Особенности уроков русского языка в открытой школе.
статья по русскому языку
Школа, в которой я работаю называется «открытой». Открытой в полном смысле этого слова, открытой для всех. Специфика учебного процесса в школе обусловлена особенностью контингента наших обучающихся . Он отличается неоднородностью. В школе совместно обучаются дети, плохо знающие язык страны проживания, дети-инвалиды, малолетние матери, дети из неблагополучных семей, дети, направленные к нам комиссией по делам несовершеннолетних, а также те, кто часто меняет место жительства. Очень часто в числе наших учеников есть такие, которые обучались в школе 15, а то и 20 лет назад. Соответственно, классы формируются из обучающихся неоднородных по возрасту, уровню познавательных интересов, степени и характеру занятости вне школы. В связи с этим, возникает необходимость одновременно работать с ребятами разного уровня подготовленности, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, способности к самостоятельному усвоению новых знаний и организации процесса усвоения, умению и желанию учиться. Как правило, у наших учащихся очень низкая мотивация к обучению, большинство детей не умеют выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_sekrety_2.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности уроков русского языка в открытой школе.
Школа, в которой я работаю называется «открытой». Открытой в полном смысле этого слова, открытой для всех. Специфика учебного процесса в школе обусловлена особенностью контингента наших обучающихся . Он отличается неоднородностью. В школе совместно обучаются дети, плохо знающие язык страны проживания, дети-инвалиды, малолетние матери, дети из неблагополучных семей, дети, направленные к нам комиссией по делам несовершеннолетних, а также те, кто часто меняет место жительства. Очень часто в числе наших учеников есть такие, которые обучались в школе 15, а то и 20 лет назад. Соответственно, классы формируются из обучающихся неоднородных по возрасту, уровню познавательных интересов, степени и характеру занятости вне школы. В связи с этим, возникает необходимость одновременно работать с ребятами разного уровня подготовленности, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, способности к самостоятельному усвоению новых знаний и организации процесса усвоения, умению и желанию учиться. Как правило, у наших учащихся очень низкая мотивация к обучению, большинство детей не умеют выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
Однако, как оказалось, эти факторы нельзя назвать решающими, поскольку отсутствие мотивации к обучению и учебных навыков, разочарование в себе, отсутствие установки на успех — все это можно преодолеть и приобрести в том случае, если умеешь общаться. Для наших ребят отсутствие умения общаться- пожалуй, самый тяжелый недостаток.
Они замкнуты, не уверены в себе, зачастую не могут перешагнуть через психологический барьер и сделать шаг на встречу друг другу.
Однако я нашла способ справиться с этой проблемой. На уроках я стараюсь создавать такие ситуации, в которых ребятам необходимо общаться с целью прийти к правильному решению учебной ( коммуникативной ) задачи.
Коммуникативная задача, как известно, предполагает ситуацию затруднения на уроке. Выйти из подобной ситуации возможно только общаясь друг с другом, решая задачу сообща. Признаком ситуации затруднения является возможность двоякого понимания смысла одного и того же высказывания. Ситуация возникает естественно, и необходимость ее решения в рамках урока заставляет участников прибегнуть к диалогу, который впоследствии, возможно, сблизит ребят и во внеурочной деятельности.
Так при изучении темы «Чередующиеся гласные в корне» ребята выполняют задание, которое носит неоднозначный характер. Цель — с помощью учебного диалога, выполняя ряд приемов, прийти к единственно правильному решению. Слово «гористый» мы относим к словам с чередующейся гласной в корне?
- Нет?
- Да?
С доказательствами своей позиции обучающиеся выступают у доски. Ребята на местах размышляют над способами доказательств, подбирают однокоренные слова, работают с толковыми словарями над лексическими значениями слов.
В результате выясняется, что несмотря на общий корень со словами: «гореть», «загорелый», «пригорать» и др., слово «гористый» нельзя считать словом с чередующейся гласной в корне, так как его лексическое значение не имеет отношения к процессу горения.
Подобные ситуации, моделируемые на уроках, помогают наладить отношения между обучающимися, учат видеть особенности чужой позиции, выделять основы конфликта и через учебный диалог намечать пути выхода из него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций школьников на уроках русского языка в основной школе
Представлен опыт учителя-практика по содержанию основных компетенций, формируемых в 5-9 классах общеобразовательной школы. Материал дан в виде таблицы, включающей содержание работы по формированию ком...
Индивидуализация обучения на уроках русского языка в основной школе
Эта публикация должна рассматриваться как попытка обобщить опыт работы в основной деревенской школе, где количество учеников примерно 30 - 40 человек, и один учитель, ведя предмет во всех класса...
Методические материалы по теме "Социально-трудовая направленность уроков русского языка в коррекционной школе VIII вида"
Материал содержит обобщение опыта работы по теме, включает теоретическую часть и различные виды практических работ с учащимися 5 - 9 классов коррекционной школы на уроках русского языка....
Особенности дифференцированного обучения на уроках русского языка в вечерней школе
В вечерней школе наряду с уроками существует специфическая форма организации учебной работы – индивидуальные консультации, в процессе которых осуществляется ...
Статья Особенности уроков иностранного языка в современной школе
СтатьяОсобенности уроков иностранного языка в современной школе...
Особенности организации дистанционного обучения на уроках русского языка в общеобразовательной школе (из опыта работы)
Рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения через образовательные платформы "Я-Класс", "ИНФОУРОК" и др....
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ – ВАЖНЫЙ АСПЕКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА.
Данная статья помогает грамотно организовать работу по формированию орфографической зоркости. При переходе с начальной ступени образования на среднюю нужно учитывать индивидуальные особенности и...