться временные, пространственные, причинные значения (+)

Проверка результатов (в парах).

3. Этап целеполагания. Определение темы урока.

-Вспомните вопросы, которые я вам задавала и подумайте, о чем мы будем говорить на нашем уроке?

_ Что конкретно будем обсуждать?

-Попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока.

4. Изучение нового материала

- Вспомним, на какие разряды делятся предлоги?

- Объясните, как вы это понимаете.

- От каких частей речи могут образовываться предлоги?

       Производные предлоги очень похожи на своих «родителей», но есть у них и с-вои индивидуальные черты, по которым мы и научимся узнавать их в «лицо»

   Откройте учебник на стр. 198, упр. 277

Посмотрите, пожалуйста, на предложения в двух колонках, сравните.

- Где, по- вашему, предлоги, а где их «родители»?

Самое важное в этой теме- научиться правильно определять часть речи, а это, как мы знаем, возможно лишь в контексте, в предложении.

- А теперь попробуйте составить алгоритм, который поможет вам узнавать производные предлоги в предложении.

Давайте проверим ваши работы. (чтение алгоритмов)

Я вам приготовила карточку, которая называется «Совет помощника». Положите ее в справочник, она вам поможет при написании предлогов.

Совет помощника»

  1. Если между предлогом и словом можно поставить вопрос или прилагательное;
  2. К другой части речи можно задать вопрос, к предлогу нет;
  3. Синонимичная замена;
  4. Синтаксическая роль в предложении.

- Зачем нам нужно научиться различать производные предлоги и другие части речи?

-Предлагаю вам прочитать параграф учебника, стр.201-202

   Написание предлогов нужно запомнить. В этом вам поможет таблица.

5. Закрепление

1. Упр. 288 (1,3,5)

2. Реши тест (см. слайд)

3.Игра «Кот в мешке» (см. слайд)

6. Рефлексия.

Выберете любое начало фразы и продолжите ее:

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание: параграф 29, упр. 291


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: Правописание производных предлогов

Слайд 2

ЦЕЛЬ: Научиться писать производные предлоги, уметь отличать их от омонимичных частей речи

Слайд 3

Игра «Крестики- нолики» + 0 + 0 0 + +

Слайд 4

«Совет помощника» 1. Между предлогом и словом можно поставить прилагательное; 2. К другой части речи можно задать вопрос, к предлогу нет; 3. Синонимичная замена. (Производный предлог можно заменить непроизводным) 4. Синтаксическая роль в предложении. ( Предлоги не могут быть членами предложения)

Слайд 5

РЕШИ ТЕСТ : 1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. А) (НЕ)СМОТРЯ на то, что большинство стихотворений Жуковского являются переводными, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж. Б) Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания. В) Студент выбрал эту тему реферата, ЧТО(БЫ) лучше узнать историю музыки, и (В)ТЕЧЕНИЕ месяца изучал полученные в библиотеке книги. Г) ЧТО(БЫ) не пропустить самое интересное, Сергей ТОТ(ЧАС) побежал к реке.

Слайд 6

2. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. А ) (В)ПОСЛЕДСТВИИ, когда мне привелось (С)НОВА побывать в тургеневском парке, я обратил внимание на большое количество молодых деревьев. Б ) (С)ЛЕВА, за барьером, (КАК)БУДТО в гигантском провале, пустынный зал, где происходят все почтовые операции. В) Мы с вами говорим (ПО)РУССКИ, (ТО)ЕСТЬ на языке «Капитанской дочки» и «Героя нашего времени». Г ) (КАК)ТОЛЬКО берега скрываются за горизонтом, корабль (ТУТ)ЖЕ оказывается во власти океана.

Слайд 7

3. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. А ) Ему некому помочь, (ПО)ТОМУ что никто не пошел (В)СЛЕД за ним Б ) (В)ПОСЛЕДСТВИИ я положила деньги (НА)СЧЕТ ближайшего к дому банка. В) Главным для художников- импрессионистов стали свет, постоянно меняющийся (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ дня, и воздух, в который (КАК)БЫ погружены предметы и фигуры людей. Г) Хозяйка не могла понять, (ПО)ЧЕМУ я так долго, (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких минут, разглядываю семейные фотографии на стене.

Слайд 8

ПРОВЕРИМ ОТВЕТЫ: 1.чтобы- тотчас 2.впоследствии- снова 3.в продолжение- на счет

Слайд 9

Выберете любое начало фразы и продолжите ее: Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось…

Слайд 10

Домашнее задание: параграф 29, 30, упр.291


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...