Уроки русского языка с применением модульной технологии
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Рогалева Ирина Евгеньевна

Методическая разработка представляет собой систему уроков русского языка с применением модульной технологии по темам: «Главные члены предложения» (5 класс), «Имя числительное как часть речи» (6 класс), «Служебные части речи: союзы, предлоги, частицы» (7 класс), «Виды подчинительной связи в словосочетаниях», «Второстепенные члены предложения» (8 класс), «Виды связи в сложноподчиненных предложениях», «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения» (9 класс). Каждый урок разработан в соответствии с этапами модульной технологии, которые включают в себя правила построения модуля. Все уроки апробированы на практике, планируемые результаты достигнуты. Уроки в 6 и 7 классах проведены в рамках школьного методического объединения, получены положительные отзывы коллег.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Моульная технология38.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: 

«Уроки русского языка с применением модульной технологии»

Главная цель системно-деятельностного подхода в обучении состоит в том, чтобы пробудить у учащихся интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у них навыки самообразования. Данному условию отвечает ряд современных педагогических технологий, но для меня наиболее ценностной является технология модульного обучения. Над освоением этой технологии я работаю третий год и сегодня постараюсь познакомить вас с особенностями работы по данной технологии.

Сущность модульного обучения заключается в том,  что  обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.

Этапы модульной технологии. На  всех  этапах  учитель  выступает  как  организатор  и  руководитель  учебного  процесса,  а  учащиеся  - как  самостоятельные  исследователи  ряда  проблем,  разрешение  которых  приводит  к  определённой  структуризации  их  знаний  и  умений.  При  работе  с  данной  технологией  деятельность  учителя  заключается  в  разработке  модулей,  составлении  инструкций,  заданий  (основного  и  корректирующего),  рекомендаций  для  учеников,  а  также    в  осуществлении  контроля  и  коррекции  усвоения  школьниками  необходимых  знаний  и  умений.

Можно выделить следующие правила построения модуля:

Перед каждым модулем проводить входной контроль.

Обязательно осуществлять текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента, чаще это мягкий контроль: самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т.д.

После каждого модуля осуществлять выходной контроль.

Необходимо осуществлять дифференциацию учебного содержания, выделяя уровень обязательной подготовки и уровень выше обязательного.

Модульное обучение эффективно применять на обобщающих уроках, а также на уроках изучения новой темы, в центре которых правописание и пунктуация.

При  модульной  технологии  обучения  оценивается  выполнение  каждого  учебного  элемента.  Таким образом, урок позволяет организовать рейтинговую систему оценивания учащихся. На  основе  рейтинга выставляется  итоговая  оценка  за  работу  с  модулем.  Желание  получить  хорошую  оценку – один  из  главных  мотивов  деятельности  ученика.  Он  чётко  знает,  что  полученная  оценка объективно  отражает  качество  его  работы  и  адекватна  затраченным  усилиям.

Первым и главным критерием оценки успешности обучения в модульном режиме является желание учеников учиться, пробуждение интереса к предмету. После проведения модульных уроков я получила следующие отзывы учащихся:

Понравилось, что урок быстро прошел, что у меня хорошая оценка, я понял изученный материал, справлюсь с домашним заданием. Но трудно объяснить новую тему одноклассникам, посчитать правильно баллы, не все свои ошибки увидел при проверке. Главный вывод: давайте все уроки так проводить.

Результатом проделанной работы является разработка уроков с применением модульной технологии:

5 класс - «Главные члены предложения»,

6 класс – система уроков по теме: «Имя числительное как часть речи»,

7 класс – система уроков по теме: «Служебные части речи: союзы, предлоги, частицы»,

8 класс -  «Виды подчинительной связи в словосочетаниях», «Второстепенные члены предложения»,  

9 класс - «Виды связи в сложноподчиненных предложениях», «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения».

Планирую разработать уроки в 10 и 11 классах.

Для себя я выделила следующие преимущества модульной технологии:

  • Ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность). Но в любой момент  может получить от учителя устные советы по непонятным вопросам и заданиям.
  • Модульный урок помогает выявить знания учащихся, потому что каждый урок заканчивается выходным контролем.
  • На уроках, как правило, не бывает никаких проблем с дисциплиной, так как все сорок пять минут ученик напряженно работает, потому что знает, что к концу урока получит конкретный результат.
  • Конечно, подготовительная работа учителя сложна и трудоемка, но результативность работы на каждом уроке приносит чувство глубокого удовлетворения.

Список литературы:

  1. Горбич О.И. Материалы курса «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе» - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014.
  2. Столбунова С.В. Материалы курса «Как построить нетрадиционный урок русского языка» - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка с применением информационных технологий в 4 классе "Простое прошедшее время"

Готовая разработка урока в 4 классе на отработку грамматического материала по теме "Простое прошедшее время" с применением информационных технологий....

Методическая разработка урока английского языка с применением игровых технологий в 5 классе по учебнику «Enjoy English 5-6» М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Н.Н. Трубанева Тема «Our school life»

Методическая разработка урока английского языка с применением игровых технологий в 5 классе по учебнику «Enjoy English 5-6» М.З. Биболетова, Н.В. Добрынина, Н.Н. Трубанева Тема «Our school life»У...

Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"

Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...

Урок русского языка с применением уровневой технологии по теме Сложное предложение 11 класс

Урок русского языка с применением уровневой технологии по теме Сложное предложение 11 класс...

Формирование умения поисково-исследовательской деятельности у обучающихся на уроках русского языка через применение технологии развивающего обучения

В статье  описывается  как, используя какие современные технологии, сформировать у обучающихся умение вести поисково-исследовательскую  деятельность....

«Формирование умения поисково-исследовательской деятельности у обучающихся на уроках русского языка через применение технологии развивающего обучения»

Приводится проектная работа, раскрывающая использование технологии  критического мышления для формирования умений поисково-исследовательской  деятельности...

Разработка урока русского языка с использованием модульной технологии

Среди личностно-ориентированных технологий особое ме то занимает модульная, описанная в работах П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой, Д. Г. Левитеса и других. Нельзя не согласиться с Д. Г. Левитесом, что о...