Разработка урока "Подготовка к ЕГЭ"
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс)
Тема урока: "Пунктуация в простом и сложном предложении" 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass.docx | 20.04 КБ |
urok_11_klass.ppt | 189 КБ |
Предварительный просмотр:
11 класс
Тема урока: "Пунктуация в простом и сложном предложении"
Дидактические цели:
Обеспечить условия для:
- повторения сведений о знаках препинания при однородных членах предложения, соединенных одиночным союзом И;
- повторения сведений о знаках препинания в сложносочиненном предложении с одиночным союзом И;
- формирования умений отличать сложное предложение от простого предложения с однородными членами;
- формирования умений проводить пунктуационного разбора предложения;
Развивающие цели:
Обеспечить условия для:
- самостоятельности мышления: выделять главное, видеть общую закономерность и делать обобщенные выводы;
- формирования культуры учебной деятельности;
- личностного саморазвития учащихся;
Воспитательные цели:
Обеспечить условия для:
- воспитания аккуратности;
- воспитания ответственного отношения к учению;
- воспитания культуры общения.
Методы:
- Демонстрация
- Объяснение учителя
- Анализ языковых единиц
- Тесты
Формы: индивидуально-коллективный опрос, самостоятельная работа, взаимопроверка и оценка знаний.
Структура урока:
- Организационный момент (1мин.)
- Работа со связным текстом (7 мин.)
- Повторение и обобщение сведений о знаках препинания при однородных членах предложения, связанных союзом И, и в сложносочиненном предложении с одиночным союзом И (10 мин.)
- Закрепление материала с использованием мультимедийных технологий (6 мин.)
- Самостоятельная работа с использованием мультимедийных технологий (10 мин.)
- Взаимопроверка выполнения самостоятельной работы, оценивание (3 мин.)
- Рефлексия (1мин.)
- Домашнее задание (1мин.)
- Итог (1мин.)
Ход урока
1. Организационный момент.
Цель: обеспечить рабочую обстановку на уроке.
Учитель приветствует учащихся, проводит проверку готовности класса к уроку.
2. Работа учащихся с текстом, который спроецирован на экране.
Слайд.
Задания к тексту:
- К какому стилю относится текст?
- Определите его вид.
- Каковы особенности его построения?
- Назовите тему.
- Объясните правописание слов образованным, многогранное.
- Какие предложения используются в тексте?
- Объясните постановку знаков препинания.
3. Повторение материала с использованием мультимедийных технологий.
Цель: повторить сведения о знаках препинания в предложениях с однородными членами, связанными союзом И, и знаках препинания в сложносочиненных предложениях с одиночным союзом И.
Слайд.
4. Закрепление материала с использованием мультимедийных технологий.
Цель: создать условия для осмысления и закрепления знаний.
Учитель знакомит учащихся с заданиями А21 ЕГЭ по русскому языку. Учащиеся вместе с учителем разбирают задания, вырабатывают алгоритм его выполнения (найти грамматическую основу каждого предложения, определить, простое предложение или сложное; если предложение простое с однородными членами, определить, одиночный или повторяющийся союз связывает однородные члены; если предложение сложное, определить, есть ли общий второстепенный член, общее вводное слово или общая придаточная часть)
Слайд.
5. Самостоятельная работа с использованием мультимедийных технологий.
На выполнение каждого задания дается 1 минута.
Слайд
6. Взаимопроверка выполнения самостоятельной работы.
Учащиеся обмениваются тетрадями и сверяют с правильными ответами, спроецированными на доске.
Слайд.
После проверки учитель еще раз останавливается и разбирает вместе с учащимися те задания, в которых они допустили ошибки.
7. Рефлексия.
Цель: создать условия для формирования навыка самоанализа.
- Что каждый из вас сегодня понял?
- Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось и почему?
- Что бы вы хотели изменить?
8. Домашнее задание.
Цель: дать инструкцию по выполнению домашнего задания.
- Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Грачи давно расхаживали по двору () и начинали вить гнезда в грачовой роще.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
- Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Снежинок становится все больше и больше ()и в снежном хороводе не видно уже ни падающих листьев, ни тропы.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
- Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Светало () и свет еще не погашенных фонарей был уже не нужен.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
- Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Все окна в домах были открыты () и всюду слышалась музыка.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
- Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Людям ничего не дается даром () и к некоторым обязанностям их надо приучать с детства.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
- Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении
Заморосил мелкий дождик ()и весь видимый горизонт обложило тучами.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
- Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении
Андрейка вытащил () и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
- Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении
Мы выбрали место для ночевки под большими лохматыми елями () и стали разбивать палатку.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
- Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении
Извозчик неутомимо погонял лошадей () и во все горло распевал песни.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.
9. Итог урока.
Цель: подвести итоги урока, обобщить и систематизировать знания, полученные на уроке.
- Что делали на уроке?
- Что нового узнали на уроке?
Сделайте вывод.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: - повторить сведения о знаках препинания при однородных членах предложения, соединенных одиночным союзом И; - повторить сведения о знаках препинания в сложносочиненном предложении; - уметь отличать простое предложение с однородными членами от сложносочиненного предложения; - уметь проводить пунктуационный разбор.
Этапы урока: Работа над связным текстом Объяснение материала Закрепление материала Самостоятельная работа
Текст для анализа Что значит быть образованным? Понятие это многогранное. Это такой человек, который владеет общенаучными и специальными знаниями, умеет использовать их на практике, способен не только думать, но и работать физически, памятуя о том, что труд – обязательный фактор развития ума. В.Столетов
Задания к тексту: Задания к тексту: К какому стилю относится текст? Определите его вид. Каковы особенности его построения? Назовите тему. Объясните правописание слов образованным, многогранное. Какие предложения используются в тексте? Объясните постановку знаков препинания.
Союз И Может соединять: однородные члены Может соединять части сложносочиненного предложения Может соединять однородные придаточные в сложноподчиненном предложении.
Однородные члены предложения Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, являются одинаковыми членами предложения, относятся к одному и тому же слову, связаны союзами и перечислительной интонацией. Однородными могут быть все члены предложения. На дворах и домах снег лежит полотном и от солнца блестит разноцветным огнем.
Однородные члены, связанные союзом И Между однородными членами, связанными неповторяющимся союзом И, запятая не ставится. Весна и ночь прикрыли дол. Между однородными членами, связанными повторяющимися союзами И, запятая ставится после первого однородного члена. В лесу одному шумно, и жутко, и грустно, и весело.
Союз И между частями сложного предложения Между частями сложного предложения, соединенных союзом И , ставится запятая. Небо к горизонту густело, и цвет его напоминал свинец.
Запятая между частями сложносочиненного предложения не ставится 1. Если у разных частей сложносочиненного предложения есть один общий второстепенный член, вводное слово или общая придаточная часть: Здесь краски ярче и звуки не резки. Разумеется, вы с ним знакомы давно и образ его мыслей вам хорошо известен. Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.
Запятая между частями сложносочиненного предложения не ставится 2. Если сложносочиненное предложение является вопросительным. Куда он мог уйти и где его искать?
Закрепление материала Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: В России континентальный климат() и здесь особенно суровая зима. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Закрепление материала Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Окислительно-восстановительные реакции с участием металлов ()и их ионов можно использовать для получения электрического тока. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Закрепление материала Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Стало нестерпимо душно () и пришлось открыть все окна. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Самостоятельная работа Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Белый теплоход уверенно рассекал невысокие волны ()и только по легкому дрожанию корпуса пассажиры догадывались о начале морской качки. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Самостоятельная работа 2. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. На определенном этапе своего развития город вынужден был защищать себя рвами () и валами с деревянными оборонительными сооружениями. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Самостоятельная работа 3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Поднялась луна () и тени стали четче. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Самостоятельная работа 4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Царило безмолвие () и солнце погружалось в пепел туч. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Самостоятельная работа 5. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Тучи стали чернеть за горами () и только яркими лучами блистало солнце. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Самостоятельная работа 6. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Редкие желтоватые звезды мелькали между тучами () и небо понемногу светлело на горизонте. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Самостоятельная работа 7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Плотные очертания тяжелых туч наглухо закрыли солнце () и снежные вершины горной гряды. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Самостоятельная работа 8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Она порывисто надевает свою шубку () и в это время из ее небрежно сделанной прически непременно падают на пол две-три шпильки. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Самостоятельная работа 9. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Фельдшер поглядел исподлобья на доктора () и в его темных, мутных глазах вспыхнуло самое откровенное презрение. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Самостоятельная работа 10. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Затем он бежит впереди меня () и отворяет на моем пути все двери. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Правильные ответы 3 1 3 3 3 3 1 3 3 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.
Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....