Чередование е-и в корне слова
материал по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка 5 класс
Тема: Правописание корней с чередованием гласных е//и
Тип урока: урок закрепления
Цель урока
Формирование орфографических умений по теме Правописание корней
с чередованием гласных е//и.
Задачи урока
Предметные
1. Формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению.
2. Развивать у учащихся орфографическую зоркость.
Метапредметные
1. Развивать умение правильно оценивать выполнение действия
2. Развивать логическое мышление и повышать речевую активность школьников.
3. Развивать умение формулировать собственно мнение, обосновывать свой ответ.
Личностные
1. Формирование уважительного отношения к чужому мнению.
2. Развитие навыков сотрудничества с учителем и с одноклассниками.
3. Развитие умения оценивать результаты собственной деятельности.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная
Оборудование урока: компьютер, раздаточный материал
Способы реализации поставленной цели урока: учебный диалог, групповая работа, анализ и самоанализ работы
Ход урокаСтруктура урока | Деятельность учитель | Деятельность учеников |
1. Проверка дом. задания. 2 Постановка учебной задачи, объявление темы урока. | 1.Сказка, как суффикс а стал вип персоной.(презентация) 2. Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами. 3.Работа с текстом(блестеть-блистать). 4. Мини- сочинение(уборка комнаты) Мы продолжаем знакомство с правописанием корней с чередующимися гласными. Совместная постановка целей: формировать умение осознанно воспринимать, формулировать правило и четко запоминать в ходе действий по его применению. Запишем тему в тетради (1 слайд) Корни с чередованием гласных е//и Ребята, сегодня нам предстоит трудный, но увлекательный путь в волшебную Страну Орфографию. Результат сегодняшнего путешествия будет зависеть от того, насколько хорошо вы знаете орфограмму о правописании буквы Е-И в корнях с чередованием.(2 слайд) (3 слайд)- нам предстоит… | Оценивают работу рассказчиков. Формулируют цели урока. Записывают в тетрадях число,тему урока. |
2 Формулировка правила. | ( 4 слайд) Сундук с орфограммами Ребята, расскажите орфограмму о правописании буквы Е-И в корнях с чередованием(3 слайд) А теперь каждый расскажет правило своему соседу. (5 слайд) Назовите корни с чередованием Е-И | В корнях с чередованием Е-И пишется буква И, если после корня стоит суффикс -А-. бер - бир- -пер - пир- -дер - дир- -тер - тир- -мер - мир- -стел - стил- -жег - жиг- -чет-чит- Заполняют лист самооценки |
3. Формирование умения применять правило | (6 слайд) Поспешишь - людей насмешишь Заб_рает, отд_рать, отт_реть, зам_рать, переж_гать, заст_лить, расст_лать, соб_рают, зап_реть, выж_гал, нат_рать, раст_реть, изб_ру, выб_раю, зам_реть | Списывают слова в рабочую тетрадь, вставляя нужную букву. (7 слайд) самопроверка Заполняют лист самооценки |
4 Физминутка. 5 Формирование умения находить орфограмму в слове | (8 слайд) Выбирает, ,подстелил, утирает, спирает, задирай, дерутся, наберешься ,соберу выдираю ,замереть, замирать, подбираться, отпирать, вытереть ,застелить, блистать, выжигал. (9 слайд) 1. В каком глаголе пишется -Е-? а) отп_рать в) зам_реть б) заст_лать г) заж_гать 2. В каком глаголе пишется -Е-? а) пост_лить в) отбл_стать б) изб_рать г) прод_раться 3. В каком глаголе пишется -Е-? а) расст_латься в) отм_рать б) выд_ру г) раст_рать 4. В каком глаголе пишется -И-? а) забл_стеть в) подп_рать б) (всё) зам_рло г) подст_лить | (10 слайд) самопроверка Заполняют лист самооценки |
( 11 слайд) Что такое ГИА? ГИА – это государственная (итоговая) аттестация учащихся по русскому языку (экзамен), которая проводится в 9 классе. Тема «Е-И в корнях с чередованием» тоже включена в экзаменационную работу. У нас с вами есть ещё время, чтобы хорошо подготовиться к экзамену. Мы попробуем уже сейчас выполнить задание, построенное по типу ГИА Из предложения выпишите слово с орфограммой о правописании чередующейся буквы Е-И в корне. ( 12 слайд) «Вдруг рыба заметалась во все стороны, стала нырять, извиваться, прыгать и, наконец, замерла» ( 13 слайд) «Она пела эльфам весёлые песни всю теплую зиму, а когда в холодных странах пришла весна, ласточка стала собираться на родину» ( 14 слайд) «Горько заплакала Элиза и тайком ушла из дворца. Целый день брела она по полям и болотам, пробираясь к лесу» ( 15 слайд) «Глаза у этой собаки словно два чайных блюдца. Но ты не бойся. Я дам тебе свой синий клетчатый передник, расстели его на полу и смело хватай собаку» ( 16 слайд) «- Что это за сборище у свиных закуток? – спросил он себя, протирая глаза и надевая очки. – Э, да это фрейлины опять что-то затеяли!» (17 слайд) Ребята, а из каких сказок Г.Х.Андерсена были взяты предложения предыдущего задания? | Замерла Собираться Пробираясь Расстели Протирая Заполняют лист самооценки 1.Стойкий оловянный солдатик. 2.Дюймовочка 3.Дикие лебеди. 4.Огниво. 5.Свинопас. До 22 слайда | |
6 Рефлексия 7. Определение уровня. 8. Домашнее задание. | Выберите условные знаки, соответствующие вашей работе на уроке ( 23 слайд) Возьмите задания для самостоятельной работы. Посмотрите, они не просто разных уровней. Каждый уровень – это ваше умение, то, чему вы научились сегодня на уроке. Отметьте те утверждения, с которыми вы согласны, и выполните задания, которые подтверждают то, что вы данные умения приобрели. Домашнее задание 1 уровень-упр.600 2 уровень-упр 601 3 уровень, 4 уровень-инд.задания | Пишут в тетрадях условные знаки.(?!-) Работают в листах определения уровня |
Корни с чередованием гласных е//и
Задание 1 Прочитайте. Найдите слова с чередованием гласных е//и в корне, выпишите их, обозначьте орфограмму.
1. Смелый умирает один раз, а трус каждый день. 2. Солдат службы не выбирает. 3. Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил. 4. Кто детям потакает, сам слезу утирает. 5. На работу спирает дух, а ест за двух. 6. Не задирай нос высоко – споткнешься. 7. Не силой дерутся, а умением. 8. С кем поведешься, от того и наберешься.
Задание 2 Прочитайте. Какие выразительные средства вы увидели в этом тексте? Выпишите 2-3 примера, рядом укажите их названия. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, разберите их по составу.
Когда миновал подъем, открылось широкое ровное пространство, по которому выпирали всюду огромные каменные глыбы. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя. Было тихо, дым пал в лощину и все застелил. (И.А.Гончаров)
Корни с чередованием гласных е//и
Задание 1 Прочитайте. Найдите слова с чередованием гласных е//и в корне, выпишите их, обозначьте орфограмму.
1. Смелый умирает один раз, а трус каждый день. 2. Солдат службы не выбирает. 3. Кабы знал, где упасть, соломки бы подстелил. 4. Кто детям потакает, сам слезу утирает. 5. На работу спирает дух, а ест за двух. 6. Не задирай нос высоко – споткнешься. 7. Не силой дерутся, а умением. 8. С кем поведешься, от того и наберешься.
Задание 2 Прочитайте. Какие выразительные средства вы увидели в этом тексте? Выпишите 2-3 примера, рядом укажите их названия. Выпишите слова с чередующимися гласными в корне, разберите их по составу.
Когда миновал подъем, открылось широкое ровное пространство, по которому выпирали всюду огромные каменные глыбы. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя. Было тихо, дым пал в лощину и все застелил. (И.А.Гончаров)
Проверь себя
Уровень 1 Я умею находить в предложениях слова, в которых
есть корни с чередованием гласных е//и.
Выпишите из данных предложений слова с чередованием е//и в корне. Обозначьте орфограмму.
1. Все в природе замерло и погрузилось в дремотное состояние. 2. Справа до самого горизонта расстилалась зыбкая холмистая пустыня океанской воды. 3. После обеда Олечка унесла альбом в комнату и заперла его в стол. 4. Звон колокольчика стал замирать. 5. Скоро гости к нам соберутся.
Уровень 2 Я умею правильно писать слова с чередованием
гласных е//и.
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму.
Соб…рать желуди, зам…рать от восторга, бл…стит на солнце, заж…гательный танец, отд…рет наклейку, выт…рает пыль, отп…реть замок.
Уровень 3 Я умею образовывать и правильно писать новые
слова с чередованием гласных е//и в корне.
От данных глаголов образуйте с помощью приставок, указанных в скобках, по два однокоренных глагола.
О б р а з е ц: утирать – стереть, растирать.
Нат…рать (вы-, об-), отп…рать (за-, под-), наст…лать (прер-, под-), ум…рать (за-, вы-).
Уровень 4 Я умею правильно писать слова с чередованием
гласных е//и в корне, я могу отличить корень с чередованием
гласных от корня с проверяемой безударной гласной.
Спишите слова с пропущенными буквами в два столбика. В первый столбик запишите слова с пропущенными чередующимися гласными в корне, а во второй столбик запишите слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Зам..рать от восторга, прим…рять платье, пом…рить друзей, зам…реть на месте, отм…рять кусок, вым…рающее растение, пойти на м…ровую, отм…рающий элемент.
Компетентностно - ориентированное задание:
Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало:
- Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.
Используйте данные глаголы с чередующимися гласными в корнях:
собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать.
1.Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
2. Постели салфетку на колени.
3. Не задирай ноги и не болтай ими.
4. Убирай локти со стола.
5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.
6. Не втирай в скатерть пролитый суп.
7.После еды убери за собой посуду.
8. Не поленись, собери крошки и другой мусор
Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало:
- Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.
Используйте данные глаголы с чередующимися гласными в корнях:
собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать.
Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало:
- Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.
Используйте данные глаголы с чередующимися гласными в корнях:
собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать.
Ваша мама попросила вас научить младшего брата правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами, продолжив данное начало:
1.Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.
Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки :
1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч и передавать совет, просьбу.
Используйте данные глаголы с чередующимися гласными в корнях:
собирать, убирать, вытирать, расстилать, постелить, задирать, растирать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чередование гласных в корнях слов. Буквы О – А в корне «ЛАГ- ЛОЖ»
Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему....
Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...
Чередование о-а в корне слова
Задания для закрепления правила...
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...
Чередование а-о в корнях слов
Карточки для индивидуальной работы....
Чередование Е-И в корнях слов
Чередование безударных гласных в корне - страшное место русской орфографии. В то время, как большинство корней решено было писать одинаково во всех однокоренных словах, некоторые корни (неясно, п...
Конспект урока по русскому языку.Чередование е-и в корне слова(5 класс).
Цель урока: способствовать формированию орфографических умений учащихся правописания корней с чередование гласных е-и,содействовать развитию орфографической зоркости,памяти,внимания....