Развитие речи школьников на уроках русского языка. 5 класс.
статья (5 класс) на тему
Методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_shkolnikov_na_urokakh_russkogo_yazyka.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- РАЗВИТИЕ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ.
- Н.Д. Максимова
- учитель МОУ СОШ № 1
- ст. Полтавская, Красноармейский район, Краснодарский край.
Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Развитие речи - это важная задача обучения родному языку, так как речь является основой всякой умственной деятельности, средством коммуникабельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика- показатель его умственного развития .
На уроках русского языка дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям.
В пятом классе учащихся следует знакомить с правилами построения текста, с его структурой, с тем, как соединять, связывать в тексте части и предложения друг с другом. Необходимо сформировать коммуникативные умения:
- умение раскрывать тему высказывания;
- умение раскрывать основную мысль высказывания;
- умение собирать материал к высказыванию;
- умение систематизировать собранный материал;
- умение совершенствовать написанное (для письменной речи);
- умение строить высказывания в определённой композиционной форме;
- умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко.
В процессе работы над текстом формируется умение соотносить содержание текста с заглавием. Вдумываясь в заглавие, учащиеся выделяют основную мысль всего текста или частей. Необходимо проводить разнообразные упражнения, которые помогут детям установить единство содержания текста и связь содержания с заглавием. При выборе тем учителю следует учитывать их жизненный характер. Темы должны быть рассчитаны на конкретные наблюдения, впечатления. Очень хороши темы, помогающие детям использовать их личный опыт. Например, “Новый год в нашей семье”, “Мой четвероногий друг”.
При составлении связных сообщений необходимо постоянно ставить вопросы: как вы можете связать между собой части рассказа? Как свяжете два соседних предложения? Какое слово надо заменить, чтобы в тексте не было повторений? Эти вопросы рассчитаны на то, чтобы дети учились обдумывать одновременно несколько предложений при составлении связного сообщения и постоянно сразу обдумывали и связывали два соседних предложения. Эта работа особенно важна при обучении связной письменной речи.
Главенствующую роль в овладении текстовыми умениями играет система упражнений. С помощью упражнений ученики учатся создавать текст, речевые произведения. Виды упражнений:
- Выделение опорных слов.
- Работа с деформированным текстом.
- Редактирование текста.
- Составление цепочек связи.
- Изложение текта.
- Сочинение собственного текста
Формирование умения строить речь в определённой композиционной форме тесно связано с формированием речевых умений и умений исправлять и совершенствовать написанное и сказанное. Разносторонний, разноплановый и в то же время единый подход к анализу работ творческого характера позволяет выявить достоинства и недостатки каждой конкретной работы и обеспечивает объективность оценки. Работа над ошибками должна быть продумана и правильно организована. Ценность этой работы в том, что, во-первых, дети анализируют свои письменные работы и работы своих одноклассников с большим интересом, чем текст писателя; во-вторых, их работы небольшие по объёму, простые по структуре, поэтому лучше осознаются детьми и легче поддаются критике.
Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. Чтобы дети говорили хорошо, живо эмоционально, интересно, чтобы стремились улучшить свою речь, надо “ввести учащегося в роль увлекательного рассказчика”, умеющего передать замысел простыми словами. Необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представлять себе те места, тех людей, о которых говорит или пишет.
На уроках развития речи я решила отказаться от стереотипов и шаблонов; главными принципами моделирования уроков творчества стали непредсказуемость творческого действия и свобода воображения. Сочинение должно стать формой выражения собственного «я» ребенка, его мыслей и чувств, стать душевным откликом на события его собственной жизни. В основе любой деятельности – мотивация. Мотивацией на уроках развития речи может быть потребность рассказать о любом событии: посещении музея, экскурсии, о прочитанной книге, встрече с интересным человеком, о любимой игрушке и т.д. Главное, тема сочинения не навязывается учителем, а выбирается ребенком. Он сам решает, о чем ему писать.
Эффективным приемом в формировании умений работать с текстом является составление памяток, определяющих состав и последовательность выполняемых операций. При обучении сочинению составлена следующая памятка:
- Определи тему сочинения .
- Наметь цель своего сочинения, свое отношение к описываемому.
- Составь план сочинения.
- Определи, о чем рассказать подробнее.
- Напиши сочинение.
- Не забудь проверить свою работу.
При подготовке к изложению ребята используют памятку:
- Прочитай текст. Определи тему и основную мысль.
- Найди в тексте опорные слова, обрати внимание на языковые выразительные средства.
- Составь план. Для этого раздели текст на части. Озаглавь каждую из них.
- Найди слова с изученными орфограммами.
- Еще раз внимательно прочитай текст.
- Напиши изложение.
- Не забудь проверить свою работу.
С целью обогащения словаря учащихся использую задания следующего характера:
- подбор к данному слову синонимов, нахождение их в тексте;
- подбор к данному слову антонимов;
- работа над прямым и переносным значением слов;
- употребление речевых оборотов;
- работа с пословицами и поговорками.
Избежать речевых ошибок помогают такие упражнения, как:
1. Найти в предложении лишнее слово.
- В саду собирают яблоки, фрукты, груши.
2. Найди повторы в предложении, исправьте:
- Покрытая сухими листьями лесная тропинка привела нас на лесную
поляну.
- Составьте из двух предложений одно.
- .Птиц в парке мало. Потому что многие улетели в теплые края.
- В предложении вставьте слово «который» в нужной форме.
- Белка – зверек с пушистым хвостом, …прыгает с дерева на дерево.
- Найдите ошибки, напишите правильный вариант.
- Пирожки с повидлой, шесть карандашов.
6. Среди данных предложений найдите то, в котором допущена ошибка.
Исправьте и запишите.
- В библиотеке дети читают книги. Во дворе много маленьких малышей.
Конечная цель по речевому развитию учащихся– научить детей свободно выражать свои мысли. Опыт работы показывает, что планомерная и последовательная работа по развитию речи учащихся обеспечивает решение задачи. Развитие речи придаёт всему процессу изучения русского языка чёткую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать школьникам доступные их возрасту и пониманию знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению книг.
Использовалась литература:
- И.И. Политова “Развитие речи учащихся ”. Москва, “Просвещение” 1984 г.
- Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. — М., 1998..
- Львов М. Р. Методика развития речи школьников. – М.:Просвещение, 1985.
- Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя/ Н. Е.Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Развитие речи школьников на уроках русского языка"
Главной задачей в развитии речи школьников является формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления детей. Это возмо...
Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).
Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...
Методические рекомендации по развитию речи учащихся на уроках русского языка с родным (нерусским) языком обучения
Главной целью методических рекомендаций является развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: познание, коммуникации, пр...
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Карева Нина Евгеньевна учитель начальных классов, заместитель директора МБОУ СОШ № 75по УВР
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Карева Нина Евгеньевна учитель начальных классов, заместитель директора по УВР К числу задач, стоящих перед школой, относится разв...
Презентация для мастер-класса "Виды работ по развитию речи учащихся на уроках русского языка и чтения"
Презентация составлена для проведения мастер-класса, проводившегося для учителей старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Содержит методические материалы, используемые автором в пр...
Разнообразные виды работ по развитию связной речи школьников на уроке русского языка
В работе представлены виды работ по развитию речи учащихся в коррекционной школе. Работа проводится в системе....
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ ЛЕКСИЧЕСКОЙ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ СЕМАНТИКИ
Задача развития речи учащихся – одна из первостепенных в школе. Современный этап исторического развития в России характеризуется огромным динамизмом, глобальными противоречиями, радикальным...