Урок русского языка в 8 классе "Подлежащее и способы его выражения".
методическая разработка по русскому языку (8 класс)
Урок поможет рассмотреть основные способы выражения подлежащего, научить находить в разных типах предложений подлежащее и определять, какой частью речи они могут быть выражены, развивать логическое мышление и коммуникативные качества через наблюдения, анализ и обобщение языковых понятий, формировать умение работать самостоятельно, способствовать развитию творческой фантазии у детей, воспитывать чувство любви к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка в 8 классе | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе
Подлежащее и способы его выражения
Цели урока: активизировать знания учащихся о главных членах предложения; расширить понятие о подлежащем и способах его выражения; учить находить подлежащее в предложениях и определять его состав; показать на примере подлежащего явление субстантивации слов; вспомнить порядок морфологического разбора существительного; продолжить работу над компрессией текста.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним, какой раздел мы изучаем?
(Синтаксис и пунктуация)
Какие синтаксические единицы вам известны? (Слово, словосочетание, предложение)
- Вот мы и добрались с вами до ядра предложения, до его грамматической основы. Проверим, хорошо ли вы разобрались в пройденном материале. Итак, блиц-опрос.
1. Предложение – это…
2. Предложение не существует без…
3. Предложения по числу основ делятся на…
4. По цели высказывания предложения бывают…
5. По интонации предложения делятся на…
6. По наличию второстепенных членов предложения бывают…
- Молодцы. А теперь посмотрите на эпиграфы к уроку и скажите, о каком главном члене предложения пойдет речь на сегодняшнем уроке.
В грамматической организации предложения занимает господствующее положение; называет предмет, о котором говорится.
Краткий справочник по современному русскому языку
- Найдите в этом эпиграфе ключевые слова.
- Правильно, речь сегодня пойдет о подлежащем. Запишите тему урока.
- К какому стилю можно отнести эпиграф?
- Чему же мы должны будем научиться на уроке, что узнать? (Расширить понятие о подлежащем и способах его выражения; учить находить подлежащее в предложениях и определять его состав)
II. Анализ текста. Компрессия текста. ( раздать по одному экземпляру текста на парту)
Осень
В воздухе разит крепкий и нежный, похожий на запах хорошего вина, аромат увядающих кленов. Под ногами шуршат желтые, мертвые листья, покрывающие густым слоем дорожку. Деревья убрались пестро и ярко, точно для предсмертного пира. Еще оставшиеся кое-где местами зеленые ветки причудливо перемешаны с осенними тонами, то светло-лимонными, то палевыми, то оранжевыми, то розовыми и кровавыми, переходящими изредка в цвета лиловый и пурпуровый. (А.Куприн.)
- Выразительное чтение текста.
- Докажите, что перед нами текст.
(Предложения связаны по смыслу и грамматически; соответствуют общему названию; стилистическое единство; относительная законченность)
- К какому стилю и типу речи относится текст?
4)Красивый текст? Яркий текст? Благодаря чему ?
Какие средства художественной выразительности придают описанию необыкновенную наглядность? (Эпитеты: аромат крепкий, нежный; увядающие клены, мертвые листья, предсмертный пир, кровавые тона; метафора: ветки перемешаны с осенними тонами; сравнения: убрались пестро и ярко, точно для предсмертного пира, олицетворение: деревья убрались пестро и ярко)
- Какие слова вам непонятны? (Палевый, пурпуровый.)
- Работа со словарем. Запись толкований слов в тетрадь.
Палевый – бледно-желтый с розоватым оттенком.
Пурпуровый – темно- или ярко-красный цвет.
- Почему Куприн употребляет в тексте слово «разит» вместо, например, слова «пахнет»? Работа со словарем.
Разить– сильно пахнуть.
- Обозначьте микротемы текста. (1. Аромат увядающих листьев. 2. Шуршание листьев под ногами. 3. Убранство деревьев.)
- Компрессия текста. Помним, что мы должны сохранить все микротемы текста и ключевые авторские слова. Работа с маркером. Запись сжатого текста.
Осень
В воздухе разит аромат увядающих кленов. Под ногами шуршат опавшие листья. Деревья убрались пестро и ярко. Еще оставшиеся зеленые ветки перемешаны с разноцветными осенними тонами.
III. Работа по теме урока.
1) Объясните трудные случаи написания слов.
2) Подчеркнуть в тексте все грамматические основы (Дают определение подлежащего.)
Записать 1 предложение. Подчеркнуть грамматическую основу.
- Как вы думаете, какой частью речи чаще всего может быть выражено подлежащее?
IV. Введение нового материала.
- Но подлежащее может быть выражено и другими членами предложения. А какими, вы ответите мне сами, проанализировав предложенные вам предложения.
Анализ предложений. Заполнение таблицы. Работа по группам. Уровень сложности.
Примеры предложений | Чем выражено подлежащее |
Кто-то позвонил. | Местоимение |
Семеро одного не ждут. | Числительное |
Идти было весело и очень интересно. | Инфинитив |
Завтра не будет похоже на сегодня. | Наречие |
Нить Ариадны подскажет, как выбраться из замкнутого круга. | Фрезеологическое сочетание |
Из древнегреческой мифологии. Выражение возникло из мифов об афинском герое Тесее, убившем Минотавра, чудовищного полубыка-получеловека. Афиняне обязаны были по требованию критского царя Миноса каждый год отправлять на Крит семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, обитавшему в построенном для него лабиринте, из которого никто не мог выйти. Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая его дочь критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала ему острый меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт, Тесей привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей по нитке нашел обратный путь из лабиринта и вывел оттуда всех обреченных (Овидий «Метаморфозы», «Героиды»).
Иносказательно: способ выйти из затруднительного положения, ключ к решению трудной проблемы.
Работа с учебником. Что нового узнали? Чем еще может быть выражено подлежащее?
( Неделимым словосочетанием: Дед с матерью шли впереди всех.)
Выступления учащихся, выводы.
V. Введение понятия «субстантивации».
- Посмотрите, какие части речи могут выступать в качестве существительного.
Субстантивация – переход слова в существительное.
Мороженое мясо – вкусное мороженое; столовая комната – столовая; будущее время – будущее.
- Как будет называться такой способ образования новых слов? (Неморфологический.)
- Придумайте и запишите свои примеры, используя слова: опоздавшие, раненый.
Выступают в роли подлежащего | Выступают в роли второстепенного члена предложения |
Опоздавшие не увидели первое действие. |
VI. Проверочная работа. Разыгрывается сценка «Учитель и ученик»
Учитель. Итак, Антон, расскажи, пожалуйста, о способах выражения подлежащего.
Антон. Подлежащее может быть выражено всеми самостоятельными частями речи, но никогда не выражается служебной частью речи.
Учитель. А вот в этом, Антон, я с тобой не соглашусь. Бывают случаи, когда в роли подлежащего выступают и звукоподражательные слова.
( Вот раздалось «ау» вдалеке)
Определить, какими частями речи выражено подлежащее в предложениях. (раздаточный материал)
Зачитываются работы учащихся.
VII. Выводы.
- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?
- Понятна ли была тема урока?
Выставление оценок.
Домашнее задание: § 11, составить связный текст, в котором подлежащее может быть выражено разными частями речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 5 классе "Способы словообразования"
Урок рассчитан на 2 часа....
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Способы словообразования"
Урок рассчитан на 2 часа....
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы как способ повышения качества образования
Речь в этой публикации идёт о преподавании литературы как одного из искусств, созвучного живописи, музыке, театру. Сейчас у учителя очень много опасных конкурентов: кино, телевидение, компьютеры...
Презентация к уроку русского языка "Главные члены предложения. Способы выражения".
Презентация к уроку русского языка "Главные члены предложения. Способы выражения"....
Презентация для урока русского языка. 8 класс. Сказуемое. Способы выражения сказуемого
С помощью данной презентации учащиеся вспомнят известное им о сказуемом и узнают о способах его выражения...
Урок русского языка (8 класс). Тема: Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
К учебнику: Русский язык. 8 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. М.: 2014. - 272с....
Презентация к уроку русского языка в 8 классе Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, близкими по функции к наречиям.
Урок русского языка в 8 классе "Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, близкими по функции к наречиям"- это урок открытия новых знаний, обретения новых умений и нав...