Чередование о-а в корне слова
материал по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Чередование гласных о и а
№ 1
Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание этих слов.
1. Надо приложить все усилия, чтобы преодолеть трудности. 2. Прекрасное изл...жение написал ученик. Он ясно и последовательно изл...гает материал. 3. Товарищи предл...жили докладчику свою помощь. 4. Мы предпол...гали выехать за город ранним утром. Но наши предпол...жения не осуществились. 5. Отряд распол…жился на траве возле самолёта. Распол...гаться можно было только здесь.
№ 2
Запишите родственные слова с корнем лож- и -лаг-, используя приставки. Подчеркните гласную букву.
с - сложить
за - ____________________
на - ____________________
при - ____________________
пере - ____________________
на - ____________________
раз - ____________________
от - ____________________
под - ____________________
из - излагать
при - ____________________
пере - ____________________
на - ____________________
воз - ___________________
раз - ____________________
с - ____________________
об - ____________________
под - ____________________
№3
Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание этих слов.
1. Выр...с цветок, пышно расцвёл и увял. 2. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зар...стёт народная тропа. (Я.) 3. Лес всегда состоит из деревьев разных возр...стов.
Чередование гласных о и а
№ 1
Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание этих слов.
1. Надо приложить все усилия, чтобы преодолеть трудности. 2. Прекрасное изл...жение написал ученик. Он ясно и последовательно изл...гает материал. 3. Товарищи предл...жили докладчику свою помощь. 4. Мы предпол...гали выехать за город ранним утром. Но наши предпол...жения не осуществились. 5. Отряд распол…жился на траве возле самолёта. Распол...гаться можно было только здесь.
№ 2
Запишите родственные слова с корнем лож- и -лаг-, используя приставки. Подчеркните гласную букву.
с - сложить
за - ____________________
на - ____________________
при - ____________________
пере - ____________________
на - ____________________
раз - ____________________
от - ____________________
под - ____________________
из - излагать
при - ____________________
пере - ____________________
на - ____________________
воз - ___________________
раз - ____________________
с - ____________________
об - ____________________
под - ____________________
№3
Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание этих слов.
1. Выр...с цветок, пышно расцвёл и увял. 2. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зар...стёт народная тропа. (Я.) 3. Лес всегда состоит из деревьев разных возр...стов.
№ 4
Вставьте пропущенные буквы. Расставьте ударение в этих словах и устно объясните их правописание.
1. День дог...рает, закат заг. ..рается. 2. Иногда пламя г...рело слабее. 3. Девушка заг...рела золотистым заг...ром. 4. Покл...нился купец Калашников прежде всего царю грозному. (Л.) 5. Мальчик накл...нился, чтобы поднять ручку. 6. Г...рит восток з...рёю новой. (Я.) 7. Последний луч з...ри на башнях умирает.
№ 5
Вставьте пропущенные буквы и устно объясните правописание слов.
1. Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прик...саясь мордочкой до кушанья. (Т.) 2. Лёгкое прикосновение ветерка было приятно. 3. Развесистая берёза к...салась своими ветвями крыши нашего дома. 4. Выр...с цветок, пышно расцвёл и увял. 5. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зар...стёт народная тропа. (Я.) 6. Лес всегда состоит из деревьев разных возр...стов.
№3
Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание этих слов.
1. Выр...с цветок, пышно расцвёл и увял. 2. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зар...стёт народная тропа. (Я.) 3. Лес всегда состоит из деревьев разных возр...стов.
№ 4
Вставьте пропущенные буквы. Расставьте ударение в этих словах и устно объясните их правописание.
1. День дог...рает, закат заг. ..рается. 2. Иногда пламя г...рело слабее. 3.Девушка заг...рела золотистым заг...ром. 4. Покл...нился купец Калашников прежде всего царю грозному. (Л.) 5. Мальчик накл...нился, чтобы поднять ручку. 6. Г...рит восток з...рёю новой. (Я.) 7. Последний луч з...ри на башнях умирает.
№ 5
Вставьте пропущенные буквы и устно объясните правописание слов.
1. Муму принялась есть с обычной своей вежливостью, едва прик...саясь мордочкой до кушанья. (Т.) 2. Лёгкое прикосновение ветерка было приятно. 3. Развесистая берёза к...салась своими ветвями крыши нашего дома. 4. Выр...с цветок, пышно расцвёл и увял. 5. Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зар...стёт народная тропа. (Я.) 6. Лес всегда состоит из деревьев разных возр...стов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чередование гласных в корнях слов. Буквы О – А в корне «ЛАГ- ЛОЖ»
Данная презентация для интерактивной доски позволяет учителю провести урок на данную тему....
Чередование е-и в корне слова
Урок в 5 классе...
Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием
Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов.Буквы е, и в корнях с чередованием...
Чередование а-о в корнях слов
Карточки для индивидуальной работы....
Чередование Е-И в корнях слов
Чередование безударных гласных в корне - страшное место русской орфографии. В то время, как большинство корней решено было писать одинаково во всех однокоренных словах, некоторые корни (неясно, п...
Конспект урока по русскому языку.Чередование е-и в корне слова(5 класс).
Цель урока: способствовать формированию орфографических умений учащихся правописания корней с чередование гласных е-и,содействовать развитию орфографической зоркости,памяти,внимания....