Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Правописание буквосочетаний жи - ши, ча- ща, чу- щу" 8.10.2019 г. 4 класс ФГОС ИН (1 вариант)
план-конспект урока по русскому языку
Предварительный просмотр:
Конспект урока по предмету «Русский язык» по теме
«Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу» 8.10.2019 4 класс ФГОС ИН (1 вариант)
Цели урока:
Цели: формировать у учащихся навыки правописания буквосочетаний жи- ши, ча-ща, чу –щу, учить применять их на практике;
развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, внимание, мышление, память;
воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
Орг. момент.
Мотивация к учебной деятельности
Настроение у нас отличное,
А улыбка – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Нам урок начинать пора!
Актуализация темы урока.
Создание проблемной ситуации.
-Ребята, давайте вспомним после каких согласных: твёрдых или мягких – надо писать букву «а»? Букву «у»? А букву «и»?
-Сегодня мы будем говорить о таких буквосочетаниях, в которых нормы употребления букв «а», «у», «и» нарушаются.
Основной этап урока.
-Ребята, вы уже знаете, что в русском языке есть группа согласных звуков, которые называются шипящими.
-Какие звуки являются шипящими?
- Подумайте, почему их так назвали?
- Произнесите эти звуки и послушайте себя. С чем их можно сравнить?
-Все шипящие согласные звуки – непарные по твёрдости – мягкости. Какие из них твёрдые? Какие мягкие?
Работа с моделями слов ножи, шишки, щука, часы. Надо найти твёрдые и мягкие согласные звуки в звуковых схемах модели.
-Звуки ж и ш – твёрдые. Какую гласную надо было бы писать после них в словах ножи и шишки? ( ы )
-А какое правило мы уже знаем? «Жи – ши пиши с буквой и».
-Звуки ч и щ – мягкие. Какую гласную надо было бы писать после них в словах щука, часы? (ю, я)
-А какое правило мы уже знаем? «Чу – щу пиши с буквой у». «Ча – ща пиши с буквой а».
Гласные в буквосочетаниях жи – ши, ча – ща, чу- щу – это орфограммы. Их написание нужно запомнить, чтобы не делать ошибок при написании слов с этими сочетаниями.
Пальчиковая гимнастика «Дружба».
Дружат в нашем классе девочки и мальчики. Соединять пальцы в «замок».
Мы с тобой подружим маленькие пальчики. Касание кончиков пальцев обеих рук.
Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять. Парное касание пальцев от мизинцев.
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать. Руки вниз, встряхнуть кистями.
Работа в тетради.
Минутка чистописания.
Прописываем по строчке буквосочетания
жи ши
ча ща
- Ребята, мудрая Сова хочет убедиться в том, что вы все запомнили правила написания буквосочетаний жи – ши, ча –ща, чу –щу. Она приготовила для вас задания.
1. Отгадайте загадки, запишите ответы в тетради, орфограмму подчеркните.
То всегда идет, а с места не сойдет? ЧАСЫ.
Какие животные носят иголки на спине? ЕЖИ
Пятнистое животное с очень длинной шеей. ЖИРАФ.
Он хорош для кислых щей помимо прочих овощей. ЩАВЕЛЬ.
Зимний вид спорта и любимое развлечение детей. ЛЫЖИ.
Дикая роза с ярко-красными ягодами. ШИПОВНИК.
Из горячего колодца через нос водичка льётся. ЧАЙНИК.
Злая, зубастая под водою рыщет, малых рыбок ищет. ЩУКА.
Инструмент для прокалывания отверстий. ШИЛО.
Взаимопроверка.
Физминутка.
Жи-жи-жи – на плечи руки положи.
(круговые вращения руками).
Чу-чу-чу - снова прыгать я хочу.
(прыжки на месте).
Щу-щу-щу – руки вниз я опущу.
(наклоны вниз с вытянутыми руками).
Ща-ща-ща – приседаем не пища.
( приседания).
Ши-ши-ши – посидим теперь в тиши.
(садятся за парту).
2. Слова в каждой строчке перепутались, составьте и запишите предложения так, чтобы выделенное слово было первым.
Чаща, полна, звуков, лесная.
По, дятел, стучал, дубу.
Кружились, елью, над, клесты.
Срывали, шишки, клювами, они.
Искали, птицы, пищу.
Офтальмопауза.
«Совушка-сова»
(профилактика нарушений зрения)
Совушка-сова, большая голова.
Движения глазами вправо – влево, не поворачивая головы.
Маленькие ножки, а глаза как плошки.
Вращение глазами по кругу по часовой и против часовой стрелки.
Днём спит,
Закрывать глаза.
Ночью глядит:
Открывать глаза.
Луп – луп – луп, луп – луп – луп…
Широко открывать глаза.
3. Найди и исправь ошибки (предложения записаны на доске).
Кипит в кастрюле Маша.
Бежыт по саду каша.
Сидят, прищюрясь, мошки.
Слетелись к лампе кошки.
Запомни эти предложения. Расскажи их по памяти.
- Молодцы! Вы справились с заданиями мудрой Совы!
Итог.
- Правописание каких орфограмм мы отрабатывали сегодня на уроке?
Домашнее задание.
Придумать и записать по 3 слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Технология" 5-8 класс ФГОС второго поколения (вариант девочки)
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения (вариант для девочек). Данная программа содержит: общую характеристику учебного п...
ВПР - 2019 5 класс Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ (ссылка для скачивания)
Данное пособие предназначено учащимся 5 классов общеобразовательных школ. Оно позволит в кратчайшие сроки проверить свои знания, потренироваться в выполнении заданий и подготовиться к ВПР. Материалы п...
ВПР - 2019 6 класс Большой сборник тренировочных вариантов проверочных работ (ссылка для скачивания)
Пособие предназначено для учащихся 6 классов общеобразовательных школ. Оно позволит в кратчайшие сроки проверить свои знания и потренироваться в выполнении заданий. Учителя найдут в пособии мате...
Конспект урока по предмету "Математика" по теме " Закрепление табличного умножения числа 7" 29.01.2020 г. 4 класс ФГОС ИН (1 вариант)
Конспект урока...
конспект урока по русскому языку "Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах."
Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» 5 класс ФГОС УО (ИН), Вариант 1
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» 5 класс ФГОС УО (ИН), Вариант 1...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "Мир истории" 6 класс ФГОС УО (ИН), Вариант 1
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "Мир истории" 6 класс ФГОС УО (ИН), Вариант 1...