Чередование Е-И в корнях слов
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
Чередование безударных гласных в корне - страшное место русской орфографии. В то время, как большинство корней решено было писать одинаково во всех однокоренных словах, некоторые корни (неясно, почему именно они) остались на привилегированном положении. Они не подчинились общему правилу и пишутся по традиции. А что такое традиция языка? Это нормы правописания, которые стихийно сложились в те времена, когда правил орфографии ещё не было. Т.е., не имея правил, люди писали, кому как нравится, сложилась традиция написания одних слов с такой буквой, других слов с этим же корнем - с другой буквой. А когда правила начали составлять, слова эти решили оставить в том виде, к которому народ уж и привык. И теперь каждое поколение школьников расплачивается за то, что предыдущие поколения не пришлось переучивать. И это ещё не всё. Корней с чередованием становится всё больше и больше. Точнее, всё время обнаруживаются неучтённые корни. Коллекция постоянно пополняется, окончательных списков исключений и слов с чередованием нет, реформировать правило никто не собирается. Крепитесь, товарищи! Это всё вам придётся выучить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cheredovanie.pptx | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Пожелайте успехов глазами И вперед, за новыми знаниями!
Восьмое апреля. Классная работа.
Как понимаете пословицы? Спишите, вставьте пропущенные буквы и запятые. Книга помож …т (в)труде выруч …т (в)б…де. Книги (не)г… ворят а правду сказывают . Напрас … ный труд удить рыбу (без) крюч …ка и учит… ся (без)книги. Выполните синтаксический разбор второго предложения.
Вспомним!!! На какие три группы делятся безударные гласные в корне слова? Поработайте в паре. Распределите слова в три колонки, вставляя в них пропущенные буквы : Ф… нарь , р… стение , прил … гательное , в… стибюль , насл …. ждение , зап … реть (дверь), д… лекий , пол… жение , … ллея , п… хучий , п… ртрет , выр …щенный, зап …рать (дверь), к… бинет , подр … сли , сл …пить (глаза), к… заться , р…сток, в… лна ., д…ректор. Проверяемые ударением Непроверяемые (словарные слова) Чередующиеся
Проверь себя! Проверяемые ударением Непроверяемые (словарные слова) Чередующиеся НАСЛ А ЖДЕНИЕ Ф О НАРЬ Р А СТ ЕНИЕ Д А ЛЕКИЙ В Е СТИБЮЛЬ ПРИ Л А Г АТЕЛЬНОЕ П А ХУЧИЙ П О РТРЕТ ПО Л О Ж ЕНИЕ СЛ Е ПИТЬ А ЛЛЕЯ ВЫ Р А Щ ЕННЫЙ К А ЗАТЬСЯ К А Б ИНЕТ ПОД Р О С ЛИ В О ЛНА Д И РЕКТОР Р О СТ ОК ( искл .)
Какие два слова вызвали трудность? Запишите их через тире. Определите вид этих глаголов. Запереть – запирать. Выделите корень в словах. Какое фонетическое явление в ы наблюдаете? Что такое чередование звуков? В какою колонку мы должны были записать эти два слова? Запишите их. Можете ли вы объяснить условие выбора Е – И в этих глаголах? Почему? Несов. вид С ов. вид
Так что же мы будем сегодня изучать на уроке? Какова наша цель? Задача? Сформулируйте тему урока.
Тема: Буквы Е-И в корнях с чередованием Цели урока: выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием ; Задача урока: научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму.
А у нас проблема! Решите проблему, работая в паре. Слова какой части речи записаны на карточках? К каждому глаголу подберите видовую пару? Определите их вид. Как вы будете это делать? Выявите закономерность в написании букв Е-И в корнях этих глаголов.
Задание на карточке Подберет Н атереть Замереть Постелить Выжег Удерем Блестеть Подпереть Замирать Выжигает Блистать Удирать Подпирать Подбирать Н атирать Постилать Подбирать Н атирать Замирать Постилать Выжигать Удирать Блистать Подпирать
Назовите корни в записанных глаголов БЕР - БИР ТЕР - ТИР МЕР - МИР СТЕЛ - СТИЛ ЖЕГ - ЖИГ ДЕР - ДИР БЛЕСТ -БЛИСТ ПЕР - ПИР Посмотрите на записанные слова. Какая закономерность в написании букв Е – И в корнях этих слов? Сформулируйте правило. Прочитаем правилом в учебнике, совпадают ли наши выводы?
В корнях с чередованием Е – И буква И пишется, если после корня стоит суффикс А .
Упражнение 647 Выполняя в тетради это упражнение, работайте в паре, старайтесь объяснять друг другу свои действия. У доски выполняют упражнение два человека.
Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит! Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. Вот так, вот так Надо лапочки погреть! Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так Надо зайке поскакать. Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал. физкультминутка
Работа паре. Замените глаголы синонимами с чередующимся гласным в корне. Обозначьте орфограмму. Намывать пол, открыть дверь, подостлать солому, (делать выбор) куклу, пролезать через чащу, размазать по коже, искать грибы, отниму ручку, сверкнула звезда, готовит постель, прислониться на стол, поднимаемся на вершину, застыть от испуга , (провести тряпкой) стекло, звёзды горят, под луной вода сияет, приготовл ю портфель, разорвать добычу, помазать йодом.
Проверь себя! Нат и рать пол, отп е реть дверь, подст е лить солому, выб и рать куклу, проб и раться через чащу, раст е реть по коже, соб и рать грибы, заб е ру ручку, бл е снула звезда, ст е лет постель, оп е реться на стол, взб и раемся на вершину, зам и рать от испуга, прот и рать стекло, звёзды бл е стят,,, разд и рать добычу, приж и гать йодом.
Вставь нужные слова. Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными е – и, а – о в корне, объясните их правописание. Чужой талант скоро ..., а наш ни лезет, ни ползет. За спрос, что за показ, денег не ... . Жить плохо, да ведь и ... не находка. Все мы ... под красным солнышком, на Божией росе. 8. Живи, живи, да и помирать ...! Когда на море камень всплывет, да камень травой ..., а на траве цветы расцветут. Чужие собаки ..., а свои не зевай! Доброго солдата ..., а не покупают. Дерево на дерево ..., человек на человека. Пролитую воду не ... . Нужда научит горшки ... . Слова для справок: прор .. стет , р… стет , обж …гать, р… стем , соб … райся , б…рут, выб … рают , д… рутся , оп… рается , соб … решь , ум… реть ,
Сигнальные карточки. Поднимаю ж елтый – пишу Е , к расный – пишу И. Послушайте пословицы внимательно. Подумайте об их значении. Услышав слово с чередованием, поднимите сигнальную карточку. Подумайте об их значении.
Добрые ум… рают , да дела их живут. Соб …рай по ягодке – наб … решь кузовок . Не боги же и горшки обж … гают . Скупые ум… рают , а дети сундуки отп … рают .
Рукою погоняет, а другою слезы ут … рает . Ржавое железо не бл … стит . Дитя падает – Бог перинку подст …лает; стар падает – черт борону подставляет. Ранняя птичка носик прочищает , а поздняя глаза прод … рает .
Опрос. С какой орфограммой сегодня познакомились? Перечислите известные вам корни, в которых есть чередование гласных. От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях ? Достигли ли мы цели урока?
Тест В корнях с чередованием е-и пишется буква и : если она находится под ударением если она находится в безударном положении если после корня стоит суффикс а
Тест 2. В каком слове на месте пропуска нужно писать букву е ? зам... рать зап. .. рать зат ... рать зам ... реть
Тест 3. В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву е ? зам... реть зат ... реть зап . .. реть соб ...рать
Тест 4. В каком слове на месте пропуска нужно писать букву и ? перет ... рпеть раст ... рать заст ... лить выт ... реть
Тест 5. В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву и ? заб ... рать расст ... лать расст ... лить доб ... раться
Тест 6. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву и: забл ...стать, изб ... рать заб ... раю,выт ... реть пост ...лить, проб ... раться приб ... рёт , оп... раться
Тест 7. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву е: уп ... раться , зам... рло зам ...рало, заст ... лить разд ... ру , забл ... стел бл ... стательный , заж ... гательный
Тест 8. Укажите лишнее слово: Выт…рать Соб …рать Заж …гать Выт… реть
Тест 9. Укажите лишнее слово: Прот … реть Зап … реть Зап …рать Нат … реть
Проверь себя! - c - d - d - b - c - a - c - d - c
Рефлек с ия. Сегодня я узнал________ Было трудно_________ Теперь я могу_________ Я понял, что__________ У меня получилось________ Я научился___________ Я выполнял задания________ Меня удивило_________ Я попробую___________ Мне захотелось____________
Домашнее задание П. 112, упр. 649. Напишите рассказ о том, как вы убираете свою комнату.
Использованные ресурсы http://school-assistant.ru/? predmet=russian&theme=bukvi_e_i_v_korniax http:// rus.1september.ru/article.php?ID=200203206 http:// testedu.ru/test/russkij-yazyik/5-klass/test-bukvyi-e-i-v-kornyax-s-cheredovaniem.html Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. Картинки взяты с https://yandex.ru/images/search?text= тест+буквы+е+и+в+корнях+с+чередованием+5+класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чередование гласных в корнях слов. Буквы О – А в корне «ЛАГ- ЛОЖ»
Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему....
Чередование е-и в корне слова
Урок в 5 классе...
Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...
Чередование о-а в корне слова
Задания для закрепления правила...
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...
Чередование а-о в корнях слов
Карточки для индивидуальной работы....
Конспект урока по русскому языку.Чередование е-и в корне слова(5 класс).
Цель урока: способствовать формированию орфографических умений учащихся правописания корней с чередование гласных е-и,содействовать развитию орфографической зоркости,памяти,внимания....