«РАБОТА НАД СЖАТЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
статья по русскому языку (9 класс)

Горбатенко Галина Ивановна

Новые образовательные стандарты призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Это значит, школа должна готовить своих учеников к жизни: сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, воспитать человека, который может легко адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.

Оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода.На первый план начинают выходить задачи, требующие для решения когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов, надпредметных компетенций. В формирующемся информационном обществе такие задачи становятся приоритетными». Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Все содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  Методическая разработка

Тема: «РАБОТА НАД СЖАТЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ   МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

             Автор

  учитель русского языка и литературы

                                                        МБОУ « СШ №3» г. Смоленска

                                                     Горбатенко Галина Ивановна

                                               Смоленск 2019

Работа над сжатым изложением как средство формирования метапредметных умений и навыков обучающихся

     Новые образовательные стандарты призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Это значит, школа должна готовить своих учеников к жизни: сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, воспитать человека, который может легко адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.

Но, к сожалению, зачастую знания и умения учащихся, получаемые на одном предмете, не используются, не получают развития на другом, иногда более сложные межпредметные понятия изучаются раньше элементарных. Есть разночтения в некоторых понятиях на различных предметах. Поэтому у школьников в большинстве случаев не складываются представления о надпредметном характере многих понятий и законов, т. е. не возникает идеи об использовании знаний, умений и навыков, полученных на одном предмете, при изучении других дисциплин, о комплексном использовании их для познания мира и общества, для решения жизненных вопросов.

Оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода. В Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования делается акцент на то, что «…результаты общего образования должны быть выражены не только в предметном формате, но прежде всего могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний. Безусловно, предметный контекст по-прежнему важен (поскольку задает границы возможных решений), но этот базовый контекст уже недостаточен. На первый план начинают выходить задачи, требующие для решения когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов, надпредметных компетенций. В формирующемся информационном обществе такие задачи становятся приоритетными».

Метапредметные результаты - такие способы действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

И в педагогической практике, и в государственных документах подчеркивается необходимость перехода массовой школы от традиционного учебного процесса, где учитель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на сообщение нового материала, его усвоение и воспроизведение учениками, к «компетентностной» модели обучения, цель которой – формирование компетентной личности.

       Проблема компетентности универсальная, но ее можно сформулировать так: каков идеальный тип человека нынешнего времени и ближайшего будущего? Ответ будет следующий: самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный, умеющий сам видеть и решать проблемы, постоянно осваивающий новое. Эти качества необходимы каждому из нас в любой профессиональной деятельности. Обучение им и есть, по существу, ответ образования на вызовы современного общества, для которого характерны все возрастающая сложность и динамизм.

Значит, компетентностный подход заключается не в увеличении объема информированности учащегося, а в том, чтобы он самостоятельно решал проблемы в новой ситуации. Умения, необходимые для этого, называются компетенциями.

Владение ключевыми компетенциями позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной, общественной и личной жизни. У ключевых компетенций надпрофессиональный и надпредметный (метапредметный) характер.

Он предполагает, что все изучаемое в школе включено в процесс употребления, использования. Теоретические знания должны перестать быть «мертвым грузом». Компетентностный подход – это усиление прикладного, практического характера школьного образования.

В течение многих лет прочные позиции в ряду форм итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе занимало изложение с элементами сочинения. Подробный пересказ как вид работы требует от ученика механического запоминания и воспроизведение информации без критического осмысления прослушанного текста. Подробное изложение проверяло память, владение речевыми навыками и практическую грамотность.

Но в жизни важнее другое умение – запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания.

Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать  и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Это жизненно важные коммуникативные умения, необходимые для продолжения образования.

Выбор в качестве итогового экзамена сжатого изложения понятен: с каждым годом увеличивается поток информации, в которой нужно уметь ориентироваться, выбирать главное. Умение уяснить суть, основное  в воспринимаемом материале, а также точно и лаконично передать его другим предстает  в таких условиях насущной проблемой.

Государственная аттестация – дело очень ответственное, по ее итогам судят о работе не только ученика, но и учителя и даже школы в целом.

Поэтому  так понятно желание педагога подстраховаться, больше времени на уроках уделить непосредственно подготовке к экзамену.

Ошибкой было бы заключить, что теперь надо писать больше сжатых изложений вместо сочинений или изложений подробных. Так проблемы не решить. Если осознать, что этой формой письменной работы проверяется умение точно понимать смысл и принцип построения текста, мы станем целенаправленно обучать детей пониманию текста, предлагая различные аналитические и творческие задания с разнообразными формулировками, разного объема – в том числе и сжатые изложения, когда необходимые для их написания навыки уже будут выработаны.

Насколько эффективны были наши многолетние усилия по обучению детей пониманию текста, умению определять в нем более или менее существенное, приемам компрессии, покажет экзаменационное сжатое изложение.

Анализ экзаменационных работ девятиклассников показал, что работа с текстом, безусловно, стала занимать значительно большее место при обучении слушанию, чтению и письму. Определенную роль в этом играют и ориентиры, предлагаемые новой формой экзамена. Судя по результатам экзаменационного изложения, учителя стали больше уделять внимания формированию у школьников последовательно, связно и логично передавать на письме прослушанную информацию.

В то же время сохранятся проблема формирования аналитических умений при слушании текста, и прежде всего умение адекватно воспринимать текст на слух и выделять в нем главную информацию.

Установка на сжатие ясно показывает, что для правильной передачи содержания важно запоминать текст не как сумму слов, а как структуру, организованную по особым логическим законам.

Основная причина неудач работ С1 на экзамене – искажение содержания. Анализ экзаменационных работ показывает, что девятиклассники, передавая содержание прослушанного текста, нередко искажают его, подменяя одну или несколько авторских микротем собственными.

Встречаются также пропуски микротем (как правило, одной).

Это вызывает проблему адекватности восприятия учениками текста на слух – проблему как предметного, так и общеучебного характера.

Экзаменационные работы свидетельствуют также о том, что у многих девятиклассников недостаточно сформулировано умение письменно передавать обработанную  информацию. Большинство ошибок связано с неточным пониманием лексического значения слов, особенно многозначных, а также с незнанием норм лексической сочетаемости. К тому же много ошибок, связанных с нарушением грамматических и речевых норм в области синтаксиса.

Безусловно, причины этого кроются не только в школьном преподавании, но и в повседневной речевой практике, в современной речевой среде, которая окружает подростков. Ведь человеческая личность по своей природе социальна, и историческое развитие ее психических процессов находятся в окружающей социальной среде, в обществе, и формирование личности и речи происходит путем усвоения индивидом общественного опыта, накопленного предшествующим поколением.

Однако анализ ошибок, допускаемых учащимися в письменных работах, свидетельствуют о том, что в педагогической практике еще существуют нерешенные вопросы  в обучении сжатому изложению.

Изложение как форма речевой деятельности предполагает полную сформированность психических процессов школьника, так как ученик должен распределять внимание в нескольких направлениях. Он должен следить не только за написанием слов, но и за содержанием, и последовательностью передачи мыслей, за построением предложений. При этом еще выделить главную информацию и передать ее в сжатом виде.

Для формирования этих навыков необходимо регулярно работать с учащимися над содержанием воспринятого материала, побуждать их к его озаглавливанию, учить детей определять фактический, нужный для раскрытия темы материал, вырабатывать у учащихся навыки соблюдения последовательности изложения материала, учить детей выражать мысли своими словами, использовать способы и приемы сжатия текста.

Выполняя поставленную задачу – сжато передать информацию – ученики овладевают очень важными метапредметными умениями:

  • адекватно понимать информацию того, что они считают или слышат от других (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • обрабатывать информацию звучащего или прочитанного текста (выделять все важные для его восприятия микротемы);
  • продумать логические связи между частями текста и найти конкретные связки.

Эти умения необходимы учащемуся в жизни. Они имеют большое значение и для учебной работы. Очевидна роль этих умений на всех уроках – при усвоении истории, географии, обществознания и других учебных дисциплин. Проверяя знания учащихся, учитель смотрит, как ученик излагает тот или иной материал – полно, связно, логично или фрагментарно и беспорядочно.

Однако сказанным не исчерпывается значение изложения как одного из видов речевой деятельности. При работе над изложением активизируется словарь детей. В их речь вводятся новые слова, над значением и употреблением которых проводится в классе определенная работа. Кроме того, передача восприятия текста вызывает у школьников необходимость употребить целый ряд слов, который находится в их пассивном словаре.

То же следует сказать и об обогащении речи учащихся грамматическими средствами выражения мысли. Синтаксическое построение текста, который предназначен для изложения, при определенной подготовительной работе оказывает влияние на речь учащихся. В зависимости от стилистических особенностей текста ученики пользуются разнообразными по структуре простыми и сложными предложениями.

Эти умения тесным образом связаны с коммуникативными навыками. Овладение ими важно и для учебной работы, и для будущей практической деятельности выпускников.

На каждом этапе обучения учащихся надо не только обучать грамоте, сообщать им определенные сведения, но и расширять их познавательные возможности, развивать их потребности и интересы.

Необходимо так организовывать деятельность школьников, чтобы постоянно будить их активность и самостоятельность, поднимать их умственную работоспособность, добиваться осмысленного усвоения учебного материала, создавать у детей привычку размышлять.

Только в этом случае дети окажутся подготовленными к усвоению новых знаний, требующих более высокого уровня восприятия, необходимых как в учебном процессе, так и при решении проблем в различных жизненных ситуациях.

 А если принять во внимание то, что именно в 9-ом классе заканчивается основной систематический курс изучения русского языка в школе, становится очевидным важность работы по формированию надпредметных  (метапредметных) навыков, так как умение воспринимать информацию на слух, обрабатывать и сознавать на ее основе вторичный текст носит общеучебный характер, так как реализуется в процессе изучения всех школьных дисциплин, и приобретает особую актуальность в связи с необходимостью ориентироваться в информационном пространстве современного социума.

     В педагогике традиционно выделялись общеучебные умения – умения, обладающие свойством широкого переноса, которые используются при решении широкого круга задач по различным предметам:

  • познавательные (умение самостоятельно приобретать знания);
  • практические (решение задач);
  • организационные (умение планировать работу);
  • умение проводить самоконтроль;
  • оценочные умения (умение оценить результат).

Развитие общеучебных умений, конечно же, является важной целью образования. Но для того, чтобы выпускник соответствовал был успешен и конкурентноспособен в практической жизни, этого недостаточно.

Именно поэтому необходимо уметь мобилизировать  в любой ситуации полученные знания и опыт.

Совокупность общих учебных умений и умений принимать решение и предвидеть возможные результаты называется метапредметной компетенцией.

Под метапредметной компетенцией в Концепции федерального государственного образовательного стандарта второго поколения понимаются освоенные обучающимися  на базе одного, или нескольких, или всех учебных предметов способы деятельности применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблемы в реальных жизненных ситуациях.

Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе.

Русский язык является основой развития мышления, основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык  неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Все содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного общения (коммуникативной установки, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению, передаче информации;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые выражения с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

 говорение и письмо:

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно  формулировать их в устной и письменной речи;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью сжатости (план, пересказ, аннотация, конспект);
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей, жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме), адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • владение разными видами монолога и диалога;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
  • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;
  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом, участие в спорах, обсуждение актуальных тем;
  1. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы идр.);
  2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого – либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально – культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Немаловажную роль в формировании метапредметной компетенции играет сжатое изложение.

Изложение – обобщенное название одного из видов связной речи (в письменной или устной форме). В школьных условиях – это письменный пересказ текста.

Пересказ – самое распространенное задание, с которым сталкивается ученик средней школы. Ежедневно – письменно или устно, на русском языке или иностранном – школьники пересказывают самые разнообразные по содержанию, объему и форме подачи тексты: главы из художественных произведений, параграфы из учебника, отрывки из энциклопедий; передают «своими» словами условия математических задач или упражнений по русскому языку.

При этом  чаще всего от ученика требуется не подробная, полная, дословная передача содержания, а изложение сути, главной, существенной информации. Очевидно, что  умение сжать излагать мысль свидетельствует о высоком уровне умственного и речевого развития школьников, а навыки краткого пересказа и интерпретация текста необходимы для успешного продолжения образования в старшей школе и вузе.

К сожалению, целенаправленным формированиям этих межпредметных навыков занимаются только на уроках русского языка и литературы. А ведь в процессе работы над текстом у школьников формируются важные метапредметные умения и навыки: анализировать, синтезировать, выделять главное, сосредотачивать внимание на одних явлениях и абстрагироваться от других.

Анализ исходного текста, его темы, основной мысли, композиционных и языковых особенностей и последующее его воспроизведение формирует у учащихся коммуникативные умения (умения связной речи). Это умение раскрывать тему и основную мысль высказывания; умение планировать и создавать высказывание с учетом его задач, темы, основной мысли.

Установка на сжатие ясно показывает, что для правильной передачи содержания важно запоминать текст не как сумму слов, а как структуру, организованную по определенным логическим законам. Знание структуры текста помогает правильно выделить существенную информацию и передать ее, сохранив логику авторской мысли. Чем проще и яснее структура текста, тем легче выполнить требование – пересказать его сжато.

Понятно, что, готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять разнообразные логические операции с текстами: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает и не нарушает логики исходного текста (то есть создавать вторичный текст).

Разумеется, на экзамене ученики должны продемонстрировать не теоретические знания о приемах сжатия информации, а практический навык правильного сокращения текста, используя приемы компрессии текста.

При выполнении задания первой части экзамена учащиеся должны продемонстрировать многие надпредметные умения и навыки:

  • верно понимать и передавать основную мысль исходного текста;
  • правильно выделять микро- и макротемы;
  • владеть навыками компрессии (сжатие текста);
  • логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя способы компрессии;
  • выдерживать в работе стилевое и стилистическое единство и соблюдать речевые нормы;
  • строить высказывание, учитывая отношение автора к проблеме.

Уже при первом прослушивании текста ученики должны понять содержание; определить стиль и основной тип речи, тему и основную мысль текста; продумать его возможный заголовок; выявить количество и последовательность микротем и в черновике, на основе микротем, составить план изложения.

Следовательно, изложение учит целенаправленно воспринимать речь на слух и запоминать не только содержание высказывания, но и его языковую форму. Грамотное восприятие текста помогает репродуктивному письму, то есть воспроизведению его в форме изложения.

В процессе подготовки к экзамену учителю необходимо проводить содержательно – композиционный анализ текста, направленный на то, чтобы помочь школьникам понять и запомнить его содержание.

Воспроизвести авторскую речь (тип речи, стиль, особенности лексики и грамматического строя речи) помогает языковой разбор текста. При его проведении рассматриваются наиболее выразительные слова и конструкции, важные для передачи темы и основной мысли; на основе анализа структуры текста определяется схема его строения (выявляется, из каких типовых фрагментов – повествование, рассуждение, описание – состоит изложение); определяются способы связи предложений; выделяются микротемы (очень важно, чтобы количество микротем в экзаменационной работе соответствовало их количеству в прослушанном тексте); выявляются стилевые особенности высказывания, его жанровая специфика.

Особое внимание обращаем на то, что мы пишем сжатое изложение. Девятиклассники должны владеть методикой использования разных способов сжатия текста.

Таким образом, несмотря на кажущуюся простоту, сжатое изложение довольно сложно для учеников, поэтому к данному виду работы их надо готовить.

Проведение специальной подготовки к изложению положительно влияет на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, совершенствует навыки правописания, учит правильному и целесообразному использованию языковых средств в соответствии с задачами и условиями обучения. Углубленная работа над текстом, его анализ повышают читательскую культуру учащегося.

Различные по содержанию тексты расширяют кругозор, обогащают учащихся новыми знаниями об окружающем их мире.

Изложение (устное и письменное) формирует умение в разных видах речевой деятельности. С одной стороны, умение воспринимать тексты на слух (аудирование) или зрительно (чтение), с другой – умение пересказывать текст устно (говорение) или письменно.

В основе изложения лежит подражание образцу. Но вместе с тем, относясь к видам работы, обучающих через подражание; изложение сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как воспроизводящее, так и творческое мышление.

Работа с образцами художественных текстов благотворно влияет на эмоциональную сферу ребенка, учит чувствовать образ.

Экзаменационное изложение  - это не только показатель усвоения учениками знаний и навыков работы с текстом, но и оценка труда учителя по обучению восприятия текста, вниманию к слову, стилю, композиции.

Учитель при обучении сжатому изложению должен формировать следующие умения:

  • вычленять главное в информации;
  • сокращать текст разными способами;
  • правильно, логично и кратко излагать свои мысли;
  • умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Все многообразие текстов можно разделить на две большие группы – первичные и вторичные.

Первичные тексты создаются как самостоятельные произведения, вторичные представляют собой результат переработки первичного (исходного) текста и являются в определенной степени реакцией на прочитанное, ответом на сказанное, другими словами, результатом процесса восприятия и интерпретации первичного текста.

Примером вторичного текста является, в частности, изложение, в основе которого лежит воспроизведение содержания исходного текста.

Умение создавать вторичные тексты носит метапредметный характер. Известно, что написание рефератов, планов, конспектов, различного рода пересказы (изложение, устный ответ на уроке, экзамене), письменные ответы на вопросы проблемного характера, подготовка отзывов, написание сочинения – все это и многое другое является составной частью обучения школьников и приобретает особую актуальность в связи с необходимостью ориентироваться в информационном пространстве современного социума.

Вместе с тем обучению навыкам создания вторичных текстов не уделяется должного внимания. Задания, связанные с написанием тех или иных разновидностей вторичных текстов, в процессе учебной деятельности используются, но обучающий компонент при этом не реализуется, что, вероятно, обусловлено ошибочным мнением о легкости создания вторичного текста: берешь исходный текст и пересказываешь его, или выписываешь из него необходимые положения, или составляешь план, озаглавливая абзацы, и т.п.

На самом деле создание вторичных текстов базируется на развитии целого ряда коммуникативных умений. Прежде всего – на умении читать (слушать), то есть реализовать в процессе чтения различные цели и использовать различные приемы, обеспечивающие глубокое проникновение в содержание статьи, книги, учебника, научно – популярной литературы и т.п.

Но даже если исходный текст воспринят полно и адекватно, то при создании вторичных текстов возникают трудности, которые обусловлены рядом причин, например, незнанием законов жанра прежде всего вторичного текста, неумением правильно использовать средства языка и речи при оформлении содержания высказывания. Но главная причина связана с тем, что при создании вторичного текста не всегда учитывается их специфика.

Основная черта вторичных текстов – смена авторства, а значит и смена коммуникативной задачи. Осознать и реализовать свою коммуникативную задачу после прочтения (прослушивания) того или иного текста – вот первый шаг к созданию вторичного текста. Характер коммуникативной задачи определяет содержание всех остальных этапов создания вторичных текстов.

Рассмотрим, каким образом может быть организована работа, направленная на обучение школьников созданию аннотаций, рефератов, тезисов.

Эти вторичные тексты также характеризуются метапредметной направленностью, а их жанровые особенности во многом сходны: содержание первичных текстов воспроизводится кратко (в сокращенном виде); в основе создания текста лежат определенные приемы работы с исходным текстом; вторичные тексты оформляются с помощью соответствующих средств.

Чтобы написать тезисы, необходимо выделять в тексте тематические (они называют тему каждого абзаца) и смысловые (они раскрывают главную мысль абзаца) предложения.

Кроме того, необходимо научиться исключать из содержания детализирующую информацию, сокращать или переформулировать (обобщать) содержание тематических и смысловых предложений.

Умение формулировать тезисы обеспечивает успешность работы по созданию конспекта. Конспект – это особый вид текста, в основе которого лежит переработка содержания первоисточника (исходного текста) с целью выявления, систематизации и обобщения значимой для второго автора информации.

В ходе конспектирования читающих фиксирует основные положения исходного текста, что позволяет восстановить его содержание без обращения к первоисточнику.

Конспектирование основано на использовании многих приемов, характерных для процесса тезирования. При этом в конспектах запись главной мысли каждого абзаца дополняется примерами, вопросами, замечаниями.

Сравним признаки аннотации и реферата.

Аннотация – краткая характеристика произведения печати (содержание, характеристика, направленность и т.п.).

Цель ее – информировать читателя о той или иной книге, статье.

Реферат – краткое и вместе с тем полное изложение содержания исходного текста.

Цель –  сообщить читателю о содержании источника, чтобы читатель мог понять, нужно ли изучать то или иное произведение более подробно.

Таким образом, аннотация и реферат разновидности вторичных текстов.

При обучении школьников созданию вторичных текстов используются следующие виды заданий:

  1. Анализ вторичных текстов (содержание; наличие тех или иных  смысловых частей; способы предъявления информации).
  2. Распространение аннотаций, дополнение их определенными смысловыми частями.
  3. Сравнение различных разновидностей вторичных текстов (аннотаций и рефератов, тезисов и конспектов).
  4. Сокращение (сжатие) текста или его фрагментов с использованием приемов исключения и обобщения в ходе передачи основной информации.
  5. Выделение ключевых слов, смысловых и тематических предложений в исходном тексте.
  6. Переформулирование смысловых и тематических предложений в абзацах исходного текста с целью их сокращения, обобщения информации и т.п.
  7. Анализ приемов сокращения текстов (рисунки, опорные конспекты, формулы и т.д.).
  8. Создание вторичных текстов с учетом ситуации общения и особенностей коммутативной задачи (оформить стенд,  написать реферат, составить тезисы, конспект).

В заключение подвести итоги, каким образом их написание повлияло на усвоение содержания параграфа.

Примеры таких заданий приведены в разделе «Дидактические материалы».

В итоге у выпускника должны быть сформулированы следующие метапредметные умения и навыки работы с информацией:

  • отбор содержания для ответов на вопросы и подготовке сообщений;
  • осмысление прочитанного (прослушанного);
  • использование информации при решении проблемных задач;
  • свертывание и творческая переработка информации;
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую;
  • критический анализ и оценка;
  • передача информации другим (создание вторичного текста).

Это позволит ему стать конкурентноспособной личностью, готовой к самообразованию, саморазвитию, самоопределению и творческому преобразованию окружающего мира, нацеленным на успех в любой сфере деятельности.

Независимо от того, какие способы выбирает учащийся для выделения основного содержания текста, предъявленного для прослушивания, сжатое изложение должно соответствовать следующим методическим требованиям:

  • сохранение последовательности;
  • наличие предложения, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части (микротемы);
  • установление смысловой и грамматической связи между предложениями;
  • использование уместных, точных лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

Намеченный в Федеральном компоненте государственного стандарта основного общего  и среднего (полного) общего образования и реализованный в материалах ЕГЭ компетентностный подход отразился и в содержании экзаменационной  работы для государственной итоговой аттестации выпускников IX-х классов.

Работа проверяет лингвистическую компетенцию (знания о языке и речи, умение применять лингвистические  знания в работе с языковым материалом).

О степени сформированности языковой компетентности говорят умения и навыки учащихся, связанные с соблюдением языковых норм (лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных).

Коммуникативная компетентность проверяется на уровне владения учащимися навыками речевой деятельности.

Компетентность не может быть определена через сумму знаний и умений. Обладать совокупностью компетенций – значит уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт, а для этого школьника надо «учить учиться» перерабатывать полученную информацию.

Если сформированы метапредметные умения и навыки девятиклассников, отработаны все этапы работы над сжатым изложением, сформированы навыки продуктивного интеллектуального труда школьника при создании вторичного текста, учитель может ожидать положительных результатов.

                                            Литература

  1. Волкова А.В., Кузнецова Е.В. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. Лекция №2. Русский язык. // - 9. – 2010.
  2.  Волкова А.В., Кузнецова Е.В. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе:  методика  и практика. Лекция №3. Русский язык. // - 16. – 2010.
  3. Волкова А.В., Кузнецова Е.В. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. Лекция №3 (продолжение). Русский язык. // - 17. – 2010.
  4. Гаибова В.Е., Чернявская А.П. К определению общих учебных компетенций старшеклассников. Инновации в образовании. //. – 5. – 2006.
  5. Дезорцева Э. С. Система работы по развитию речи у школьников 5-8 классов Русский язык. //. – 4. – 2007.
  6. Иванов Д. Компетентность – это знания, означающие умение действовать. Директор школы. //. – 4. – 2009.
  7. Ивченко П. Ф. О подготовке и проведении обучающих изложений Русский язык. //. – 5 – 1990.
  8. Ипполитова Н.А. Вторичные тексты в учебной деятельности школьников. Русский язык. //. – 6. – 2010.
  9. Капинос В. И. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-9 кл.:/Кн. для учителя/- М.: Просвещение, 1991
  10. Куманяева А. Е. Изложение на выпускном экзамене /Учебное пособие/-М.: «Экзамен», 2006
  11. Морозова И. Д. Виды изложений и методика их проведения: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984
  12. Никулина М. Ю. Изложения по русскому языку: 6 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2010
  13. Основные результаты образовательных достижений учащихся PISA-2006. (Центр оценки качества образования ИСМО РАО, 2007)
  14. Пленкин Н. А. Изложение с языковым разбором текста /Пособие для учителя/ - М.: Просвещение, 1978
  15. Стандарты второго поколения . Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.-2-е изд.-М:-Просвещение, 2010
  16. Терентьева А. В., Орлова Н. П. Готовимся к экзамену по русскому языку в новой форме (9 класс): Пособие для учащихся – Смоленск: ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей», 2008
  17. Торопчина Л.В. Сжатое изложение на аттестационном экзамене по русскому языку. Русский язык. // - 7. – 2010.
  18. Хаустова Д. А. Разные типы изложений Русский язык. //.- 3. – 2006.
  19. Хаустова Д. А. Русский язык. Подготовка к ГИА (написание сжатого изложения).-М.: Издательство «Экзамен», 2010

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках биологии

В статье собраны результаты деятельности по формированию метапредметных умений в рамках проектной деятельности...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

Основу «Технологии» составляет самостоятельная проектная деятельность обучающихся. Руководство, которой для учителя технологии дело, в общем – то не новое. Учитель технологии на своих уроках во ...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках физики

Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, ч...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

Практический опыт применения метапредметной технологии в реализации проектной деятельности по географии....

«СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ»

В течение многих лет прочные позиции  в ряду форм итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе занимало изложение с элементами сочинения. Подробный пересказ как вид работы требует от ученика ...