Междометие как часть речи. Презентация к уроку русского языка в 7 классе
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)

Шаваева Анна Валерьевна

Междометие как часть речи. Презентация к уроку русского языка в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhdometie._14.05_2.pptx422.22 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Междометие как часть речи

Слайд 2

неизменяемая ч.р междометие- Звуковой сигнал, который выражает, но не называет чувства , побуждения непроизводные производные образованные повторением основ пишутся через дефис ах, ой, увы, фу, о! айда! брысь! ну, эй. батюшки! брось! вот еще! ай-ай, ой-ой-ой, Ах! запятой ! 1 2 3 особая часть речи

Слайд 3

Междометие Словообразовательная калька XVI I I в. лат. i nterjectio - «междометие., первоначально в виде междуметuе . Буквально междометuе значит «брошенное ( вставленноe ) между полнозначными словами.. Под влиянием сложных слов с соединительными гласными о, е первоначальная форма междумeтue изменилась в междометuе

Слайд 4

Междометия 1. Междометия, выражающие чувства (эмоции): а, о, ох, эх, ай, ну и ну, вот те на, тьфу, увы, браво, ура, с ума сойти, батюшки, боже мой, ужас и др. 2. Междометия, выражающие побуждение к действию: алло, ей, ну, давай, айда, брысь, кыш, караул, тсс, ш-ш, майна, вира, полундра и др

Слайд 5

Междометия ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ выражают разные чувства УРА! Спасибо! ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ выражают призыв, благодарность, прощение и др. Привет! Пока! Извини!

Слайд 6

Понаблюдаем! Ах! Это что за красота? Ой ты, море, не волнуйся. Ну и чудо! Эй ты , ветер! Восторг,восхищение Сожаление о происходящем, просьба Удивление Призыв к вниманию

Слайд 7

Непроизводные и производные По происхождению выделяются междометия непроизводные , состоящие, как правило, из одного - трех звуков или повтора одинаковых звуков Производные, представляющие собой застывшие формы самостоятельных частей речи, словосочетаний, иноязычных слов (брось, давай, прощай - от глаголов; караул, батюшки - от существительных; полно, довольно - от наречий; вот тебе раз - бывший фразеологизм; спасибо - от бывшего словосочетания спаси бог; алло, браво, бис - заимствованные слова

Слайд 8

Примечание: Звукоподражательные слова (бух, дзинь, мяу, хи-хи). не выражают чувств, побуждений, служат для образования других слов (булькать, хихикать). Ме ж д ом е т и е

Слайд 9

междометия выражают : 1.Удивление - ба, о, ну, ого 2. Восторг - ах, ай, ура, браво, о 3.Страх, испуг - ай, ой, ух, ужас, кошмар 4.Сожаление - увы, ах, ох 5.Недовольство, досаду - эх, тьфу, у 6.Побуждения, призыв, запрет - эй, ау, шабаш, цыц, тсс 7. Недоумение - да ну, ну и ну 8.Замешательство - гм, э, эге Примечание . Одни и те же междометия могут выражать разные чувства и настроения.

Слайд 10

Произнести междометие Ах выражая: Радость; Жалобу; Испуг; Огорчение.

Слайд 11

Из книги Н. М. Шанского «В мире слов» Баю-бай Родное, знакомое всем с детства междометие усыпления ребенка употребляется обычно не в одиночку (баю или бай) , а целой цепочкой, иногда даже в уменьшительно-ласкательной форме ( баюшки или баиньки ). , По своему происхождению баю является формой 1-гo лице ед. числа глагола баять «говорить; рассказывать сказки». Таким образом, слово баю-бай оказывается того же корня, что и басня, краснобай и обаятельный.

Слайд 12

Из книги Н. М. Шанского «В мире слов» Бис и браво. Эти слова сразу переносят нас в театр. Оба они являются междометиями зрительского одобрения, но бис значит не только «превосходно, замечательно», но и содержит в себе просьбу повторить номер eщe раз. у нас бис и браво - иностранцы». Они пришли из разных языков: первое - из французского, второе - из итальянского, Франц. bis восходит к лат, bis «дважды, два раза» (ср. содержащее это же слово существительное биссектриса). Итальянское Ьгаао возникло в качестве междометия одобрения (между прочим, в театре итальянской оперы) на базе Ьгаао «смелый, храбрый; молодец!». Так что по своему происхождению оно напоминает наше хоккейное « Молодцы!»

Слайд 13

Междометия, образованные повторением основ, пишутся через дефис Ай-ай, ой-ой-ой , Ой-ай-ой ! Тьфу-тьфу-тьфу! Ах-ах ! о-го-го, ей-же-ей, ну-ну ! Пишите также звукоподражания через дефис Хрю-хрю, гав-гав, хи-хи,ку-ку , динь-динь-динь

Слайд 14

Междометия выделяются запятой или восклицательным знаком . Ай, ребята, пойте, только гусли стройте. Ба! Знакомые всё лица!

Слайд 15

Иногда междометия принимают конкретное лексическое значение и становятся членом предложения. Вот раздалось ура . Ура! Мы победили!

Слайд 16

Списать. Указать междометия . Отстал я от хороших людей, ах, как отстал! Увы ! Всё гибнет: кров и пища! Ага! Сам сознаёшься, что ты глуп. «Эге, - удивился Георгий, - да у вас команда большая». Ну-ну, Савельич! Полно, помиримся, виноват. Эй, смотри сюда!

Слайд 17

Укажите части речи выделенных слов 1) Право стать в почётный караул получают лучшие. – Бабка Василиса скорее по привычке закричала « Караул !», увидев, как закачались макушки яблонь в её саду. 2) Простите , который час? – Простите мне эту неудачную шутку. 3) Письмо от вас пока не получил. – «Ладно, пока . Тебе уже пора домой», - пробасил новый знакомый Петруше. 4) До свидания оставалось ещё более часа, и он решил пообедать. – Над сводами стадиона зазвучали слова: « До свидания, Москва, до свиданья !»

Слайд 18

Спишите, вставляя буквы и раскрывая скобки. Выделите знаками препинания реплики диалога и слова автора. Подчеркните междометия и звукоподражательные слова . Утро Первым проснулся трос .. ник. Огл .. делся и покачал головой: Спит речка. Проснулась у берега ива. Вздрогнула от утре .. его свеж .. го ветерка, уронила росинку. Ах! вскрикнула росинка и упала на спину стрекозы. Кто меня беспокоит сердито спросила стрекоза. Ой! испугалась росинка и упала на колокольчик. Дзинь ( дзинь ) ( дзинь ) ... зазвенел колокольчик и разбудил ромашку ... Ромашка толкнула (не) забудку . И - зазвенел весь луг. Трак (так) ( тaк ) ! выстрелил за селом трактор. Захлопал крыльями петух, закричал испуга .. о: Кукареку! Вставайте! Проспали! Кукареку! Вот видишь, кругом все проснулись. Просыпайся, речка, зашуршал тростник ... А я (не) сплю. Я слушаю, как просыпается все вокруг. (По В. Бирюкову)

Слайд 19

П.74-75 https:// edu.skysmart.ru/student/nipesanako или выписать 5 предл . С междометиями Домашнее задание :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Презентация к уроку русского языка 7 класс "Выборочное изложение" по упр.130

Урок проводится в системе изучения описания внешности человека по программе Ладыженской. Это работа с отрывком из рассказа Шолохова "Судьба человека". В презентации подобраны фотографии кадров из филь...

Презентация к уроку русского языка (5 класс)

Тема "Буквы о-ё после шипящих в корне"...

Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок  проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе....

Презентация к уроку русского языка 10 класс."Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8."

Презентация  по теме:" "Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8." 10 класс. Презентация состоит из 12 слайдов, включающих как теоретический материал по теме урока, так...

Омонимия слов разных частей речи. Презентация к уроку русского языка в 7 классе

На данном уроке учащиеся должны  закрепить умение отличать производные предлоги от омонимичных самостоятельных частей речи....