Слово и его лексическое значение.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Словарный урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка. Тема "Слово и его лексическое значение". | 27.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Слово и его лексическое значение»
- Тип урока: урок открытия нового знания.
- Цель урока: Формирование лингвистической компетенции через освоение знаний по теме: «Слово и его лексическое значение»
- Задачи урока:
дидактическая – познакомиться с толковыми словарями, научиться работать с ними, использовать их для выполнения заданий;
развивающая – способствовать развитию рефлексивных умений при осуществлении контроля и самоконтроля, познавательной активности.
воспитывающая –- способствовать воспитанию интереса к русскому языку через словарную работу.
- Планируемые результаты:
личностные – воспитание чувства взаимоуважения, развитие сотрудничества, мышления;
метапредметные – развитие умения ставить цель, анализировать; развитие умения работать с раздаточным материалом, применять полученную информацию;
предметные – повторить изученное по теме «Лексика»; развивать навыки работы с толковыми словарями, тестами
- Методы обучения: проблемный, исследовательский.
- Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая работа, индивидуальная.
- Средства обучения: текст, карточки с вопросами для групп, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, компьютер, ЦОР
- Основные понятия: словарь, словарная статья, лексическое значение слова.
Конспект урока русского языка «Однозначные и многозначные слова»
I. Организационный момент. Планирование деятельности.
- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас всех снова. Мне хочется, чтобы урок был для вас интересным и полезным. Итак, начинаем нашу работу.
II. Актуализация знаний. Ввод в тему. Целеполагание.
- Посмотрите на доску. Отгадайте загадку.
Не мёд, а ко всему липнут (слова)
- Ребята, а вы знаете, сколько слов в русском языке? Учёные считают, что их более 500000. Конечно, не все слова мы знаем и употребляем. У нас у каждого свой лексикон, но вы, ребята, наверное, хотите его расширить?
А для этого предлагаю вам поиграть в слова. В одной из центральных полос записано слово, занимающее целиком всю строчку. Работать будете в группе.
Вы должны составить новые слова из букв, следующих друг за другом или под прямым углом, при этом можно подставлять за один ход не более одной дополнительной буквы. Игра завершается, когда буквы занимают всё игровое поле или если подстановка уже невозможна. Количество букв составленных слов суммируются, и победителем признаётся тот, у кого слова были длиннее. Важное условие: при составлении слов требуется объяснить их лексическое значение.
Приложение 1
с | л | о | в | о |
- Почему не удалось заполнить все клеточки в таблице? У всех ли слов вы правильно определили лексическое значение?
- Подумайте, что вам может помочь в данной ситуации?
- А где хранятся слова?
(Приём «открытого микрофона»)
- Расскажите, какие словари вам известны? («Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова)
- Подумайте и попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Слово и его лексическое значение)
- Какую цель мы поставим на уроке? (Уметь определять лексическое значение слов)
III. Открытие нового знания, применение новой информации.
- Используя приём «Инсерт», прочитайте текст, заполните таблицу.
V | + | - | ? |
Я это уже знал | Это новые сведения | Это противоречит тому, что я знал | Я хочу узнать об этом более подробно |
Приложение 2
- Прочитайте, что у вас получилось?
- Какую проблему вы обнаружили?
- Почему же слова становятся многозначными?
Ответить на этот вопрос вы сможете после исследования словарных статей
(Работа в группах)
1 группа – исследует слово «хлеб»;
2 группа – исследует слово «корень»;
3 группа – исследует слово «лента».
Приложение 2
Ответьте на вопросы:
1. Как называется словарь, с которым вы работаете?
2. Что обозначает данное слово в этом словаре?
3. Сколько значений имеет?
4. Как отличить в толковом словаре многозначные слова от омонимов?
5.Почему необходимо учитывать лексическое значение слова?
6. Составьте предложения с этими словами во всех значениях.
7. Сделайте вывод своего исследования
- Анализ тех значений, которые имеет слово, приводит к выводу: сходные признаки предметов привлекают к себе внимание человека. Объединяя предметы по этим признакам, люди получают возможность переносить название с одного предмета на другой.
IV. Контроль и коррекция знаний
(Фронтальный опрос)
- Закончите предложения:
1. Все слова языка образуют его словарный состав, или …
2. То, что обозначает слово, есть его …
3. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются…
4. Слова, помимо прямого значения, могут иметь …
5. Словарь, по которому можно узнать лексическое значение слова, называется…
Самостоятельная работа
- Выполните тест
V. Рефлексия. Итог урока. Домашнее задание
- Что можете сказать о результате нашей работы и о цели, которую мы ставили?
Приложение 4
- Возьмите «лесенки успеха» и оцените свою работу на уроке.
- Кто хочет прокомментировать выбор ступеньки для себя.
- Домашнее задание я вам предлагаю на выбор:
1. «Изучайте значение слов – и вы избавите свет от половины его заблуждений». Согласны ли вы с этим высказыванием писателя А. С. Пушкина. Напишите об этом небольшое рассуждение.
2. Выполните упр. 93
- Спасибо, ребята, за урок.
Приложение 1
с | л | о | в | о |
Приложение 2
В русском языке есть слова, называющие только один какой-либо предмет. Например, слово карандаш обозначает тонкую полочку графита, вделанную в деревянную или пластмассовую оболочку. Только этот предмет, которым мы пишем, рисуем, чертим, и называется карандашом. Никаких других значений у слова карандаш нет. То же самое можно сказать и о словах велосипед, мотоцикл, трамвай, автобус. Такие слова называются однозначными.
Словом борт, например, можно назвать борт корабля, борт пиджака и борт грузовика. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными.
И тут возникает вопрос: «А каких слов больше в русском языке, однозначных или многозначных?» Чтобы ответить на него, исследователи взяли однотомный «Словарь русского языка» С. И. Ожегова, выбрали по принципу «случайного отбора» 35016 слов и установили, что однозначных слов среди них 63%, а многозначных – 37%
Однако не во всех языках существует такое соотношение однозначных и многозначных слов. Приведём некоторые данные. В словаре английского языка П. М. Роже насчитывается из 29593 слов 57,3% многозначных и 42,7% - однозначных. Имеются сведения и о венгерском языке. В нём многозначных слов 49,6%, а однозначных – 50,4%, т.е. количество тех и других почти одинаковое.
Исследуя соотношение однозначных и многозначных слов, лингвисты обнаружили известную закономерность. Во-первых, больше всего в языке многозначных глаголов. Затем идут прилагательные и третье место занимают существительные; во-вторых, наибольшее число лексических значение у многозначного слова - пятнадцать, но и это не предел; в-третьих, с увеличением у слова числа значений количество таких слов сокращается.
V | + | - | ? |
Я это уже знал | Это новые сведения | Это противоречит тому, что я знал | Я хочу узнать об этом более подробно |
Приложение 3
Ответьте на вопросы:
1. Как называется словарь, с которым вы работаете?
2. Что обозначает данное слово в этом словаре?
3. Сколько значений имеет?
4. Как отличить в толковом словаре многозначные слова от омонимов?
5.Почему необходимо учитывать лексическое значение слова?
6. Составьте предложения с этими словами во всех значениях.
7. Сделайте вывод своего исследования
Использованные ресурсы:
1.Введенская Л. А., Баранов М. Т., Гвоздарев Ю. А. Русское слово – М., Просвещение, 1987.
2. Дюжева О. А. Развитие речи. 5-9 классы: инновационная технология обучения. – Волгоград: Учитель, 2014
3. Коллекция ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/172adca0-9318-4774-9cd1-174584504e13/index_listing.html
http://school-collection.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Слово и его лексическое значение"
Проектная работа по русскому языку. Первый урок в разделе "Лексика". Заранее определены группы, учащиеся получили листы самооценивания, таблицу ЗУИ....
Разработка урока по русскому языку в 5 классе "Слово и его лексическое значение"
Лексикология - важнейший раздел русского языка. Необходимо как можно раньше научить учащихся работать "над словом" и "со словом". В 5 классе продолжить знакомство со школьным толковым словарем, научит...
Слово и его лексическое значение.
Конспект урока на тему: "Слово и его лексическое значение"....
Презентация " Слово и его лексическое значение"
Данная презентация составлена к уроку в 5 классе по разделу " Лексика" (по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой ). Цели урока: познакомить с понятиями лексика, лексикол...
Слово и его лексическое значение (урок № 1, урок № 2).
Урок в формате ФГОС...
«Слово и его лексическое значение».
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Основная общеобразовательная школа»,д.Упрямово Юхновского района Калужской области Урок русского языка в 5 классе.Тема: «Слово и его лексичес...
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.
Презентация к уроку русского языка (5 класс) по программе Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других...