Технологическая карта и конспект урока по русскому языку в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Синтаксическая роль имени числительного
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_i_konspekt_uroka.doc | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме «Синтаксическая роль числительных в предложении. »
Тема урока | Синтаксическая роль числительных в предложении. |
Класс | 6 |
Кол-во учащихся | 6 |
УМК | Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой |
Цели деятельности учителя | Создать условия для усвоения знаний о синтаксической роли числительных в предложении, формирования умения определять синтаксическую функцию числительного в предложении. |
Задачи урока | Образовательные: выяснить синтаксическую роль числительных в предложении; знать разряды количественных числительных; повторить, закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи; повторить особенности склонений числительных; развитие умений склонять числительные, а также для совершенствования навыков правописания имен числительных. Развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков. Воспитывающие: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание патриотизма, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения. |
Тип урока | Комбинированный |
Прогнозируемые образовательные результаты | Личностные УУД
Метапредметные – Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Предметные:
|
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Игровая технология, использование ИКТ, создание проблемных ситуаций, системно-деятельностный подход, индивидуализация обучения. |
Средства обучения | Учебник, карточки, презентация |
Форма организации работы в классе | Фронтальная, работа в парах, групповая работа, самостоятельная работа |
Ход урока:
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
I. Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности | Словесное приветствие.
| Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.
| Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем и гостями.
| Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывают рабочее место, настраиваются на познавательную деятельность. | Организовать детей. Проверить готовность к уроку.
Создать позитивное настроение. |
II. Актуализация знаний | Орфографическая разминка «Весёлая задачка» как способ повышения интереса к предмету (индивидуально, фронтально) Оценивание своей работы по заданным критериям (на слайде): нет ошибок - «5», 1 ошибка - «4», 2 ошибки - «3», больше 3 ошибок- «2» | Предлагает прочитать и переписать текст задачки, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки; решить задачу, ответ записать словами | Выполняют предложенное задание | Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, оценивать собственную учебную деятельность Метапредметные: планируют необходимые действия, действуют по плану Предметные: развитие умений правильно употреблять числительные в устной речи, повторить особенности склонений числительных, закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи совершенствовать навыки правописания имен числительных | Развивать интерес к изучению русского языка, орфографическую зоркость. |
Графический диктант (индивидуально, фронтально). Взаимопроверка, оценивание работы по заданным критериям (на слайде): нет ошибок - «5», 1 ошибка- «4» , 2-3 ошибки - «3», больше 4 ошибок- «2» | Читает по презентации утверждения | Записывают знак «+», если утверждение верное и «- «, если неверно | Личностные: контролируют свои действия. Предметные: повторить имеющиеся знания о числительном | Закрепить знания учащихся об имени числительном как части речи; | |
III. Мотивация учебной деятельности. Определение темы, постановка цели и задач урока. | Формулирование темы и целей урока (фронтально)
| Организовывает проведение лингвистического исследования, выполняет на доске частичный разбор предложения « 22 июня 1941 года фашисты вероломно напали на нашу страну». Проводит беседу, направляя учащихся к теме урока - Что я делаю? - Соотнесите эту запись с темой урока. Как будет звучать сегодняшняя тема? - У кого есть желание до конца выполнить разбор предложения? - Итак, запишем тему сегодняшнего урока: Синтаксическая роль числительных в предложении. - Что значит «синтаксическая роль»? - Какие цели поставим перед собой? - Что нужно знать и уметь? Готовит детей к формулированию темы и цели урока | Обдумывают ответы на вопросы, отвечают на них, формулируют тему и цели урока | Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; положительно относятся к учению, познавательной деятельности; Метапредметные: принимают и сохраняют учебную задачу, учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. Предметные: повторяют синтаксический разбор предложения | Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний. |
IV. Первичное усвоение новых знаний | Открытие нового материала. (работа в паре- коллективная) Работа с учебником. Физкультминутка. | Побуждает учащихся к построению плана действий. Предлагает сделать вывод по проделанной работе. Выявляет и поощряет правильность выводов. | Распределяют между собой задания или предложении, вслух читают данные предложения, определяют синтаксическую роль числительного и его разряд, доказывают своё мнение, формулируют правило. Читают правила в учебнике, сравнивая с ответом. Оценивают свою работу | Личностные : стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. Метапредметные: выдвигают гипотезы, извлекают необходимую информацию из ответов, систематизируют знания. Планируют необходимые действия, работают по плану Предметные: развитие умений правильно употреблять числительные в устной речи, определяют синтаксическую роль числительных в предложении | Создать проблемную ситуацию, раскрыть сущность знакомых и новых понятий, усвоить способы учебной и умственной деятельности. формирование умения составлять высказывания об изученном. |
V. Закрепление. | Работа по рядам – эстафета «Кто правильнее и быстрее?» (коллективная, групповая). Самостоятельная работа (индивидуально). Оценивание своей работы по заданным критериям (на слайде): нет ошибок - «5», 1 ошибка - «4», 2 ошибки - «3», больше 3 ошибок- «2» | Организует и контролирует ход эстафеты, предлагает выполнить самостоятельную работу и оценить её. | Каждый выполняет на доске задания (на слайде): исправляют ошибки, записывают предложения в исправленном виде, подчеркивают числительные как члены предложения. Списывают начало текста о пионерах-героях (в скобках даны цифры, которые должны записать словами), исправляя ошибки, указывают разряды числительных, определяют их синтаксическую роль ( текст на слайде). Проверяют и оценивают самостоятельную работу | Личностные: стремятся к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность, самостоятельность; имеют мотивацию к учебной деятельности Метапредметные: осуществляют операции анализа, синтеза для решения учебной задачи; прогнозируют результат своей деятельности; устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересуются чужим мнением и высказывают свое собственное Предметные: определяют синтаксическую роль числительных в предложении; повторяют особенности склонений числительных; совершенствуют навыки правописания имен числительных. | Закрепление знаний путем исправления ошибок и выполнения самостоятельной работы |
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Мини-тест. (индивидуально, коллективно при обсуждении и коррекции ошибок). Оценивание своей работы по заданным критериям (на слайде): нет ошибок - «5», 1 ошибка - «4», 2 ошибки - «3», больше 3 ошибок- «2» | Предлагает выполнить тест и проверить правильность выполнения работы по образцу (на слайде), организует обсуждение допущенных ошибок и их коррекцию. | Выполняют тест, проверяют, обсуждают допущенные ошибки. | Личностные: способность к самооценке; выражать положительное отношение к процессу познания; оценивать собственную учебную деятельность: выявлять причины неудач. Метапредметные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, используют правило контроля в ре Коммуникативные: умеют выражать свои мысли; аргументировать своё мнение шении учебной задачи Предметные: определяют синтаксическую роль числительных в предложении; повторяют особенности склонений числительных; | Обобщить полученные знания, правильно выполнить предложенный тест. |
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении | Поисковая работа о подвигах пионеров-Героев СССР. (фото героев на слайдах) Задание: продолжить рассказ о них, начатый на уроке. Использовать числительные, указать разряды числительных, определить их синтаксическую роль. | Вызывает интерес к домашней работе в ходе беседы: - Кто заметил, какой темой были объединены некоторые примеры на уроке? - Пять несовершеннолетних бойцов Великой Отечественной были удостоены высшей награды - звание Героев СССР. Они погибли во имя нашего с вами будущего…так и оставшись в учебниках и книжках детьми и подростками. Они были истинными патриотами своей Родины и доказали это делом. Этих героев знали поименно все советские школьники. С сегодняшнего дня вы тоже знаете их имена. Стимулирует творческий подход к выполнению домашнего задания. | Поиск информации, составление текста, определение синтаксической роли и разряда числительных, | Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявлять самостоятельность, инициативу, ответственность. Метапредметные: составляют план действий с учетом конечного результата. используют правило контроля в решении учебной задачи; читают, извлекая нужную информацию Предметные: выясняют синтаксическую роль числительных в предложении; повторят разряды количественных числительных; совершенствуют навыки правописания имен числительных. | Выполнение домашнего задания |
VIII. Рефлексия | Беседа (фронтально) | Ведет беседу по выявлению рефлексии урока, определяет трудности для дальнейшей коррекционной работы, выставление итоговых отметок за урок с комментированием. | Объективно оценивают работу на протяжении всего урока, стараются определить затруднения, подсчитывают свои отметки (среднее арифметическое) в оценочном листе | Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. Метапредметные: оценивают деятельность на уроке, критически осмысливают затруднения, планируют работу по их исправлению | Выявить эффективность проведенного урока, определить эмоциональное состояние учащихся после урока |
Конспект урока по теме: Синтаксическая роль числительных в предложении.
I. Оргмомент. Приветствие
- Здравствуйте. Поприветствуем наших гостей, поделимся своим хорошим настроением со всеми. Ведь у нас сегодня праздник – открытый урок, поэтому к нам пришли гости – наши очень симпатичные и добрые учителя. Пусть они на нашем уроке получат только положительные эмоции, а нам предстоит серьёзная работа.
-У каждого из вас на столе лежит лист достижений, в котором вы будете ставить себе оценки по пятибалльной системе за каждый вид работы, в конце выведете средний балл. Критерии оценок будут показаны на слайдах.
II. Актуализация знаний.
А) Орфографическая разминка «Весёлая задачка». Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки; решите задачу, ответ запишите словами.
Кот Матроскин открыл в П(п)ростоквашино молочную ферму и купил пять тысяч(?) трист.. восем..десят коров. Сколькими коровами обзавёлся Матроскин?
- Оцените свою работу в листах достижений: нет ошибок – «5», 1 ошибка-«4», 2 ошибки –«3», больше 3 ошибок- «2». Б) Графический диктант.
- А что вы знаете об имени числительном как части речи? На этот вопрос мы ответим в виде записи знаков «+», если утверждение верное и «- «, если неверно.
1. Числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов и порядок при счёте. +,
2. Примером числительных могут быть такие слова, как двойка, тройка, пятерня. -,
3. Все числительные можно разделить на две группы: количественные и собирательные. -,
4. Простые числительные состоят из одного слова. Например, пятнадцать, пятьдесят. -,
5. Числительные от 5до 30 склоняются по образцу существительных 3 склонения. +,
6. Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам. +
- Взаимопроверка. Оцените друг друга: нет ошибок – «5», 1 ошибка-«4», 2-3 ошибки –«3», больше 4 ошибок- «2».
III. Мотивация учебной деятельности. Определение темы, постановка цели и задач урока.
Учитель выполняет на доске частичный разбор предложения « 22 июня 1941 года фашисты вероломно напали на нашу страну.»
- Что я делаю?
- Соотнесите эту запись с темой урока. Как будет звучать сегодняшняя тема?
- У кого есть желание до конца выполнить разбор предложения?
- Итак, запишем тему сегодняшнего урока: Синтаксическая роль числительных в предложении.
- Что значит «синтаксическая роль»?
- Какие цели поставим перед собой?
- Что нужно знать и уметь?
IV. Первичное усвоение новых знаний
- Открытие нового материала.
- Сегодня на уроке мы должны определить роль числительных в предложении. Для этого поработаем в парах.
Работа в паре: распределите между собой задания или предложения и докажите своё мнение:
1: Определить синтаксическую роль числительного. Является ли числительное в сочетании с существительным одним членом предложения?
Пять пионеров в годы Великой Отечественной войны заслужили звание Героев Советского Союза.
2: Определить синтаксическую роль числительного и его разряд.
1. Дважды два – четыре. 2. Нужно решить 2 задачи.3. В 8 часов я иду в школу. 4. Мне нравится число «пять».
3: Определить синтаксическую роль числительного и его разряд.
- Двадцать третьего февраля - День защитника Отечества. 2. Я была вторая в очереди. . 3. В 1972 году о подвиге Саши Чекалина был снят советский кинофильм "Пятнадцатая весна".
Дети определяют роль числительных и его разряд, формулируют правило.
- Какие числительные по разряду попались? Докажите.
- Работа с учебником.
Читают правила в учебнике, сравнивая с ответом. Оценивают свою работу
Физкультминутка: если я назову порядковое числительное – руки в сторону, а
количественное – наклоны в стороны:
два, восьмой, три, сотый, одиннадцать, одна вторая, тринадцатый, одна тысяча, тысяча девятьсот первый, миллион, двенадцатый, двое, сто, второй, десятый
V. Закрепление.
1. Работа по рядам – эстафета «Кто правильнее и быстрее?» (ученики выполняют на доске)
Карточка №1.
Исправьте ошибки, запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните числительные как члены предложения.
1. Из семьсот пятьдесят вычесть два.
2. Шестеро учениц отлично сдали экзамен.
3. Обеих братьев приняли в спортивную школу.
Карточка №2.
Исправьте ошибки, запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните числительные как члены предложения.
1. Трое подруг ехали в трамвае.
2. Стояли бидоны с девяностами литрами молока.
3. По обоим сторонам дороги возвышались горы.
2. Самостоятельная работа
Препишите начало текста о пионерах-героях (в скобках даны цифры, которые вы должны записать словами). Укажите разряды числительных, определите их синтаксическую роль.
В годы Великой Отечественной войны (5) несовершеннолетних бойцов были удостоены высшей награды - звания Героев СССР.
Валя Котик – юный пионер-герой. Последнее боевое задание выполнял на (5) день после своего Дня рождения. Ему исполнилось тогда (14) лет.
Марат Казей, закончил только (4) класса сельской школы. Когда ему шёл (13)год, он воевал наравне со взрослыми…
Проверка, оценивание
VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
- Мини-тест.
А теперь небольшой тест на проверку ваших знаний по теме урока
1. Каким членом предложения может быть числительное?
А) подлежащим и сказуемым
Б) второстепенным членом предложения
В) обстоятельством и дополнением
Г) любым членом предложения
2. Определите синтаксическую роль числительных в предложении: Лёня Голиков принял участие в 27 боевых операциях.
А) подлежащее;
Б) определение;
В) обстоятельство;
Г) дополнение
Д) сказуемое.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой:
А) В тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году был снят художественный фильм «Орлёнок», в котором прототипом главного героя стал юный партизан Валя Котик, Герой Советского Союза.
Б) Более семьдесят четырёх лет прошло со дня Победы над фашизмом.
В) Четвёртого февраля тысяча девятьсот сорок второго года Александру Чекалину было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Г) В тысяча девятьсот сорок втором году Зина Портнова стала членом подпольной организации "Юные мстители".
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
- Кто заметил, какой темой были объединены некоторые примеры на уроке?
- Пять несовершеннолетних бойцов Великой Отечественной были удостоены высшей награды - звание Героев СССР. Они погибли во имя нашего с вами будущего…так и оставшись в учебниках и книжках детьми и подростками. Они были истинными патриотами своей Родины и доказали это делом. Этих героев знали поименно все советские школьники. С сегодняшнего дня вы тоже знаете их имена. (фото героев на слайдах) Дома вам предстоит поисковая работа о подвигах пионеров-Героев СССР. И вы продолжите рассказ о них, начатый на уроке. Используйте числительные. Грамматическое задание то же самое: указать разряды числительных, определить их синтаксическую роль.
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
- Что нового вы открыли на уроке?
- Что осталось непонятным??
- О чем вы расскажете родителям?
-Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь листом достижений.
Оценивают результаты своей работы (среднее арифметическое)
Приложения
Работа в паре: распределите между собой задания и докажите своё мнение:
1. Определить синтаксическую роль числительного. 2. Является ли числительное в сочетании с существительным одним членом предложения?
Пять пионеров в годы Великой Отечественной войны заслужили звание Героев Советского Союза.
Работа в паре: распределите между собой предложения и докажите своё мнение.
2: Определить синтаксическую роль числительного и его разряд.
1. Дважды два – четыре.
2. Нужно решить 2 задачи.
3. В 8 часов я иду в школу.
4. Мне нравится число «пять».
Работа в паре: распределите между собой предложения и докажите своё мнение.
3: Определить синтаксическую роль числительного и его разряд.
1. Двадцать третье февраля - День защитника Отечества.
2. Я была вторая в очереди.
3. В 1972 году о подвиге Саши Чекалина был снят советский кинофильм "Пятнадцатая весна".
Работа по рядам.
Карточка №1.
Исправьте ошибки, запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните числительные как члены предложения.
- Из семьсот пятьдесят вычесть два.
- Шестеро учениц отлично сдали экзамен.
- Обеих братьев приняли в спортивную школу.
Работа по рядам.
Карточка №2.
Исправьте ошибки, запишите предложения в исправленном виде. Подчеркните числительные как члены предложения.
- Трое подруг ехали в трамвае.
- Стояли бидоны с девяностами литрами молока.
- По обоим сторонам дороги тянулся густой лес.
Самостоятельная работа
Письменно расскажите о пионерах-героях (в скобках даны цифры, которые вы должны записать словами). Укажите разряды числительных, определите их синтаксическую роль.
В годы Великой Отечественной войны (5) несовершеннолетних бойцов были удостоены высшей награды - звания Героев СССР.
Валя Котик – юный пионер-герой. Последнее боевое задание выполнял на (5) день после своего дня рождения. Ему исполнилось тогда (14) лет.
Марат Казей, закончил только (4) класса сельской школы. Когда ему шёл (13)год, он воевал наравне со взрослыми…
Мини-тест.
1. Каким членом предложения может быть числительное?
А) подлежащим и сказуемым
Б) второстепенным членом предложения
В) обстоятельством и дополнением
Г) любым членом предложения
2. Определите синтаксическую роль числительных в предложении: Лёня Голиков принял участие в 27 боевых операциях.
А) подлежащее;
Б) определение;
В) обстоятельство;
Г) дополнение
Д) сказуемое.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой:
А) В тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году был снят художественный фильм «Орлёнок», в котором прототипом главного героя стал юный партизан Валя Котик, Герой Советского Союза.
Б) Более семьдесят четырёх лет прошло со дня Победы над фашизмом.
В) Четвёртого февраля тысяча девятьсот сорок второго года Александру Чекалину было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Г) В тысяча девятьсот сорок втором году Зина Портнова стала членом подпольной организации "Юные мстители".
4. Уверены ли вы, что полностью усвоили тему " Синтаксическая роль числительных в предложении."?
А) полностью уверен
Б) уверен
В) не очень уверен
Г) не уверен
Д) абсолютно не уверен
Лист достижений.
№ | Вид работы | Балл |
1 | «Весёлая задачка» | |
2 | Графический диктант | |
3 | Эстафета «Кто правильнее и быстрее?» | |
4 | Самостоятельная работа. | |
5 | Мини-тест. | |
Средний балл |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к интегрированному уроку(математика-русский язык)
Интегрированный урок русского языка и математики 5 класс - путешесткие на остров....
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...
Конспект урока по русскому языку 6 класс «Исконно русские и заимствованные слова»
Конспект по теме "Исконно русские и заимствованные слова" для урока русского языка в 6 классе....