Обучающая презентация - памятка по составлению плана сочинения
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
данная презентация рассказывает о всех нюансах сотавления простого и сложного плана сочинения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
подсказки для составления плана сочинения | 444 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Секрет. Если вы хотите написать хорошую работу, необходим план. Ведь сочинение без плана хаотично, не продумано, мысль "бродит по кругу". Значит, нужно научиться правильно, грамотно оформить план. А это не так просто.
Главное правило!!!!! Составить план сочинения - значит разбить его на фрагменты (части текста), мысленно выделив основные этапы пути, по которым будет развиваться ваша мысль. Каждый такой фрагмент - это микротекст. Каждый микротекст будет соответствовать пункту плана. А вместе – это части одного целого!
План – это логическая схема текста. В плане мы пользуемся обычно краткими формулировками. План небольшого рассказа может выглядеть примерно так: 1.Неудачное утро 2. Встреча Васи и Серёжи. 3. Рассказ Серёжи 4. Так где же кот? 5. Пропажа найдена! Такой план называется иногда тематическим , каждый его пункт – название темы.
Простой план Состоит из перечня основных пунктов , в которых отражено то, что говорящий скажет, а пишущий напишет. Такой план может быть тематическим, в этом случае все пункты плана представлены назывными предложениями (существительные) или вопросительными предложениями
Но что нужно для составления плана? Мы читаем текст. И привычно делим его на важные смысловые части. Для этого мы можем воспользоваться так называемыми микротекстами – абзацами, о которых мы уже говорили. Однако иногда нам приходится объединять несколько абзацев по смыслу, чтобы получилась более крупная смысловая единица. И потом мы даём каждой части заглавие . Это то же самое, что озаглавить текст – мы выделяем для этого самое главное в части. Нужно примерно обобщить всю информацию, которая даётся в этой части текста. И выразить в паре слов.
Пример простого (тематического) плана. В нём мы просто отобразили основные пункты того, что мы собираемся сказать или написать. Описание моего кота. План. Кот у нас дома. Описание кота, его внешность. Привычки кота. Наш кот лучший!
Запомним! В качестве названия в план выносятся, как правило, не отдельные слова и не предложения , а развёрнутые словосочетания. Отдельные слова - слишком "узки", конкретны, главную мысль или тему ими передать довольно трудно. Но и сложные предложения не подходят , потому что представляют уже законченную, завершённую мысль. Всё, что хотели сказать, - сказано.
Но для «взрослых» сочинений простой план не подходит! Любое сочинение состоит из трёх частей. Вступление. Основная часть (включающая несколько подпунктов). Заключение. Но сами слова "вступление", "основная часть", "заключение" не являются названиями пунктов плана. Они не должны быть прописаны в плане. Вступление, как правило, намечает основную мысль, задаёт тон всей работе, вводит в круг рассматриваемых проблем. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.
Сложный план. Представляет собой более совершенную систему , которая достаточно полно отражает работу автора над текстом и дает читателю ясное преставление о логике и композиции работы. В сложном плане практически каждый пункт имеет подпункты, в которых тема раскрывается более детально.
Сложный план даёт представление о логике и композиции текста . Почти каждый пункт имеет подпункты , в которых тема раскрывается детально. Например, в первом пункте мы можем указать признаки кота. И историю котов как домашних животных. Описание кота получит такие подпункты: внешние признаки и внутреннее строение. А в привычках мы можем указать, например, мурчание, вражду с пылесосом и любые другие важные для нас пункты.
Образец сложного плана. I. Кот — интересное животное. II. Занимательные привычки Барсика. 1. Особенности в поведении при игре: 1.1. кот — футболист; 1.2. раб шуршащих пакетов; 1.3. Барсик и коробки. 2. Любимая еда моего кота. 3. «Вредные» привычки пушистого друга: 3.1. диван вместо когтеточки; 3.2. любовь к маминым цветам на подоконнике; 3.3. Барсик и вражда с пылесосом. III. Мой кот — мой лучший «антидепрессант».
Возможные ошибки. Найдёте? I. Кот — интересное животное. II. Занимательные привычки Барсика. 1. Особенности в поведении при игре: 1.1. кот и пакеты; 1.2. Барсик и бессоница; 1.3. Барсик и его игрушки. 2. Любимая еда моего кота. 3. «Вредные» привычки пушистого друга: 3.1. играет с любимой едой; 3.2. сон на подоконнике; 3.3. мурчание. III. Мой кот — самое интересное животное.
А вот проводить этап составления плана можно до или после сбора материала. Бывает, что ученик выбрал тему, обозначил границы и сформулировал главную идею, а о чем писать — не представляет. Тогда лучше сначала собрать материал, а потом составить план. Главное, чтобы составление плана не проходило уже после написания сочинения.
Пробуем составить простой и сложный план про… Вашу школу!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка по составлению отчетных документов педагога дополнительного образования
Памятка по составлению отчетных документов педагога дополнительного образования...
Обучающая презентация "Работа над сочинением".
Презентация предназначена для обучения написанию сочинения вообще и для подготовке к предстоящему выпускному сочинению (тематическое направление - Спор поколений: вместе и врозь"....
Памятка по составлению адаптированной рабочей программы для учащихся с ЗПР (инклюзия)
В памятке указаны некоторые рекомендации по составлению адаптированной образовательной программы по общеобразовательным предметам для детей с особыми образовательными потребностями (в данном случае дл...
Памятка по составлению генеалогического древа
Данная памятка составлена в виде буклета и предназначена в помощь для учащихся, которые являются активистами краеведческого объединения "Родники". Она помогает им вести работу над созданием ...
Обучение составлению рассказа-описания с помощью наглядной схемы на материале лексических тем: «Овощи», «Фрукты» с использованием обучающей презентации.
Конспект подгруппового занятия для детей старшей логопедической группы с диагнозом «ОНР», «ФФНР»....
Памятка по составлению бизнес-плана
Основные этапы составления бизнес-плана для студенческого проекта...
Памятка по составлению логопедического представления на ребенка школьного возраста.
В памятке приведены варианты формулировок для составления логопедического представления. Так же представлены формулировки логопедических заключений для учащихся общеобразовательных классов, для учащих...