Слово и его лексическое значение.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока на тему: "Слово и его лексическое значение".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovo_i_ego_leksicheskoe_znachenie.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 5 классе.
ТЕМА.
Цель:
Знать: что такое лексика, лексическое значение.
Уметь: работать со словарной статьёй, пользоваться толковым словарём.
Воспитывать у детей трудолюбие.
Оборудование:
учебники, кроссворд, плакаты, словари.
Учитель: Максимова Л. А.
- Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Проверка домашнего задания.
– Урок начнём с повторения ранее изученного материала. Посмотрим, как вы умеете фонетически разбирать слова. Запишите в тетрадях число и классная работа. К доске пойдут три человека, по одному от каждого ряда. Класс в это время работает самостоятельно. Потом сверьтесь с доской. (Ель, мороз, река)
- Словарная работа.
– Проведём словарную работу. Мы повторим с вами правописание непроверяемых безударных гласных в корне. Я вам буду читать описание слова, вы должны назвать это слово. Но вы должны быть предельно внимательны. Если начальная буква обозначает один звук, то встанут мальчики, если же два звука, то девочки. (Слова проговариваются по слогам и записываются с комментированием).
- Сооружение для хранения зерна. (Элеватор).
- Самая низкая школьная отметка. (Единица).
- Сизо-чёрная ягода, похожая на малину. (Ежевика).
- Поездка. (Экскурсия.)
- Движущаяся лестница в метро. (Эскалатор.)
- Машина с большим ковшом. (Экскаватор.)
- Как мы поступаем с безударными гласными, если их нельзя проверить?
- Но, ребята, я специально одно слово вам дала, где гласную в корне можно проверить. Среди записанных слов найдите его, подберите проверочное. (Единица – единство – единый).
- Синтаксическая пятиминутка.
– А сейчас пришло время синтаксической пятиминутки. На слайде (№1) записана пословица, но, как вы видите, большинство букв закрыто. Узнайте эту пословицу. Запишите, разберите предложение по членам.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
(Пропущены буквы к, ч , т, д.)
(Слайд № 2 – со вставленными буквами.)
- Сообщение темы и цели урока.
– Ребята, тема нашего урока «Слово и его лексическое значение». (Слайд № 3).Запишите в тетрадях. Цель урока. (Слайд № 4). Вы должны знать, что такое лексика, лексическое значение, уметь работать со словарной статьёй, пользоваться толковым словарём.
- Работа по новой теме.
- – Из чего состоит наша речь? (Из предложений.)
- Из чего состоят предложения? (Из связанных между собой слов).
- Что могут обозначать слова? (Предметы, понятия, действия, признаки и т. д.)
- Замечательный писатель К. Паустовский, подчёркивая богатство русского языка, писал: «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.» (Цитата на слайде № 5.)
Например, говоря о дождях, сам Паустовский употреблял такие слова: моросящий, грибной, спорый, косой, слепой, сильный, ливневый и др.
Приведите примеры «хороших слов и названий» для слов, о которых говорит писатель в своём высказывании. (Чистый воздух, потоки воздуха, шум леса, плывущие облака, прозрачные воды и т. д.)
Все слова, которые есть в языке, образуют его словарный состав или лексику. Лексика – это словарный состав языка. (Проговаривание хором и по одному.) (Слайд № 6).
Слово лексика происходит от греч. Лексис – слово. Есть и однокоренное прилагательное лексический, происходит чередование звуков к-ч. (Запись на слайде № 7: Лексика – лексис – слово (греч.)
Лексический (к//ч)
- Как вы думаете, изменяется ли словарный запас языка, т. е. его лексика, или остаётся неизменным, постоянным? С чем это связано?
- Как вы считаете, какое слово старше: самолёт или космонавт? Почему? Приведите примеры слов, возникших в наше время. (Компьютер, робот, пейджер).
2. – Ребята, очень важно для каждого человека пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь открыть для себя слово, пополнять свой словарный запас – это значит узнавать новые слова. А что такое узнавать новые слова? Послушайте стихотворение И. Токмаковой.
Ложка – это ложка.
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка.
У кошки – семь котят.
Тряпка – это тряпка.
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка.
Оделся и пошёл.
А я придумал слово.
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова –
Плим, плим, плим…
И ничего не значит
Плим, плим, плим…
- Удалось ли мальчику «придумать» новое слово? (Да). Узнали ли вы новое слово, прослушав это стихотворение? И всё-таки это не слово! Почему? Потому что оно «ничего не значит», не имеет смысла! Значение – важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может!
- Смысл слова и есть его лексическое значение. Итак, узнать новое слово – значит узнать то, что оно обозначает, понять его лексическое значение.
- Итак, что же такое лексическое значение слова? (То, что слово обозначает). Проговорим хором, по рядам, по одному. А что такое лексика.
3. Физкультминутка. (На мотив песенки «Улыбка»)
- А теперь отдохнём, встаньте. (Дети поют и делают движения) (Слайд № 8)
В мире много есть красивых слов,
Все они вполне достойны изученья.
Но однако мне всегда милей
Русские родные изреченья.
Все науки по плечу,
Русский тоже изучу
И постигну всё его очарованье.
Ведь красиво говорить,
Нежность слов друзьям дарить –
Моё самое заветное желанье.
- Садитесь. Спасибо.
4. – А как же узнать лексическое значение нового, впервые услышанного или прочитанного слова?
Послушайте отрывок из стихотворения А. Прокофьева.
Закат налился тёмной кровью,
И потемнела бирюза.
Сначала было предгрозовье,
Потом как грянула гроза!
- Назовите слова, лексическое значение которых вам не совсем ясно. (Бирюза, предгрозовье). О значении этих слов можно справиться в толковых словарях. Есть: толковый словарь Ожегова, Академический словарь из 17 томов, «Школьный толковый словарь русского языка» редактор Филин. (Названия словарей на доске, детям их показать). Я нашла в словаре слово бирюза, сейчас прочитаю вам: «Бирюза, - ы, ж. Непрозрачный драгоценный камень голубого или бледно-зелёного цвета.»
Поэт называет бирюзой небо, потому что оно до грозы было таким же голубым, как бирюза.
5. – Теперь напишем первое предложение стихотворения, объясним в нём постановку знаков препинания, запомним написание слова бирюза.
6. – Так где же мы можем выяснить лексическое значение неизвестных нам слов? А почему называется «толковый» словарь? Что значит слово «толковать»? (Разъяснять, объяснять, выяснить смысл слова. В толковых словарях толкуется значение слов.)
Но кроме того, что в таких словарях разъясняется значение слов, по нему можно проверить и написание слов, произношение, выяснить отдельные морфологические признаки слова. Кроме того, в статьях словаря особым шрифтом – курсивом – даются примеры употребления данного слова. Заглавные слова в словаре размещаются в строгом алфавитном порядке.
- Работа по слайдам (№ 10, № 11)
№ 10. Строение словарной статьи: 1) заголовочное слово; 2) грамматические пометы; 3) толкование лексического значения; 4) пример употребления слова в речи.
№ 12. 17-томный Словарь современного русского языка содержит 120480 слов.
Словарь произведений А. С. Пушкина – 21000 слов.
Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование – 12000 слов.
Словарь младшего школьника – 3600 слов.
- Словарная статья состоит из четырёх частей. Прочитайте из каких. Я покажу эти части на примере первого слова, а вы потом проанализируете вторую словарную статью.
№ 11. Лазурь, -и, ж. Светло-синий цвет, синева. Небесная лазурь.
Лазурный, -ая, -ое; -рен, -рна. Цвета лазури, светло-синий. Лазурное небо.
- Ребята, вспомним, что такое лексика? Лексическое значение слова?
8. – Найдите в толковом словаре учебника значение слова лексикон, составьте с данным словом предложение и определите его род, падеж, число, склонение. (У хорошего ученика богатый лексикон.)
- Мы сейчас определили грамматическое значение.
- Прочитайте правило на стр. 133.
- Итак, какие значения имеет слово? (Лексическое и грамматическое). Что значит лексическое значение слова? Что значит грамматическое? А что такое лексика?
9. – Выполним упражнение 309. Прочитайте задание. Как можно озаглавить текст? Как озаглавим 1 пункт нашего плана? Второй? Запишите.
(Трудный вопрос.
- Мнение Льва Успенского.
- Сколько же слов в нашем языке?)
10. Работа со слайдом № 12.
- Ребята, вот на этом плакате такие сведения. Эта статистика, конечно, приблизительна. Но тем не менее, какую же задачу, исходя из этого, мы должны перед собою поставить? (Узнавать как можно больше слов, обогащать свой словарный запас.)
VII. Домашнее задание.
- Упр. 310, параграф 52.
VIII. Подведение итогов.
- А сейчас мы с вами поиграем. Для того чтобы разгадать этот кроссворд, надо отгадать загадки.
1. Красна, сладка, душиста, растёт низко, к земле близко. (Земляника)
2. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
- Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёзка).
- Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый … (василёк)
- Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её поди-ка:
Куст в колючках, будто ёж,
Вот и назван … (ежевика.)
- Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь).
- Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё … (алфавит).
- Какое слово получилось в выделенных клеточках? А что такое лексика? Лексическое значение слова? Что значит указать грамматическое значение слова?
Ребята, вспомним цель нашего урока. Знаем ли мы, что такое лексика и лексическое значение слова? Умеем ли мы работать со словарём? Достигнута ли цель урока?
IX. Выставление оценок.
з | е | м | Л | я | н | и | к | а | ||
б | Е | л | к | а | ||||||
б | е | р | ё | з | К | а | ||||
в | а | С | и | л | ё | к | ||||
е | ж | е | в | И | к | а | ||||
д | е | К | а | б | р | ь | ||||
А | л | ф | а | в | и | т |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Слово и его лексическое значение"
Проектная работа по русскому языку. Первый урок в разделе "Лексика". Заранее определены группы, учащиеся получили листы самооценивания, таблицу ЗУИ....
Разработка урока по русскому языку в 5 классе "Слово и его лексическое значение"
Лексикология - важнейший раздел русского языка. Необходимо как можно раньше научить учащихся работать "над словом" и "со словом". В 5 классе продолжить знакомство со школьным толковым словарем, научит...
Презентация " Слово и его лексическое значение"
Данная презентация составлена к уроку в 5 классе по разделу " Лексика" (по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой ). Цели урока: познакомить с понятиями лексика, лексикол...
Слово и его лексическое значение (урок № 1, урок № 2).
Урок в формате ФГОС...
«Слово и его лексическое значение».
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Основная общеобразовательная школа»,д.Упрямово Юхновского района Калужской области Урок русского языка в 5 классе.Тема: «Слово и его лексичес...
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение.
Презентация к уроку русского языка (5 класс) по программе Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других...
Слово и его лексическое значение. Лексическая норма (точность словоупотребления)
Презентация включает в себя информацию об основном лексическом значении слова, грубых лексических ошибках, нормах сочетаемости слов....